Её условно можно разделить на четыре этапа:
Первый этап – теоретический (1495-1783гг.);
Второй этап – испытательный (1783-1930гг.);
Третий этап – период развития (1930-1992гг.);
Четвертый этап – современный парашютный спорт (с 1992г. – по настоящее время).
Первый этап – теоретический (1495-1783гг.). На этом этапе проводится теоретический расчет и описание устройств, позволяющих безопасно приземлиться с любой высоты. В этот период из-за отсутствия летательных аппаратов (воздушных шаров, самолетов) предложенным устройствам практического применения не было.
Великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи, живший во второй половине XV – начале XVI века, в 1495 году, в одной из своих рукописей подробно описал устройство, предназначенное для безопасного спуска на землю с любой высоты.
Второй этап – испытательный (1783-1930гг.). Этот этап можно условно разделить на два периода: собственно испытательный (1783-1911гг. – разработка и испытание устройств, предотвращающих падение) и период внедрения парашютов в широкое применение среди авиаторов и военных (1911-1930гг.).
На этом этапе прыжки с парашютом выполняют единицы – это или показательные прыжки для развлечения публики (С. Ленорманн – 1783г., А. Гарнерен – 1797г., Э. Гарнерен – 1814г., Г. Латеман – 1890г., Древницкий С., Древницкий Ю., Древницкая О. – 1891-1910гг. и др.) или вынужденные прыжки с целью спасения жизни из терпящего аварию воздушного шара или самолета (Ж.-П. Бланшар – 1785г., М. Громов – 1927г. и др.).
В 1783 году во Франции, в городе Монпелье Себастьян Леннорман выполнил прыжок с крыши обсерватории с приспособлением, которое он назвал «parachute», что означало «parer» – предотвращать, «chute» – падение. Парашют Ленормана был неудобен – его было сложно прикреплять к корзине воздушного шара, и он не нашел широкого применения.
В 1785 году воздухоплаватель Жан Бланшар создал парашют с жестким каркасом. Купол парашюта напоминал зонт и подвешивался между оболочкой шара и корзиной. В одном из показательных полетов на высоте около 1000м лопнула оболочка шара, и Бланшар воспользовался сконструированным им парашютом, благополучно опустившись на землю вместе с гондолой.
Более удачную конструкцию парашюта разработал Андре-Жак Гарнерен, известный французский воздухоплаватель. Его парашют не имел жесткого каркаса и крепился к сетке шара, а гондола соединялась со стропами парашюта. 22 октября 1797 года Гарнерен совершил первый добровольный прыжок человека с воздушного шара.
В этот период парашютная подготовка и обучение в современном смысле этого слова отсутствовала. Все прыжки выполнялись на собственный страх и риск парашютиста, и основывались на личных размышлениях, расчетах, наблюдениях и опыте.
В декабре 1903 года братья Райт выполняют первый полет на самолете тяжелее воздуха. Летательные аппараты были ненадежны, часто терпели аварии, ведущие к гибели авиаторов, и эти обстоятельства заставили вернуться к вопросу создания средств спасения пилотов. Над созданием авиационного парашюта трудились французы Г. Вассер (1909г.), Эрвьэ (1912г.), Орс (1910 -1914гг.). Но конструкции предложенных парашютов были громоздкими, тяжелыми, неудобными, размещались непосредственно на летательном аппарате, и не нашли практического применения из-за своих недостатков.
Российский актер и изобретатель, Глеб Котельников первым понял, что авиационный парашют должен быть легким и размещаться на летчике. В 1911 году он разработал, изготовил, испытал и запатентовал конструкцию автономного шелкового ранцевого парашюта. Однако чиновники из военного ведомства не хотели признавать возможность спасения летчиков с помощью парашютов.
Высказывались опасения, что при раскрытии парашюта «могут оторваться руки и ноги», а летчики могут использовать возможность покинуть самолет, не вступая в воздушный бой с противником.
Тем не менее, Котельников продолжил работу над совершенствованием авиационного парашюта. Предложенный им в 1912-1924 годах принцип конструкции парашюта и ранца для его размещения, используется и в современных парашютных системах.
Пионером парашютизма в СССР считается летчик Л. Минов, который выполнил свой первый прыжок с парашютом в 1929 году в США, а затем вместе с Я. Мошковским организовал в стране подготовку инструкторского состава и спортсменов-парашютистов. И в 1929 году в Военно-Воздушных Силах СССР была создана служба для обучения летчиков технике применения парашютов.
Третий этап – период развития (1930-1992гг.). Развитие и внедрение новых технологий в парашютостроении, рост популярности парашютного спорта среди населения, появление и развитие новых дисциплин парашютного спорта.
В тридцатые годы идет бурное развитие парашютизма в ведущих авиационных странах мира – России, США, Германии и Франции. Совершенствуются спасательные парашюты для летчиков, парашюты для десантирования людей и выброски грузов в любых условиях. Человек осваивает длительные задержки в раскрытии парашюта и высотные прыжки с немедленным раскрытием парашюта. За десятилетие, с 30-го по 40-й год в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров.
В послевоенный период в СССР и США определились основные направления развития парашютизма. Идет активное совершенствование конструкций всех видов парашютов, методик их использования и методик обучения людей, поиск новых областей применения парашютов.
В 1936 году Международная авиационная федерация FAI (ФАИ), созданная в 1908 году, признала парашютизм как вид спорта и определила требования к парашютной деятельности.
С 1951 года начинают проводить Чемпионаты Мира по парашютному спорту. Возникает необходимость в совершенствовании системы отбора и подготовки парашютистов. Направления развития парашютизма, а с ними и систем парашютной подготовки были заложены в 30 годы прошлого столетия, и формировались под влиянием социального (государственного) строя стран, развивающих парашютизм.
