Деление цен по форме конкуренции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от форм конкуренции, в частности от форм собственности, различают:

· рыночные цены, при чистой конкуренции;

· омегопольные цены – при господстве групповых монополий (омегополий);

· монопольные цены – при абсолютной монополизации единственным производителем или продавцом соответствующей сферы производства или сбыта.

В общем при господстве монополий различают монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопольно высокую цену устанавливает производитель, который занимает монопольное положение в производстве и на рынке, организовывает конкуренцию, нарушает права потребителей, вследствие чего получает высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливают производители под давлением монополистов. Такое давление ощущают мелкие и средние фирмы при заключении контрактов с монополиями, мелкие фирмы под давлением транспортных и промышленных компаний во время доставки сельхозхозяйственной продукции на рынок и её переработке.

Однако монопольно высокие цены приводят к уменьшению платёжеспособного спроса населения, «притягивают» конкурентов.

Поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая даёт возможность присваивать максимальную прибыль.

При господстве на рынке нескольких омегополий, как правило, используется практика «лидерства в ценах». Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, крупнейшая компания устанавливает цены на свои товары и услуги. Остальные омегополии по общему молчаливому согласию назначают такую же цену или цену несколько ниже (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и т.д.)

Цены товаров природных монополистов регулирует государство (электроэнергия, услуги связи, почты и т.д.)

В зависимости от типов рыночной системы различают регулируемые и нерегулируемые цены. Значительную часть цен в развитых странах регулирует государство.

Так, в Швейцарии государственный контроль над ценами распространяется почти на 50% объёма товарной продукции, во Франции государство регулирует цены на сельхозпродукцию, газ, электроэнергию, транспорт, некоторые другие товары и услуги.

Цены в Украине.

В Украине классификация цен осуществляется путём их деления на оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности и розничные цены.

Оптовые цены предприятия складываются из себестоимости и прибыли.

Покупая у предприятий товары, оптовые торговые организации продают их предприятиям розничной торговли по оптовым ценам промышленности.

Оптовые цены промышленности превышают оптовые цены предприятия на величину торговой надбавки, которая складывается из затрат обращения и прибыли оптовой торговой организации. Затраты обращения – это затраты на транспортировку, хранение, расфасовку, выплату зарплаты работникам торговым и др.

В последние годы государственный контроль над ценами постепенно ослабевает, осуществляется политика «либерализации цен» что при невысокой зарплате ведёт к обнищанию большей части населения.

 

10.Механизм ценообразования.

Предварительным условием процесса ценообразования является выяснение предпринимателями и соответствующими специалистами фирмы внешних и внутренних факторов, которые влияют на этот процесс.

К внутренним факторам относятся:

1. потребители;

2. рыночная среда (или конкуренты);

3. правительство;

4. участники каналов сбыта;

К внутренним факторам – затраты производства.

1.Потребители. Влияние потребителей на механизм ценообразования осуществляется прежде всего при условии превышения предложения над спросом (в этом случае цены снижаются), возрастающего насыщения их потребностей, конкуренции между потребителями, через влияние общественных организаций защиты прав потребителей и в других случаях.

2.Рыночная среда. Она формируется в развитых странах при взаимодействии частной конкуренции, монополистической конкуренции, нечестной конкуренции, а также влияния на рыночную среду регулирующей деятельности государства.

Доминирующую роль сред этих моделей рынка играет омегополистическая конкуренция, которая сопровождается действием антитрестовского законодательства. Вследствие этого значительное распространение приобрели практика «лидерства в ценах». Господствующим методом ценообразования в этом случае является установление цены на уровне средних затрат производства и монопольно высокой прибыли. Средние затраты выступают в форме монопольной цены производства.

3.Правительство. Его участие в процессе ценообразования состоит, прежде всего, в установлении фиксированных цен.

Если государство устанавливает фиксированные цены, то осуществляет это не путём установления прейскурантных цен, т.е. утверждает цены на тарифы и услуги соответствующими органами. В бывшем СССР 98% цен были прейскурантными, что наряду с другими факторами порождало постоянный дефицит.

