Сенсорные способности и органы чувств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Органы чувств дифференцированные, есть зрительные (сложные фасеточные глаза у членистоногих и парные глаза у моллюсков)

 Большую роль в жизни насекомых играет зрение. В разном количестве у разных видов имеются простые одиночные глаза. Но главный орган зрения – своеобразный сложный глаз, получивший название фасеточного, так как его поверхность состоит из отдельных, четко ограниченных участков – фасеток.

Каждой фасетке соответствует свой глазок - оматидий. Благодаря такому устройству сложных глаз в мозг насекомого передаются «мозаичные» изображения воспринимаемых предметных компонентов среды. Выявилось, что насекомые близоруки: чёткое изображение два - три метра от объекта, на большем расстоянии изображение становится расплывчатым. Насекомые лучше видят подвижные объекты. Для насекомых характерно цветовое зрение. Видимый ими спектр намного шире, чем у человека, т. к. насекомые видят ультрафиолетовое излучение.

Осьминог - у него ствол нервной системы толще, чем у человека, глаз похож на человеческий. Зрение: есть роговица, веки, радужка, хрусталик. Есть приспособления к видению при сильном и слабом освещении. У него существует бурый пигмент, который регулирует характерное явление аккомодации - установка зрения на разные дистанции. Удаление либо приближение хрусталика к сетчатке. Вся поверхность особенно чувствительна к прикосновению, свету, вкусу, запаху. Особенно чувствительны щупальца. У них наблюдается орудийная деятельность.

Острота зрения (разрешающая способность, т.е. способность видеть две сближенные точки) зависит у насекомых при прочих равных условиях, в частности, от количества омматидиев, которое, однако, сильно колеблется даже в пределах отрядов. Так, в отряде жуков это количество колеблется от трех-четырех десятков до нескольких десятков тысяч. У пчелы каждый глаз состоит приблизительно из четырех тысяч фасеток. Чем мельче фасетки, тем слабее в них освещение, но тем детальнее зрение. Особенно большое значение это имеет для предметного зрения. Кроме того, при более выпуклом глазе оси омматидиев сильнее расходятся, и в результате расширяется поле зрения. Одновременно суживается точка, видимая одной фасеткой, чем также увеличивается острота зрения.

Наилучшим образом насекомые видят подвижные объекты или неподвижные предметы во время собственного движения. Пролетающая над лугом пчела, например, видит покачивающиеся на ветру цветы или же изображение неподвижного цветка скользит по ее фасеточному глазу. В любом случае это подвижное (расплывчатое) изображение заставляет ее спуститься вниз и обследовать растение с минимального, т.е. оптимального для зрения пчелы, расстояния.

Что касается цветового зрения, то видимый ими спектр шире, чем у человека, так как его граница проходит в ультрафиолетовом секторе. Спорный вопрос о способности насекомых к восприятию красного цвета в настоящее время, очевидно, решен в положительном смысле (за исключением медоносной пчелы и некоторых других насекомых). Советский энтомолог Г.А.Мазохин-Поршняков считает, что вообще цветовое зрение у взрослых насекомых представляет универсальное явление. По его данным, цвета различаются даже видами, активная жизнь которых протекает ночью.

Пространственная ориентация (таксисы) . Для ознакомления с таксисами у насекомых рассмотрим в качестве примера фототаксисы. Эти таксисы (положительные или отрицательные) встречаются у насекомых прежде всего в виде тропо-, тело- и менотаксисов, хотя не утратили своего значения и примитивные таксисы. Чаще всего у взрослых насекомых встречаются телотаксисы, т. е. движение к источнику раздражения. Менотаксисы имеют свои варианты. Линдауэр выделил четыре случая менотаксисов:

· Фиксация источника света является случайной;

· Врождённая фиксация движения;

· Фиксации сообщаются особями одного вида друг другу (например, танцы у пчёл).

· Фиксации выучиваются в индивидуальном порядке - это высшая форма таксисов миелотаксис - выученная ориентация.

Особенности предметного восприятия. Отдельные предметы на этом уровне играют преимущественную роль. Зачатки предметного восприятия. Долгое время считалось, что насекомые воспринимают признаки специфического характера, свойственные лишь их образу жизни (например, пчёлы воспринимают фигуры, которые свойственны цветам). Опыт Гирбергена опровергает данную точку зрения: пчёлы могут располагать фигуры по графическим признакам (не только по свойствам характерным среде обитания).

