Характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики.           Простейшие формы поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Представители.

2. строение тела

3. форма психического отражения (личная чувствительность, предметное восприятие….)

4. наличие и строение нервной системы.

5. особенности движения (перемещение и пространственная ориентация)

6. формы поведения.

7. Пластичность поведения (научение)

 

(Фабри) На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных; среди них встречаются и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. К наиболее типичным представителям рассматриваемой здесь группы животных относятся простейшие, на примере которых здесь будет дана характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Правда, некоторые высокоорганизованные простейшие (из числа инфузорий) поднялись уже на более высокий уровень элементарной сенсорной психики.

Одноклеточные (жгутиковые, ресничные, амебовидные)

амёба;

эвглена зелёная;

корненожка;

инфузория;

парамеции

Простейшие многоклеточные

губки

Гидры (?),

Строение тела

У одноклеточных

Ротовое отверстие, «кишка» и выходное отверстие, снабженное сократительным кольцом (сфинктором)

Простейшие многоклеточные

У губок нет нервной системы. Есть только примитивные нервные клетки

Гидры обладают самой примитивной нервной системой – диффузной: отдельные нервные клетки собраны в общую сеть, охватывающую все тело и повторяющую его форму

Низший уровень психического развития животных:

а) локомоция - движения простейших;

б) ориентация в пространстве простейших (таксисы);

в) пластичность поведения у простейших (научение).

Особенности движений простейших (локомоции). Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем в этом типе простейших животных встречаются способы локомоции, которые совершенно отсутствуют у многоклеточных животных.

Вообще же, все движения, направленные на внешнюю среду, т.е. составляющие поведение, подразделяются на локомоторные (у большинства высших животных – опорно-локомоторные) и манипуляционные.

Локомоция - это своеобразный способ передвижения амеб при помощи «переливания» плазмы из одного участка тела в другой,  движения с помощью ресничек и жгутиков.

Большинство простейших передвигаются активно с помощью особых структур, производящих ритмичные движения, – жгутиков или ресничек. Эти эффекторы представляют собой плазматические выросты, совершающие колебательные, вращательные или волнообразные движения.

· Движения с помощью жгутиков (эвглена)- длинные волосовидные выросты, с помощью которых тело животного приводится в спиралевидное, поступательное движение. Движения эвглены зелёной - жгутики, выполняя волнообразные движения, позволяют двигаться эвглене вокруг себя со скоростью один оборот за одну секунду, причём за это время эвглена передвигается на 0,5 миллиметра, которое является расстоянием в четыре раза больше, чем размер её тела. Эвглена достаточно медлительная по сравнению с другими.

 

· Движения с помощью ресничек (парамеция, инфузория) - более сложный двигательный аппарат, отличие от жгутиков в том, что реснички находятся в большом количестве. Реснички, расположены на поверхности тела рядами, бьют назад по диагонали слева направо. При этом простейшие вращаются вокруг своей продольной оси. Реснички расположены на поверхности тела неравномерно, достигают равной длины. Движения ресничек и жгутиков осуществляются благодаря сокращению миофибрилл, которые образуют волоконца, мионемы, соответствующие мышцам многоклеточных животных..

Таким образом, еще даже до появления специальных эффекторов перемещение животного в пространстве совершается путем сокращений. Именно сократительная функция, носителем которой являются у простейших мионемы, а у многоклеточных мышцы, обеспечивала все разнообразие и всю сложность двигательной активности животных на всех этапах филогенеза.

Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. По характеру передвижений кинезы делятся:

· ортокинез – поступательные движение с переменной скоростью. Если, например, на определенном участке существует температурный градиент (перепад температур), то движения туфельки будут тем более быстрыми, чем дальше животное будет находиться от места с оптимальной температурой.

· Клинокинез - это изменение направления передвижения, имеющее характер проб и ошибок, в результате которого животное попадает в зону с наиболее благоприятными параметрами раздражителя. Главное отличие от ортокинеза - животное изменяет направление вектора движения.

Пространственная ориентация простейших. Ориентирующими элементами у представителей рассматриваемого типа являются простейшие таксисы. Как мы уже знаем, под таксисами понимают генетически фиксированные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в сторону благоприятных (положительные таксисы) или в сторону от неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды. Так, например, отрицательные термотаксисы выражаются у простейших, как правило, в том, что они уплывают из зон с относительно высокой температурой воды, реже – из зон с низкой температурой. В результате животное оказывается в определенной зоне термического оптимума (зоне предпочитаемой температуры).

Таксисы подразделяются на:

1. Ортотаксисы - это пространственная ориентация двигательной активности, которая проявляется в изменении скорости передвижения.

2. Клинотаксисы - пространственная ориентация двигательной активности, которая проявляется в изменении направления движения.

3. Тигмотаксис - ориентация на прикосновения - отрицательный клинотигмотаксис.

Кроме упомянутых таксисные реакции установлены у простейших также в ответ на химические раздражения (хемотаксисы), электрический ток (гальванотаксисы) и др.

Общая особенность простейших :

· простейшие реагируют на слабые раздражители - положительно (например, рассеянный свет), на сильные раздражители - отрицательно (например, яркая вспышка);

· в целом простейшим свойственно избегать неблагоприятные воздействия, чем отвечать на них (они нецеленаправленно передвигаются, а двигаются с помощью проб и ошибок).

Пластичность поведения у простейших (научение). Способность к индивидуальному изменению описанных генетически фиксированных форм поведения путем научения выражена у простейших слабо. Все же способность простейших к научению, хотя бы в элементарных формах, сейчас можно считать доказанной.

