Лекция №3 Эволюция психики – 6 часов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция №3 Эволюция психики – 6 часов.

 

  1. Стадии психического отражения.

2. Характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Простейшие формы поведения.

3. Характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики. Появление нервной системы и основные этапы её развития.

4. Характеристика низшего уровня перцептивной психики. Нервная система и органы чувств.

5. Характеристика высшего уровня перцептивной психики. Манипулятивная активность 

6. Интеллектуальное поведение животных. 

Рефераты:

  1. Неассоциативное научение (привыкание) как форма приспособительной деятельности животных (Зорина, с.65)
  2. Ассоциативное обучение как форма приспособительной деятельности животных (Зорина, с.67)
  3. Изучение способностей животных к обобщению и абстрагированию (Зорина, с.161)
  4. Изучение элементов сознания у животных (Зорина, с.223)
  5. Элементарное мышление человекообразных и низших обезьян (Зорина с.260)

 

Характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики.           Простейшие формы поведения.

 

1. Представители.

2. строение тела

3. форма психического отражения (личная чувствительность, предметное восприятие….)

4. наличие и строение нервной системы.

5. особенности движения (перемещение и пространственная ориентация)

6. формы поведения.

7. Пластичность поведения (научение)

 

(Фабри) На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных; среди них встречаются и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. К наиболее типичным представителям рассматриваемой здесь группы животных относятся простейшие, на примере которых здесь будет дана характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Правда, некоторые высокоорганизованные простейшие (из числа инфузорий) поднялись уже на более высокий уровень элементарной сенсорной психики.

Одноклеточные (жгутиковые, ресничные, амебовидные)

амёба;

эвглена зелёная;

корненожка;

инфузория;

парамеции

Простейшие многоклеточные

губки

Гидры (?),

Строение тела

У одноклеточных

Ротовое отверстие, «кишка» и выходное отверстие, снабженное сократительным кольцом (сфинктором)

Простейшие многоклеточные

У губок нет нервной системы. Есть только примитивные нервные клетки

Гидры обладают самой примитивной нервной системой – диффузной: отдельные нервные клетки собраны в общую сеть, охватывающую все тело и повторяющую его форму

Низший уровень психического развития животных:

а) локомоция - движения простейших;

б) ориентация в пространстве простейших (таксисы);

в) пластичность поведения у простейших (научение).

Особенности движений простейших (локомоции). Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем в этом типе простейших животных встречаются способы локомоции, которые совершенно отсутствуют у многоклеточных животных.

Вообще же, все движения, направленные на внешнюю среду, т.е. составляющие поведение, подразделяются на локомоторные (у большинства высших животных – опорно-локомоторные) и манипуляционные.

Локомоция - это своеобразный способ передвижения амеб при помощи «переливания» плазмы из одного участка тела в другой,  движения с помощью ресничек и жгутиков.

Большинство простейших передвигаются активно с помощью особых структур, производящих ритмичные движения, – жгутиков или ресничек. Эти эффекторы представляют собой плазматические выросты, совершающие колебательные, вращательные или волнообразные движения.

· Движения с помощью жгутиков (эвглена)- длинные волосовидные выросты, с помощью которых тело животного приводится в спиралевидное, поступательное движение. Движения эвглены зелёной - жгутики, выполняя волнообразные движения, позволяют двигаться эвглене вокруг себя со скоростью один оборот за одну секунду, причём за это время эвглена передвигается на 0,5 миллиметра, которое является расстоянием в четыре раза больше, чем размер её тела. Эвглена достаточно медлительная по сравнению с другими.

 

· Движения с помощью ресничек (парамеция, инфузория) - более сложный двигательный аппарат, отличие от жгутиков в том, что реснички находятся в большом количестве. Реснички, расположены на поверхности тела рядами, бьют назад по диагонали слева направо. При этом простейшие вращаются вокруг своей продольной оси. Реснички расположены на поверхности тела неравномерно, достигают равной длины. Движения ресничек и жгутиков осуществляются благодаря сокращению миофибрилл, которые образуют волоконца, мионемы, соответствующие мышцам многоклеточных животных..

