Макроэкономическое равновесие - это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров, продукции, услуг и их распространение между членами общества сбалансировано.
Существует совокупная пропорциональность между:
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства и результатами их использования;
- совокупным предложением и совокупным спросом;
- материально-вещественными и финансовыми потоками общества.
Макроэкономическое равновесие не формируется при макроэкономическом анализе. Важнейшими агрегатами анализа являются:
· реальный объем производства, объединяющий равновесное количество товаров, продукции, услуг;
· уровень цен всей совокупности товаров, продукции и услуг.
Существуют совокупное предложение и совокупный спрос, которые определяют макроэкономическое равновесие.
2. Совокупный спрос.
Совокупный спрос - это тот объем реального национального производства, который может освоить макрорынок при данном уровне цен и при постоянной величине денежной массы у покупателя (домохозяйство, фирмы, государство, иностранный сектор).
AP |
AQ |
AD |
AP - общий уровень цен.
AQ - общий объем производства.
AD - совокупный спрос.
В структуре совокупного спроса выделяют:
1) спрос на потребительские товары и услуги;
2) спрос на инвестиционные товары;
3) спрос на товары и услуги со стороны государства;
4) чистый экспорт (экспорт минус импорт).
Существует обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен. Зависимость определяется 3 факторами:
1. Эффект процентной ставки - с ростом цен, увеличивается спрос на деньги и происходит изменение в структуре совокупного дохода.
2. Эффект богатства - рост цен снижает реальную потребительскую способность накопления финансовых активов, делает ее владельца беднее, что приводит к снижению и изменение совокупного спроса.
3. Эффект импортных закупок - рост цен на товары внутри страны приводит к потреблению более дешевого импорта.
Ценовые факторы совокупного спроса:
- предложение денег и скорость их обращения;
- влияние на потребительские расходы домохозяйств (налоги, предпочтения, ожидания);
- воздействие на инвестиционные расходы фирм;
- государственная политика, определяющая факторы совокупного спроса.
Виды совокупного спроса:
- спрос всего населения на единичное благо;
- спрос на все блага, но на отдельном рынке;
- спрос на рынках труда;
- спрос на рынках капитала;
- спрос на рынках потребительских товаров и услуг.
Совокупное предложение.
Совокупное предложение - это тот объем реального национального производства, который может предложить макрорынок, при данном уровне цен и при постоянной величине денежной массы у потребителей.
AP |
1 |
2 |
3 |
AQ |
Совокупное предложение состоит из 3 частей:
1. Кейнсеанский отрезок - возникает, если фактическое изменение объема производства меньше его потенциально возможного изменения (экономика спада, кризиса).
2. Промежуточный отрезок - возникает, если прирост производства сопровождается ростом уровня цен. Ряд отраслей приближается к полному использованию отраслей, часто возникает частичный дефицит.
3. Классический отрезок - возникает, если экономика достигает полного объема производства.
К неценовым факторам совокупного предложения относятся:
- влияние на производственные расходы;
- воздействие на инвестиционные проекты;
- государственная политика, определяющая государственные доходы;
- макроэкономическое равновесие и его динамика.
Равновесие возникает в экономике, когда существует сбалансированность между совокупным спросом и совокупным предложением. В рамках макроэкономического равновесия совокупный спрос - совокупный покупатель (потребитель), совокупное предложение - совокупный продавец (производитель). Равновесие между ними достигается путем взаимодействия совокупного предложения и совокупного спроса.
AP |
AS |
AD |
AQ |
AP - общий уровень цен.
AQ - общий объем производства.
AS - совокупное предложение.
AD - совокупный спрос.
Основные условия макроэкономического равновесия:
1. Равенство совокупного спроса и предложения.
2. Незаинтересованность экономических субъектов в изменении параметров.
3. Невозможность сбоев в производстве и реализации.
Динамика совокупного спроса и предложения.
Поскольку кривая совокупного предложения состоит из 3 отрезков, существует 3 варианта.
AS
AP |
AQ |
AD2 |
AD3 |
Е3 |
Е2 |
Е1 |
AD1 |
1. На участке изменения совокупного спроса (AD1), приводит к изменению равновесия, но при этом индекс цен остается прежним (результат такого изменения неполное использование ресурсов).
2. На восходящем участке - изменение совокупного спроса (AD2), приводит к росту цен и росту производства.
3. На классическом отрезке (AD3), приводит к росту цен, при этом производство остается прежним.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.