Повысить квалификацию по данному направлению можно:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

http://spcdom.ru/education/integrativnyy-podkhod-v-konsultirovanii-72-ch/

 

Рекомендуемая литература:

1. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования /Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №1, 1994.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.

3. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. проф. А.В.Петровского. изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1976.

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.

5. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии.1988. № 3.

6. Макшанов СИ., Хрящев Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., 1993, 1996.

7. Манова-Томова B.C., Пиръев Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологи­ческая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

8. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуации в социально-психологическом тренинге. Киров, 1994.

9. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.

10. Мархалин B.C., Пехенский В.М. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии // Творческий процесс и ху­дожественное восприятие. Л., 1978.

11. Матейова 3. и др. Музыкотерапия при заикании. Киев, 1984.

 

 

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

 

Методы психодиагностики.

 

Общее представление о методах практической психодиагностики.

В самом общем смысле под методами понимается широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется "техникой". Метод следует отличать от методик. Методика - это конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Под методами психодиагностики понимаются приемы оценки индивидуальных психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив.

Основания и критерии классификации психодиагностических методов.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику (психологу) выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов, с одной стороны - с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны - с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Наиболее общими критериями, по которым можно разделить методы практической психодиагностики на отдельные группы, являются:

А) Тип применяемых в методике тестовых задач:

- опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым);

- утверждающие (употребляются некоторые суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие);

- продуктивные (применяется тот или иной вид собственной творческой активности испытуемого: вербальной, образной, материальной);

- действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии);

- физиологические (диагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

Б) По адресату тестового материала:

- сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого);

- бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека).

В) По форме представления тестового материала:

- бланковые (представляют тестовый материал в письменной форме, либо в форме рисунков, схем и т.п.);

- технические (презентируют материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства);

- сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

Г) По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов:

- объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого);

- субъективные (данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого).

Д) По критерию наличия тестовых норм: имеющие и не имеющие подобные нормы.

Е) По внутренней структуре:

- мономерные (диагностируется и оценивается единственное качество или свойство);

- многомерные (предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств).

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и экспертные (малоформализованные, клинические).

Методы психодиагностики должны удовлетворять следующим требованиям.

Стандартизированные (тесты):

а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам) Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью;

Экспертные:

а) инструкция по применению конкретного метода (методики) снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б) инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту;

г) пользователи - разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

Психосоматика.

 «Скажи мне свой симптом, и я скажу, кто ты».

Термин психосоматика был предложен еще в 1818 году. Психосоматика позволяет посмотреть на болезнь с другой стороны: не только с точки зрения физического расстройства, но и со стороны психологического расстройства. Последнее зачастую и является фактором, провоцирующим психосоматическое заболевание, которое находит проявление в наиболее уязвимом органе. Психосоматика- это телесное проявление психологических проблем. Потому что любая болезнь- это язык тела, его ответ на наши эмоции, которые являются не только реакциями на события жизни, но ответ нашим негативным мыслям. Важно осознавать, что любая эмоция находит свое отражение как на мышечном напряжении, так и на клеточном уровне. Вот почему негативные мысли и чувства действуют разрушающе на наш организм, они порождают такие эмоции как гнев, стыд, страх, уныние, чувство обиды, непринятия жизни или окружающих. Это сильнейшие эмоции, их влияние бесследно не проходят, особенно когда они были подавлены, не высказаны. Если не произошел самоанализ, ситуация была не отпущена, обида не прощена, выход этого психологического напряжения будет осуществлен через болезнь.

Все процессы саморегуляции происходят на бессознательном уровне, поэтому мы не думаем, как мы дышим, как стучит наше сердце. Поэтому, когда мы произносим негативные установки относительно своего организма, это воспринимается как команда подсознанию, которое делает все, чтобы этот приказ осуществить. Вот почему нельзя произносить такие фразы, как «надоело все». Вот такая вроде бы безобидная фраза, воспринимается нашим подсознанием как команда к самоликвидации…Существует много фраз-разрушителей, которые следует убрать из своего лексикона, иначе разрушительная энергия которых может подорвать даже самое крепкое здоровье. Вот некоторые из них: надоело до тошноты, всю плешь проели, я уже голову сломал и др. Все начинается с мысли. Поэтому важно быть внимательным к своим мыслям. Все, о чем мы думаем, что чувствуем не проходит бесследно в нашей жизни.

У каждого из нас в жизни наверняка были ситуации, когда что-то болит. И что мы обычно делаем в этом случае? Пьем таблетку, бежим к врачу, и, если ситуация повторяется, мы действуем точно также.

