Значение темы: процесс изучения темы направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1; ОК-5; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-7; ОПК-9; ПК-5.
Цель занятия: после изучения темы студент должен:
Знать: Зн. 1, Зн. 2, Зн. 3, Зн. 4, Зн. 5, Зн. 6, Зн. 7, Зн. 8, Зн. 9.
Уметь: Ум. 1, Ум. 2, Ум. 3, Ум. 4, Ум. 5; Ум. 6, Ум. 7, Ум. 8, Ум. 9.
Владеть: Вл. 1.
Основные фундаментальные положения
Гормоны – регуляторы продукции или активности ферментов – образуются в специализированных клетках, тканях и органах и воздействуют на течение обменных процессов in situ или дистантно.
В зависимости от природы их разделяют на ряд групп, отличающихся по механизмам действия.
При большом разнообразии структуры гормонов, их эффект реализуется всегда через изменение скорости образования или активности ферментов.
Гормоны отличаются значительной специфичностью эффекта, обусловленной наличием в клетках специфических гормональных рецепторов.
Гипоталамус – высший центр гормональной иерархии.
Большинство гормонов гипофиза имеют тропность к периферическим эндокринным железам.
Эпифиз – центр регуляции биоритмологических процессов.
Вопросы для изучения темы
1. Соподчиненность регуляторных систем. Гормоны как особый вид сигнальных молекул.
2. Клетки-мишени и клеточные рецепторы гормонов.
3. Основные механизмы регуляции метаболизма: через изменение активности ферментов, через ускорение биосинтеза ферментов, через изменение проницаемости клеточных мембран.
4. Понятие об APUD-системе.
5. Классификация гормонов. Общая схема гормональной регуляции.
6. Гипоталамус – как орган, где осуществляется передача сигнала с языка нервной системы на язык эндокринной. Гормоны гипоталамуса: либерины и статины. Вазопрессин, окситоцин.
7. Гормоны передней и средней доли гипофиза: биологические эффекты.
8. Гормоны эпифиза.
Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. Современные методы исследования гормонального статуса в клинико-диагностических лабораториях.
2. Гормональные исследования в диагностике врожденных и наследственных заболеваний.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте фразу, убрав лишнее: «Гормоны поступают с пищей, образуются в процессах переваривания белков, образуются в железах внутренней секреции или одельно рассредоточенных клетках, выделяются в кровоток, лимфу или межклеточное пространство, всасываются в тонком кишечнике и оказывают активирующее угнетающее регуляторное воздействие на метаболизм клетки».
2. «Для гормонов характерны: дистантность действия; действие только в месте продукции; эффективность только в месте выделения в кровоток; замедленная скорость образования; высокая скорость образования и инактивации, малая скорость инактивации; инактивация в месте образования; высокая биологическая активность; воздействие на химические реакции за счет образования комплексов с субстратами; только прямое влияние на ферменты; роль передатчика информации от нервной системы к клеткам».
3. Гормоноподобные вещества отличаются от гормонов тем, что (выбрать):
а) они образуются вне специализированных органов;
б) действуют на расстоянии от места образования;
в) образуются в гипофизе.
4. Название гормона отражает:
а) место образования;
б) химическую природу;
в) функцию;
г) пути выведения.
5. Классификация гормонов основана на:
а) химической природе;
б) пространственной организации;
в) локализации эффекта;
г) месте образования;
д) механизме действия.
6. Избирательность действия гормонов на орган или ткань обусловлена:
а) структурой гормонов;
б) их растворимостью;
в) молекулярной массой;
г) наличием в клетках специфических рецепторов;
д) внешним видом;
е) размерами и устройством клеток.
7. Механизмы действия гормонов обусловлены:
а) структурой клеточной мембраны;
б) местом в клетке, где происходит передача информации;
в) состоянием билипидного слоя;
г) качеством принятой перед сном пищи.
8. Механизмы действия гормонов:
а) ядерно-митохондриальный;
б) рибосомальный;
в) мембранный;
г) мембранно-внутриклеточный;
д) лизосомальный;
е) цитозольно-ядерный;
ж) кальканео-окципитальный.
10. Какой механизм действия гормонов на клетку характеризуется наличием вторичного посредника (учитывая, что сам гормон является первичным посредником между нервной системой и клеткой)?
11. Вспомните виды вторичных посредников.
12. Скорость сигнального (гормонального) воздействия, управляемого через аденилатциклазную систему, зависит от соотношения между скоростью продукции ______ и скоростью их ______.
13. Накопление циклических нуклеотидов изменяет активность фермента по следующей цепочке (продолжите):
1.цАМФ (или цГМФ) активирует киназы; ® 2; ® 3.
14. Влияние циклических нуклеотидов прерывается за счет их разрушения ферментами ______, которые отщепляют остаток фосфорной кислоты в цАМФ (цГМФ) и в фосфопротеинах.
15. Передача гормонального сигнала по мембранно-внутриклеточному механизму происходит в целом по следующей схеме (замените цифры выражениями):
1. Гормон связывается с рецептором; ® 2; ® 3; ® 4; ® 5 ® 6.
16. Механизмы действия гормонов через инозитолтрифосфат и диацилглицерол (как вторичных мессенджеров).
17. Посредник действия гормона – кальций. Назовите последовательно этапы, через которые осуществляется эффект гормона на ферменты.
