Обобщая мнения многих ведущих ученых в теории педагогики [1-9], считаем, что компетенцию инженера следует понимать как способность и готовность применять знания, умения и опыт при решении своих конкретных профессиональных задач. В нашем случае эти профессиональные задачи связаны с проблемой освоения подземного пространства.
Таким образом, компетентностная модель горного инженера представляет собой описание того, каким набором компетенций он должен обладать.
а) универсальными:
- социально-личностными и общекультурными
- гражданственность, патриотизм, понимание необходимости здорового образа жизни, способность и готовность обучаться самостоятельно, способность и готовность общаться, способность и готовность использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности;
- стремление к социальному взаимодействию (способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности; готовность к сотрудничеству; расовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты), понимание значимости науки культуры, стремление к самосовершенствованию;
- способность и готовность использовать знания психологии и этики общения, владение навыком управления профессиональной группой или коллективом подчиненных для контроля и управления состоянием морально-психологического климата в коллективе;
- способность проявлять инициативу, готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность к принятию нестандартных решений, разрешению проблемных ситуаций ;
способность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей ;
- способность оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни ;
-способность и готовность использовать лингвистические, экономические, правовые и профессиональные знания и умения вести продуктивные деловые взаимоотношения .
- общенаучными
- способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат ;
- способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов ;
- способность и готовность применять знания о современных методах исследования ;
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения не связанные со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение ;
- готовность и умение применять правила обеспечения безопасности технологических процессов, а также способность критически оценивать новые технические и технологические решения с целью постоянного повышения уровня безопасности персонала ;
- применять основные принципы рационального использования георесурсов и защиты окружающей среды . и т.д.
- инструментальными :
- способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать научную информацию ;
- способность и готовность планировать и проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований ;
- способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов ;
- способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы и т.д.)
Б ) профессиональными :
-производственно-технологическая деятельность;
-способность и готовность разрабатывать гибкие ресурсосберегающие технологии горнопроходческих и сопутствующих строительных работ ;
- способность и готовность осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами на производственных объектах, в т.ч. разрабатывать, согласовывать и утверждать технические, методические и иные документы, регламентирующие порядок их выполнения ;
-способность оценивать соответствие проектных решений для реализуемого технологического процесса в конкретной горнотехнической обстановке и готовность при необходимости вырабатывать соответствующие рекомендации по их корректировке ;
- способность и готовность участвовать в работах по доводке и освоению новых технологических процессов, принимать и осваивать вновь вводимую технику и оборудование ;
- способность осуществлять проверку технического состояния и остаточного ресурса технологического оборудования, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт;
- способность организовать рабочие места, обеспечить их техническое оснащение с размещением технологического оборудования;
- организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества горностроительных работ;
- способность принимать решения по выбору строительных материалов и оборудования и их эффективному использованию для реализации производственных процессов ;
-способность и готовность контролировать выполнение требований технической документации на производство работ, действующих норм, правил и стандартов, в том числе правил технологической и экологической безопасности и норм санитарно-гигиенических условий работы;
-способность и готовность разрабатывать отдельные части рабочих проектов, строительства и реконструкции и ремонта подземных сооружений и горных предприятий (рабочие чертежи, спецификации, ведомости расхода материалов и объемов работ и т.п.), составлять наряды, заявки на строительные материалы, оборудование и запасные части;
способность и готовность принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварий и инцидентов, принимать участие в проведении работ по локализации аварий и в техническом расследовании их причин, систематически проходить переподготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
- проектная деятельность;
-способность и готовность проектировать форму, размеры поперечного сечения горных выработок и подземных сооружений различного функционального назначения ;
- способность и готовность определять нагрузки на конструкции подземных сооружений и горнотехнических зданий и сооружений, производить их расчет на прочность, устойчивость и деформируемость;
- способность и готовность выбирать материалы для инженерных конструкций подземных и горнотехнических зданий и сооружений в зависимости от конкретных условий их эксплуатации. Управлять свойствами материалов в процессе их приготовления; контролировании качества производимых материалов и изделий с целью доведения их до уровня требований, предъявляемых соответствующими ГОСТами;
-способность и готовность выбирать способы и средства обеспечения нормального эксплуатационного состояния подземных сооружений;
- способность и готовность выбирать технологию строительства горных выработок и подземных сооружений в зависимости от конкретных горно-геологических и горнотехнических условий, а так же функционального назначения подземных объектов;
-способность и готовность выбирать способы и схемы вентиляции горных выработок и подземных сооружений в процессе их строительства;
-способность и готовность выполнять эксплуатационные расчеты горнопроходческих машин и комплексов, при их выборе для заданных горно-геологических условий и объемов горно-строительных работ;
-способность и готовность обеспечить комплекс мер по экологической и промышленной безопасности применяемых технологий строительства ремонта и восстановления подземных сооружений;
- способность использовать знания методики проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов; методики инженерных расчетов, необходимых для проектирования систем;
- способность подготавливать и согласовывать задания на разработку проектных решений;
- способность проводить технические расчеты по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектов.