Таким образом, еще даже до появления специальных эффекторов перемещение животного в пространстве совершается путем сокращений. Именно сократительная функция, носителем которой являются у простейших мионемы, а у многоклеточных мышцы, обеспечивала все разнообразие и всю сложность двигательной активности животных на всех этапах филогенеза.

Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. По характеру передвижений кинезы делятся:

· ортокинез – поступательные движение с переменной скоростью. Если, например, на определенном участке существует температурный градиент (перепад температур), то движения туфельки будут тем более быстрыми, чем дальше животное будет находиться от места с оптимальной температурой.

· Клинокинез - это изменение направления передвижения, имеющее характер проб и ошибок, в результате которого животное попадает в зону с наиболее благоприятными параметрами раздражителя. Главное отличие от ортокинеза - животное изменяет направление вектора движения.

Пространственная ориентация простейших. Ориентирующими элементами у представителей рассматриваемого типа являются простейшие таксисы. Как мы уже знаем, под таксисами понимают генетически фиксированные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в сторону благоприятных (положительные таксисы) или в сторону от неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды. Так, например, отрицательные термотаксисы выражаются у простейших, как правило, в том, что они уплывают из зон с относительно высокой температурой воды, реже – из зон с низкой температурой. В результате животное оказывается в определенной зоне термического оптимума (зоне предпочитаемой температуры).

Таксисы подразделяются на:

1. Ортотаксисы - это пространственная ориентация двигательной активности, которая проявляется в изменении скорости передвижения.

2. Клинотаксисы - пространственная ориентация двигательной активности, которая проявляется в изменении направления движения.

3. Тигмотаксис - ориентация на прикосновения - отрицательный клинотигмотаксис.

Кроме упомянутых таксисные реакции установлены у простейших также в ответ на химические раздражения (хемотаксисы), электрический ток (гальванотаксисы) и др.

Общая особенность простейших :

· простейшие реагируют на слабые раздражители - положительно (например, рассеянный свет), на сильные раздражители - отрицательно (например, яркая вспышка);

· в целом простейшим свойственно избегать неблагоприятные воздействия, чем отвечать на них (они нецеленаправленно передвигаются, а двигаются с помощью проб и ошибок).

Пластичность поведения у простейших (научение). Способность к индивидуальному изменению описанных генетически фиксированных форм поведения путем научения выражена у простейших слабо. Все же способность простейших к научению, хотя бы в элементарных формах, сейчас можно считать доказанной.

Если, например, держать парамеции некоторое время в треугольном или квадратном (в сечении) сосуде, то они сохраняют привычный путь передвижения вдоль стенок сосуда и после их перемещения в сосуд округлой формы (рис. 30). Аналогичным образом инфузория, плававшая длительное время (около двух часов) в сосуде, имевшем форму треугольника, придерживается этой траектории затем и в квадратном сосуде большей площади (опыты немецкого  ученого Ф.Брамштедта). Очевидно, мы имеем здесь дело с элементарной формой научения – привыканием.

 

Простейшая форма научения у простейших - привыкание - адаптация к изменённым внешним условиям, в ходе которой наблюдается модификация видотипичного поведения.

В опытах советской исследовательницы Тушмаловой инфузории были подвергнуты постоянно действующему ритмичному раздражителю – вибрации. В результате животные постепенно переставали реагировать на него обычным образом (сокращением). Исследовательница усматривает в этом пример элементарных следовых реакций, представляющих собой простую форму кратковременной памяти, формирующейся на этом уровне филогенеза за счет чисто молекулярных взаимодействий.

Привыкание необходимо отличать от утомления, выражающегося в явлениях «истощения» животного.

