Лекции по предмету: «Экономика»
Тема 1. Предмет и метод экономической науки.
Предмет и метод экономической науки.
Экономика - это наука, которая изучает взаимодействие людей в поиске эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворение материальных потребностей общества.
Экономическая наука, это особая сфера общественных отношений, которая функционирует и развивается по собственным законам.
Главное значение экономики состоит в создании богатства, способное удовлетворять материальные потребности в обществе.
Предмет экономической науки:
Экономическая наука рассматривается как: наука о богатстве; о денежных сделках и отношениях связанных с ними; об отношениях при производстве, распределении, обмене, потреблении материальных благ; об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров, продукции, услуг и распределение их между членами общества.
Методы экономической науки:
1. Метод индукции - выведение теоретических положений и принципов из фактов.
2. Метод дедукции - обратное движение от теории к фактам.
3. Метод абстракции - связан с абстракцией существующих действий, событий.
4. Метод анализа - анализ действий, событий.
5. Метод синтеза - соединение аналитических действий и событий.
Структура экономической науки:
1. Функциональная структура - это менеджмент, маркетинг, бух.учет, аудит, финансы, денежное обращение, кредит, статистика.
2. Отраслевая структура - это экономика природопользования, экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства.
Ресурсы и факторы производства.
Ресурсы - это совокупность всех социальных, духовных, природных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, продукции, услуг.
Ресурсы делятся на группы:
1 . Природные ресурсы - это потенциально пригодные для применения на производстве, естественные вещества, которые делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
2. Материальные ресурсы - это созданные человеком средства производства.
3. Финансовые ресурсы - это денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
4. Трудовые ресурсы - это население в трудоспособном возрасте.
Трудовые ресурсы оценивают по направлениям:
- социально-демографическому;
- квалификационному;
- культурно-образовательному.
5. Информационные ресурсы - это средства массовых информаций.
6. Интеллектуальные ресурсы - это интеллект человека.
Факторы производства:
1 . Земля - все природные ресурсы, которые используются в производстве.
2 . Капитал - объединяет материальные и финансовые ресурсы производства.
3 . Труд - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства.
4 . Предпринимательство - деятельность, которая осуществляется экономическими субъектами для получения прибыли.
Ресурсы | Факторы | Доход |
Природные | Земля | Рента |
Материальные | Капитал | Процент |
Финансовые | ||
Трудовые | Труд | Зарплата |
Информационные | Предпринимательство | Прибыль |
Интеллектуальные |
Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов.
Абсолютная ограниченность ресурсов - это недостаточность ресурсов производства для одновременного удовлетворения всех потребностей (хлеб, молоко, соль), всех членов общества.
Относительная ограниченность ресурсов - это удовлетворение избранных (определённых) потребностей для которых ресурсов достаточно (золото).
При попытке одновременного удовлетворения всех потребностей мы наталкиваемся на абсолютную ограниченность ресурсов, но если сузим круг потребностей, то ограниченность становится относительной, и мы наталкиваемся на относительную ограниченность ресурсов.
Тема 2. Рыночная система.
Рыночная конъюнктура.
Рыночная конъюнктура - это временная ситуация характеризующая состояние производства и потребление в определенный период времени.
Показатели рыночной конъюнктуры:
1. Динамика общественного производства.
2. Величина товарных запасов.
3. Движение цен, процентов, курса ценных бумаг.
4. Изменение уровня прибыли, зарплаты, издержек производства.
5. Соотношение между численностью занятых и безработных.
Факторы конъюнктуры:
1. Циклические факторы - связаны с необходимостью периодически обновлять капитал.
а) краткосрочные циклы (до 1 года);
б) среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
в) долгосрочные (от 5 лет и выше).
2. Нециклические факторы - связаны с НТП.
3. Случайные факторы - связаны с быстро переходящими изменениями (мода, болезни, война, стихии и т.д.).
Улучшение экономической конъюнктуры добиваются несколькими способами:
1) регулирование масштабов инвестиций;
2) изменение условий и масштабов госзаказов;
3) пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;
4) регулирование величины денежных сбережений население.
Рыночная инфраструктура.
Рыночная инфраструктура - это совокупность специальных рыночных учреждений (институтов), которые функционируют в обществе. Она включает: банковскую систему, биржевую систему, страховые компании, аудиторские компании, юридические конторы, информационные центры, оптовые и розничные торговые предприятия и все предприятия, которые создают в обществе услуги.
Главными институтами рыночной инфраструктруры являются коммерческие банки и фондовые биржи. Масштаб реальной инфраструкруры определяются совокупностью эффективности производства.
Неотъемлимой частью рыночной экономики является ее многосекторность:
1) государственный сектор;
2) корпоративный сектор;
3) сектор кооперативных предприятий;
4) индивидуальный сектор;
5) смешанный сектор.
