Финансовая система экономических отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под финансами понимают не столько наличные или безналичные деньги, ценные бумаги, слово, всё, что играет роль денег, а главным образом то, кому они принадлежат, как возникают, распределяются, используются.

В общем виде финансы отражают отношения, которые возникают между людьми, предприятиями, фирмами, банками, государственными органами по поводу получения, передачи одним другому движимых средств, взаимных платежей, долговых и других денежных обязательств. Постепенно с развитием общественного производства финансовые отношения стали главным способом и инструментом управления экономикой, влияя на распределение и обмен продукции товаров, услуг. Финансы регулируют их поступление и производство. Конкретными инструментами финансового регулирования экономики служат затраты, цены, бюджет, кредит, налоги, инвестиции, платежи, пенсии, стипендии, денежная помощь и т.д.

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).

Основными субъектами финансовых отношений являются:

· государство, которое владеет государственными денежными ресурсами и распределяет их, сосредотачивает платежи и налоги, формирует государственный и местный бюджеты;

· предприятия, организации всех отраслей и сфер экономики, предприниматели, которые получают денежные средства от государства или от потребителей, покупателей их продукции, затрачивая их на оплату затрат производства, налогов и осуществления других платежей;

· население, люди, семьи, которые получают деньги от государства, предприятия, разных организаций в виде зарплаты, пенсий, стипендий, денежной помощи, других доходов и затрачивают их на собственные потребности и на создание накоплений.

Финансовые отношения охватывают движения денежных ресурсов между:

а) государством, предприятиями, организациями и фирмами;

б) самими предприятиями, организациями и фирмами;

в) государством, предприятиями, организациями, фирмами и населением;

г) отдельными регионами и зарубежными странами.

Составными финансовой системы выступают: бюджеты разных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, различных коммерческих и некоммерческих структур.

Система создания и использования фондов денежных ресурсов вместе с разветвлённой сетью финансовых органов представляет собой финансовую систему. Она является органической составной функционирующего хозяйственного механизма, который определяет её специфическую структуру.

В любой стране к финансовой системе относятся прежде всего три основные взаимосвязанные подсистемы: государственные финансы, финансы хозяйственных субъектов и финансы населения.

Государственные финансы – это система фондов денежных ресурсов, сосредоточенных в руках государства и предназначенных для обеспечения свойственных ему функций, и совокупность форм методов с помощью которых эти функции реализуются. Государство через систему финансов (госбюджет, государственный кредит, финансы государственных предприятий и местные финансы, государственное страхование)перераспределяет часть национального дохода с целью регулирования экономических процессов развития производства, развязывания социальных проблем, проблем отдельных регионов, развития внешнеэкономических отношений. Государственные финансы должны создавать необходимые условия для функционирования рыночного механизма и одновременно исправлять его недостатки через систему распределения ресурсов и перераспределения доходов.

Финансы хозяйственных субъектов – это денежные ресурсы, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства в рамках денежного предприятия, а также совокупность форм и методов их создания и использования. Они прежде всего принимают формы основных и оборотных производственных фондов и прибыли. Финансы предприятий объединяют финансы всех субъектов хозяйственной деятельности и индивидуальных собственников, финансы кооперативных предприятий, государственных предприятий, акционерных компаний. Поскольку в Украине основу рыночной экономики составляют разные формы собственности, постольку главным предназначением финансов – содействовать предпринимательской инициативе, деловой активности этих форм, а также с помощью экономических рычагов контролировать соблюдение законов правительственных постановлений.

Финансы населения – это денежные фонды, которые формируются из доходов, полученных гражданами путём трудовой, хозяйственной и другой деятельности, или наследства.

Названые выше подсистемы финансов пребывают в тесной взаимосвязи. Именно с денежных поступлений от предприятий и населения формируются государственные финансы через налоговый, страховой, таможенный механизм.