В опытах Тушмаловой это выражалось в неспособности инфузории к дальнейшему реагированию, если она в течение 2–3 часов подвергалась очень сильным раздражениям. Утомление связано с перерасходом энергетических ресурсов, привыкание же представляет собой активную приспособительную реакцию, значение которой состоит в экономии этих ресурсов, в предотвращении траты энергии на бесполезные для животного движения.

У высших представителей простейших, возможно, уже существуют и зачатки ассоциативного научения, вообще характерного для более высоких уровней психического развития (инфузория туфелька, эвглена).

Именно такую связь Брамштедту удалось выработать у туфельки, которая, как уже отмечалось, не реагирует заметным образом на изменение освещения, но весьма чувствительна к температурным изменениям. Если в эксперименте затенить одну половину капли воды, в которой плывут парамеции, и при этом подогреть освещенную часть капли, то вскоре инфузории соберутся в холодной темной части, но останутся там (в течение 15 минут) и после того, как температура в обеих частях капли будет уравновешена. Правда, эти опыты Брамштедта подвергались серьезной критике, так как при подогреве меняется и химизм воды (меняется растворимость содержащихся в ней газов), что не может не влиять на поведение инфузории

Итоги:

1) простейшим свойственна элементарная форма психического отражения - личная чувствительность;

2) допсихическое отражение и психическое отражение - их граница - место нахождения простейших (например, эвглена зелёная) пигментное пятно - аналог рецептора;

3) у простейших мы встречаем первое примитивное инстинктивное поведение - кинезы и элементарные формы научения;

4) психологическая классификация не совсем точно совпадает с зоологической, т. к. некоторые представители одного и того же класса животных могут быть на разных стадиях психического развития.

 

низший уровень стадии элементарной сенсорной психики характеризуется наиболее примитивными, точнее сказать, зачаточными проявлениями психического отражения, когда животные (простейшие, многие низшие многоклеточные) реагируют на биологически значимые свойства компонентов среды на сигналы о присутствии жизненно важных условий среды, как, хотя и четко, но еще очень несовершенным образом. Эти реакции еще не носят характера подлинного активного ориентировочного поведения. В основном это – изменение скорости и направления движения (только в водной среде) в градиенте раздражителя особой модальности (химического, температурного и т.п.), но не активный поиск благоприятных условий среды и жизненно необходимых ее компонентов. К тому же сигнальное значение свойств последних в большей степени еще слито с непосредственно жизненно необходимыми свойствами. По этой причине и отсутствует подлинная ориентация: нет еще топотаксисов, а представлены лишь первичные элементы таксисного (ориентировочного) поведения – ортотакситы и клинотаксисы, а также фобические реакции, позволяющие животному избегать неблагоприятных внешних условий. Двигательная активность представлена на этом низшем уровне развития психики самыми элементарными формами локомоции – кинезами, осуществляемыми в основном (за исключением амеб и споровиков) с помощью наиболее примитивного, первичного в животном мире двигательного аппарата – жгутиков, у более высокоорганизованных – при помощи ресничек. Вместе с тем, особенно у многоклеточных животных, уже появляются сократительные движения, лежащие в основе поведения всех высших животных. Манипуляционные движения (активное перемещение предметов, чаще всего в сочетании с физическим воздействием на них) ограничиваются у одноклеточных созданием потоков воды в окружающем их пространстве, у примитивных многоклеточных же они уже представлены простыми формами перемещения объектов с помощью щупалец, этих первых специальных эффекторов, т.е. органов манипулирования.

