На рынке возникают продавцы, которые задают цену предложения и покупатели, которые определяют цену спроса, каждый из участников рынка старается получить выгоду.
Продавец (производитель) - продать товар по высокой цене, с целью получения максимально большой прибылью.
Покупатель (потребитель) - приобрести товар по минимальной цене с максимальной полезностью.
излишек |
S |
D |
Р1 Р0 Р2 |
недостаток |
Q1 Q0 Q2 |
График 5. Равновесная цена.
При повышении цены до уровня P1, желание продавцов и покупателей не совпадают. Покупатели будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы смогут предложить его в количестве Q2.
На рынке возникает ситуация перепроизводства (излишка, избытка), т. к. предложение товара будет превышать спрос на него.
При понижении цены до уровня P2, желание продавцов и покупателей не совпадают. Покупатели будут готовы приобрести товар в количестве Q2, а продавцы смогут предложить его в количестве Q1.
На рынке возникает ситуация недопроизводства (недостатка, дефицита), т. к. спрос на товар будет превышать предложение.
На рынке действует закон рыночного ценообразования, согласно которому цена на свободном конкурентном рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
Тема 4. Потребительское поведение.
Полезность. Рациональное поведение потребителя.
Полезность - это предлагаемые на рынке товары и услуги, которые обладают важными для потребителя свойствами, способностью удовлетворять его потребности.
Общая полезность - это полезность, получаемая от всего объема потребляемого блага, она возрастает по мере приобретения его дополнительной единицы.
Предельная полезность - это полезность, приносимая каждой дополнительной единицей приобретаемого блага. По мере насыщения потребителя предельная полезность сокращается.
Рациональное поведение покупателя считается таким, когда структура и очередность его покупок отражает структуру и степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном размере денежного дохода.
Рациональный покупатель - поступает так, чтобы при ограниченных расходах приобрести максимально удовлетворяющие его товары, продукцию и услуги.
Рыночная экономика ориентирована как на покупателя (потребителя), который удовлетворяет свои потребности, так и на продавца (производителя) стремящегося увеличить свою прибыль.
Рациональное поведение и покупателя (потребителя), и продавца (производителя), считается по степени объективности и предпочтений субъектов.
Кривая безразличия.
Потребительский выбор оптимального набора товаров осуществляется в соответствии с желанием покупателей (потребителей), со вкусами и предпочтениями и возможностями покупателей (потребителей), определяемые размерами их доходами.
Инструментами анализа является кривая безразличия и бюджетная линия.
Y
Х
График 1. Кривая безразличия.
Покупатель покупает 2 товара Х и Y, имеются такие количественные сочетание этих товаров, которые приносят потребителю одинаковую степень удовлетворения его потребностей в его товарах Y и Х, т. е. потребителю безразлично какой из них выбирать. Отказ от некоторого количества товаров Х компенсируется получением альтернативного товара Y в большом количестве.
Кривая безразличия может пройти через любую точку в графическом пространстве, и мы получаем карту кривых безразличия.
B2 |
B0 |
B1 |
Х
График 2. Карта кривых безразличия.
Кривая, расположенная выше первоначальной B0 (B1, B2) демонстрирует большую полезность для потребителя.
Кривая, расположенная ниже первоначальной B2 (B1, B0) соответствует меньшей общей полезности.
Каждая кривая соответствует различной величине общей полезности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 259.