Причины психосоматических заболеваний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация причин по Лесли Икрон, психолог.

1. Конфликт. Может быть с человеком, с ситуацией, с самим собой. Злиться на себя, ругать себя, конфликт принятия решений – «хочу, но не могу»; «боюсь и запрещаю себе хотеть»; воздействие морали, религиозные убеждения, внутриличностный конфликт. По Фрейду, подавленный аффект – это когда человек хочет, но мораль не позволяет. Запущенный механизм ведет к конверсии, это психосоматика как спасение, происходит переключение внимания на болезнь. Правда, в кавычках…. Получается соматический дистресс, психологическая травма. Вот, кстати, перелом чего-либо – это проявление конфликта.

2. Язык тела. Человеку необходимо строго следить за своим языком, речью, не употреблять такие фразы, как «язык не повернется сказать», «я его не перевариваю» и т.п. Как хвалиться не надо здоровьем, так и каркать не нужно на себя. Следует следить за симптомами, уважать их. Произносить установку и слова для произнесения вслух:«Мы справимся с этим!».

3. Условная выгода. Пример, ребенок не хочет идти в школу, наутро заболевает. Повышенное артериальное давление – это скрытый гнев, сильно подавленные эмоции, в таком случае человеку нужно выговориться. Одна из версий утверждает, что в таком случае «Ты сам себя заводишь». Существует факт вторичной выгоды. Допустим, в семье мама всегда болеет, поэтому маму волновать нельзя.

Кстати, в семье функция матери – утешение, а функция отца – оценка.

Если человек не хочет идти на нелюбимую работу, то случается или спотыкается, или вообще может сломать ногу.

4. Опыт прошлого. Определенная память из детства человека, конкретное убеждение, которе взяли в свой багаж и несем по жизни, например, «у нас это генетическое заболевание». А слова матери в таком случае – это просто диагноз. Если мать принимает и любит своего ребенка любого, то это счастливые дети и люди. Счастье – это состояние души. Успешные и счастливые – это разные понятия.

5. Идентификация – это принятие чужой роли на себя, например, в случае, если болеет в семье любимый человек, взять болезнь на себя. Сочувствовать нужно аккуратно, не надо влезать в трагедию другого. «Я тебе очень сочувствую», - это правильная фраза в ответ на жалобы собеседника. «Я так переживаю за тебя», - это неправильная фраза на жалобы собеседника. Надо знать, что заболевания заразны. Не надо за собой тянуть чужие проблемы. Известен факт, что хирурги не оперируют своих близких. Также близким нельзя консультировать по психологии. Не внушать и не делать переносов.

6. Внушение. Нельзя внушать, например, произносить такую фразу «Я вижу, у тебя что-то болит». Внушение-это надумывание, не нужно читать подробно про разные болезни. Человек испытывает в наши дни огромную усталость организма, живет в постоянном стрессе. Особенно тревожным людям стоит проверить надпочечники, которые отвечают за страх. Страх – это повышенный гормон по эндокринологии. Не нужно гнушаться успокоительными естественными (на травах) средствами, так как нервная система очень изнашивается, иммунная и лимфатическая системы также испытывают постоянный стресс, организму человека очень нужен отдых.

7. Самонаказание. Это тема вины. Человек во всем себя винит. Родился – уже виноват. Как нежелательная беременность. Не принимает себя, отсюда низкая стрессоустойчивость. В таких случаях ребенок начнет хулиганить, потому что он уверен, что он плохой, а значит он достоин наказания. Тема «я плохой» – это недолюбленный, не принятый ребенок. Если ребенок головой бьется об стену, значит, у него повышенное давление. На самом деле, дети – это воздаяние по силам твоим. Зачастую родители сами себя ругают, т.е. шлепнул ребенка, глядишь - заболела рука, трактовка мамы: «Это мне наказание». В работе со страхом человеку нужно сначала принять страх, затем сказать себе: «Страх - это не есть я. Страх отдельно, я отдельно». Ребенка бьют только по одной причине, что он не может дать сдачи. Но ребенок вырастет и ответит за все удары. Ребенка нужно уважать и принимать. Наказание должно быть заслуженным и ребенку нужно объяснять, за что его наказывают и почему. Внутреннего ребенка в себе нужно любить.  

 Если в жизни человека происходит цепь повторяющихся событий, то надо обратиться к себе: «Что со мной, для чего мне это надо?», нужен в=обратиться за помощью к психологу.

 

9.4. Психосоматическая личность и ее особенности.

Для всех психосоматических личностей характерно общее в той или иной степени:

- ущемленность – это обостренность чувства достоинства, как будто они раненые, уязвимые;

- сужение интересов, однообразность жизни;

- ограниченность и искажение иерархии ценностей, целей, потребностей, не хватает гибкости, не умеют приспосабливаться к жизни.

Характерные черты: истероидность, озлобленность, то есть человек очень подвержен и тесно привязан к окружающему миру, отдельно от своего бессознательного, капается только в теле, не склонен к рефлексии, отделены от многослойной личности (Фрейд, Эго, СуперЭГО), только материальное.

Алексетимия:

1. Своеобразное ограничение способности фантазировать.

2. Не способность выражать переживаемое чувство.

3. Высокая приспособленность к товарищеским отношениям, но здесь пустота отношений (беседа ни о чем, бессодержательно).

4. Неспособность к истинным отношениям (очень зависимы от партнера, я никакой, я с тобой), нет личностного роста, идентифицирует себя и партнера. Как правило, потеря партнера к большой болезни.

Рекомендуемая литература :

1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб, 2000.

2. Антонио М. «Психосоматика», ННБФ «Онтопсихология», 2009.

3. Бассин Ф. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968, гл. 3.

4. Дальке У. «Болезнь, как путь. Значение и предназначение болезней», Изд. Дом ИГ, 2004.

5. Зейгарник Б. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ. 1980.

6. Лоуэн А. «Депрессия и тело», Захаров, серия Психологическая коллекция, 2002

7. Малкина-Пых И.Г. «Психосоматика», М., Эксмо, 2008.

8. Марти П. «Ментализация и психосоматика», пер. Л.И. Фусу.

9. Николаева В., Арина Г. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности. МК памяти Лурия А. М., 1998.

10. Райх В. «Телесная терапия», New York, London, 1976, перевод М.П. Лапуша.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 126 с.

12. Соколова Е., Николаева В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.

13. Тхостов А. Психология телесности. М.: Смысл. 2002.

14. Франц А. «Психосоматическая медицина», Институт общегуманитарных исследований, серия Концепции психотерапии, 2006.

15. Шапиро Д. «Телоразум», АСТ, Астрель, 2004.

16. Швек Ж. «Психосоматический симптом глуп», Институт психологии и психоанализа совместно с ОПАИ, 2004-2016.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 316.