КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Письменная контрольная работа студента является одной из форм контроля учебного процесса. Ее назначение - показать и доказать, что автор владеет научным материалом, может объяснять и анализировать полученные научные данные. При этом студент должен проявить:
- умение самостоятельно собирать материал, анализировать его и делать выводы;
- умение подбирать специальную литературу и другие источники, критически осмысливать их в сравнении с собственными данными.
Контрольная работа принимается к рассмотрению, если в процессе ее выполнения студент проявил самостоятельность в написании контрольной работы, грамотно и логически выстроил текст, учел и исполнил все предписания, касающиеся его оформления и содержания.
В течение семестра студент должен выполнить две контрольные работы (по два вопроса/темы из каждой контрольной работы). Итого – четыре вопроса/темы. Вопросы/темы для контрольной работы согласуются с преподавателем.
Каждый вопрос/тема должна быть раскрыта на 2-3 стр. Поля: левое – 3 см., правое -1,5 см., верхнее – 2, нижнее – 2. Шрифт: Times New Roman, 12 кегль, междустрочный интервал – полуторный. Вся работа должна иметь сквозную нумерацию за исключением титульного листа. Номера страниц внизу, справа. Каждая тема/вопрос с новой страницы.
Для раскрытия темы/вопроса студент должен обязательно использовать источники из списка рекомендованной литературы и опираться на конспект лекций к курсу «Основы теории коммуникации». Ответ на контрольную тему/вопрос должен содержать ссылку на источник.
Контрольная работа №1
1. Сравните обыденное и научное понимание сущности категории «коммуникация».
2. Сравните социопсихологическую и феноменологическую традиции в теории коммуникации. В чем сильные и слабые стороны подходов?
3. Сравните социокультурную и семиотическую традиции в теории коммуникации. В чем сильные и слабые стороны подходов?
4. Какие традиции в теории коммуникации лучше всего подходят для анализа тех или иных аспектов массовой коммуникации? Обоснуйте свой ответ.
5. Сравните коммуникацию животных и человека. В чем сходства и различия?
6. Опишите и выявите специфику языков-посредников, используемых для общения с человекообразными обезьянами.
7. Опишите предметную область науки «этология». Какие вопросы применительно к теории коммуникации она решает?
8. Опишите основные знаковые системы невербальной коммуникации.
9. Опишите и разделите функции вербальной и невербальной коммуникации.
10. Опишите основные элементы коммуникации (адресант, адресат, код, канал, сообщение). Как описание варьируется в зависимости от формы коммуникации (межличностная, групповая. публичная, массовая)?
11. Опишите модель коммуникации К.Шеннона и У.Уивера. Какие задачи она решает? Выявите достоинства и недостатки модели.
12. Опишите модель коммуникации М. де Флера. Какие задачи она решает? Выявите достоинства и недостатки модели.
13. Опишите модель коммуникации Ч. Осгуда и У. Шрамма. Какие задачи она решает? Выявите достоинства и недостатки модели.
14. Опишите модель коммуникации Дж. Гербнера. Какие задачи она решает? Выявите достоинства и недостатки модели.
15. Игровой аспект в теориях коммуникации: сравнительный анализ концепта «игры» в теориях межличностной коммуникации.
16. Сравните положения «символического интеракционизма» Г.Мида и концепцию «социальной драматургии» И. Гофмана.
17. Охарактеризуйте различия в интеракционистской концепции самости между «зеркальным Я» и «меня».
18. Опишите и сравните эффекты межличностного восприятия: эффект ореола, эффект первичности и новизны, стереотипизацию.
19. Выявите предметные области коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон общения. Насколько эти области пересекаются?
20. Какую роль играют установки в процессе межличностной коммуникации коммуникации? Приведите примеры (не менее 3-х примеров).
Контрольная работа №2
1. В чем отличие высоко- и низкоконтекстуальных культур, по Э. Холлу? Приведите примеры поведения человека высоко- и низкоконтекстуальной культуры в одной ситуации, иллюстрирующие их межкультурные различия (не менее 3-х примеров).
