Монополистическая конкуренция - это небольшое количество производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, благодаря чему у потребителя складывается неценовые предпочтения. На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована.
Характерные черты монополистической конкуренции:
1) множество мелких фирм, предлагающих разнородную продукцию;
2) дифференцирование товара (в чем-то универсального);
3) некоторый контроль, но довольно в узких рамках;
4) сравнительно легкие условия;
5) дифференциация;
6) нет ограничений.
Монополистическая конкуренция характеризует отрасли сферы обслуживания: банковские услуги, гостиницы, рестораны, кинотеатры. В производственных отраслях производство одежды, обуви.
Олигополия.
Олигополия - является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистическом рынке конкурируют несколько крупных производителей (продавцов).
Характерные черты олигополии:
1) несколько крупных фирм, производящих как однородную, так и дифференцированную продукцию;
2) однородная, дифференцированная продукция;
3) вход ограничен взаимной зависимостью;
4) наличие существенных препятствий;
5) неценовая конкуренция;
6) доступ довольно затруднен.
Характерная особенность олигополии зависимость поведения каждого производителя от реакции поведения конкурентов.
Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашения о дележе рынка (картельное соглашение).
Картельное соглашение - это сговор нескольких фирм, устанавливающих для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена, долю участника в общем объеме производства и сбыта.
Такое сотрудничество может проявиться через особую политику олиполистических фирм. Также существует динамика количества фирм:
1) монополия - 1 фирма;
2) дуополия - 2 фирмы;
3) олигополия от 2 до 12 фирм;
- тяжелая, жесткая олигополия от 2 до 5 фирм;
- средняя олигополия от до 5-8 фирм;
- легкая олигополия от 8 до 12 фирм;
4) монополистическая конкуренция от 12 до 22 фирм;
5) совершенная конкуренция от 22 и выше фирм.
Антимонопольная политика государства - это когда государство контролирует монополизацию рынка, т. е. стимулирует конкуренцию во всех типах рыночной структуры.
Тема 6. Деньги. Издержки.
Деньги.
Деньги - это экономический способ выражения ценности общественного блага.
Деньги выполняют 3 функции:
1. Средства обращения товаров и услуг:
а) приемлемость системы денежных знаков в качестве средства платежа;
б) при нарушении этой функции вступает товарообмен;
в) невозможность использования денег, которое вызывается инфляцией.
2. Мера стоимости (средства измерения ценовой реализации благ):
Измерение ценности благ происходит через его цену, т. е. количество денежных знаков, выражающих экономическую ценность блага.
Мера стоимости делится на:
- номинальную цену - это количество денег, которое требуется для данного блага, по сложившимся на данный момент рыночным ценам.
- реальную цену - это количество денег, которое потребовалось при оплате данного блага.
3. Средства накопления:
Необходимая для рыночной экономики функция, т.к. сбережения всегда превращаются в инвестиции. Деньги должны сохранять исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода.
Покупательская способность - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на денежную единицу в данный момент времени.
Денежные агрегаты.
Общество всегда интересует проблема ликвидности, которая непосредственно связана с макроэкономическими условиями.
Ликвидность - это способность любого реального актива выступать в роли средства платежа.
Ликвидность характеризует 3 свойства:
1) реальная возможность данного актива в качестве средства платежа;
2) скорость превращения надежного актива в средства оплаты;
3) способность актива сохранять первоначальную номинальную стоимость.
В пользу наличности склоняются 4 мотива:
1. Предпочтение ликвидности - это спрос на наличные деньги из-за их абсолютной ликвидности.
2. Транзакционный мотив - это предпочтение в пользу наличности из-за удобства использования в качестве платежа.
3. Мотив предосторожности - это хранение наличных денег, которое рассматривается как резерв покупательской способности на случай неожиданной ситуации.
4. Спекулятивный мотив - это когда субъект не рискует вкладывать наличные деньги в сомнительные операции из-за неопределенных действий.
Денежные агрегаты выглядят как:
М 1 = наличные деньги + банковские счета до востребования
М 2 = М 1 + крупные, срочные, средние сертификаты
М 3 = М 2 + крупные депозиты
М 4 = М 3 + ценные бумаги с длительным сроком погашения (были 18 месяцев)
Убывающая степень ликвидности.
Уравнение обмена М. Фишера.