-научно-исследовательская деятельность;
-способность и готовность использовать знания о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, взаимоотношениях между абстрактными величинами; об информации, закономерностях её создания, преобразования, передачи и использования, способность и готовность использовать знания о наиболее общих закономерностях явлений природы, свойствах и строении материи и законах её движения; знания о принципиальных закономерностях взаимоотношения живых организмов и окружающей среды, способность и готовность применять знания и навыки по профессионально ориентированным естественнонаучным дисциплинам;
-способность и готовность использовать знания об основных принципах освоения подземного пространства;
-способность и готовность использовать знания о свойствах и состояниях природных и природно-технических массивах горных для моделирования и изучения функционирования в них подземных объектов, способность и готовность использовать знания и умение управлять их состоянием;
- способность и готовность изучать, критически оценивать научно-техническою информацию, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
- способность проводить патентный поиск и исследовать патентоспособность и показатели технического уровня разработок, использовать процедуры защиты интеллектуальной собственность;
- планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; способность критически оценивать данные и делать выводы;
- готовность проводить математическое моделирование горностроительных процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований и т.д.;
-организационно-управленческая деятельность.
-способность организовать свой труд и трудовые отношения в коллективе на основе современных теорий о производственных отношениях, принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
-проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействовать обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием;
-способность и использовать знание организационно-правовых основ, способность организовывать работу коллектива;
-способность и готовность использовать знания и умение по оценке результатов деятельности, управлению качеством, готовность к использованию инновационных идей, готовность идти на определенный риск при принятии решений ;
-способность и готовность вести первичный учет выполняемых работ, умение анализировать оперативные и текущие показатели производства, оперативно и правильно устранять нарушения в ходе производственных процессов; обосновывать предложения по совершенствованию организации управления; демонстрировать инициативность и предпринимательский дух;
- способность определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов ;
- способность организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда, готовность быть лидером ;
- способность составлять техническую документацию реализации технологического процесса (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование и т.п.), а также установленную отчетность по утвержденным формам, способность управлять проектами;
- способность проводить анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, оценивать и изыскивать для профессиональной деятельности необходимое ресурсное обеспечение.
III . Общие сведения о содержании основной образовательной программы обучения для специальности «Шахтное и подземное строительство»
Основная образовательная программа для специальности «Шахтное и подземное строительство» состоит из нескольких циклов, включающих гуманитарные, социально-экономические, математические, естественно-научные, общепрофессиональные дисциплины, а также специальные, включающие дисциплины по выбору. Опуская первые два цикла как изначально задаваемые «свыше», перейдем непосредственно к дисциплинам, формирующим общеобразовательные и специальные компетенции горного инженера по специальности «Шахтное и подземное строительство» (таблица 7.3). Специфической особенностью этого специалиста является сочетание знаний и умений, применяемых как к подземному, так и наземному строительству. В основе специальной подготовки подземного строителя должны лежать знания об окружающей среде, в которой реализуется его деятельность, а именно – о массиве горных пород. Такие знания он в основном получает из курсов Геологии (включая Инженерную геологию и Гидрогеологию), Геомеханики (Механика горных пород и Механика грунтов), Геодезии и Маркшейдерии.
Втором крупным разделом знаний, формирующим рассматриваемого специалиста, должна быть его общестроительная подготовка на базе курсов Строительной механики, Сопромата, комплексного курса Строительное дело, включающего Строительные материалы, Основания и фундаменты, Проектирование и расчет конструкций и сооружений, Технологию строительных работ.
Особое место должны занимать дисциплины, изучающие конструкции подземных сооружений и закономерности их взаимодействия с породными массивами, теорию и практические методы проектирования и расчета крепей и обделок. В учебных планах горных инженеров-строителей эти знания обеспечивают курсы Основы строительной геотехнологии и освоения подземного пространства, Механика подземных сооружений, Конструкции и расчет крепей и обделок.
Центральным разделом программы является цикл специальных дисциплин, которые представлены фундаментальным курсом Шахтное и подземное строительство, Горные машины и оборудование, а также курсом Механизация, электрификация горностроительных работ. Знания об экономике и управлении строительным предприятием студенту даются в курсе Экономика и менеджмент в подземном строительстве.
В последние годы резко возросли требования к специалистам по вопросам промышленной и экологической безопасности. Эти знания формируются на основе дисциплин: «Аэрология подземных сооружений», ««Безопасность ведения горных работ» и «Горноспасательное дело», «Технология и безопасность взрывных работ» и «Экологическая безопасность при освоении подземного пространства» (см.таблицу 7.3.)