Рациональной является ситуация, когда государство устанавливает цены на такие стратегические товары и услуги, как электроэнергия, газ, нефть, уголь, услуги городского и железнодорожного транспорта, жилищно-коммунальных услуг. В Украине в 1998г. Лишь 10% цен были прейскурантными.

Другими способами утверждения фиксированных цен является их установление государством лишь на определённый период, а также фиксация цен предприятия, которое занимает господствующее положение на рынке, т.е. цен монополиста.

Прямое регулирование цен государством осуществляется путём установления границы уровня цен на отдельные товары, регламентацию величины прибыли предприятия, уровня его рентабельности. Кроме того, государство влияет на рыночные цены благодаря установлению цен на товары и услуги, которые изготавливаются государственными предприятиями.

Существуют и другие методы опосредственного регулирования цен. К ним относится сеть организаций для предприятий-монополистов: запрет для двух и больше конкурентов поддерживать цены на определённом уровне; запрет монополистам навязывать свои цены поставщикам (комплектующих изделий, сырья) и предприятиям торговли; запрет ценовой дискредитации (т.е. принуждение покупать товары и услуги с нагрузкой, покупать их только у данной фирмы и т.д.); запрет на применение демпинга (продажа товара ниже себестоимости); запрет на использование недобросовестной ценовой рекламы.

4.Участники каналов сбыта. Первый вариант реализации этого фактора – влияние на цены со стороны поставщиков продукции, второй – со стороны предприятий торговли.

В первом случае автомобильному заводу, например, повышают цену на комплектующие изделия один или несколько поставщиков, в другом – цены повышает энергетическая компания для всех участников технологического цикла, и каждый из них вынужден повышать цены на все детали. В этих условиях завод может найти другого поставщика, поднять цены на автомобили в зависимости от возрастания цен на комплектующие или за счёт рационализации собственного производства, повышения длительности рабочего дня, т.е. поднять цены не в такой мере, как поставщики.

При втором варианте торговые предприятия могут поднять поставко-сбытовую надбавку, что способствует снижению потребительского спроса населения и негативно влияет на объёмы производства данного товара.

Вывод: практика установления цен в развитых странах мира свидетельствует о преимуществе теории трудовой стоимости, которую одновременно дополняют теорией спроса и предложения, предельной полезности.

Контрольні запитання і завдання

1. Чим відрізняється постійний капітал від основного, а оборотний від змінного?

2. Які особливості обороту основного та оборотного капіталу?

3. Назвіть основні стадії кругообороту капіталу. Які вимоги для здійснення безперебійного руху капіталу?

4. Назвіть основні складові часу виробництва.

5. Чим явні витрати виробництва відрізняються від неявних, а економічні витрати від бухгалтерських?

6. Що таке прибуток і яка його структура?

7. Які складові монопольної ціни виробництва?

8. Назвіть найважливіші критерії розмежування цін.

9. Які основні види цін існують в Україні?

10.Як впливає на механізм ціноутворення держава?

11.Чому при з'ясуванні сутності ціни вирішальну роль відіграє теорія трудової вартості?

Тема 2.7. Экономика предприятий (самостоятельная работа).

 План.

1. Сущность менеджмента.

2. Организационные фермы управления предприятием.

3. Принципы и критерии труда менеджера.

4. Структура менеджерского корпуса.

5. Сущность маркетинга.

6. Виды маркетинговой деятельности.

7. Программы и принципы маркетинга.

1. Сущность менеджмента.

Менеджмент – комплекс принципов, функций, методов и способов управления процессам производства, прежде всего производственным и персоналом, со стороны руководства предприятия с целью эффективного использования ресурсов и присвоения высоких прибылей.

Управление в экономической системе осуществляется на двух основных уровнях: на макроуровне, т.е. охватывает все народное хозяйство, и микроуровне – сосредотачивается на управлении отдельной фирмой, компанией.

