ЛЕКЦИЯ 2. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План.

1. Понятия индивид, человек, личность, рост, развитие.

2. Причины развития личности.

3. Условия развития личности.

4. Возрастная периодизация.

5. Акселерация психического и физического развития.

6. Социальная ситуация развития младшего школьника.

7. Социальная ситуация развития подростка.

8. Социальная ситуация развития юношеского возраста.

 

Основные понятия темы.

Индивид - единичный представитель определенной совокупности, группы, племени (И.Павлов). Это определение может быть отнесено к любому живо родящемуся существу.

Человек  - диалектическое единство биологического и социального (Маркс). Это определение может быть отнесено к любому рожденному человеком.

Личность - человек на определенной стадии своего психического и социального развития (Выготский Л.С.) Личность - понятие сугубо условное. Разные ученые по-разному рассматривают его хронологические рамки. С.Л.Рубинштейн, например, считает, что личность начинается с рождения. Некоторые представители современной психологии считают, что ребенок становится личностью еще в утробе матери, другие, что личность формируется к 5 годам, третьи - что человек может стать личностью к моменту своего совершеннолетия

Рост – это процесс количественных изменений человека, процесс поступательный, поддающийся измерению. Например, мы измеряем свой рост, вес и т.д.

Развитие – это процесс качественных изменений человека, процесс не поддается измерению, так как он скачкообразный.

Рост является составной частью развития.

Процесс, обратный развитию, - называется деградация. Это процесс необратимый.

 

Причины развития личности.

В основе причин развития личности лежит действие философского закона единства и борьбы противоположностей.

Причиной развития ребенка является преодоление противоречий. Противоречия - это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитие человечества и индивидуальные - характерные для отдельно взятого человека. Внутренние противоречия возникают на почве "несогласия с собой" и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Если мы будем убирать противоречия на пути развития личности, то это приведет к инфантильности личности, т.е. отсутствию желаний и стремлений.

 

Условия развития личности.

В психологии и педагогике выделяют три условия развития личности:

наследственность,

среда,

воспитание.

Базу образует наследственность. Под НАСЛЕДСТВЕННОСТЬЮ понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителем наследственной информации являются гены. Свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие и то общее, что делает человека человеком - умение ходить, говорить, и то особенное, что делает людей непохожими друг на друга, т.е. индивидуальные особенности - конституция, цвет глаз, кожи, волос.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства - карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Также могут передаваться потомству изъяны, недостатки нервной системы родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства. К таким расстройствам относится умственное отставание.

Умственно отсталые дети делятся на 4 категории:

1-я стадия дебильности - может быть педагогическая дебильность (ребенок родился нормальным, но отсутствие нормального развития и воспитания привело к дебильности) и генетическая дебильность, т.е. врожденная. Эти дети в специализированных школах проходят программу 4-летней школы в течение 8 лет. Они могут получить рабочую специальность, иметь семью.

2-я стадия дебильности, как правило, только генетическая дебильность. Представители этой группы учатся в специальных, школах другого уровня они за 8 лет проходят программу 2-летней школы. Могут заниматься неквалифицированным трудом (дворники, уборщицы), обслуживать себя, по закону им не рекомендуется иметь семью.

3-я стадия - инбицильность. Дети, относящиеся к этой группе, не поддаются обучению, их только учат обслуживать себя в специальных интернатах. Интернаты относятся не к системе образования, а к системе социальной защиты населения.

4-я стадия - идиотия. У этих детей нарушена координация, речь, они не могут сами себя обслуживать. Также находятся в специальных интернатах.

Все четыре категории не поддаются лечению, личностью в полной мере стать не могут.

Причины умственной отсталости:

1. по наследству от дебильных родителей,

2. зачатие ребенка в пьяном виде (особенно матери) может привести к рождению умственно отсталых детей,

3. наркомания родителей также может привести к рождению умственно отсталого ребенка,

4. первые роды в пожилом возрасте.

Шизофрения - психическое заболевание, также передающееся по наследству. Проявляется в период полового созревания или может проявиться в период беременности. Заболевание умных людей. Для посторонних может оставаться незаметным. Личность это или нет - остается вопросом, ученые придерживаются различных точек зрения по этому вопросу.

Условием развития личности является здоровая наследственность.

Важным является вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети: готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположенности, задатки.

Под задатками мы понимаем потенциальные возможности для развития способностей, и сегодня можно сказать однозначно - наследуются не способности, а только задатки. Задатки одни получают, а другие могут и не получить, кроме того, даже у тех, кто их получил, они могут развиться, а могут и не развиться. Способности из задатков развиваются только в деятельности и при определенных условиях.