2. По каким показателям можно измерять культурные ценности в межкультурной коммуникации, по Г. Хофштеде? Приведите примеры из различных культур.
3. Сравните три уровня межкультурной компетенции - языковой, коммуникативной и культурной (по Э. Хиршу). К каким последствиям могут привести отсутствие культурной грамотности? Приведите примеры (не менее 3-х примеров).
4. Лингвистические и невербальные аспекты межкультурной коммуникации. Приведите примеры, иллюстрирующие межкультурные различия (не менее 3-х примеров).
5. Проанализируйте тенденции и перспективы развития средств коммуникации в XXI веке.
6. Проанализируйте с точки зрения критической традиции (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе) роль масс-медиа в формировании сознания современного человека.
7. Роль средств коммуникации в процессе развития культуры, по М. Маклюэну.
8. Сравните трактовку понятий «адресант», «адресат», «канал коммуникации», «сообщение» при изучении межличностной и массовой коммуникации?
9. Критерии эффективности массовой коммуникации при воздействии на индивидуальное и массовое сознание.
10. Каковы отличия функций массовой коммуникации на уровне индивида и общества?
11. Проанализируйте с точки зрения семиотики (Р.Барт, Т. ванн Дейк) роль масс-медиа в формировании сознания современного человека.
12. Специфика семиотического подхода к коммуникации в сравнении с процессно-информационным подходом. Выберите одно явление и проанализируйте его с двух точек зрения.
13. Особенности трех уровней исследования знаковых систем (прагматика, семантика, синтактика). Опишите знаковую структуру (по выбору) с позиции прагматики, семантики и синтактики.
14. Проанализируйте рекламную кампанию известного бренда с точки зрения семиотики. Выделите слои культурных коннотаций, которые она создает.
15. Проанализируйте явление современной культуры (хипстеры, рок-культура) с точки зрения семиотики. Выделите слои коннотаций, которые оно создает.
16. Сравните рекламу как специфический вид коммуникации с другими видами коммуникации (межличностной, групповой, публичной).
17. Прикладные аспекты использования семиотического подхода для планирования и организации рекламной и PR-коммуникации.
18. Специфика рекламной и PR-коммуникации как видов маркетинговых коммуникаций.
19. Проанализируйте пара- и экстралингвистические элементы в различных видах рекламы (печатная, наружная, радио-, телереклама, реклама в сети Интернет).
20. Сравните формулы рекламного взаимодействия (AIDA, AIMDA, ACCA, DIBABA, DAGMAR). Выявите специфику каждой из формул.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
Основная учебная литература
1. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и специалистов: учебное пособие. - М. [и др.] : Питер, 2011. - 284 с. Экземпляры всего: 20
2. Голуб О.Ю. Теория коммуникации [Электронный ресурс]: учебник/ Голуб О.Ю., Тихонова С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 338 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57124.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Общество-СМИ-власть [Электронный ресурс]: учебник/ Киселёв А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 431 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15475.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Шарков Ф.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 488 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4438.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная учебная литература
1. Будильцева М.Б. Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Будильцева М.Б., Варламова И.Ю., Пугачёв И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 118 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22232.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Каверин Б.И. Ораторское искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Каверин Б.И., Демидов И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10487.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Морозов В.П. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования [Электронный ресурс]/ Морозов В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2011.— 528 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15554.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Панов Е.Н. Эволюция диалога. Коммуникация в развитии [Электронный ресурс]: от
микроорганизмов до человека/ Панов Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянской культуры, 2014.— 400 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35714.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Потапова Р.К. Речевая коммуникация [Электронный ресурс]: от звука к высказыванию/ Потапова Р.К., Потапов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянской культуры, 2012.— 461 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35694.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Рот Ю., Коптельцева Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 223 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16461.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»
Тема 1. Научный подход к проблеме коммуникации.
Наука «коммуникологии» находится на пересечении нескольких дисциплин: психология, социология, лингвистика, культурология. К началу ХХI века сложился ряд теоретических традиций в изучении коммуникации.