Управление на макроуровне. С ростом масштабов общественного производств, углублением общественного разделения труда, в частности специализации и кооперации труда, возрастает роль системы управления экономикой.

Система управления экономикой – сознательно организованное, целенаправленное и активное влияние разных субъектов управления на процесс развития и функционирование общественного способа производства, отдельных его звеньев.

Ядром системы управления есть целенаправленное влияние на потребности, интересы и цели, отдельных индивидов, коллективов людей, слоев и прослойки населения в интересах достижения поставленной цели.

Управление как процесс включает такие логично последовательные элементы:

1. сбор, систематизация и передача информации;

2. выработка (обоснование) и принятие решения;

3. превращение решения на разные формы команд (устно, письменно, приказ и т.д.) и обеспечение его исполнения;

4. анализ эффективности принятого решения и возможно последующее его корректировку.

Управление на микроуровне. Управление на микроуровне предусматривает определенную систему деятельности по управлению как всеми хозяйственными процессами на предприятии, так и определенными видами хозяйствования (непосредственным производством, процессом ценообразования, сбыта, финансами и др.); отдельными звеньями воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление).

Функции управления. Основными функциями управления с точки зрения технологического способа производства являются: планирование; организация; подбор и расстановка кадров и их стимулирование; координация; контроль. Функции управления на крупном предприятии должны реализовывать высшие менеджеры, маркетологи, финансисты, поставщики, бухгалтера, инженеры и др.

2. Организационные формы управления предприятием.

Выделяют шесть основных организационных форм управления:  

1) линейная; 2) функциональная; 3) линейно-функциональная;

4) программно-целевая; 5) дивизиональная; 6) матричная.

При линейной структуре управление осуществляется при взаимоотношениях между начальником и подчиненными по иерархической структуре сверху донизу. Все распоряжения идут от одного начальника, а для руководителя каждого иерархического уровня важно подобрать определенное количество подчиненных, которыми можно эффективно управлять.

Основным недостатком такой формы управления является сложная процедура принятия управленческих решений, ибо разрешение на каждый шаг деятельности необходимо получить снизу вверх через всю иерархию руководителей. В этой системе отсутствует автономия руководителей подразделений, существует бюрократизм и другие негативные черты.

При функциональной структуре общие для нескольких подразделений функции управления передаются одному органу (подразделению) или исполнителя. Он исполняет их, получая указания от нескольких руководителей. Таким образом, субординация в управлении осуществляется по функциям.

Положительное в этой форме управления: она дает возможность избежать дублирования деятельности исполнителей. Каждый из них может доводить выполнение отдельной функции до совершенства. Недостаток: отсутствие единства при получении распоряжений, ухудшение координации в управлении деятельностью по мере роста сложности производственного процесса и углубления специализации.

Эти недостатки можно устранить в линейно-функциональной структуре управления. Управленческие решения разрабатывают высококвалифицированные специалисты, а распоряжения отдаются по линейным звеньям. У каждого подчиненного только один начальник.

При матричной структуре подчиненный может иметь нескольких начальников, каждый из которых отвечает за определенные процессы или виды деятельности корпорации.

При программно-целевой структуре управления существуют руководители отдельных проектов или подразделений. Которые дают распоряжения по эффективному использованию всех ресурсов для достижения конкретных целей производства. Такими целями могут быть строительство нового завода или цеха, реконструкция действующего предприятия. Руководитель проекта получает задание от высшего руководства и отвечает перед ним. Ему, в свою очередь, подчиняется штаб работников.

Отдельные подразделения выполняют определенные задания, что усложняет координацию между этими подразделениями, для согласования их деятельности, создают координационный центр. Со временем подразделения могут быть преобразованы во внутренние фирмы, т.е. относительно независимые хозяйственные единицы, которые имеют большую самостоятельность, чем подразделения.

Матричная структура управления объединяет линейную, программно-целевую и функциональные формы. Их выбор и объединение зависит от типа производства, характера технологических операций, поставленной цели. Так, при массовом серийном производстве больше подходит линейные и функциональные формы управления, при разработке новой техники – программно-целевая.