Если, например, держать парамеции некоторое время в треугольном или квадратном (в сечении) сосуде, то они сохраняют привычный путь передвижения вдоль стенок сосуда и после их перемещения в сосуд округлой формы (рис. 30). Аналогичным образом инфузория, плававшая длительное время (около двух часов) в сосуде, имевшем форму треугольника, придерживается этой траектории затем и в квадратном сосуде большей площади (опыты немецкого  ученого Ф.Брамштедта). Очевидно, мы имеем здесь дело с элементарной формой научения – привыканием.

 

Простейшая форма научения у простейших - привыкание - адаптация к изменённым внешним условиям, в ходе которой наблюдается модификация видотипичного поведения.

В опытах советской исследовательницы Тушмаловой инфузории были подвергнуты постоянно действующему ритмичному раздражителю – вибрации. В результате животные постепенно переставали реагировать на него обычным образом (сокращением). Исследовательница усматривает в этом пример элементарных следовых реакций, представляющих собой простую форму кратковременной памяти, формирующейся на этом уровне филогенеза за счет чисто молекулярных взаимодействий.

Привыкание необходимо отличать от утомления, выражающегося в явлениях «истощения» животного.

В опытах Тушмаловой это выражалось в неспособности инфузории к дальнейшему реагированию, если она в течение 2–3 часов подвергалась очень сильным раздражениям. Утомление связано с перерасходом энергетических ресурсов, привыкание же представляет собой активную приспособительную реакцию, значение которой состоит в экономии этих ресурсов, в предотвращении траты энергии на бесполезные для животного движения.

У высших представителей простейших, возможно, уже существуют и зачатки ассоциативного научения, вообще характерного для более высоких уровней психического развития (инфузория туфелька, эвглена).

Именно такую связь Брамштедту удалось выработать у туфельки, которая, как уже отмечалось, не реагирует заметным образом на изменение освещения, но весьма чувствительна к температурным изменениям. Если в эксперименте затенить одну половину капли воды, в которой плывут парамеции, и при этом подогреть освещенную часть капли, то вскоре инфузории соберутся в холодной темной части, но останутся там (в течение 15 минут) и после того, как температура в обеих частях капли будет уравновешена. Правда, эти опыты Брамштедта подвергались серьезной критике, так как при подогреве меняется и химизм воды (меняется растворимость содержащихся в ней газов), что не может не влиять на поведение инфузории

Итоги:

1) простейшим свойственна элементарная форма психического отражения - личная чувствительность;

2) допсихическое отражение и психическое отражение - их граница - место нахождения простейших (например, эвглена зелёная) пигментное пятно - аналог рецептора;

3) у простейших мы встречаем первое примитивное инстинктивное поведение - кинезы и элементарные формы научения;

4) психологическая классификация не совсем точно совпадает с зоологической, т. к. некоторые представители одного и того же класса животных могут быть на разных стадиях психического развития.

 

низший уровень стадии элементарной сенсорной психики характеризуется наиболее примитивными, точнее сказать, зачаточными проявлениями психического отражения, когда животные (простейшие, многие низшие многоклеточные) реагируют на биологически значимые свойства компонентов среды на сигналы о присутствии жизненно важных условий среды, как, хотя и четко, но еще очень несовершенным образом. Эти реакции еще не носят характера подлинного активного ориентировочного поведения. В основном это – изменение скорости и направления движения (только в водной среде) в градиенте раздражителя особой модальности (химического, температурного и т.п.), но не активный поиск благоприятных условий среды и жизненно необходимых ее компонентов. К тому же сигнальное значение свойств последних в большей степени еще слито с непосредственно жизненно необходимыми свойствами. По этой причине и отсутствует подлинная ориентация: нет еще топотаксисов, а представлены лишь первичные элементы таксисного (ориентировочного) поведения – ортотакситы и клинотаксисы, а также фобические реакции, позволяющие животному избегать неблагоприятных внешних условий. Двигательная активность представлена на этом низшем уровне развития психики самыми элементарными формами локомоции – кинезами, осуществляемыми в основном (за исключением амеб и споровиков) с помощью наиболее примитивного, первичного в животном мире двигательного аппарата – жгутиков, у более высокоорганизованных – при помощи ресничек. Вместе с тем, особенно у многоклеточных животных, уже появляются сократительные движения, лежащие в основе поведения всех высших животных. Манипуляционные движения (активное перемещение предметов, чаще всего в сочетании с физическим воздействием на них) ограничиваются у одноклеточных созданием потоков воды в окружающем их пространстве, у примитивных многоклеточных же они уже представлены простыми формами перемещения объектов с помощью щупалец, этих первых специальных эффекторов, т.е. органов манипулирования.

Пластичность поведения на низшем уровне элементарной сенсорной психики еще очень невелика. Выражается это, в частности, в том, что индивидуальная изменчивость поведения ограничена элементарной формой научения – привыканием, и лишь в отдельных случаях, возможно, встречаются зачатки ассоциативного научения. Особенно это относится к одноклеточным, которым подчас вовсе отказывают в способности к (ассоциативному) научению. Во всяком случае можно с уверенностью сказать, что на этом, начальном, уровне развития психики не может быть сколько-нибудь выраженного ассоциативного научения ввиду того, что еще не совсем сформировалась способность животных к реагированию на «биологически нейтральные», т.е. лишенные жизненного значения, свойства компонентов среды как на сигналы. А без этого, понятно, невозможно образование временных связей. В целом напрашивается вывод, что на низшем уровне элементарной сенсорной психики психическое отражение еще не приобрело самостоятельного значения, что наряду с психическим отражением внешняя активность животных в большей мере еще детерминируется также элементами допсихического отражения, которые составляют своеобразное единство с элементами зарождающегося психического отражения. Конкретно это означает, что на этом уровне представлены только элементы чувствительности, ее зачатки в самом примитивном виде, сосуществующие в поведении этих животных с ярко выраженной раздражимостью

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 410.