В свою очередь, государственные финансовые ресурсы в значительной мере возвращаются населению и предприятиям в виде разных выплат (зарплаты, пенсий, стипендий, субсидий, дотаций, капиталовложений). Финансы хозяйственных структур и населения также связаны между собой : с одной стороны, зарплата и дивиденды, которые граждане получают от них, являются основными источниками формирования финансов населения; с другой стороны – финансовые ресурсы населения являются одним из источников финансовых доходов предприятий, главным образом через куплю акций и образования малых предприятий с ограниченной ответственностью.

Финансовая система является одним из главных рычагов осуществления государственной финансовой политики. Государство мобилизует финансовые ресурсы, распределяет их и использует для выполнения своих функций на основе принятых законодательных актов. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и задач, которые решаются.

Финансы выполняют ряд функций:

· регулирующую;

· распределительную;

· контролирующую.

Финансовое регулирование базируется на правовой регламентации денежных отношений в обществе. Для обеспечения регулирующей функции используется набор финансовых инструментов, прежде всего налогов. С их помощью государство влияет на разные стороны социально-экономической жизни. В последнее время увеличились государственные затраты на программы социального обеспечения, на повышение зарплаты и индексации в связи с ростом цен и усилением инфляционных процессов. При этом следует учитывать такие факторы как урбанизация, обострение экологической ситуации, снижения рождаемости и возникновения чрезвычайных ситуаций в разных регионах Украины.

Распределительная функция финансов связана прежде всего с распределением и перераспределением общественного продукта и национального дохода для удовлетворения разных потребностей народного хозяйства и населения. В частности, это распределение финансов между разными отраслями материального производства, материальной и нематериальной сферами, территориальными регионами, между социальными слоями населения.

Контрольную функцию финансы выполняют в процессе образования и использования денежных ресурсов. Этот контроль должен устанавливаться за пропорциями в распределении и рациональном использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов путём выяснения соответствия размеров фонда намеченным целям.

Названные функции взаимосвязаны между собой, их выполнение зависит от чётких действий государственных финансовых структур, предприятий разных форм собственности, постольку функционирования экономического и правового механизмов.

 

Государственные расходы.

Рассмотрим куда направлялись деньги государственного бюджета.

В рабовладельческом обществе государственные затраты шли на ведение войн, содержание государственного аппарата, строительство городов, на обеспечение денежного обращения и т.д.

При низшей стадии капитализма (XVI-XIXвв.) – на военные цели, на содержание государственного аппарата, на строительство железных дорог и предприятий. Только в Германии во второй половине ХIХ века часть средств государственного бюджета направлялась на социальные цели, а вообще социальных затрат не было. В настоящее время средства государственного бюджета затрачиваются на следующие цели:

1. Затраты на социальные цели (образование, здоровье, выплаты безработным, пенсионерам и т.д.). Эти затраты вышли на первое место. Это объясняется тем, что качественно изменилась роль человека в производстве. От него требуется образование, высокая квалификация, а рыночные рычаги не способны обеспечить это. Поэтому на социальные цели в развитых странах идёт 35% всех государственных затрат, в США – 48%, в Украине – в 1998 году – 48,7%, но если в США только из федерального бюджета они составили на 1 человека 5,5 тысячи долларов, то в Украине – 50 долларов.

2. Затраты на экономические цели (жилищное строительство, его реконструкция, разработка природных ресурсов, охрана окружающей среды, сельскохозяйственный транспорт, связи на государственное регулирование и прогнозирование экономики, и т.д.).

В развитых странах на экономические цели расходуется 25-27% государственного бюджета. В Украине – 14%.

3. затраты на военные цели делятся на прямые и непрямые. Прямые затраты – это непосредственные затраты из государственного бюджета на оборону. Непрямые – часть затрат на космические исследования, на военную помощь другим странам, на выплату пенсий ветеранам войны. В США, Германии и Франции такие затраты составляют 20-25% государственного бюджета. В Украине – 4,5%;

4. затраты на обслуживание государственного долга, затрачивалось 9% госбюджета;

5. часть денег из государственного бюджета идёт на содержание государственного аппарата власти, посольств, консульств и на оплату взносов в различные международные организации.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.