Затраты производства – затраты на приобретение основных факторов производства, т.е. рабочей силы, средств производства (в т.ч. земли) для изготовления продукции на протяжении определённого времени.
Затраты производства, как правило, меньше, чем авансированный капитал, поскольку они содержат всю стоимость основного капитала, а затраты производства – лишь стоимость их износа (амортизационно).
В процессе кругооборота и оборота фондов в условиях рынка денежные затраты предприятия определяются от стоимости продукта и принимают форму себестоимости.
Себестоимость – выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
В себестоимость входят следующие затраты:
1. Материальные – это затраты на покупку сырья, материалов по ценам приобретения (процент за кредит, который предоставляет поставщик материалов и все затраты по доставке материалов).
2. затраты на оплату труда;
3. отчисление на социальное страхование;
4. отчисление на обязательное медицинское страхование;
5. амортизация основных фондов;
6. прочие затраты (% за кредит банкам, платежи, за обязательное страхование имущества, плата за сторожевую и пожарную охрану, плата за аренду, затраты на рекламу).
Различают себестоимость:
· цеховую;
· заводскую;
· полную;
· индивидуальную.
Ценовая себестоимость – включает все затраты на производство продукции без общезаводских затрат.
Заводская себестоимость – включает все затраты предприятия на производство продукции без непроизвольных затрат.
Полная себестоимость – включает заводскую себестоимость и непроизводственные затраты (затраты на трату, упаковку и доставку продукции).
Индивидуальная себестоимость – затраты на единицу какого-то изделия. По экономическому содержанию затраты предприятия делятся на основные и накладные.
Основные затраты – затраты непосредственно на производство продукции.
Накладные затраты – затраты на управление, процент за кредит, затраты на оплату и охрану труда управленческого аппарата, канцелярские затраты.
Пути снижения затрат производства.
Производители в условиях конкуренции должны стремиться к снижению себестоимости продукции. Это вызвано тем, что снижение себестоимости является основой для снижения цен. Для снижения затрат на основные фонды необходимо улучшать качество машин, оборудования, располагать в зданиях больше оборудования, уменьшать количество складских помещений. Особенно следует заботиться о снижении непроизводственных затрат (штрафов, убытков, связанных с невыполнением договорных обязательств).
В Украине важную роль в снижении себестоимости на предприятиях играет экономия сырья, электроэнергии, топлива. Так, Франция, которая по территории и населению почти как Украина, производит в 5 раз больше товарной продукции, но потребляет при этом почти в три раза меньше газа. В расчёте на 1000 долларов произведённого продукта Украина потребляет 1840кг. нефтяного эквивалента, Финляндия – 206 кг., Франция – 182 кг.
Прибыль и норма прибыли.
За реализованную продукцию предприятия получают определённую выручку. Одна часть выручки идёт на замену изношенных средств производства (С), вторая часть выручки идёт на заработную плату работникам (V). Вместе эти две части составляют себестоимость (C+V).
Прибыль – разница между валовой выручкой и себестоимостью.
Прибыльность предприятия следует рассматривать в двух основных аспектах:
1. прибыльность предприятия по отношению ко всему авансированному капиталу;
2. прибыльность изготовления отдельной партии товаров, которая измеряется отношением прибыли к себестоимости этих товаров.
Общая прибыльность предприятия определяется нормой прибыли и выражается формулой:
П – масса прибыли C+V – себестоимость.
Величина прибыли зависит от скорости оборота производственных фондов, снижении себестоимости продукции и роста производительности труда. По норме и массе прибыли судить об эффективности производства нельзя. Обобщающим показателем эффективности производства является норма рентабельности.
Рентабельность – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных фондов.
В развитых странах норма и масса прибыли является для предпринимателя главной целью и критерием эффективности производства. Средняя норма прибыли крупных компаний составляет приблизительно 12%. Его величина зависит от скорости оборота производственных фондов, снижения себестоимости продукции, роста производительности труда и т.д.
8.Сущность цены.
Исторически первым определением цены является: цена – это денежное выражение стоимости. Оно отражает период развития простого товарного производства (т.е. до возникновения капиталистического способа производства), когда цены колебались во круг стоимости товаров.
Ныне простейшим определением цены является: цена – это определённая сумма денег, которая выплачивается за товар. При капиталистическом способе производства происходит превращение множества индивидуальных стоимостей в единую общественную или рыночную стоимость (вследствие внутриотраслевой конкуренции), а последней – в цену производства (вследствие межотраслевой конкуренции).
При простом товарном производстве в основе товарных цен лежали только общественно необходимые затраты производства:
W=C+V+M, где
W – стоимость товара;
С – затраты на приобретение средств производства;
V – затраты на воспроизводство рабочей силы;
M – дополнительный продукт (при капитализации существует в форме прибавочной стоимости).
Цена производства.
При капиталистическом товарном производстве в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые затраты производства, а и соотношения между спросом и предложением.
Цп=C+V+P , где
Цп – цена производства;
C – постоянный капитал;
V – переменный капитал;
P – прибыль.
Прибыль образуется вследствие межотраслевой конкуренции, с учётом процесса колебания спроса и предложения, перелива капитала в отрасли, в которых производство товаров не удовлетворяет потребности, с соответствующим колебанием цен (их росте при неудовлетворении платежеспособного спроса и снижение при превышении предложения над спросом).
При равновесии спроса и предложения формируется цена равновесия.
Если при простом товарном производстве цены определились только законом стоимости, то при капиталистическом товарном производстве цены, кроме того, определяются действием закона спроса и закона предложения. На этой основе возникает такое определение цены:
Цена – денежное выражение цены производства, взаимодействия законов стоимости и законов спроса и предложения.
С возникновением монополий, омегополий процесс ценообразования значительно усложнился, в частности возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 272.