Дивизиональная форма управления объединяет процесс управления по продуктовым (когда материнская компания отвечает за деятельность фирмы в данной стране) и региональным (дочерняя компания объединяет филиалы в других странах) принципами. Главными элементами этой формы управления являются отделы (дивизионы), которые наделены оперативной самостоятельностью, вступают в договорные отношения между собой, и, получая прибыли, осуществляют самофинансирование. Высшее руководство при этой форме управления принимает стратегические решения, которые определяют развитие компании на длительную перспективу.

3. Принципы и критерии труда менеджера.

Основные требования управления.  Для эффективного процесса управления менеджер должен придерживаться таких основных требований:

1. рассматривать человека как главный источник повышения производительности труда и эффективности производства;

2. планировать деятельность крупных компаний, в т.ч. долгосрочных потребностей в кадрах;

3. предоставлять подразделениям и работникам этих подразделений полную автономию, что стимулирует их предпринимательство;

4. постоянно ориентироваться на потребности потребителей (это достигается рациональной маркетинговой деятельностью);

5. придерживаться простых форм управления, иметь малочисленный управленческий аппарат;

6. действовать энергично и быстро при концентрации усилий компании на одном или нескольких направлениях бизнеса;

7. проводить политику, направленную на формирование в компании множества лидеров и новаторов, стимулировать в них оправданную степень риска;

8. органически соединять автономию, свободу отдельных подразделений, работников с жесткой централизацией (когда речь идет об основных ценностях компании – стандартах качества и обслуживания).

Ориентация на человека предусматривает, прежде всего, необходимость постоянного привлечения работников всех уровней к разработке и принятия управленческих решений. Для этого следует увеличить инвестиции в «человеческий капитал», формировать у работников экономическое мышление, технико-экономическую культуру.

Поэтому менеджер должен быть компетентным в вопросах культуры, этики, морали, физического и психологического здоровья и в совершенствовании личности.

Критерии работы менеджера.

К основным критериям работы руководителя – менеджера при современных условиях относят: 1) ответственность; 2) лидерство; 3) внимание к коллективу; 4) контакт с людьми; 5) индивидуальность; 6) самоотдача; 7) сочетание интеллекта и оперативных качеств.

Принципы деятельности менеджера:

1. Руководитель должен быть управляющим, а не «погонщиком», первый ведет коллектив за собой, второй подгоняет. «Погонщик» всегда «все знает» и всем подчиненным это подчеркивает, управляющий никогда этого не делает: когда надо, он людей учет, подсказывает, разъясняет, но не подчеркивает свои знания. Когда случаются неполадки, «погонщик» сразу начинает искать крайних, настоящий начальник этого никогда не делает, а исправляет ошибки. «Погонщик», давая задания, говорит: «Я приказываю вам это сделать», управляющий – «Давайте сделаем это». «Погонщик» никогда не информирует подчиненных, поэтому в коллективе всегда слухи, пересуды.

2. Уверенность в себе, за ним идут подчиненные.

3. Строгость и требовательность обеспечивает рабочую обстановку.

4. Всегда критикуй своих подчиненных позитивно, ругая, указывай на ошибки. Начинать надо с критики, а заканчивать указанием как само это необходимо сделать.

5. Умение заинтересовать и «карать». В каждом случае нужно учитывать конкретного человека, его пол, возраст, образование, социальное положение и т.д. Только тогда заинтересованность и наказание достигают цели. Есть правило: критика при людях – высшая мера наказания. Более эффективной является критика наедине.

6. Начальник должен уметь ценить время своих подчиненных, когда руководитель этого не умеет, этим самым он учит подчиненных не ценить своего времени.

7. Вежливое, доброжелательное отношение руководителя к своим подчиненным. Если начальник – хам, то атмосфера грубости, бескультурья господствует во всем коллективе.

8. Умение говорить и молчать.

9. Чувство юмора, умение посмеяться, оценить шутку, даже над собой.

10. Сдержанность в отношении соперника (даже когда есть возможность «уничтожить» его).