Головоногие моллюски могут различать до сорока шести различных форм предметов, они могут отличить треугольник от квадрата, маленький квадрат от большого квадрата, треугольник от ромба. Именно у головоногих моллюсков появляется предметное восприятие.

Высшие формы поведения данного уровня. Общение, в точном значении этого термина, появляется только тогда, когда контакты между животными начинают осуществляться посредством специальных сигнальных действий.

Согласование поведения обитателей муравейника происходит путем подачи и приема химических сигналов. Достаточно указать на химические средства муравьев (а также пчел и ос), выделение которых служит сигналом тревоги. Эти вещества выделяются муравьями в случае опасности и быстро распространяются по воздуху. У некоторых пчел также существует химический способ передачи информации о нахождении пищи.

Однако основным и наиболее совершенным способом передачи информации о кормовых объектах являются «танцы». Найдя источник пищи (нектара) и вернувшись в улей, пчела раздает другим пчелам-сборщицам пробы нектара и приступает к «танцу», который состоит из пробежек по сотам. Рисунок танца зависит от местонахождения обнаруженного источника пищи

Вершиной развития инстинктивных компонентов общения является ритуализация поведения, которая особенно четко выступает в воспроизводительном поведении насекомых, в частности в «ухаживании» самцов за самками. Присутствует строгая фиксированность последовательности сигнальных поз и телодвижений, что и характерно для ритуализованного поведения (в период ухаживания форма поведения «сопровождение», «инверсия доминирования» - Праворотов с.374).

· Ритуальное поведение (ритуализация) - брачное поведение (инстинкт размножения); агрессивное поведение (инстинкт сохранения);

· Территориальное поведение - способность создавать и распознавать границы владений.

· Забота о потомстве (отыскание и подготовка места для яиц или икрометания). Но активной заботы о детенышах пока не появляется

При полноценном территориальном поведении, встречающемся лишь на уровне перцептивной психики, животное-хозяин своим видом, голосом или запахом дает знать сородичам о своем присутствии на занятом участке. Важную роль играет при этом «маркировка местности», т.е. нанесение пахучих или иных меток на разные объекты, особенно на периферии участка.

Территория биологии - определённая зона более или менее обширная в зависимости от размеров и образа жизни животного, которое её охраняет и контролирует.

Территориальное поведение, существует у стрекоз - оптически выделяют участок территории и, отгоняют от него чужих самцов. Территориальное поведение основано на внутривидовой конкуренции. Основная цель обеспечить пропитание отдельной особи либо семьи.

Пластичность (научение) у насекомых. Долгие годы господствовало мнение будто насекомые и другие членистоногие являются существами, поведением которых руководит жесткий «слепой инстинкт». Научение изначально отрицалось, благодаря, работам Ж.А.Фабра, кот.считал, что поведением насекомых управляют лишь инстинкты и насекомые не могут приспосабливаться к новым условиям. Он проводил опыты с одиночно живущими пчёлами. Естественное поведение пчёл проявлялось в том, что когда они вылетают из гнезда, прогрызая внешнюю оболочку. Эксперимент: Фабра, создал две группы:

· контрольную - закрыл бумагой гнездо так, что между бумагой и первой оболочкой гнезда не было пространства (пчёлы прогрызли стенки и выбрались на волю);

· экспериментальная - закрыл бумагой, но так, что был пропуск между первой оболочкой и бумагой (пчёлы прогрызли естественный слой и остались внутри бумажного конуса), следовательно, животное не может восстановить акт прогрызания при выходе из гнезда (акт научения однократный).

Недостаток эксперимента: стенки бумаги скользкие и в силу устройства челюстного аппарата пчёлы не могли прогрызть.

Таким образом, нет неизменных форм поведения даже там, где прежде всего требуется стереотипность, – в сигнальных позах и телодвижениях. Даже такое врожденное коммуникативное поведение, как «танцы» пчел, не только дополняется и обогащается процессами научения, не только переплетается с ними, но и формируется в комплексе с индивидуально приобретаемыми элементами поведения.

Итог:

1) Основная роль - ориентация по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым. Предметное восприятие выполняет ещё подчиненную роль.

2) На этой стадии преобладают инстинктивные элементы поведения над индивидуально - приобретёнными. Инстинктивное поведение представлено на рассматриваемом уровне психического развития уже весьма развитыми новыми категориями: групповое поведение, общение, ритуализация.

3) Положительное таксисное поведение получает мощное развитие. Налицо все виды высших таксисов, включая мнемотаксисы.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.