Пластичность поведения на низшем уровне элементарной сенсорной психики еще очень невелика. Выражается это, в частности, в том, что индивидуальная изменчивость поведения ограничена элементарной формой научения – привыканием, и лишь в отдельных случаях, возможно, встречаются зачатки ассоциативного научения. Особенно это относится к одноклеточным, которым подчас вовсе отказывают в способности к (ассоциативному) научению. Во всяком случае можно с уверенностью сказать, что на этом, начальном, уровне развития психики не может быть сколько-нибудь выраженного ассоциативного научения ввиду того, что еще не совсем сформировалась способность животных к реагированию на «биологически нейтральные», т.е. лишенные жизненного значения, свойства компонентов среды как на сигналы. А без этого, понятно, невозможно образование временных связей. В целом напрашивается вывод, что на низшем уровне элементарной сенсорной психики психическое отражение еще не приобрело самостоятельного значения, что наряду с психическим отражением внешняя активность животных в большей мере еще детерминируется также элементами допсихического отражения, которые составляют своеобразное единство с элементами зарождающегося психического отражения. Конкретно это означает, что на этом уровне представлены только элементы чувствительности, ее зачатки в самом примитивном виде, сосуществующие в поведении этих животных с ярко выраженной раздражимостью

 

Представители:

Кишечнополосные

– Медузы

Иглокожие          

– Морские звезды,

– Ежи

Примитивные моллюски 

– двустворчатые (мидии, устрицы)

– брюхоногие (виноградная улитка)

Низшие черви 

– Плоские черви (планария)

– Круглые черви (аскариды, острицы)

– Кольчатые черви

                      малощетинковые (дождевой червь),

                      многощетинковые (пиявки)

 

Высший уровень психического развития характеризует:

а) строение нервной системы;

б) локомоции;

в) органы чувств;

г) способы ориентации в пространстве;

д) пластичность поведения (научение);

е) зачатки высших форм развития.

Способы питания разные:

  • Охота (медузы, иглокожие)
  • Процеживание органических веществ из воды (моллюски)
  • Собирание органических частиц на дне (плоские черви)

Нервная система. Главным достижением данной стадии является переорганизация нервной системы. Появляются скопления нервных клеток, образующие узлы, расположенные в соответствии со строением тела. Нервные узлы позволяют синхронизировать движения разных частей тела.

 Нервная система существует у низших многоклеточных в весьма разнообразных формах:

Основные Типы нервной системы на данной стадии являются:

1. Кольцевая нервная система (медуза).

Состоит из нервных клеток, которые, скапливаясь, образуют два нервных кольца по краю зонтика медузы: наружное (чувствительное), внутреннее (двигательное), наружное проходит вблизи статоцистов (органы равновесия), светочувствительных глазков и по основанию щупальцев. Основная функция этого наружного кольца восприятие сигналов полученных от органов раздражения.

Внутреннее лежит у основания паруса, где сосредоточено большое количество кольцевых мускульных волокон.

  1. Радиальная нервная система (морские звёзды).

Выделение центральных нервных узлов, которые образуют нервное окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами к органам движения.

  1. Билатеральная нервная система (симметричная нервная система, появление нервных стволов) у низших  (бескишечных) плоских червей и примитивных моллюсков (хитон).

По мере своего прогрессивного развития нервная система погружается под мышечную ткань, продольные тяжи становятся более выраженными, особенно на брюшной стороне тела. Одновременно все большее значение приобретает передний конец тела, появляется голова (процесс цефализации), а вместе с ней и головной мозг – скопление и уплотнение нервных элементов в переднем конце. Наконец, у высших червей центральная нервная система уже вполне приобретает типичное строение «нервной лестницы», при котором головной мозг располагается над пищеварительным трактом и соединен двумя симметричными коммисурами («окологлоточное кольцо») с расположенными на брюшной стороне подглоточными ганглиями и далее с парными брюшными нервными стволами. Существенными элементами являются здесь ганглии, поэтому говорят и о ганглионарной нервной системе, или о «ганглионарной лестнице». У некоторых представителей данной группы животных (например, пиявок) нервные стволы сближаются настолько, что получается «нервная цепочка».

