Тема 2. Биокоммуникация и эволюция социальной коммуникации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Биокоммуникация – это процесс взаимодействия между биологическими индивидами, в ходе которого они получают и передают ту или иную информацию. Информация – это любые сведения, уменьшающие состояние неопределенности во взаимоотношениях животных друг с другом или в их взаимоотношениях со средой обитания и позволяющие им получить тот или иной биологически существенный результат. Разнообразие форм биокоммуникации очень велико. Она может осуществляться с использованием разных каналов связи: оптического, акустического, химического, электрического, тактильного. Поведением животных и их коммуникационными сигналами занимается наука «этология».

Понятие «языка» связано с наличием комплекса необходимых признаков. Американский лингвист Чарльз Хоккет предложил перечень из восьми базовых свойств языка человека в сравнении с коммуникационными возможностями других животных:

1. Двойственность: присвоение абстрактному символу определенного значения.

2. Продуктивность: способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, составленных из конечного числа имеющихся смысловых единиц.

3. Произвольность: сообщения организованы на базе абстрактных единиц-символов, а не на базе иконических «картинок».

4. Взаимозаменяемость: индивид, способный посылать сообщения, должен быть способен также и принимать сообщения.

5. Специализация: сообщение передается с помощью специализированной системы коммуникации. Передается сообщение о чем-либо, но не происходит непосредственного действия.

6. Взаимоменяемость: слова могут составляться в различной последовательности. Смысл сообщения зависит от порядка слов в предложении.

7. Перемещаемость: предмет сообщения может быть отдален во времени и пространстве от источника сообщения.

8. Культурная преемственность: способность передавать информацию о смысле сигналов от поколения к поколению на основании культурноro научения, а не на базе генетической преемственности.

       Эти восемь признаков в дальнейших исследованиях подверглись критике, поскольку в экспериментальных условиях человекообразные обезьяны способны осваивать человеческий язык и пользоваться им (при обучении языку глухонемых или компьютерному языку), соблюдая его ключевые свойства. Для общения с человекообразными обезьянами учеными были придуманы языки-посредники. Языки-посредники – это искусственные коммуникативные системы, сходные по структуре с человеческой речью, но использующие другие выразительные средства, которые более доступны для животных и не требуют тонкой артикуляции. Виды языков-посредников:

1) АМСЛЕН - американский жестовый язык – (AMErican Sign LANguage). А. и Б. Гарднер (1969), шимпанзе Уошо.

2) Язык-посредник, в котором «словами» служили пластиковые жетоны, объединенные в фиксированные фразы на магнитной доске. Д. Премак  (1970), шимпанзе Сара.

3) ЙЕРКИШ – язык значков-лексиграмм на клавиатуре компьютера. Д. Рамбо (1973), шимпанзе Лана.

Итак, несмотря на успешное усвоение языков-посредников  человекообразными обезьянами, все же остаются существенные отличия языка человека и языкового поведения животных: слабая способность к «перемещаемости» и «продуктивности». Коммуникационная система человека  отличается по своей сложности и полифункциональности от коммуникационных систем животных. В ней присутствуют как вербальные, так и невербальные компоненты.

Невербальная коммуникация у человека включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика), 2) пара- и экстралингвистическую (вокализация, темп речи, диапазон и тембр голоса), 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Некоторые из этих систем универсальны, некоторые культурно специфичны, что необходимо учитывать в межкультурной коммуникации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие свойства языка человека выделяет Ч.Хоккет в сравнении с коммуникацией животных? Насколько они оправданы?

2. Какой аспект коммуникации изучает наука «этология»?

3. В чем специфика каждого из языков-посредников? Для чего они были созданы?

4. Какие основные знаковые системы включает невербальная коммуникация?

5. Какие функции выполняет невербальная коммуникация?

 

Тема 3. Структурные модели коммуникации.

Кибернетическая традиция позволяет лучше всего охарактеризовать основные элементы коммуникационного процесса: адресант, адресат, канал, кодирование, декодирование, коммуникативные барьеры. Кроме того, кибернетический или трансмиссионный подход был исторически первым. С него начинается коммуникация как наука. Коммуникация в трансмиссионном подходе рассматривается как процесс целенаправленной передачи определенных объемов информации от одного субъекта к другому с определенным эффектом.