До 1934-36гг. у советских и зарубежных педагогов и психологов были общие позиции относительно роли наследственности. Наследственность считалась ведущим условием развития личности.

Артур Дрейс (который сравнивал американскую и советскую школу) считал, что все гении проявляют себя до 21 года, хотя не обязательно в школе. Чаще, наоборот: в школе они учатся плохо. Великий советский физик Лев Ландау в школе имел по физике "два", а Альберта Эйнштейна вообще выгнали из школы за неспособность к точным наукам. Но, тем не менее, их способности проявились до 21года. Единственным исключением являлся Н.И.Лобачевский, который только в 41 год опубликовал свою антиевклидову геометрию, где доказывал многомерность пространства. Однако позже были обнаружены дневники, из которых стало ясно, что идея эта пришла ему в голову еще в 17 лет.

Впервые вопрос о наследственности был вынесен на обсуждение в 1900г. в связи с созданием тестов. Первые тесты были разработаны психологами Бине и Симоном для отбора интеллектуально одаренных детей. Они использовались в основном для определения способностей человека, для определения коэффициента умственного развития. Всех детей делили на способных и неспособных. Мировая психология согласилась с таким подходом. В 1917г. тесты были введены и в России.

Сегодня мы можем сказать, что это было ошибкой, так как:

1. При помощи только одних тестов нельзя определить уровень развития способностей.

2. Нельзя проверять при помощи тестов, не проверенных на валидность неподготовленных детей.

В результате в 1930г. школ для умственно отсталых детей стало в 4раза больше, чем общеобразовательных, так как мы заимствовали французские и английские тесты для изучения детей, проживающих в совершенно других условиях. Но отрицательные результаты по изучению одаренных детей были получены не только у нас.

Так, государственная школа Англии имела классы "а", "б", "в", "г". Программы этих классов отличались друг от друга. Так, учащимся классов "а" давались глубокие, серьезные знания. Выпускники этих классов могли поступать в университеты. Учащимся классов "б" давалась укороченная программа, выпускники имели право поступать в технические колледжи. Учащиеся классов "в" занимались по еще более укороченной программе и могли поступать только в технические школы (типа наших ПТУ). Учащиеся классов "Г" после окончания школы могли работать только на местах для неквалифицированных рабочих. Основанием же для деления по классам служили тесты, в 4 классе детей распределяли по способностям, и переход из класса в класс был невозможен, т.е., если произошла ошибка при тестировании, то ничего изменить было нельзя, и для ребенка уже в 11 лет было определено его будущее. Эта система была отменена только в 70-ые гг. В частных школах Англии действовали другие законы.

Вот пример некоторых тесто, которые использовались у нас в начале 30-ых годов.

1. Вы зашли в кабину лифта многоэтажного здания, Вам нужно подняться на 9 этаж, а кнопка 9-го этажа не работает. На какую кнопку нужно нажать, чтобы легче всего подняться на 9 этаж?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое лифт, видеть его, а детям рабочих, проживающих в собственных одноэтажных дамах это не всегда известно. Кроме того, это тест, который определял не способности, а сообразительность, память, знания.

2. Во время аварий на железной дороге больше всего страдает последний вагон, так не лучше ли его оставлять всегда на станции?

Проверяется реакция, насколько быстро ребенок сообразит, но флегматики более заторможены, чем холерики и сангвиники, то есть результат позволяет быстрее узнать темперамент ребенка, а не его коэффициент умственного развития.

Вообще, все тесты с ограничением времени выполнения холерик всегда сделает быстрее, чем флегматик, хотя это не значит, что он способней. Кроме того, в основном тесты на способности и интеллектуальное развитие проверяют только логическое мышление, а если у ребенка развито творческое мышление, то он не сможет этот тест выполнить. То есть, при помощи тестов можно определить грань способностей, но не на все 100%.

Первым понял ошибку "всенужности" тестов советский психолог Шпильрейн. Я.А. В 1928г. в Вене, на Всемирном конгрессе психологов им была высказана идея о том, что тесты не определяют объем и качество способностей, но участники конгресса ее не поддержали. В1930г. на Всесоюзном съезде психологов Шпильрейн Я.А. опять выступил с этой же идеей и нашел поддержку. В 1934г. состоялась внеочередная конференция психологов, на которой была принята рекомендация, не использовать тесты для определения способностей. Но, кроме тестов других методов изучения способностей не было, а потому других методик практикам не предложили, поэтому все оставалось по-прежнему.