Тема 3. Спрос. Предложение.
Кривая безразличия.
Потребительский выбор оптимального набора товаров осуществляется в соответствии с желанием покупателей (потребителей), со вкусами и предпочтениями и возможностями покупателей (потребителей), определяемые размерами их доходами.
Инструментами анализа является кривая безразличия и бюджетная линия.
Y
Х
График 1. Кривая безразличия.
Покупатель покупает 2 товара Х и Y, имеются такие количественные сочетание этих товаров, которые приносят потребителю одинаковую степень удовлетворения его потребностей в его товарах Y и Х, т. е. потребителю безразлично какой из них выбирать. Отказ от некоторого количества товаров Х компенсируется получением альтернативного товара Y в большом количестве.
Кривая безразличия может пройти через любую точку в графическом пространстве, и мы получаем карту кривых безразличия.
B2 |
B0 |
B1 |
Х
График 2. Карта кривых безразличия.
Кривая, расположенная выше первоначальной B0 (B1, B2) демонстрирует большую полезность для потребителя.
Кривая, расположенная ниже первоначальной B2 (B1, B0) соответствует меньшей общей полезности.
Каждая кривая соответствует различной величине общей полезности.
Потребительское равновесие.
Для того чтобы определить равновесное положение потребителя на рынке необходимо совместить карту кривых безразличия и бюджетную линию.
Бюджетная линия обязательно коснется одной из кривых безразличия.
C |
F |
A D |
Х
График 4. Потребительское равновесие.
Потребительское равновесие достигается в точке C, потому что бюджетная линия соприкасается с кривой безразличия, наиболее высокой по полезности из достижимых. В этой ситуации потребитель в состоянии купить 4 единицы Х и 6 единиц Y, израсходовав полностью имеющиеся денежные средства. В точке потребительского равновесия совпадают возможности потребления с его желанием максимизировать полезность при ограниченной величине денежного дохода.
Точка A и D также будут доступны потребителю, однако при его доходе принесет ему меньшую степень удовлетворения, т.к. расположены на более низкой по полезности кривой безразличия.
Точка F отражает более высокую степень полезности в отличие от A и D, но при данном уровне бюджета и цен на товары, потребитель не может ее достичь.
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует несколько достаточно мелких покупателей и продавцов одинакового товара и поэтому не один из них не в состоянии влиять на цену товаров, продукции, услуги. Здесь цена определяется путем взаимодействия спроса и предложения, согласно рыночным законам.
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что не один их них не имеет большей информацией о рынке, чем остальные.
Характерные черты типов рыночных структур:
1) количество фирм;
2) тип продукта;
3) контроль над ценой;
4) вступление в отрасль;
5) неценовая конкуренция;
6) доступность информации.
Характерные черты совершенной конкуренции:
1) в совершенной конкуренции множество мелких фирм, предлагающих однородный продукт;
2) однородный продукт (товар, услугу);
3) отсутствие контроля над ценой;
4) очень легкие условия, препятствия отсутствуют;
5) отсутствует неценовая конкуренция;
6) нет ограничений.
Производитель осуществляет постоянную борьбу за покупателя на рынке, т. е. предлагая более высокое качество товара (конкурентоспособный товар) формируя рыночные цены.
Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта.
Конкуренция создает у производителя постоянное разнообразие товаров, продукции, услуг для завоевания рынка.
Монополия.
Монополия - является полной противоположностью совершенной конкуренции, здесь существует только один продавец (производитель), причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии, производитель способен полностью контролировать объем товара что позволяет ему выбирать любую цену из возможных, в соответствии с желанием покупателя.
Характерные черты монополии:
1) одна фирма является единственным производителем товара, продукции, услуг;
2) продукт уникальный, нет близких заменителей;
3) полный контроль;
4) входа почти нет, непреодолимые барьеры;
5) связь фирмы с общественными организациями;
6) доступ отсутствует.
К монополии относится подтип монополии - это естественная монополия. К естественной монополии относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие природные ресурсы (Газпром, РЖД). Они находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
Олигополия.
Олигополия - является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистическом рынке конкурируют несколько крупных производителей (продавцов).
Характерные черты олигополии:
1) несколько крупных фирм, производящих как однородную, так и дифференцированную продукцию;
2) однородная, дифференцированная продукция;
3) вход ограничен взаимной зависимостью;
4) наличие существенных препятствий;
5) неценовая конкуренция;
6) доступ довольно затруднен.
Характерная особенность олигополии зависимость поведения каждого производителя от реакции поведения конкурентов.
Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашения о дележе рынка (картельное соглашение).
Картельное соглашение - это сговор нескольких фирм, устанавливающих для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена, долю участника в общем объеме производства и сбыта.