11. Приоритет интересов человека, а не организации.

В США большинство работников смысл работы, моральный климат в корпорации или организации ценят больше, чем размер зарплаты.

4. Структура менеджерского корпуса.

Термин «менеджер» происходит от английского слова manager – управляющий. С ростом размеров производства капиталист уже не в силах компетентно руководить всеми звеньями процесса производства и реализации продукции. Поэтому он нанимает профессиональных управленцев. К ним (в зависимости от масштабов предприятия) принадлежат менеджеры высшего, среднего и низшего звеньев.

Менеджеры высшего звена. В США в гигантских корпорациях высшими менеджерами есть 3-4 лица (президент, 2-3 вице-президента компании). Из 12,5 млн. управляющих насчитывается почти 10 тысяч высших менеджеров. У них значительное количество акций (стоимостью от 3 до 4 млн. долларов у каждого), получают высокую зарплату (более 1 млн. долларов в год), персонально пользуются дорогими автомобилями, яхтами и т.д. Они должны глубоко знать все внутренние связи в рамках корпорации, поддерживать контакты с чиновниками госаппарата.

Менеджеры среднего звена. К ним относятся начальники отдельных подразделений. Они имеют меньше власти на предприятии и по уровню доходов приближаются к средней буржуазии, в то время как менеджеры высшего звена – к монополистической буржуазии. Они должны владеть глубокими профессиональными знаниями о всех звеньях производственного процесса в их подразделении, иметь общее представление о других подразделениях, подбирать кадры для своего подразделения и т.д. Это среднее звено больше всего имеет склонность к бюрократизации.

Менеджеры низшего звена.  Это мастера, бригадиры и т.д. Их жизненный уровень приближается к уровню наемных работников высшей и средней квалификации. Должны глубоко знать производственный процесс на своем участке, уметь налаживать контакты (социальные, психологические, профессиональные) со всеми работниками участка.

Менеджеров высшего и в значительной мере среднего звена готовят в специальных школах на базе крупных университетов за высокую плату, а менеджеров низшего звена готовят в учебных центрах при корпорации.

5. Сущность маркетинга.

Понятие «маркетинг» происходит от английского слова market (рынок) и буквально означает работу на рынке по изучению и удовлетворению всех потребностей и желаний потребителя.

Возникновение маркетинга. Широкого практического значения маркетинг приобрел лишь в 30-е годы ХХ ст. в связи с насыщением спроса в США и Германии. Такое насыщение произошло на этапе комплексной механизации производства. На тот период основным условием реализации продукции и победы фирмы над конкурентами было максимальное снижение цен и затрат производства, и получение на этой основе максимальной прибыли. В этом преимущественно и состояла сущность маркетинговой деятельности. В конкуренции побеждало то предприятие, которое выпускало продукции по самым низким ценам.

Современный маркетинг.  Ситуация принципиально меняется при технологическом способе производства, который основывается на автоматизированном труде, всестороннем углублении общественного разделения труда в рамках как национальной экономики, так и мирового хозяйства. Ныне в странах Западной Европы производится почти 1млрд. наименований продукции, в Украине – около 20 млн.

Это означает, что в сфере маркетинговой деятельности для предприятий Украины основной проблемой является насыщение рынка отечественными товарами и выпуск продукции по нижайшим ценам, т.е. те задачи, которые стояли перед западными фирмами еще в 30-е годы. На реализацию этой цели естественно влияет насыщенность внутреннего рынка страны импортными товарами.

Уровень снижения затрат на изготовление единицы продукции при автоматизированном производстве имеет границы. Даже когда на рынке появляется товар по значительно низким ценам, чем у конкурентов, но уже хорошо известных потребителю, шансы победить конкурентов невелики. Поэтому прежде всего надо повысить качество продукции, ее новые потребительские качества при тех же затратах производства и ценах.

Для этого необходимо знать, какие новые свойства товаров и услуг наиболее нужны потребителю, чтобы удовлетворить его конкретные потребности.

