Бюджетная линия и ее свойства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребитель имеет фиксированный доход, который он расходует на покупку любых товаров Х и Y (цены на эти товары не изменяются), потребитель, анализируя свои предпочтения, может израсходовать все деньги на покупку товара Х, отказавшись от товара Y (и наоборот).

Бюджетная линия будет показывать различные количественные отношения товаров Х и Y, которые будут приобретены потребителем при фиксированном уровне дохода и цен.

 

 


Y

   B2

   B0

   B1

 

 

 


         Q1 Q0  Q2  X

 

График 3. Бюджетная линия.

Свойства бюджетной линии:

1. Изменение уровня дохода потребителей:

- если доход потребителя растет он в состоянии приобрести большее количество товаров Х и Y, бюджетная линия примет положение Q2, B2;

- при снижении дохода бюджетная линия примет положение Q1, B1.

2. Изменение цен на товары, продукцию и услуги:

- если цены на оба товара возрастут, бюджетная линия примет положение Q1, B1;

- если цены на оба товара снизятся, бюджетная линия примет положение Q2, B2;

Снижение цен равнозначно увеличению дохода (и наоборот).

3. Если цены на товары по отношению друг к другу могут меняться, то бюджетная линия примет положение B0,Q1.

В данном случае изменение цены на товар Х в сторону увеличения приводит в состояние бюджетную линию в точку Q1, а цена на товар Y остается неизменной.



Потребительское равновесие.

Для того чтобы определить равновесное положение потребителя на рынке необходимо совместить карту кривых безразличия и бюджетную линию.

 

Бюджетная линия обязательно коснется одной из кривых безразличия.

 

  C
  F
Y

A     D

 


                                         Х

 

График 4. Потребительское равновесие.

 

Потребительское равновесие достигается в точке C, потому что бюджетная линия соприкасается с кривой безразличия, наиболее высокой по полезности из достижимых. В этой ситуации потребитель в состоянии купить 4 единицы Х и 6 единиц Y, израсходовав полностью имеющиеся денежные средства. В точке потребительского равновесия совпадают возможности потребления с его желанием максимизировать полезность при ограниченной величине денежного дохода.

Точка A и D также будут доступны потребителю, однако при его доходе принесет ему меньшую степень удовлетворения, т.к. расположены на более низкой по полезности кривой безразличия.

Точка  F отражает более высокую степень полезности в отличие от A и D, но при данном уровне бюджета и цен на товары, потребитель не может ее достичь.

              


Тема 5. Типы рыночных структур.

Рыночная структура предполагает учет, количества и возможности продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок).

Экономическая наука выделяет следующие типы рыночных структур:

1. Совершенная конкуренция.

2. Монополия.

3. Монополистическая конкуренция.

4. Олигополия.

5. Монопсония.

6. Олигопсония.

 

Совершенная конкуренция.

 

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует несколько достаточно мелких покупателей и продавцов одинакового товара и поэтому не один из них не в состоянии влиять на цену товаров, продукции, услуги. Здесь цена определяется путем взаимодействия спроса и предложения, согласно рыночным законам.

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что не один их них не имеет большей информацией о рынке, чем остальные.

 

Характерные черты типов рыночных структур:

1) количество фирм;

2) тип продукта;

3) контроль над ценой;

4) вступление в отрасль;

5) неценовая конкуренция;

6) доступность информации.

Характерные черты совершенной конкуренции:

1) в совершенной конкуренции множество мелких фирм, предлагающих однородный продукт;

2) однородный продукт (товар, услугу);

3) отсутствие контроля над ценой;

4) очень легкие условия, препятствия отсутствуют;

5) отсутствует неценовая конкуренция;

6) нет ограничений.

Производитель осуществляет постоянную борьбу за покупателя на рынке, т. е. предлагая более высокое качество товара (конкурентоспособный товар) формируя рыночные цены.

Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта.

Конкуренция создает у производителя постоянное разнообразие товаров, продукции, услуг для завоевания рынка.

Монополия.

Монополия - является полной противоположностью совершенной конкуренции, здесь существует только один продавец (производитель), причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии, производитель способен полностью контролировать объем товара что позволяет ему выбирать любую цену из возможных, в соответствии с желанием покупателя.

 

Характерные черты монополии:

1) одна фирма является единственным производителем товара, продукции, услуг;

2) продукт уникальный, нет близких заменителей;

3) полный контроль;

4) входа почти нет, непреодолимые барьеры;

5) связь фирмы с общественными организациями;

6) доступ отсутствует.

К монополии относится подтип монополии - это естественная монополия. К естественной монополии относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие природные ресурсы (Газпром, РЖД). Они находятся в собственности государства или действуют под его контролем.              

Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.