4 июля 1936г. вышло постановление ЦК ВКПБ "О педологических извращениях в системе наркомпроса". В постановлении:

1. запрещалось использовать тесты;

2. предлагалось создать комплексные методики для определения способностей;

3. предлагалось пересмотреть количество школ для умственно отсталых детей и 90% учащихся перевести в обычные школы.

Само постановление было правильным и верным, но, к сожалению, пользуясь этим постановлением, были уничтожены психология и педология (наука о ребенке).

Уничтожена евгеника - наука о наследственности (генетика - раздел евгеники). После всего этого долгое время и психология, и генетика в нашей стране не развивались, а важность и значимость наследственности как условия развития личности, всячески принижались. Сейчас некоторые ученые склонны даже переоценивать роль наследственности, но на наш взгляд во всем хороша "золотая середина".

Примером того, что одна наследственность без среды и воспитания мало что может, являются случаи воспитания детей животными.

В мире известно 37 случаев воспитания детей в животном мире. В 1920г. в лесах Индии были найдены в волчьем логове две девочки. Одной на вид было лет 7-8, другой - года два. Младшая вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около 10лет. Камала ходила на четвереньках, опираясь на руки и колени, а бегала, опираясь на руки и ступни. Пила она, лакая, а мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда во время еды к ней подходили, девочка рычала. По ночам она выла. Девочка хорошо видела в темноте и боялась яркого света. Днем она спала сидя на корточках в углу, лицом к стене. Только через 2 года Камала научилась стоять, через 6 лет - ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только 6 слов, а через 7 лет - 45. К этому времени она научилась есть руками и пить из стакана. К 17 годам ее умственное развитие соответствовало четырехлетнему ребенку.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества - духовное, социальное, психологическое развитие происходить не могут.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется СРЕДОЙ, На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется дальняя и ближняя среда. Когда говорят о влиянии среды, имеют в виду, прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую – к ближайшему. В понятие социальной среды входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни и некоторые другие.

Каково же влияние среды на формирование человека? Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. Ребенок - обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности тоже закладываются в семье.

Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляют ему наиболее благоприятные условия.

Среда может быть положительная и отрицательная. Условием развития личности будет правильно организованная среда.

Для эффективного развития личности важно не только создать благоприятную среду, но и сформировать к этой среде правильное отношение.

Среда Отношение Результат
É É É
É

 

То есть, если вы собираетесь проводить мероприятие, то ребят обязательно нужно готовить к нему, настраивать их, тогда получим положительный результат. Нужно отношение. Если среда отрицательная, то к ней также нужно формировать правильное отношение. Если семья наркоманов, но у ребенка сформировано отрицательное отношение к этой среде (Я не хочу быть таким, как вы), то результат будет положительным.

Среда Отношение Результат
É
É

Таким образом, педагогам необходимо решать следующие педагогические задачи:

1. Создать положительную среду,

2. Создать положительное отношение к положительной среде,

3. Изменить отрицательную среду (например, школа ради учеников),

4. Сформировать отрицательное отношение к отрицательной среде (отрицательным поступкам).

Среда является важным условием для развития личности, но не ведущим, так как сама по себе не является гарантией результата.

Влияние наследственности и среды корректируется ВОСПИТАНИЕМ. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целесообразности, систематичности и квалифицированности руководства. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его возможностями и способностями.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия. Люди поддаются воспитанию неодинаково - от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Определенную роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Выготский Л.С. обосновал закономерность, по которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития". Он выделил 2 уровня умственного развития:

1. "уровень актуального развития",

2. "зона ближайшего развития".

На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно, на втором уровне он не может с ними справиться, а потому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать "зону ближайшего развития", которая в дальнейшем перешла бы в "зону актуального развития". Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Наследственность развивается при воздействии главных внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие этих условий может быть либо оптимальным, либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого, негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием. Без соответствующего процесса формирования среды не будет положительного результата. Без создания условий для развития задатков тоже. Без воспитания не работает ни среда, ни наследственность.

Ни одно условие не действует самостоятельно, результат развития зависит от их согласованности.

 

Возрастная периодизация.

Уже в глубокой древности понимали, что развитие - как физическое, так и умственное - тесно связано с возрастом. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие правдиво лишь в целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Нужно разобраться с понятиями, которые связаны с возрастом.