Особенностью современного автоматизированного производства является то, что оно в отдельных отраслях промышленности начинает работать по индивидуальным заказами. Так, в автомобильной промышленности каждую машину собирают и оснащают по индивидуальным вкусам и желаниям будущего собственника. Поэтому выдвигается такое требование к маркетинговой деятельности: прежде чем выйти на рынок с традиционным видом продукции или услуги при наличии определенных совершенствований, следует предварительно знать, какие само изменения и новые потребительские свойства нужно осуществить.

Одновременно у потребителей с помощью рекламы можно формировать определенные вкусы, разъяснять их выигрыш от внедрения новинок, стимулировать покупателей к покупке первых модифицированных новинок. Только с учетом этих факторов предприниматель должен выбирать тактику и стратегию своих действий.

Понятие «маркетинг». Если раньше маркетинг означал деятельность по управлению движением товаров (их продвижение) от производителя к потребителю, то при современных условиях сущность маркетинга раскрывает такое определение:

маркетинг – система организации и управления деятельностью фирмы по разработке новых видов товаров, их производства и сбыта на основе всестороннего изучения рынка и потребностей потребителей с целью получения прибыли.

Важным звеном маркетинговой деятельности есть движение товаров от производителя к потребителю. В этом случае маркетинг следует рассматривать как определенный комплекс видов деятельности.

6. Виды маркетинговой деятельности.

При технологическом способе производства, в основе которого лежит машинный труд, применяются такие два вида маркетинга:

1. Ориентированный на продукт или услугу;

2. Ориентированный на потребителя в общем или отдельные категории потребителей.

При поиске и выборе соответствующей ниши рынка различают вертикальный маркетинг (ориентированный на вертикальную нишу) и горизонтальный (ориентированный на горизонтальную нишу).

Вертикальный маркетинг – это поиск путей реализации определенного товара или функционально близких изделий среди разных групп потребителей; единая система сбыта, в которую входят производитель, один или несколько оптовых и розничных продавцов.

Этот вид маркетинга впервые открыла американская компания по производству вычислительных машин ЭВМ, которая стремилась приспособить свою продукцию для конкретных потребителей в тех отраслях, где она использовалась. При этом специалисты компании обучали во всех отраслях работников как пользоваться ЭВМ.

Горизонтальный маркетинг. Маркетинг стремится удовлетворить потребности в определенном комплексе товаров и услуг. Такой вид маркетинга используют, как правило, многоотраслевые концерны и конгломераты. С этой целью при реализации товара предлагают дополнительные услуги для потребителей, независимо от того, существует ли между этими товарами или услугами органическая взаимосвязь.

Горизонтальный маркетинг – деятельность в сфере определенного комплекса неродственных между собой товаров и услуг с целью более полного удовлетворения потребностей и получения прибыли.

Важное значение в маркетинговой деятельности имеют кредитование покупателей, послепродажное техническое обслуживание и поставка запасных частей. Составляющей маркетинга становится дизайн, с помощью которого продукция определенной фирмы отличается от других технически одинаковых изделий.

Управление маркетинговой деятельностью. Маркетинговой деятельностью фирмы руководит один из ее вице-президентов. Ему подчинены отдельные службы со штатом маркетологов. В непосредственном подчинении такого вице-президента находятся управляющие по планированию продукции, движения товаров, их передвижения, маркетинговых исследований и сбыта.

Благодаря маркетинговой деятельности функции предприятия можно рассматривать в такой последовательности:

1. Комплекс изучения и формирования потребностей потребителей;

2. Инжиниринг (подготовка технико-экономических обоснований новых проектов, научные исследовании по конструированию новых товаров) и проведения научно исследовательских и научно-конструкторских работ;

3. Изготовление товаров, услуг;

4. Продвижение товаров к потребителям, их сбыт и послепродажный сервис;

5. Всесторонне удовлетворение общественных потребностей потребителей;

6. Стабильное получение высокой прибыли.

7. Программы и принципы маркетинга.

Программы маркетинга – это комплекс взаимосвязанных методов, которые определяют действия предприятия на определенный период на всех этапах его функционирования (выполнения им своих функций).