Таблица 7.3
№№ | ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ О ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА | ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ | ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ |
1 | Математика | ЗНАНИЯ о свойствах горных пород и механических процессах в породных массивах | ЗНАНИЯ о методах и способах ведения горностроительных работ |
2 | Физика | Физика горных пород | Шахтное и подземное строительство*) |
3 | Химия | Геомеханика | Взрывное дело |
4 | Геология | Инженерная геология и гидрогеология | Горные машины и оборудование |
5 | Экология | ЗНАНИЯ о строительных материалах, зданиях, сооружениях и технологии строительства | Механизация и электрификация горностроительных работ |
6 | Электротехника и электротехника | Строительное дело*) | Аэрология подземных сооружений |
7 | Философия | Материаловедение | Геодезия и маркшейдерия |
8 | История | Метрология и стандартизация | ЗНАНИЯ об экономике и управлении в подземном строительстве |
9 | Экономическая теория | Сопротивление материалов | Экономика в подземном строительстве |
10 | Психология | Строительная механика | Менеджмент в подземном строительстве |
11 | Социология | Прикладная механика | ЗНАНИЯ о промышленной и экологической безопасности |
12 | Право | ЗНАНИЯ о подземных сооружениях и их взаимодействии с массивом, расчет конструкций | Безопасность жизнедеятельности |
13 | Информатика | Основы горного дела | Технология и безопасность взрывных работ |
14 | Иностранные языки | Основы освоения подземного пространства | Безопасность ведения горных работ |
15 | Физическое воспитание | Механика подземных сооружений | Горноспасательное дело |
16 | Русский язык, Литература, История искусств (по выбору) | Экологическая безопасность в подземном строительстве | |
ЗНАНИЯ по выбору, формирующие специальные компетенции с учетом профиля будущей работы**) | |||
17 | Основы градостроительной политики | ||
18 | Основы архитектуры подземных сооружений | ||
19 | Освоение подземного пространства мегаполисов | ||
20 | Щитовые комплексы | ||
21 | Микротоннелирование | ||
22 | Подземные сооружения инженерного оборудования | ||
23 | Инженерно-транспортные сооружения | ||
24 | Коммунально-бытовые и коммуникационные сооружения | ||
25 | Крупные многофункциональные подземные комплексы | ||
26 | Промышленные и энергетические сооружения | ||
27 | Профилактика, восстановление и ремонт подземных сооружений | ||
28 | Специальные способы в подземном строительстве | ||
29 | Реконструкция горных предприятий | ||
30 | Научное сопровождение горно-строительных работ | ||
31 | Инновационный менеджмент в подземном строительстве | ||
32 | Правовые основы подземного строительства |
*) - базовые курсы для специальности 130406. Понятие «базового курса» подразумевает его обязательное предварительное освоение для учащихся других горных специальностей, желающих продолжить свое обучение по специальности 130406.
**) - перечень дисциплин определяется вузом
Набор знаний, получаемых студентом специальности 130 406 «Шахтное и подземное строительство», может быть расширен по инициативе студента и разрешению администрации вуза, путем изучения дополнительных дисциплин, входящих в учебные планы других горных специальностей.
В последние годы резко возросла потребность в знаниях по инновационной деятельности, направленной на коммерциализацию научно-технических знаний и практического опыта при комплексном освоении недр. В отличие от традиционной деятельности горных инженеров, направленной на улучшение показателей в отдельных составляющих производства (строительство выработок, извлечение полезного ископаемого, его переработка, создание новых машин и оборудования), деятельность инновационная должна обеспечить возможность сведения отдельных результатов научно-технического прогресса в единый комплексный показатель (показатели), характеризующий эффективность конечного результата деятельности конкретного производства, например, сумма прибыли от реализации инновационной продукции, объем продаж инновационной продукции на внешнем и внутреннем рынках; доступ к новым рынкам сбыта; снижение издержек производства в результате внедрения инноваций (затраты на оплату труда, материалы, энергию) и др.
В этой связи необходимо введение дисциплины «Инновационный менеджмент». Завершающим циклом обучения подземного строителя является блок дисциплин, формирующий его профиль в соответствии с будущим местом работы (тоннели, шахты, подземные хранилища и т.д) и определяющий род занятий (проектировщик, производственник-технолог, научно-технический работник. Поэтому формирование программ этой части обучения должно определяться выпускающей кафедрой с учетом желания ее выпускников и требований работодателей. В этой части теоретической подготовки важное место занимают т.н. дисциплины по выбору.
Смысл изучения этих дисциплин состоит в получении принципиально новых знаний, как правило, в нетрадиционных областях техники и технологии горностроительных работ.
