Макроэкономическое равновесие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Макроэкономическое равновесие - это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров, продукции, услуг и их распространение между членами общества сбалансировано.

Существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами их использования;

- совокупным предложением и совокупным спросом;

- материально-вещественными и финансовыми потоками общества.

Макроэкономическое равновесие не формируется при макроэкономическом анализе. Важнейшими агрегатами анализа являются:

· реальный объем производства, объединяющий равновесное количество товаров, продукции, услуг;

· уровень цен всей совокупности товаров, продукции и услуг.

Существуют совокупное предложение и совокупный спрос, которые определяют макроэкономическое равновесие.

2. Совокупный спрос.

Совокупный спрос - это тот объем реального национального производства, который может освоить макрорынок при данном уровне цен и при постоянной величине денежной массы у покупателя (домохозяйство, фирмы, государство, иностранный сектор).

 

AP
AQ
AD

 

 


AP - общий уровень цен.

AQ - общий объем производства. 

AD - совокупный спрос.

 

В структуре совокупного спроса выделяют:

1) спрос на потребительские товары и услуги;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) чистый экспорт (экспорт минус импорт).

 

Существует обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен. Зависимость определяется 3 факторами:

1. Эффект процентной ставки - с ростом цен, увеличивается спрос на деньги и происходит изменение в структуре совокупного дохода.

2. Эффект богатства - рост цен снижает реальную потребительскую способность накопления финансовых активов, делает ее владельца беднее, что приводит к снижению и изменение совокупного спроса.

3. Эффект импортных закупок - рост цен на товары внутри страны приводит к потреблению более дешевого импорта.

Ценовые факторы совокупного спроса:

- предложение денег и скорость их обращения;

- влияние на потребительские расходы домохозяйств (налоги, предпочтения, ожидания);

- воздействие на инвестиционные расходы фирм;

- государственная политика, определяющая факторы совокупного спроса.

 

Виды совокупного спроса:

- спрос всего населения на единичное благо;

- спрос на все блага, но на отдельном рынке;

- спрос на рынках труда;

- спрос на рынках капитала;

- спрос на рынках потребительских товаров и услуг.


Совокупное предложение.

Совокупное предложение - это тот объем реального национального производства, который может предложить макрорынок, при данном уровне цен и при постоянной величине денежной массы у потребителей.

AP
1
2
3
AQ

 

 


Совокупное предложение состоит из 3 частей:

1. Кейнсеанский отрезок - возникает, если фактическое изменение объема производства меньше его потенциально возможного изменения (экономика спада, кризиса).

2. Промежуточный отрезок - возникает, если прирост производства сопровождается ростом уровня цен. Ряд отраслей приближается к полному использованию отраслей, часто возникает частичный дефицит.

3. Классический отрезок - возникает, если экономика достигает полного объема производства.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

- влияние на производственные расходы;

- воздействие на инвестиционные проекты;

- государственная политика, определяющая государственные доходы;

- макроэкономическое равновесие и его динамика.

Равновесие возникает в экономике, когда существует сбалансированность между совокупным спросом и совокупным предложением. В рамках макроэкономического равновесия совокупный спрос - совокупный покупатель (потребитель), совокупное предложение - совокупный продавец (производитель). Равновесие между ними достигается путем взаимодействия совокупного предложения и совокупного спроса.

 

 

AP
AS
AD
AQ

 

 

 

 


AP - общий уровень цен.

AQ - общий объем производства. 

AS - совокупное предложение.

AD - совокупный спрос.

Основные условия макроэкономического равновесия:

1. Равенство совокупного спроса и предложения.

2. Незаинтересованность экономических субъектов в изменении параметров.

3. Невозможность сбоев в производстве и реализации.

          

 

Динамика совокупного спроса и предложения.

Поскольку кривая совокупного предложения состоит из 3 отрезков, существует 3 варианта.

                                            AS

AP
AQ
AD2
AD3
Е3
Е2
Е1
AD1

 

 


1. На участке изменения совокупного спроса (AD1), приводит к изменению равновесия, но при этом индекс цен остается прежним (результат такого изменения неполное использование ресурсов).

2. На восходящем участке - изменение совокупного спроса (AD2), приводит к росту цен и росту производства.

3. На классическом отрезке (AD3), приводит к росту цен, при этом производство остается прежним.

   




Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.