Общество всегда интересует, какое количество денег необходимо для обслуживания товарооборота и как это количество влияет на экономику.
M * V = P * Q
где М - денежная масса, V - скорость обращение денежных единиц,
P - средний уровень цен, Q - общий объем производства.
Общество всегда интересует правая и левая часть.
Несоответствие левой и правой части приводит к инфляции.
Издержки.
Издержки производства - это денежные затраты на приобретение вводимых факторов производства.
Производство - это процесс использования ресурсов для создания общественного блага (товара, продукции, услуги).
Любое производство связано с использованием природных, материальных, трудовых и т.д. ресурсов, которые представляют собой факторы производства.
Издержки могут быть представлены двумя способами:
1) ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения;
2) ценность других благ, которые можно было получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений искания тех же ресурсов.
Альтернативные издержки делятся на:
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых платежей, поставщиков факторов производства.
Неявные издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащие собственникам факторов производства.
Существует система установления различия между явными и неявными издержками, под которой понимается понятие прибыль.
Экономическая прибыль = совокупный доход - явные издержки.
Нормальная прибыль = совокупный доход - валовые издержки.
Издержки производства делятся на:
Постоянные издержки (FC) - это величина издержек, которые не изменяются в краткосрочном периоде с изменением объема производства.
P |
VC |
FC
Q |
Переменные издержки (VC) - это величина издержек, которые изменяются в краткосрочном периоде с изменением объема производства.
Общие издержки (валовые издержки) (ТС) - это сумма постоянных и переменных издержек.
TC VC FC |
P
Q
Существует средние переменные издержки
AVC = VC ATC = TC MC = TC
Q Q Q
среднепеременные среднеобщие моженальные
предельные
Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Управление себестоимостью продукции - это планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий.
Различают следующие виды себестоимости:
Цеховая себестоимость - это затраты цеха, связанные с затратами на производство товаров, продукции, услуг.
Производственная себестоимость - это затраты связанные с общехозяйственными и общепроизводственными расходами.
Полная себестоимость - это затраты на производство и реализацию продукции, товаров, услуг, которые связанны с непроизводственными расходами.
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость:
Индивидуальная себестоимость - обуславливается условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимость - определяется как средние затраты на единицу продукции по отрасли.
Тема 7. Цена. Инфляция.
1. Понятие цены и ценообразование.
Цена - это денежное выражение стоимости товара.
Поскольку цена выражает общественную ценность товара, то она постоянно изменяется и находится в постоянном движении, цена определяет все товарно-денежные отношения. Свободное движение цен и есть система рыночной экономики.
Существует 2 метода ценообразования:
1. Рыночный метод - функционирует на основе взаимоотношения спроса и предложения.
2. Административный метод (командно-административный) - формируется под воздействием государственного регулирования.
Факторы, влияющие на уровни цен:
1) общий объем спроса и предложения, при котором формируется равновесная цена;
2) показатели эластичности;
3) зависимость от классификации и характера рынка;
4) государственное регулирование цен.
Формула цены:
Цена = С.С. + П.
С.С. - себестоимость.
П. - прибыль.
С.С = М.З. + Зн.О.Т. + А.О. + О.С.Ф. + П.З.
М.З. - материальные затраты.
Зн.О.Т. - затраты на оплату труда.
А.О. - амортизационные отчисления.
О.С.Ф. - отчисление в социальные фонды.
П.З. - прочие затраты.
Валовая прибыль – налоги = Чистая прибыль
Функции и система цен.
Цена выполняет следующие функции:
1. Информационная - ориентирует покупателя и продавца о своих действиях.
2. Стимулирующая - стимулирует передовые или высокотехнологические способы производства.
3. Распределительная - происходит через распределение доходов между членами общества.
4. Измерительная - выполняет взаимодействие при товарообороте.
5. Сбалансирование спроса и предложения.
Выделяют системы цен:
1. Рыночные цены - устанавливаются соглашением покупателя и продавца (спрос равен предложению).
2. Государственные цены - устанавливаются на предприятия монополистов, а также на базовые ресурсы и социально значимые товары. Государственные цены состоят из 2-х элементов:
1) фиксированные цены - жестко устанавливаемые правительством;
2) регулируемые цены - цены, устанавливаемые при изменении экономической конъюнктуры.
3. Мировые цены - цены, применяемые в отношениях между странами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.