Датой зарождения парашютизма в СССР считается 26 июня 1930 года. В этот день, под руководством Л. Минова на базе 11-й авиабригады в г.Воронеже были выполнены первые в СССР прыжки военных летчиков. Основной целью данного мероприятия был показ возможности использования парашютной техники для высадки войск в тылу противника. 2 августа 1930 года военные парашютисты полностью справились с поставленной задачей, и в составе Вооруженных Сил СССР появился новый род войск – десантные.
В СССР и в других странах социалистического лагеря государством была создана сеть авиационных клубов. Авиационная и парашютная техника, горючее и авиационные специалисты предоставлялись авиационным клубам государством.
Система подготовки начинающих парашютистов не претерпевала сильных изменений практически на протяжении 70 лет – всего лишь незначительно уменьшилось количество часов на изучение материальной части парашютов и на отработку на земле элементов прыжка с парашютом и совершенствовалась парашютная техника, с которой выполнялись прыжки.
В отличие от стран социалистического лагеря, в капиталистических странах и прежде всего в США, интенсивно развивается сеть частных аэроклубов, где люди, желающие прыгать, сами несут все расходы за прыжки. Выработались объективные юридические нормы взаимной ответственности парашютистов и клубов. Парашютизм стал развлечением, отдыхом, хобби. Развитие сети частных клубов способствовало зарождению новых дисциплин парашютного спорта, и прежде всего групповой парашютной акробатики.
В США в начале 70-х годов прошлого столетия многократный победитель соревнований по групповой парашютной акробатике Кен Колеман (Ken Coleman) разработал методику ускоренного (прогрессивного) обучения начинающих парашютистов в свободном падении (АFF - Accelerated Freefall Training). В это же время К. Колеман принимает участие в разработке первой студенческой парашютной системы в компании Strong Enterprises. После появления автоматических страхующих приборов и специального учебного парашютного снаряжения, в октябре 1981 года программа была официально утверждена и определен порядок подготовки и аттестации инструкторов АFF.
Четвертый этап – современный парашютный спорт (1992г. – по настоящее время). Сегодня парашютный спорт становится все более популярным и доступным для широких масс населения во всех уголках мира. Над обеспечением потребностей парашютизма работает огромная индустрия, применяются новейшие высокотехнологичные разработки в производстве снаряжения и оборудования, разрабатываются и совершенствуются методики обучения.
Новейшие разработки в изменении аэродинамического профиля парашюта-крыла, применение высокопрочных искусственных материалов значительно уменьшили вес и размер парашютных систем. Переход от 15-25 килограммовых систем к 6-10 килограммовым, расширил возможности парашютистов в выполнении акробатических фигур в воздухе, и послужил толчком к рождению артистических видов парашютного спорта – фрифлай (Free Fly), фристайл (Freestyle), скайсерфинг (Skyserfing).
Использование вертикальных аэродинамических труб в качестве тренажеров для тренировки парашютистов существенно расширило возможности в освоении навыков свободного падения. Впервые человек полетал в вертикальной аэродинамической в 1964 году на воздушной базе Райт-Паттерсон, Огайо, США. Широкое распространение трубы получили в конце 90-х годов. В настоящее время в России работает несколько таких тренажеров.
Основные дисциплины парашютного спорта
Классический парашютизм – индивидуальное двоеборье: точность приземления под куполом в цель размером 2 сантиметра и индивидуальный комплекс фигур в свободном падении. Парашютисты соревнуются во времени и точности выполнения комплекса. Классика - консервативный вид спорта. Не претерпевает серьезных изменений уже много лет. Требует отточенности мастерства и постоянства результатов. Этот вид спорта наиболее развит в странах, входивших в СССР и бывшего социалистического лагеря.
Групповая акробатика– самый массовый вид в парашютизме. Групповая акробатика одна из самых захватывающих и эмоциональных дисциплин. Она требует предельной концентрации и слаженных действий от каждого члена команды. Спортсмены соревнуются в количестве «построенных» фигур в горизонтальной плоскости за определенное время в командах из 2-х, 4-х, 6-и, 8-ми и 10-ти спортсменов. Кроме того, группы парашютистов строят в воздухе фигуры - «Большие формации».
Купольная акробатика – парашютисты соревнуются в построении и перестроении фигур из куполов. Соревнования происходят в командах из 2-х, 4-х и 8-ми спортсменов. Также как и в групповой акробатике, в купольной акробатике строятся рекордные формации. Весьма опасная, но в то же время одна из самых зрелищных дисциплин в парашютизме.
Фрифлай, фристайл– молодой вид парашютизма. Спортсмены соревнуются в выполнении различных фигур в свободном падении во всех плоскостях. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, мастерство воздушного оператора. Каждое движение выполняется в свободном падении с опорой только о воздух, что дает буквально безграничные возможности. Во время падения спортсмен выполняет сложнокоординированные движения, вращения в произвольных плоскостях и осях, в самых разнообразных позах.
Скайсерфинг – спортсмен прыгает с монолыжей, выполняя комплекс вращений. Ведь воздушный поток схож с потоком воды, так почему бы не воспользоваться чем-то похожим на доску для сёрфинга? Этот вид парашютного спорта требует очень точной координации движений и хорошо тренированного вестибулярного аппарата.
Свуп– пилотирование высокоскоростных куполов по упражнениям: скорость, точность и дальность. Это самая молодая, зрелищная и, наверное, самая экстремальная из всех дисциплин парашютного спорта, не прощающая ошибок. Пилот парашюта работает у самой земли. Свуп можно сравнить с выполнением фигур высшего пилотажа на малой высоте и очень высокой скорости. Скорость парашютиста при подходе к земле часто превышает 100 км/ч.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.