Социопсихологическия традиция основывается на понимании коммуникации как межличностного взаимодействия. Главный критерий «успешной коммуникации» в социопсихологической традиции – это изменение отношений и убеждений участников коммуникации. Ученые, работающие в данном направлении, выделяют три отдельные причины, ведущие к изменениям в убеждениях. Это источник сообщения (его компетентность, надежность), содержание сообщения (порядок аргументов, использование мотивов) и характеристики аудитории (личность, подверженность влиянию). В рамках социопсихологической традиции рассматриваются обычно такие темы, как механизмы влияния, медиа-эффекты, межкультурная коммуникация.
Кибернетическая традиция рассматривает коммуникацию как связь, соединяющую отдельные части любой системы, такой как компьютерная система, система семьи, организационная система или система СМИ. Коммуникация в качестве системы обработки информации подвержена техническим сбоям. Усилия исследователей, работающих в данном направлении, направлены, прежде всего, на выявление и нейтрализацию «неисправностей» в процессе передачи информации. Возможность применения этой теории для описания межличностной коммуникации под вопросом.
В рамках риторической традиции коммуникация понимается скорее как искусство, нежели наука. Риторика – искусство использования всех доступных средств убеждения, фокусирования на ключевых аргументах, организации идей, использования языка и произнесения речи в публичном выступлении. Ключевыми положениями, на которых базируется риторическая традиция, являются убеждение, что оратор может повлиять на аудиторию посредством убедительной речи, что ораторскому мастерству можно научиться и что искусная и красочная речь может изменить человеческие убеждения и подвигнуть на желаемые действия.
С точки зрения семиотической традиции коммуникация – это процесс передачи значений посредством знаков. Теория коммуникации, понимаемая таким образом, позволяет объяснять и совершенствовать использование языка и других знаковых систем в качестве посредников между различными сторонами. Неоднозначность подачи и передачи значений разными сторонами коммуникативного процесса – главная проблема, которую в рамках данной традиции пытаются решить исследователи. К предмету семиотики относится изучение знаковой природы искусства (театр, балет, кино, художественной литератур, живопись, архитектура), обрядов, поведения животных и проч.
Социокультурная традиция основывается на предположении, что в процессе коммуникации люди производят, воспроизводят и преобразовывают культуру. Базовый тезис исследователей, работающих в данном направлении, заключается в том, что язык формирует социальную реальность (гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа), то, что люди делают и думают. Например, способность видеть «голубой» цвет напрямую зависит от того, есть ли в языке слово, обозначающее этот цвет.
К критической традиции относятся исследования коммуникации представителями «Франкфурской школы» (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе), наследниками марксисткой традиции критики общества, согласно которой «имущие» эксплуатируют «неимущих». С их точки зрения, за современными либеральными ценностями свободы и равенства все также стоит подавление, которое делает эти ценности мифом. Властные структуры (правительство, бизнес, образование) осуществляют контроль над языком и благодаря «слепому» доверию эмпирическим данным социологии формируют общественное мнение для сохранения текущего статус-кво. «Индустрии культуры» - телевидение, кинематограф, печатные СМИ, реклама – воспроизводят доминирующую идеологию и отвлекают людей от осознания несправедливого распределения власти в обществе.
Феноменологическая традиция понимает коммуникацию как познание себя и других посредством диалога. Феноменология – целенаправленный анализ повседневного жизненного опыта с точки зрения человека, который его переживает. Главный вопрос феноменолога – как понять другого. Мы не можем пережить то, что пережил другой человек, поэтому на помощь человеку приходит такие механизмы межличностного восприятия как эмпатия, каузальная атрибуция и проч.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие проблемы межличностной коммуникации можно решать с помощью социопсихологической традиции? кибернетической традиции? феноменологической традиции?
2. Какие аспекты культуры можно изучать с помощью критической традиции? социокультурной традиции? семиотической традиции?
3. Какая традиция подходит более всего для анализа массовой коммуникации?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 671.