Такое сотрудничество может проявиться через особую политику олиполистических фирм. Также существует динамика количества фирм:
1) монополия - 1 фирма;
2) дуополия - 2 фирмы;
3) олигополия от 2 до 12 фирм;
- тяжелая, жесткая олигополия от 2 до 5 фирм;
- средняя олигополия от до 5-8 фирм;
- легкая олигополия от 8 до 12 фирм;
4) монополистическая конкуренция от 12 до 22 фирм;
5) совершенная конкуренция от 22 и выше фирм.
Антимонопольная политика государства - это когда государство контролирует монополизацию рынка, т. е. стимулирует конкуренцию во всех типах рыночной структуры.
Тема 6. Деньги. Издержки.
Деньги.
Деньги - это экономический способ выражения ценности общественного блага.
Деньги выполняют 3 функции:
1. Средства обращения товаров и услуг:
а) приемлемость системы денежных знаков в качестве средства платежа;
б) при нарушении этой функции вступает товарообмен;
в) невозможность использования денег, которое вызывается инфляцией.
2. Мера стоимости (средства измерения ценовой реализации благ):
Измерение ценности благ происходит через его цену, т. е. количество денежных знаков, выражающих экономическую ценность блага.
Мера стоимости делится на:
- номинальную цену - это количество денег, которое требуется для данного блага, по сложившимся на данный момент рыночным ценам.
- реальную цену - это количество денег, которое потребовалось при оплате данного блага.
3. Средства накопления:
Необходимая для рыночной экономики функция, т.к. сбережения всегда превращаются в инвестиции. Деньги должны сохранять исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода.
Покупательская способность - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на денежную единицу в данный момент времени.
Денежные агрегаты.
Общество всегда интересует проблема ликвидности, которая непосредственно связана с макроэкономическими условиями.
Ликвидность - это способность любого реального актива выступать в роли средства платежа.
Ликвидность характеризует 3 свойства:
1) реальная возможность данного актива в качестве средства платежа;
2) скорость превращения надежного актива в средства оплаты;
3) способность актива сохранять первоначальную номинальную стоимость.
В пользу наличности склоняются 4 мотива:
1. Предпочтение ликвидности - это спрос на наличные деньги из-за их абсолютной ликвидности.
2. Транзакционный мотив - это предпочтение в пользу наличности из-за удобства использования в качестве платежа.
3. Мотив предосторожности - это хранение наличных денег, которое рассматривается как резерв покупательской способности на случай неожиданной ситуации.
4. Спекулятивный мотив - это когда субъект не рискует вкладывать наличные деньги в сомнительные операции из-за неопределенных действий.
Денежные агрегаты выглядят как:
М 1 = наличные деньги + банковские счета до востребования
М 2 = М 1 + крупные, срочные, средние сертификаты
М 3 = М 2 + крупные депозиты
М 4 = М 3 + ценные бумаги с длительным сроком погашения (были 18 месяцев)
Убывающая степень ликвидности.
Уравнение обмена М. Фишера.
Общество всегда интересует, какое количество денег необходимо для обслуживания товарооборота и как это количество влияет на экономику.
M * V = P * Q
где М - денежная масса, V - скорость обращение денежных единиц,
P - средний уровень цен, Q - общий объем производства.
Общество всегда интересует правая и левая часть.
Несоответствие левой и правой части приводит к инфляции.
Издержки.
Издержки производства - это денежные затраты на приобретение вводимых факторов производства.
Производство - это процесс использования ресурсов для создания общественного блага (товара, продукции, услуги).
Любое производство связано с использованием природных, материальных, трудовых и т.д. ресурсов, которые представляют собой факторы производства.
Издержки могут быть представлены двумя способами:
1) ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения;
2) ценность других благ, которые можно было получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений искания тех же ресурсов.
Альтернативные издержки делятся на:
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых платежей, поставщиков факторов производства.
Неявные издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащие собственникам факторов производства.
Существует система установления различия между явными и неявными издержками, под которой понимается понятие прибыль.
Экономическая прибыль = совокупный доход - явные издержки.
Нормальная прибыль = совокупный доход - валовые издержки.
Издержки производства делятся на:
Постоянные издержки (FC) - это величина издержек, которые не изменяются в краткосрочном периоде с изменением объема производства.
P |
VC |
FC
Q |
Переменные издержки (VC) - это величина издержек, которые изменяются в краткосрочном периоде с изменением объема производства.
Общие издержки (валовые издержки) (ТС) - это сумма постоянных и переменных издержек.
TC VC FC |
P
Q
Существует средние переменные издержки
AVC = VC ATC = TC MC = TC
Q Q Q
среднепеременные среднеобщие моженальные
предельные
Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Управление себестоимостью продукции - это планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий.