• Нервная система дождевых червей состоит из слабо развитого головного мозга (два нервных узла) и брюшной цепочки. Имеют развитую способность к регенерации (свойство всех живых организмов со временем восстанавливать поврежденные ткани, а иногда и целые потерянные органы )

Движения (локомоция). Двигательная активность кольчатых червей как при локомоции, так и при добывании пищи отличается большим многообразием и достаточной сложностью. Обеспечивается это сильно развитой мускулатурой, представленная кожно-мышечным мешком, который состоит из двух слоёв:

· внешнего подкожного, состоящего из кольцевых волокон;

· внутреннего, состоящего из продольных мышц.

Поочерёдное сокращение продольной и кольцевой мускулатуры обеспечивает движения. Так, у дождевого червя вытягивается (и сужается) передняя часть тела, затем то же самое происходит последовательно со следующими сегментами. В результате по телу червя пробегают «волны» сокращений и расслаблений мускулатуры.

У кольцевых червей впервые появляются парные конечности, которые располагаются на переднем сегменте и представляют собой пару выростов - параподии.

Функции: передвижение и обеспечение тактильной и химической чувствительности.

Локомоторные органы – щупальца, лучи

Органы чувств. Органы чувств приобретают некоторую специализацию, в первую очередь это касается зрения.

У медуз, некоторых иглокожих и плоских червей пятна собраны в скопления, образующие подобие глаз, а некоторые медузы даже имеют вполне сформированные глаза с пигментной оболочкой, стекловидным телом и хрусталиком.

Есть органы, специализированные для тактильных и химических раздражителей

У дождевого червя нет специализированных органов светочувствительности. Отличительная особенность: наличие у дождевого червя фототаксиса. Животные пытаются избегать неприятные ощущения. Например, черви стремятся к темноте. У дождевых червей клетки рассеяны по всей поверхности тела. Виды чувствительности: болевая, температурная.

Пространственная ориентация (таксисы). Пространственная ориентация совершается на высшем уровне элементарной сенсорной психики, преимущественно на основе примитивных таксисов. Но с усложнением жизнедеятельности организмов но благодаря симметричному расположению органов чувств появились высшие формы таксисов.

Классификация таксисов А. Кюна.

1. Тропотаксис - движение животного по равнодействующей интенсивности возбуждения в симметрично расположенных рецепторах (кольчатые черви).

2. Телотаксис - выбор и фиксация одного источника раздражения и направления движения к этому источнику.

3. Менотаксис - движения производятся под углом к источнику раздражения. Функция: сохранение постоянного положения в пространстве (перелет птиц – ориентация по солнечному компасу).

Пластичность поведения. В целом на данной стадии поведение животных характеризуется малой пластичностью: ведущую роль выполняют врожденные стереотипы. Индивидуальный опыт, научение, играет в жизни этих животных еще небольшую роль.

Научение (виды):

1) привыкание - прекращение многократных реакций. Пример: в пищевом поведении кормление многощетинкового червя комочками бумаги, смоченных соком его обычной жертвы. Привыкание: через некоторое время червь перестаёт их принимать. Если чередовать съедобную и несъедобную пищу червь будет отличать кусочки;

2) ассоциативное научение - классические и инструментальные условные рефлексы. Пример: молочная планария (плоский червь) на пути наждачная бумага. Наличие на пути преграды останавливает животное.

Фабри: здесь нет подлинной ассоциативной связи, скорее играет роль закон суммации: объединение не очень явное - раздражители с дополнительным раздражением - сотрясением, вызывают двойное раздражение - планария останавливается.

Опыт К. Йеркса 1912 г. . Впервые обнаружил пластичность поведения у червей. Т - образный лабиринт, по которому запускали червя: в одном конце - комфортные условия, в другом - электрический ток. После ста двадцати опытов червь научился приползать к гнезду. Улитки через шестьдесят опытов, т. е. это научение! После удаления у червей нервных передних сегментов сохранялся результат научения.

 

Представители.

