Монополистическая конкуренция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Монополистическая конкуренция - это небольшое количество производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, благодаря чему у потребителя складывается неценовые предпочтения. На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована.

 

Характерные черты монополистической конкуренции:

1) множество мелких фирм, предлагающих разнородную продукцию;

2) дифференцирование товара (в чем-то универсального);

3) некоторый контроль, но довольно в узких рамках;

4) сравнительно легкие условия;

5) дифференциация;

6) нет ограничений.

Монополистическая конкуренция характеризует отрасли сферы обслуживания: банковские услуги, гостиницы, рестораны, кинотеатры. В производственных отраслях производство одежды, обуви.

     

Олигополия.

Олигополия - является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистическом рынке конкурируют несколько крупных производителей (продавцов).

                     Характерные черты олигополии:

1) несколько крупных фирм, производящих как однородную, так и дифференцированную продукцию;

2) однородная, дифференцированная продукция;

3) вход ограничен взаимной зависимостью;

4) наличие существенных препятствий;

5) неценовая конкуренция;

6) доступ довольно затруднен.

Характерная особенность олигополии зависимость поведения каждого производителя от реакции поведения конкурентов.

Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашения о дележе рынка (картельное соглашение).  

Картельное соглашение - это сговор нескольких фирм, устанавливающих для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена, долю участника в общем объеме производства и сбыта.

Такое сотрудничество может проявиться через особую политику олиполистических фирм. Также существует динамика количества фирм:

1) монополия - 1 фирма;

2) дуополия - 2 фирмы;

3) олигополия от 2 до 12 фирм;

- тяжелая, жесткая олигополия от 2 до 5 фирм;

- средняя олигополия от до 5-8 фирм;

- легкая олигополия от 8 до 12 фирм;

4) монополистическая конкуренция от 12 до 22 фирм;

5) совершенная конкуренция от 22 и выше фирм.

Антимонопольная политика государства - это когда государство контролирует монополизацию рынка, т. е. стимулирует конкуренцию во всех типах рыночной структуры.

              

Тема 6. Деньги. Издержки.

Деньги.

Деньги - это экономический способ выражения ценности общественного блага.

Деньги выполняют 3 функции:

1. Средства обращения товаров и услуг:

а) приемлемость системы денежных знаков в качестве средства платежа;

б) при нарушении этой функции вступает товарообмен;

в) невозможность использования денег, которое вызывается инфляцией.

2. Мера стоимости (средства измерения ценовой реализации благ):

Измерение ценности благ происходит через его цену, т. е. количество денежных знаков, выражающих экономическую ценность блага.

Мера стоимости делится на:

- номинальную цену - это количество денег, которое требуется для данного блага, по сложившимся на данный момент рыночным ценам.

- реальную цену - это количество денег, которое потребовалось при оплате данного блага.

3. Средства накопления:

Необходимая для рыночной экономики функция, т.к. сбережения всегда превращаются в инвестиции. Деньги должны сохранять исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода.

Покупательская способность - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на денежную единицу в данный момент времени.

Денежные агрегаты.

Общество всегда интересует проблема ликвидности, которая непосредственно связана с макроэкономическими условиями.

Ликвидность - это способность любого реального актива выступать в роли средства платежа.

Ликвидность характеризует 3 свойства:

1) реальная возможность данного актива в качестве средства платежа;

2) скорость превращения надежного актива в средства оплаты;

3) способность актива сохранять первоначальную номинальную стоимость.

В пользу наличности склоняются 4 мотива:

1. Предпочтение ликвидности - это спрос на наличные деньги из-за их абсолютной ликвидности.

2. Транзакционный мотив - это предпочтение в пользу наличности из-за удобства использования в качестве платежа.

3. Мотив предосторожности - это хранение наличных денег, которое рассматривается как резерв покупательской способности на случай неожиданной ситуации.

4. Спекулятивный мотив - это когда субъект не рискует вкладывать наличные деньги в сомнительные операции из-за неопределенных действий.

Денежные агрегаты выглядят как:

М 1 = наличные деньги + банковские счета до востребования

 


М 2 = М 1 + крупные, срочные, средние сертификаты

 


М 3 = М 2 + крупные депозиты

 

М 4 = М 3 + ценные бумаги с длительным сроком погашения (были 18 месяцев)

 


Убывающая степень ликвидности.

 




Уравнение обмена М. Фишера.

Общество всегда интересует, какое количество денег необходимо для обслуживания товарооборота и как это количество влияет на экономику.