Различают следующие виды себестоимости:
Цеховая себестоимость - это затраты цеха, связанные с затратами на производство товаров, продукции, услуг.
Производственная себестоимость - это затраты связанные с общехозяйственными и общепроизводственными расходами.
Полная себестоимость - это затраты на производство и реализацию продукции, товаров, услуг, которые связанны с непроизводственными расходами.
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость:
Индивидуальная себестоимость - обуславливается условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимость - определяется как средние затраты на единицу продукции по отрасли.
Тема 7. Цена. Инфляция.
1. Понятие цены и ценообразование.
Цена - это денежное выражение стоимости товара.
Поскольку цена выражает общественную ценность товара, то она постоянно изменяется и находится в постоянном движении, цена определяет все товарно-денежные отношения. Свободное движение цен и есть система рыночной экономики.
Существует 2 метода ценообразования:
1. Рыночный метод - функционирует на основе взаимоотношения спроса и предложения.
2. Административный метод (командно-административный) - формируется под воздействием государственного регулирования.
Факторы, влияющие на уровни цен:
1) общий объем спроса и предложения, при котором формируется равновесная цена;
2) показатели эластичности;
3) зависимость от классификации и характера рынка;
4) государственное регулирование цен.
Формула цены:
Цена = С.С. + П.
С.С. - себестоимость.
П. - прибыль.
С.С = М.З. + Зн.О.Т. + А.О. + О.С.Ф. + П.З.
М.З. - материальные затраты.
Зн.О.Т. - затраты на оплату труда.
А.О. - амортизационные отчисления.
О.С.Ф. - отчисление в социальные фонды.
П.З. - прочие затраты.
Валовая прибыль – налоги = Чистая прибыль
Функции и система цен.
Цена выполняет следующие функции:
1. Информационная - ориентирует покупателя и продавца о своих действиях.
2. Стимулирующая - стимулирует передовые или высокотехнологические способы производства.
3. Распределительная - происходит через распределение доходов между членами общества.
4. Измерительная - выполняет взаимодействие при товарообороте.
5. Сбалансирование спроса и предложения.
Выделяют системы цен:
1. Рыночные цены - устанавливаются соглашением покупателя и продавца (спрос равен предложению).
2. Государственные цены - устанавливаются на предприятия монополистов, а также на базовые ресурсы и социально значимые товары. Государственные цены состоят из 2-х элементов:
1) фиксированные цены - жестко устанавливаемые правительством;
2) регулируемые цены - цены, устанавливаемые при изменении экономической конъюнктуры.
3. Мировые цены - цены, применяемые в отношениях между странами.
Совокупное предложение.
Совокупное предложение - это тот объем реального национального производства, который может предложить макрорынок, при данном уровне цен и при постоянной величине денежной массы у потребителей.
AP |
1 |
2 |
3 |
AQ |
Совокупное предложение состоит из 3 частей:
1. Кейнсеанский отрезок - возникает, если фактическое изменение объема производства меньше его потенциально возможного изменения (экономика спада, кризиса).
2. Промежуточный отрезок - возникает, если прирост производства сопровождается ростом уровня цен. Ряд отраслей приближается к полному использованию отраслей, часто возникает частичный дефицит.
3. Классический отрезок - возникает, если экономика достигает полного объема производства.
К неценовым факторам совокупного предложения относятся:
- влияние на производственные расходы;
- воздействие на инвестиционные проекты;
- государственная политика, определяющая государственные доходы;
- макроэкономическое равновесие и его динамика.
Равновесие возникает в экономике, когда существует сбалансированность между совокупным спросом и совокупным предложением. В рамках макроэкономического равновесия совокупный спрос - совокупный покупатель (потребитель), совокупное предложение - совокупный продавец (производитель). Равновесие между ними достигается путем взаимодействия совокупного предложения и совокупного спроса.
AP |
AS |
AD |
AQ |
AP - общий уровень цен.
AQ - общий объем производства.
AS - совокупное предложение.
AD - совокупный спрос.
Основные условия макроэкономического равновесия:
1. Равенство совокупного спроса и предложения.
2. Незаинтересованность экономических субъектов в изменении параметров.
3. Невозможность сбоев в производстве и реализации.
Динамика совокупного спроса и предложения.
Поскольку кривая совокупного предложения состоит из 3 отрезков, существует 3 варианта.
AS
AP |
AQ |
AD2 |
AD3 |
Е3 |
Е2 |
Е1 |
AD1 |
1. На участке изменения совокупного спроса (AD1), приводит к изменению равновесия, но при этом индекс цен остается прежним (результат такого изменения неполное использование ресурсов).
2. На восходящем участке - изменение совокупного спроса (AD2), приводит к росту цен и росту производства.
3. На классическом отрезке (AD3), приводит к росту цен, при этом производство остается прежним.
Лекции по предмету: «Экономика»
Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.