Членистоногие

– ракообразные,

– паукообразные

– насекомые

Высшие беспозвоночные

– головоногие моллюски (осьминоги, кальмары и каракатицы)

Движение (локомоторные системы) – Первые наземные животные, переход на сушу, необходимость прыгать, летать, ползать, ходить. Поэтому развитие конечностей в виде сложных рычагов, состоящих из отдельных, соединенных суставом члеников. Такие рычаги помогают передвигаться по твердому сухому субстрату. 

 Локомоции осуществляются с помощью крыльев, мышц, туловища и др.

Строение нервной системы. Особенности:

1) Основу н.с. составляют ганглии ( ганглии - нервный узел — скопление нервных клеток; Головные нервные ганглии сложно устроены, поэтому их обычно называют мозгом.

2) брюшная нервная цепочка;

3) наличие мощного головного мозга (увеличенный надглоточный ганглий, состоящий из трёх отделов):

· протоцелебрум - первичный мозг, самостоятельный большой отдел, который иннервирует органы зрения;

· дейтоцелебрум - иннервирует усики насекомого;

· тритоцелебрум - третичный мозг, иннервирует ротовое отверстие насекомого.

В протоцелебруме наблюдаются грибовидные тела (нервные клетки). Они являются ассоциативным и координирующим центром. С размером головного мозга связана закономерность: чем больше головной мозг, тем сложнее поведение. У пчелы соотношение тела и головного мозга - 1/174, у муравья - 1/250, майский жук - 1/3220.

головоногие, имеют развитую нервную систему. Головные нервные ганглии сложно устроены, поэтому их обычно называют мозгом. Эти моллюски, вероятно, являются самыми разумными животными среди всех беспозвоночных. Имеют самый сильно развитый мозг и самые большие его размеры.

Нервная система, и в частности головной мозг, устроена у разных членистоногих, однако, весьма различно. Существенные различия обнаруживаются между низшими и высшими представителями даже в пределах классов, а иногда и отрядов. Так, например, отношение размеров мозга к объему туловища равняется у майского жука 1 : 3290, у муравья 1 : 280, а у пчелы 1 : 174.

Манипуляционная активность.

Функции:

1. Опорно-локомоторная (перемещение с опорой на землю);

2. Манипуляционная (активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних, реже задних, а также других эффекторных органов: челюстной аппарат; у слона - хобот; у обезьяны - хвост).

Манипуляционная активность - манипулирование пищевыми и несъедобными объектами.

Манипулирование (у животных) - проявления двигательной активности, охватывающие все формы активного перемещения живот­ными компонентов среды в пространстве (в противоположность локомоции - перемещению самих животных в пространстве).

У высших животных М. осуществляется преимущественно при помощи ротового аппарата и передних конечностей (например, обследование предмета). Манипуляционное решение задач дает животному наиболее глубокие, разнообразные и существенные для психического развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. В ходе эволюции прогрессивное развитие М. играло решающую роль в развитии познавательных способностей животных и легло в основу формирования интеллекта.

 

Манипулирование несъедобными объектами выполняет познавательную функцию для животного. Особое значение имеет манипуляция предметом передними конечностями (изучение со всех сторон). Такая активность позволяет животному комплексно изучить предмет особенно при деструктивном воздействии на него, это даёт большую информацию для развития психики. Разновидность манипулирования - комфортное поведение - уход животного за своим телом (груминг).

Виды:

· очищение тела; потягивание, сон и отдых, валяние, чесание

· отряхивание; потягивание

· катание по субстрату (например, валяние в грязи, как спасение от блох); валяние, чесание

· купание.

 

Сенсорные способности. Высокоразвитые органы чувств, приблизительны по строению к органам чувств человека.

