(Моисеева) А.Н.Леонтьев разработал теорию стадиального развития психики, по которой существует три стадии психического отражения:
1. элементарная сенсорная психика,
2. перцептивная психика и
3. интеллектуальная психика,
В каждой из них Фабри выделил высший и низший уровень.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется таким отражением действительности, когда проявляется чувствительность отдельных свойств или некоторых совокупностей свойств, предметов и явлений, проявляется форма элементарного ощущения. Эту стадию Фабри подразделяет на 2 уровнях: низший и высший.
К низшему уровню относятся простейшие одноклеточные животные, не обладающие нервной системой. К высшему уровню относятся некоторые кишечнополостные, круглые черви, иглокожие, двустворчатые моллюски.
Элементы нервной системы появляются на границе между высшим и низшим уровнем элементарной психики.
Стадияперцептивной психики. С переходом животных к наземному образу жизни, с изменением образа жизни и усложнением головного мозга – появлением коры, возникает психическое отражение животным целостных вещей, т.е. возникает перцептивная психика, которая характеризуется синтезом отдельных свойств в комплексы, предметностью отражения. При этом меняется характер деятельности: вместо однообразных актов развиваются сложные формы инстинктивного поведения, состоящие из отдельных, объединенных общим биологическим смыслом звеньев. Стадия имеет также 2 уровня – высший и низший.
- низший уровень (брюхоногие моллюски, головоногие моллюски – спрут, кальмар, все членистоногие (ракообразные, насекомые, паукообразные), некоторые позвоночные, рыбы, пресмыкающиеся и т. д.). У рыб и земноводных появляется головной мозг, характерно образование навыков как принужденно сформированной формы индивидуального поведения.
- высший уровень (вараны, птицы, млекопитающие (хищники, низшие приматы). Характерно сложное строение НС, высокоразвитый мозг, с передними отделами и ассоциативными зонами.
Стадия интеллекта связанна с отражением отношений между предметами и явлениями (ситуации целиком). На этой стадии происходит решение животными практических задач как прижизненной формы деятельности (в ходе научения при жизни). Чем сложней индивидуальный опыт, тем выше интеллект животного.
- низший уровень: высшие млекопитающие
- высший уровень: обезьяны, медведи, дельфины, слоны, люди
На стадии интеллекта Леонтьев выделил 2 фазы: подготовительную (идет отбор информации, обобщение, построение плана действий) и фазу осуществления (собственно реализация деятельности). Пример: охота кошки за голубем.
Следует различать интеллект животного и человека. Интеллект животного выражается в таких формах поведения как экстраполяция, психонервное (образное) и вероятностное прогнозирование. Интеллект человека связан с историческим процессом возникновения речи, сознания, опирающегося на символическое знаковое мышление (т.е.речемыслительным социальным сознанием). Основное различие между интеллектом животного и человека: животные только отражают связи и отношения между явлениями и предметами, человека же сам создает эти связи и отношения (пример – Интернет, деловые отношения).
Экстраполяция - предвидение событий на рефлекторно-инстинктивной основе. Экстраляция позволяет животным ориентироваться в изменяющейся среде, иногда предвидя жизненно важные события…
В соответствии с 3 стадиями развития психики различают 3 формы поведения:
В конечном итоге все сводится к изучению врожденных и приобретенных форм поведения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 303.