Эти программы могут быть краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 10-15 лет). Большинство фирм органически объединяют их в одну. Такую программу, как правило, составляют на 3-5 лето, а при изменении внутренних и внешних условий постоянно корректируют и дорабатывают. Она охватывает:

1. Цели фирмы, среди которых выделяют главную;

2. Стратегию развития хозяйственного портфеля фирмы (выпуск основных и дополнительных товаров, связанных и не связанных единым технологическим процессом;

3. Стратегию роста фирмы (выпуск товаров и услуг того же ассортимента, но в большем объеме;

4. диверсификацию производства, вследствие чего проявляются новые виду продукции;

5. Освоение зарубежных рынков.

Маркетинговая программа предусматривает также проведение ценовой политики фирмы, формирование спроса, стимулирование сбыта и др.

Тактика маркетинга – процесс формирования и выполнения задач фирмы на каждом рынке, по каждому товару или группы их в конкретный, как правило, короткий промежуток времени.

При этом в зависимости от индекса цен, сезонного падения спроса и других факторов корректируются задания фирмы: усиливается реклама, снижаются цены, расширяется ассортимент услуг и т.д.

Принципы маркетинга – важнейшие исходные положения, на которых базируется маркетинговая деятельность.

Основные принципы маркетинга:

1. производство товаров и услуг должно основываться на точном знании потребностей покупателей и реальных возможностей фирмы;

2. обеспечение долговременной результативности фирмы, для чего необходимо постоянно иметь определенный комплект разработок для подготовки производства товаров и услуг, необходимых для рынка;

3. полнейшее удовлетворение потребностей потребителей, обеспечение их необходимыми послепродажными услугами;

4. экономически эффективная реализация продукции и услуг на четко определенных рынках в заранее запланированных объемах и в назначенные сроки;

5. органическое соединение маркетинговых стратегии и тактики с целью оперативного приспособления к потребностям потребителей, которые постоянно меняются;

6. активное влияние фирмы на формирование и стимулирование потребностей потребителей на рынок;

7. при сужении рынков сбыта (вследствие удовлетворения потребностей и спроса людей) ориентация фирмы на выпуск тех товаров и услуг, которых еще нет на рынке, а их конкурентоспособность в дальнейшем зависит от способности радикально обновлять их ассортимент и тем самым создавать новые потребности.

Так, согласно оценки американских специалистов, почти 90% американских семей обеспечены всеми видами товаров массового производства. При этих условиях на первый план выходят потребность в услугах информации, оздоровления, отдыха. В свою очередь, предоставление этих услуг сопровождается появлением соответствующих изделий.

В менее развитых странах, к которым относится и Украина, при удовлетворении потребностей на продукцию массового производства первоочередное значение имеет качество товаров и услуг. В Украине в маркетинговой деятельности следует, прежде всего, ориентироваться на потребности и спрос людей, которые пребывают на грани выживания, стремятся удовлетворить самые элементарные физические и социальные потребности. В развитых странах маркетинг ориентируется на потребности людей среднего класса, а также на группы людей, которые стремятся подняться на высший иерархический уровень.

Контрольні запитання і завдання

 

1. У чому полягає сутність управління підприємством?

2. Охарактеризуйте основні функції та принципи управління підприємством.

3. Які організаційні форми управління передбачають певну автономію підрозділів підприємства та їх керівників?

4. Назвіть основні вимоги до управління підприємства менеджерами.

5. Які принципи діяльності підприємств?

6. Охарактеризуйте основні ланки управлінського персоналу.

7. Які методи використовують західні фірми, щоб активізувати діяльність окремої людини у виробництві?

8. Чим відрізняється сучасний маркетинг від маркетингу 30-х років?

9. У чому полягає сутність маркетингу?

10. Чим відрізняється вертикальний маркетинг від горизонтального?

11. Що таке інтегрований маркетинг?

12. Яка структура програми маркетингу?

13. Назвіть основні принципи маркетингу.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.