18.Против названий регуляторных гормонов гипоталамуса впишите названия гормонов, продукцию которых они регулируют:
Гормон гипоталамуса | Регулируемый гормон / аббревиатура |
Кортиколиберин Тиролиберин Люлиберин Фоллиберин Соматолиберин Пролактолиберин Пролактостатин Меланолиберин Меланостатин | Адренокортикотропный гормон / АКТГ |
19. Органы-мишени тиреотропина:
а) паращитовидная железа;
б) trochanter major;
в) надпочечники;
г) щитовидная железа;
д) почки;
е) жировая ткань.
20. Какие процессы в клетках щитовидной железы контролирует тиреотропин?
21. Назовите механизм, по которому реализуется эффект тиреотропина и вторичный посредник его действия.
22. Мишени АКТГ – ______, продукция гормона активируется ______, ограничивается ______ по принципу ______, вторичный посредник гормона - ______.
23. Активатор образования ФСГ – ______, ингибитор – ______, мишени – ______ у самок и ______ – у самцов.
24. Чем проявляется эффект ФСГ у самок и у самцов?
25. Выберите верное: продукция ЛГ активируется соматолиберином, люлиберином, АКТГ; мишень ЛГ у самок – зрелый фолликул, яйцеклетка, незрелый фолликул, processus mastoideus; мишень ЛГ у самцов – клетки Лейдига, эпителия семявыносящих канальцев, хрящ ушной раковины.
26. Мишень пролактина – молочая железа, где гормон стимулирует ______, и жировая ткань, где гормон стимулирует ______. Гормон тормозит овуляцию и лютеинизацию, лимитируя действие ______.
27. Хорионический гонадотропин образуется в ______ и действует подобно ______.
28. .Продукция гормона роста контролируется ______ и ______.
29. Какими путями реализуется эффект гормона роста в разных тканях?
30. Назовите мишени, на которые гормон роста действует непосредственно, и мишени, на которые гормон действует через соматомедины.
31. Назовите гормоны аденогипофиза, контролирующие липолиз.
32. Перечислите гормоны нейрогипофиза.
33. Перечислите мишени вазопрессина.
34. Как реализуется антидиуретический эффект вазопрессина?
35. Назовите мишени окситоцина, выделите основной орган-мишень.
36. Назовите тип реализации эффекта вазопрессина и окситоцина.
37. Опишите биологическую роль мелатонина, место продукции и предшественника.
Ситуационные задачи
1. Какой гормон обладает анаболическим действием, повышая уровень биосинтеза белков, ДНК, РНК и гликогена:
а) вазопрессин;
б) гистамин;
в) серотонин;
г) соматотропин;
д) тиреотропин?
2. Проанализируйте клинический случай. У мужчины 23 лет при проведении хирургической операции по удалению опухоли из верхнего отдела передней доли гипофиза был затронут перешеек задней доли гипофиза. В послеоперационном периоде функции задней доли гипофиза нормализовались, однако у пациента наблюдалась полиурия. Чем это можно объяснить?
3. Как изменится активность обменных процессов при избыточном введении тиреотропного гормона животному с удаленной щитовидной железой?
4. Какие изменения вызовет введение АКТГ животному с удаленными надпочечниками?
5. Из представленных предложений выберите правильные:
а) соматолиберин стимулирует секрецию гормона роста;
б) вазопрессин обладает антидиуретическим действием, стимулируя обратный ток воды через мембраны дистальных канальцев почек, обладает прессорным эффектом;
в) гонадотропные гормоны регулируют секрецию пищеварительных ферментов и соляной кислоты;
г) окситоцин – мощный антидиуретический фактор, не влияет на мускулатуру матки;
д) тиреотропин – гормон аденогипофиза, гликопротеид, контролирует развитие щитовидной железы и экскрецию в кровь тиреоидных гормонов.
6. Какие гормоны являются производными холестерола:
а) пролактостатин;
б) эстриол;
в) эстрадиол;
г) пролактин;
д) андростерон?
9. Почему у больных при длительном лечении глюкокортикостероидами может развиться гипокортицизм? Приведите схемы, отражающие механизм регуляции синтеза и секреции глюкокортикостероидов.
10. Турист в степной местности в жаркий день долго не мог найти источник питьевой воды. Наконец он добрался до поселка и утолил жажду. Как изменится водно-солевой баланс после утоления жажды? Напишите схему процессов, объясняющих возникновение жажды; укажите гормоны, регулирующие водно-солевой баланс, и механизм их действия.
12. Пациенту с явлениями гипофизарного нанизма (карликовость) проводится лечение соматотропином. Через некоторое время у него появились признаки сахарного диабета. Имеется ли связь с проведенным лечением?
13. Больная обратилась в клинику с жалобами на сухость во рту, жажду, обильное и частое мочеиспускание, слабость, нарушение сна, похудание. Для какого заболевания характерны эти симптомы? Какие лабораторные исследования необходимо провести для уточнения диагноза и оценки состояния?
14. При гипофизарной карликовости наблюдается склонность к гипогликемическому состоянию, а при гигантизме и акромегалии толерантность к сахарной нагрузке, как правило, снижена. Объясните, почему это происходит?
Лабораторная работа
1. Определение в плазме крови и моче показателей функционального состояния гормональной системы организма.
Тема №19
Дата: 2019-03-05, просмотров: 484.