Модель Г. Лассвелла используется для уточнения различных видов исследований, соответствующих отдельным составляющим коммуникационного процесса. Г. Лассвелл выделяет их пять: «Кто говорит?», «Что говорит?», «По какому каналу?», «Кому говорит?», «С каким эффектом?». Отвеа на вопрос «Кто говорит?» — предполагает изучение коммуникативных источников; «Что говорит?» — анализ сообщений; «По какому каналу?» — изучение средств и каналов коммуникации, в случае массовой коммуникации — СМИ; «Кому?» — исследования реципиентов и аудиторий; «С каким эффектом» — измерение воздействий и эффективности коммуникации. В зависимости от ситуации, социального контекста, иных значимых факторов адресантами и адресатами информации могут выступать индивиды, социальные группы и организации, а также и неорганизованные массы. Сообщения представляют собой информацию, которая имеет смысл для субъектов взаимодействия (сведения, факты, идеи, мнения, размышления, эмоции). Сообщения всегда закодированы вербальными и невербальными средствами. Вербальными сообщения - это высказывания и тексты, сформулированные на базе того или иного языка. В качестве невербальных сообщений могут выступать изображения (рисунки, схемы, пиктограммы и т. п.), предметы (например, брачующиеся обмениваются кольцами в знак любви и верности), позы, жесты, мимика, тембр и высота голоса, темп речи и т.д. Сообщения проходят по каналам коммуникации искусственным или естественным. К искусственным каналам коммуникации относятся материальные носители и материальные средства передачи информации (печатный станок, телефонный аппарат, радиоприемные и радиопередающие устройства, персональный компьютер). Естественные каналы включают в себя визуальные, аудиальные, кинестетические, ольфакторные (настроенные на работу с запахами) и смешанные каналы. Эффектом коммуникации считается любые изменения сознания и (или) поведения субъектов коммуникации, порожденные их взаимодействием. В модели Г. Лассвелла особое внимание уделяется эффекту коммуникации, поскольку предметом исследовательских интересов Г.Лассвелла находились проблемы политической коммуникации и пропаганды. В дальнейшем модель получила свое развитие. Р. Брэддок добавил еще два значимых компонента — «условия», в которых протекает коммуникация, и «цель», которую преследует источник/коммуникатор.

Согласно модели К. Шенона и У. Уивера, коммуникация изображается как линейный и однонаправленный процесс, включающий пять функциональных (коммуникатор, передатчик, канал, приемник, адресат) и один дисфункциональный (шум) факторов. Любой канал информации обладает конечной пропускной способностью, поэтому если попытаться пропустить через него больше допустимой величины, то качество передачи и приема ухудшится из-за различного рода помех или так называемых «шумов» (энтропия). К. Шеннон выделил три уровня коммуникации и соответственно три уровня проблем, связанных с приемом и передачей информации: технический, семантический и уровень эффективности. Технические проблемы связаны с точностью передачи информации от отправителя к получателю (технические неполадки, качество техники). Семантические проблемы - с интерпретацией сообщения получателем сравнительно с тем значением, которое было отправлено коммуникатором. Проблема эффективности отражает успешность, с которой удается изменить поведение в связи с переданным сообщением.

Говоря о недостатках модели К. Шеннона, обычно отмечается отсутствие в ней обратной связи и отсутствие внимания к особенностям социо-культурного, национального и политического контекста, в котором происходит коммуникация.

В модели М. де Флера, в отличие от модели К. Шеннона, линейная цепочка следования информации от коммуникатора до адресата дополняется линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума». Также исследователь обратил внимание на тот факт, что сообщение не проходит всю цепочку в неизменном виде. На пути следования от источника к реципиенту оно трансформируется, что является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Обратная связь дает коммуникатору возможность приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.

У. Шрамм и Ч. Осгуд обратили внимание в своей модели, во-первых, на поведение отправителя и получателя сообщения, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения, во-вторых, на циркулярный характер процесса коммуникации. В техническом плане под кодированием обычно понимается перевод сообщений на язык (или в коды) необходимые для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод — восстановление смысла сообщения после его приема. Важным условием успешного осуществления этих процессов в человеческом общении является «пересечение» пространства социального и культурного опыта взаимодействующих. Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Это прежде всего пространство языка - естественного (русский, английский, суахили и т. п.), искусственного (эсперанто) или типа современных машинных языков.

Спецификой модели Дж. Гербнера является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Подход Дж. Гербнера способен описывать как простые, опосредованные техническими устройствами информационные взаимодействия, так и более сложные, в частности те, в которые включены средства массовой коммуникации. Модель Дж. Гербнера интерпретирует коммуникативное взаимодействие как последовательность процессов «восприятие события» — «создание сообщения» — «восприятие сообщения». В данной модели отсутствуют в явном виде получатель и канал, зато более существенное внимание уделено источнику и формированию им сообщения. Итак, процесс коммуникации, по Дж. Гебнеру, выглядит следующим образом: событие отбирается из окружающего мира и воспринимается коммуникатором, тот формирует представление о нем и на этой основе создает сообщение для передачи (в силу того, что Гербнер понимал свою модель предельно широко, под коммуникатором может пониматься и отдельный человек и техническое устройство, например микрофон или ТВ-камера), далее в сознании коммуникатора формируется образ события и затем на его основании само сообщение. При отборе события значимыми факторами являются как характеристики самого события — его доступность, контекст, в котором это событие произошло, сам характер отбора события, - так и характеристики самого воспринимающего субъекта — его культура, стереотипы, социальный опыт и т. п.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляют основные элементы коммуникации?

2. В чем недостатки модели К. Шеннона?

3. Какие недостатки в модели коммуникации К. Шеннона и У. Уивера устранили модель М. де Флера? Модель Ч. Осгуда и У. Шрамма?

4. Какие из приведенных моделей подходят для описания процесса массовой коммуникации?

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 320.