 

M * V = P * Q

где М - денежная масса, V - скорость обращение денежных единиц,

P  - средний уровень цен, Q - общий объем производства.

 

Общество всегда интересует правая и левая часть.

Несоответствие левой и правой части приводит к инфляции.

 

Издержки.

 Издержки производства - это денежные затраты на приобретение вводимых факторов производства.

 Производство - это процесс использования ресурсов для создания общественного блага (товара, продукции, услуги).

Любое производство связано с использованием природных, материальных, трудовых и т.д. ресурсов, которые представляют собой факторы производства.

Издержки могут быть представлены двумя способами:

1) ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения;

2) ценность других благ, которые можно было получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений искания тех же ресурсов.

Альтернативные издержки делятся на:

Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых платежей, поставщиков факторов производства.

Неявные издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащие собственникам факторов производства.

Существует система установления различия между явными и неявными издержками, под которой понимается понятие прибыль.

Экономическая прибыль = совокупный доход - явные издержки.

Нормальная прибыль = совокупный доход - валовые издержки.

Издержки производства делятся на:

Постоянные издержки (FC) - это величина издержек, которые не изменяются в краткосрочном периоде с изменением объема производства.

 

P


VC
Р

 

 


                                           FC

    

 

 


Q
                                             Q

Переменные издержки (VC) - это величина издержек, которые изменяются в краткосрочном периоде с изменением объема производства.

Общие издержки (валовые издержки) (ТС) - это сумма постоянных и переменных издержек.

TC   VC   FC
FC + VC = TC

 


P

 


                                          Q

 

Существует средние переменные издержки

 

AVC = VC ATC = TC MC = TC

         Q               Q              Q  

среднепеременные среднеобщие         моженальные

                                                             предельные

 

Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

Управление себестоимостью продукции - это планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий.

Различают следующие виды себестоимости:

Цеховая себестоимость - это затраты цеха, связанные с затратами на производство товаров, продукции, услуг.

Производственная себестоимость - это затраты связанные с общехозяйственными и общепроизводственными расходами.

Полная себестоимость - это затраты на производство и реализацию продукции, товаров, услуг, которые связанны с непроизводственными расходами.

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость:

Индивидуальная себестоимость - обуславливается условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость - определяется как средние затраты на единицу продукции по отрасли.






Тема 7. Цена. Инфляция.

1. Понятие цены и ценообразование.

 

Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Поскольку цена выражает общественную ценность товара, то она постоянно изменяется и находится в постоянном движении, цена определяет все товарно-денежные отношения. Свободное движение цен и есть система рыночной экономики.

Существует 2 метода ценообразования:

1. Рыночный метод - функционирует на основе взаимоотношения спроса и предложения.

2. Административный метод (командно-административный) - формируется под воздействием государственного регулирования.

                       Факторы, влияющие на уровни цен:

1) общий объем спроса и предложения, при котором формируется равновесная цена;

2) показатели эластичности;

3) зависимость от классификации и характера рынка;

4) государственное регулирование цен.

                                     

Формула цены:

Цена = С.С. + П.

С.С. - себестоимость.

П. - прибыль.

 

С.С = М.З. + Зн.О.Т. + А.О. + О.С.Ф. +  П.З.

М.З. - материальные затраты.

Зн.О.Т. - затраты на оплату труда.

А.О. - амортизационные отчисления.

О.С.Ф. - отчисление в социальные фонды.

П.З. - прочие затраты.

Валовая прибыль – налоги = Чистая прибыль

Функции и система цен.

Цена выполняет следующие функции:

1. Информационная - ориентирует покупателя и продавца о своих действиях.

2. Стимулирующая - стимулирует передовые или высокотехнологические способы производства.

3. Распределительная - происходит через распределение доходов между членами общества.

4. Измерительная - выполняет взаимодействие при товарообороте.

5. Сбалансирование спроса и предложения.

                                

Выделяют системы цен:

1. Рыночные цены - устанавливаются соглашением покупателя и продавца (спрос равен предложению).

2. Государственные цены - устанавливаются на предприятия монополистов, а также на базовые ресурсы и социально значимые товары. Государственные цены состоят из 2-х элементов:

1) фиксированные цены - жестко устанавливаемые правительством;

2) регулируемые цены - цены, устанавливаемые при изменении экономической конъюнктуры.

3. Мировые цены - цены, применяемые в отношениях между странами.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.