Психосоматика позволяет посмотреть на симптомы болезни под другим углом, заглянуть в глубь и понять, что же на самом деле является причиной недуга. Болезнь- это язык тела, ваше тело таким образом пытается вам что-то донести, обратить внимание, что вы делаете что-то не так в своей жизни, вредите самому себе. Это сигнал, чтобы вы остановились, задумались, что-то поменяли, проработали, стали мудрее. Ведь в жизни нет ничего случайного. Но такой путь все-таки требует мужества духа, склонности к рефлексии и самоанализу. Иначе при современной медицине можно найти массу способов сказать своему организму «заткнись».

Причины психосоматических заболеваний различны.

· Конфликт. Он может быть связан с человеком, с ситуацией, с самим собой (сам на себя злишься, испытываешь чувство вины), конфликт принятия решения (я этого хочу, но боюсь), по религиозным причинам, т.е. подавленный аффект (я этого хочу, но моя мораль мне этого не позволяет, поэтому я это подавляю). При конфликте болезнь может служить защитным механизмом.

· Язык тела. Когда в выражении своих негативных эмоций используем язык тела, например, я его не перевариваю. В итоге, постоянное повторение таких фраз может вызвать проблемы с пищеварительной системой. Как бы сами на себя наговариваем.

· Условная выгода заболевания. Например, болезнь может служить способом получения внимания и заботы, когда в здоровом состоянии человек их не дополучает.

· Опыт прошлого. Ситуация из прошлого оставила сильный отпечаток в душе, в теле.

· Идентификация. Проникнувшись болезнью другого, чрезмерно сочувствуя, можно перенести эти симптомы на себя.

· Внушение болезни. Когда кто-то со стороны, особенно если это значимый человек в вашей жизни, пытается внушить вам, что у вас что-то болит. Особенно этому внушению поддаются дети, когда мать, не осознавая своих слов, закладывает программу болезни своему ребенку.

· Самонаказание. Здесь проходит красной нитью тема вины, когда человек чувствует себя виноватым во всем. Причиной такого рода вины может быть, когда родитель обвиняет своего ребенка или он ощущает, что был вовсе нежеланным.

Виды психосоматических расстройств.

· Психосоматические реакции, то есть кратковременные изменения со стороны различных систем организма. Симптомами могут служить: учащенный пульс, повышенное давление, проблемы с дыханием, мышечная слабость, частные мочеиспускания.

· Функционально - невротические расстройства. Симптомы болезни органов есть, но при этом по факту сами органы могут абсолютно здоровы, другими словами это понтонные боли. Чаще всего это касается таких органов, как сердце, желудок, кишечник.

· Соматоформные. Это также один из видов мнимых болезней, вызванных мнительностью субъекта по отношению к своему организму. Симптомами могут служить- вялость тела.

· Конверсионные расстройства. В них проявляется личность больного. Симптомы могут быть как рвота, так и зуд. Бессознательная демонстрация симптомов, оснований для которых нет.

· Классические психосоматические болезни. К ним относятся: язвенные болезни, гипертония, бронхиальная астма, язвенный коалит, заболевания, связанные с щитовидной железой.

В чем заключается связь болезни и психосоматики? Связующим звеном между психикой и соматикой выступает страх. Психосоматическая болезнь -это следствие. Чувство страха трансформируется в болезнь, которая в следствии вызывает психосоматические симптомы.

Заболевание - это демонстрация переживания. А сверхактуальное переживание запускает процесс формирования психосоматических симптомов. О чем могут говорить боли в органах? Например, боли в голове свидетельствуют о непринятии какой-то конкретной ситуации или жизни в целом. Проблемы с желудком - о не переваривании чего-то или кого-то в своей жизни, с сердцем - о неумении любить, нежелании открыть свое сердце.

Для психосоматической личности характерны определенные черты. Такие как ущемленность, однобокое восприятие жизни, обостренные чувства, такую личность очень легко ранить. Ей не хватает гибкости, так как иерархия ценностей, целей, потребностей искажена и ограничена. Такая личность тесно привязана к внешнему миру и не склонна к самоанализу, саморефлексии.

Психосоматика – это метод, не наука.

План:

1. Причины психосоматических болезней

2. Психосоматический взгляд на болезнь

3. Виды психосоматических расстройств

4. Возникновение психосоматических расстройств

5. Психосоматическая личность

Слабая нервная система – это признак очень большой интуиции.

Вопросы психосаматики обсуждаются со времен Аристотеля и Гиппократа. Тело человека следует рассматривать в целом и во взаимосвязи, нельзя делить на части. В здоровом теле здоровый дух.

Сомо – тело, психо – душа.

Психика не видна, проявляется через тело. Проблемы тела являются реакцией нашей психики. Болезнь – это симптом. Нужно искать причину. Что мне сигнализирует болезнь? К чему это? Болезнь приходит к человеку неспроста, на что мне это, «Спасай меня, человек, спасайся сам» - говорит тело своему хозяину. Парадокс, но болезнь следует принять, как благо. Она заставляет человека остановиться в своём беге и суете и задуматься над ответом на вопросы: Кто ты, куда ты, зачем ты?