Наибольшее значение имеют

  • органы слуха и равновесия (внутреннее ухо, начиная с земноводных – дополнительно среднее ухо, а у млекопитающих также и наружное ухо),
  • обоняния (обонятельные мешки и раковины) и
  • зрения (глазные яблоки). Зрение лучше всего развито у птиц и приматов (самок сильное – у хищных птиц). Оно играет важную роль в их пищедобывательной, оборонительной, воспроизводительной и других формах поведения, обеспечивая четкую ориентацию животного в пространстве.
  • Хорошо развиты также кожная и мышечная (тактильно-кинестетическая) и термическая чувствительность, вкус, а в ряде случаев и другие виды чувствительности (электрическая, вибрационная и др.). Соответственно развиты у позвоночных и разные таксисы

Доминирующий вид чувствительности у животных этого уровня назвать сложно - это связано с тем, что преобладание чувствительности связано с образом жизни, т. е. психическая сенсорная деятельность биологически обусловлена.

Пример: у большинства млекопитающих главная чувствительность - обоняние, у птиц и приматов - зрение (особенно у хищных птиц).

Так, рыбы способны в эксперименте отличать геометрические фигуры, например квадрат от треугольника, независимо от меняющейся величины этих фигур. Но достаточно в контрольном опыте перевернуть треугольник (острием вниз) или квадрат (придать ему положение ромба), как рыба перестает узнавать эти фигуры. Следовательно, восприятие и узнавание формы оказываются здесь ограниченными, недостаточно гибкими. Отсутствует способность к быстрому переносу сформировавшегося зрительного представления на основе обобщения. Млекопитающие же вполне способны к такому обобщению и легко узнают треугольник или другую геометрическую фигуру любой величины в любом положении. Существенно превосходят рыб также птицы. Правда, и курица, по некоторым данным, не узнает перевернутый треугольник, который до этого безошибочно отличала от другой геометрической фигуры. Вместе с тем курица способна к значительным обобщениям, опознавая, например, геометрические фигуры независимо от их цвета. Более того, будучи обучена выбирать сплошной треугольник, она также реагирует на него, когда он предъявляется ей в виде штриховки или даже лишь намечен тремя точками! Так же как и рыбы, птицы способны распознавать относительную величину фигур и так же ошибаются на основе зрительных иллюзий.

Образ жизни.

· В пищевой сфере сложное поведение, связанное с отыскиваением и обработкой кормовых объектов

· В комфортной сфере – постройка убежищ для себя и потомства, территориальное поведение

· Репродуктивноая сфера представлена сложно устроенными половой и родительской сферами

Общение. Особенностью интеллектуальной стадии является выделение общения в статус поведения, регулируемого не только инстинктивными механизмами, но и научением, и интеллектом. В отличие от предыдущей стадии участники общения воспринимают друг друга как субъектов, имеют возможность использовать средства общения намеренно, на основе отражения их действия на партнера.

Предпосылки интеллектуального поведения:

· предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование. Особенно это относится к обезьянам, для которых манипулирование служит источником наиболее полных сведений о свойствах и структуре предметных компонентов среды

· Важной предпосылкой интеллектуального поведения является и способность к широкому переносу навыков в новые ситуации

Лекция №3 Эволюция психики – 6 часов.

 

  1. Стадии психического отражения.

2. Характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Простейшие формы поведения.

3. Характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики. Появление нервной системы и основные этапы её развития.

4. Характеристика низшего уровня перцептивной психики. Нервная система и органы чувств.

5. Характеристика высшего уровня перцептивной психики. Манипулятивная активность 

6. Интеллектуальное поведение животных. 

Рефераты:

  1. Неассоциативное научение (привыкание) как форма приспособительной деятельности животных (Зорина, с.65)
  2. Ассоциативное обучение как форма приспособительной деятельности животных (Зорина, с.67)
  3. Изучение способностей животных к обобщению и абстрагированию (Зорина, с.161)
  4. Изучение элементов сознания у животных (Зорина, с.223)
  5. Элементарное мышление человекообразных и низших обезьян (Зорина с.260)

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 354.