ВОЗРАСТ - определенная ступень, эпоха или цикл развития, в котором общие законы развития находят всякий раз новое нравственное выражение;

               - определенный, ограниченный относительными границами период в психическом и физическом развитии человека: детство, отрочество, юность и т.д. (Психологический словарь).

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. (Педагогическая энциклопедия).

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ - это диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем;

                                                - это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности в рамках относительно замкнутого периода жизни ребенка; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований.

СТРУКТУРА ВОЗРАСТА - внутреннее строение процесса развития в данный период жизни. В каждую эпоху возможно выделение двух линий развития, которые составляют структуру возраста:

1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ линия развития проявляется в возникновении тех психических новообразований, которые являются ведущими для данного возраста и определяют целостный процесс развития ребенка в данный период его жизни.

2. ПОБОЧНЫЕ линии развития - все другие частные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, они существуют в структуре целостных возрастных изменений, но могут вызревать на предыдущем этапе возрастного развития с тем, чтобы на последующем этапе стать центральной линией развития.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ проявляется в смене центральной и побочной линий развития при переходе от одного возраста к другому.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизаций развития (Коменский Я.А., Штрац, Буллер, Эльконин Д.Б., Шванцара и др.), причем число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия. Остановимся на анализе периодизации, которая сейчас признается большинством педагогов.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем и их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека в школьном возрасте.

В современной науке приняты несколько периодизаций, мы рассмотрим две наиболее распространенные из них.

Психологическая Педагогическая  
1.Пренатальный период 2.Период новорожденности (до 6 недель) 3. Грудной период (до 1 года) 1. Младенчество (1 год жизни) кризис рождения кризис одного года

Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации. К концу этого периода происходит качественный скачок – ребенок начинает ходить и говорить.

4. Ползунковый период (1-3 года) 2. Преддошкольный период (1-3 года) кризис трехлет

Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. Заканчивается он обретением ребенком самостоятельности, он начинает воспринимать себя отдельной личностью.

5. Дошкольный период (3-6 лет) 3. Дошкольный период (3-6 лет)  

Период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.

 

6. Школьный период (6-11 лет) 4. Младший школьный период (мальчики 6-12 лет,  девочки 6-11 лет) кризис начала учебы

В этот период происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Это время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству. Кризис проявляется в нежелании идти в школу, и связан с тем, что ведущим видом деятельности еще остается игровая, а в школе от ребенка требуют учиться.

7. Пубертатный период (11-15 лет) 5. Подростковый период (мальчики 12-16 лет, девочки 11-15 лет) кризис подростка

Новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении - половое созревание, в психологическом - личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.

8. Юношеский период (15-20 лет) 6. Юношеский период (юноши 16-21 год, девушки 15-20 лет) кризис самоопределения

Период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности.

  7. Зрелость (1 период 21-35 лет, 2 период 35-60 лет) 8. Пенсионный период (60-75 лет)   9. Старческий период (75-90 лет) 10. Долгожители (90 и >) кризисы каждого десятилетия кризис выхода на пенсию

Достоинства педагогической периодизации:

23. учитываются особенности пола,

24. периодизация на всю жизнь.

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, с - другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредельны. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно, наверстать упущенное. В тоже время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. "Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения то, что доступно восприятию в каждом возрасте", - писал Я.А.Коменский.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий)связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые "порции" учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Г. Гегель: "Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание".

Отечественная педагогика стоит на иных позициях - воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Хотелось бы остановиться на некоторых закономерностях неравномерности развития.

Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития, с возрастом он замедляется. Л.Н.Толстой ярко выразил эту мысль: "От пятилетнего ребенка до меня - только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина. А от не существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость".

Духовное развитие людей протекает неравномерно. Психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называют сензитивными.

Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформированных свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не могли овладеть нормальной речью дети – «Маугли»? Это связано с тем, что был упущен сензитивный период, отведенный природой для формирования этого качества. Если ребенок к 1,5 - 2 годам не овладел речью, то с каждым днем наверстать упущенное будет все труднее. Точно так же можно сказать обо всех других качествах - физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, задержка с прямо хождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппаратов. Сензитивные периоды развития хорошо изучены: период формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств - это младший и средний школьный возраст, а возраст от 6 до 12 лет является сензитивным периодом для развития навыков решения проблем. Упущен этот период - и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой - их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия. На пластичности нервной системы основано действие воспитания. Пластичность открывает также возможности компенсации: слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 370.