Вопрос к клиенту: «Как давно болеете?» Существуют генетические заболевания (по роду, в частности, депрессия передается по наследству).

Метод Гештальт-терапии – это решение вопроса здесь и сейчас, локальный момент.

Люди не всем могут управлять, в частности, своей физиологической потребностью, а также привязанности в тепле, в эмоциях, в любви и т.п. нужно проговаривать.

Люди, которые не жалуются, страдают болезнями сердца и гипертонией.

Болезни ЖКТ характерны для людей, которые не переваривают нечто, не могут пережить ментальную энергетическую пищу. Образуется симптом, происходит выход психической энергии. Чтобы избавиться от болезней ЖКТ, следует менять сценарий жизни. Организм, тело никогда не обманывает человека. Что ты не можешь пережить?

Без дыхания человек может прожить совсем чуть. Дыхание имеет грандиозное значение для продолжения жизни человека. Психосоматические фобии – паника. Нужно успокоиться в первую очередь, снять тревожность, а значит, восстановить нормальное дыхание. Прием: вдох на счет 4 – задержка дыхания на счет 6 – выдох на счет 8. Дышать, не поднимая плеч, дышать животом.

Психосаматика –это темное проявление психологических проблем. Напряжение и тревога разрушает наш организм, телом управляет головной мозг. И все процессы саморегуляции проходят на бессознательном уровне. Мы не замечаем, как дышим, сердцебиение и свое артериальное давление, но это напрямую зависит от наших эмоциональных переживаний. Все наши эмоции и переживания находятся в нашем теле. Любая эмоция имеет свое отражение как на уровне мышечного расслабления или напряжения, так и на клеточном уровне.

Рак – это грибковое заболевание. Означает, что что-то человек не пережил в своей жизни. В мире имеется лекарство от этой болезни. Любые опухоли - это локальные обиды. Обиды нужно отпускать, прощать, хотя это и очень трудно. Но с точки зрения себя – это выгодно. Медицина дорого стоит.

Чувства – это естественная реакция. Как человек реагирует на мир, такой посыл и получает человек обратно.

Здоровый человек – это чувства, желания, эмоции. Если ничего не хочет, то это саморазрушение.

Болезнь – это страх жизни. Что нам несет болезнь? Сигналы нашего тела – это ответ на наши эмоции, которые возникают у нас не только как реакция на события в жизни и ответ нашим мыслям.

Болезнь вен, ног – это боязнь двигаться, боязнь контактов. Надо научиться идти на компромиссы.

Плохие эмоции «я плохой, у меня все плохо», из-за этого идет сигнал к телу и тело заболевает. Все болезни от головы.

Проблемы с горлом означают «не хочу разговаривать с кем-то».

Следует задуматься и осознать: «Почему я, через темные проблемы, что я скрываю, душа дает знать, сигнал; причина - гнев, страх, стыд, обида, уныние». Нужно переформатировать свою плохую эмоцию в хорошую.

Наш мир дуалистичный, т.е. это противоположности, крайности.

Тело говорит на своем языке. Болезнь – это язык тела.

Что человек подавляет в себе, почему он испытывает страх?

Болезнь, как остановка, чтобы человек получил возможность передохнуть и подумать.

Надо осознавать свое время проживания, ведь жизнь конечна.

Это выбор человека: человек выбирает путь болеть, а не путь жить.

Например, бабушки – профессоры, которые преподают в ВУЗах и ездят с лекциями по всей стране, не болеют, им некогда.

Нужно осознавать свои эмоции и чувства, не бояться проговаривать свои эмоции вслух («мне не нравится то, что ты мне сейчас говоришь»), лучше открыть рот и гаркнуть, чем затаить в себе; лучшее упражнение – это или «стряхнуть рюкзак с плеч», или запеть, или принять 50 гр коньку.

Пение помогает человеку, освобождает горловой механизм.

Нужно учиться уходить от конфликта, без вступления в конфликт.

Как в Айкидо: в этой борьбе не сопротивление, а главное суметь схитрить, поддаться и в итоге перекинуть через себя.

Одна из техник: ты соглашаешься, но тут же ответный удар.

Человеку следует обязательно заниматься физкультурой.

Например, в плавании существует йогитическое дыхание, выдох в воду. При стиле брасом происходит раскачка дыхания, увеличивается стрессоустойчивость. Во время вдоха происходит самое большое поступление кислорода, что ведет к обновлению клеток, обновлению кожи, раскачке метаболизма, укреплению нервной системы.

Йоги считают, что человеку отведено определенное количество вдохов. Без дыхания человек не может жить более 1 минуты. Дыхание – это все для человека.

Дыхание замедляется только на выдохе.

Очень полезна быстрая ходьба - улучшает метаболизм, ведет к избавлению от лишнего веса, стабилизирует сердцебиение.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 280.