Теоретические знания, почерпнутые из этих дисциплин, дополненные практической подготовкой непосредственно в производственных условиях, в сочетании с выпускной аттестационной работой обеспечат молодому специалисту быструю адаптацию по месту его трудоустройства. По крайней мере, на первый период его деятельности.
Иными словами, дисциплины по выбору профилируют выпускника не только по конкретному месту его будущей деятельности, но и по роду этой деятельности:
производственно-технологической;
проектной;
научно-исследовательской;
организационно-управленческой.
Для горного инженера – строителя, ориентированного на освоение подземного пространства городов, в перечень дисциплин по выбору следует включить следующие:
Основы градостроительной политики |
Основы архитектуры подземных сооружений |
Основы освоения подземного пространства мегаполисов |
Щитовые комплексы |
Микротоннелирование |
Подземные сооружения инженерного оборудования |
Инженерно-транспортные сооружения |
Коммунально-бытовые и коммуникационные сооружения |
Крупнообъемные многофункциональные подземные комплексы |
Промышленные и энергетические сооружения |
Профилактика, восстановление и ремонт подземных сооружений |
Специальные способы в подземном строительстве |
Реконструкция горных предприятий |
Научное сопровождение горно-строительных работ |
Инновационный менеджмент в подземном строительстве Правовые основы подземного строительства |
С позиций новой идеологии освоения ресурсов недр земли горный инженер-строитель ориентирован на специфический георесурс, именуемый подземным пространством. Сочетая в себе подготовку в области подземного и частично наземного (промышленного) строительства, он является специалистом наиболее широкого профиля как среди горняков, так и узко профилированных строителей отдельных видов подземных сооружений.
И, наконец, выскажем наши соображения почему специалист в области шахтного и подземного строительства должен быть инженером а не бакалавром или магистром.
Функционально обособленными объектами профессиональной деятельности специалистов по специальности 130406 «Шахтное и подземное строительство» являются: угольные шахты, рудники, карьеры, подземные сооружения различного функционального назначения (тоннели, метрополитены, хранилища, ГЭС и АЭС, городские подземные сооружения) и другие объекты, связанные с добычей полезных ископаемых, освоением подземного пространства и выполнением сопутствующих строительных работ на поверхности Земли при гидротехническом, транспортном, городском строительстве и в других целях.
Перечисленные объекты профессиональной деятельности характеризуются опасными условиями производства работ.
В соответствии с Федеральным законом о промышленной безопасности к категории опасных эти объекты относятся, в частности, по причинам того, что на них:
-ведутся горные работы в подземных условиях
-используются, хранятся, транспортируются взрывчатые, горючие и окисляющие вещества;
-используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа;
-используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы;
К этому необходимо добавить нахождение людей в замкнутом подземном пространстве, возможность внезапных проявлений природного и техногенного происхождения (горные удары, в выбросы газа и пород, подземные пожары, обрушения пород, прорывы плывунов и воды, осадки дневной поверхности и т.п.).
Руководство сложными горно-технологическими процессами: буровзрывные работы, транспорт горных пород, крепление горных выработок, высочайшая степень ответственности за безопасность труда подземного персонала, требуют особого подхода к формированию специалиста-горняка, при котором независимо от вида деятельности и занимаемой должности он должен обладать не только бóльшим объемом технических и организационных компетенций, чем специалист, работающий на поверхности Земли, но и особыми психологическими навыками поведения в подземных условиях, позволяющими в экстремальных случаях принимать единственно правильное решение, основанное на квалифицированном прогнозе последствий от его принятия и готовности нести всю меру ответственности.
Горный инженер по специальности 130406 «Шахтное и подземное строительство» первым из всех горных инженеров прокладывает путь в недрах земли, то есть работает в наивысшей степени неопределенности природных условий.
Дипломированные специалисты по специальности 130406 "Шахтное и подземное строительство" должны быть подготовлены к выполнению на должностях горных инженеров – технических руководителей горными и взрывными работами, определяемых "Дополнениями к отраслевым тарифным соглашениям".
Горный инженер носит приставку «горный» не просто как определяющую его отраслевую принадлежность, а еще и потому, что государственными органами надзора ему выдается исключительное право ведения горных работ, сопряженных с высокой степенью риска, что требует получения особых компетенций. А это исключает возможность дробления его подготовки на более низкий и высокий уровень образования. Этот уровень должен быть максимально высоким.
IV . Рекомендации по организации учебного процесса подготовки и переподготовки кадров в системе «МГГУ – ИОПП»**
IV .1 Общие положения
Как уже отмечалось выше, главная идея целевой подготовки кадров для освоения подземного пространства Москвы в структуре «МГГУ – ИОПП» состоит:
- во-первых, в том, чтобы специалист, окончивший вуз, имел четкое представление о целях, задачах и методах строительства городских подземных объектов в увязке с общей градостроительной политикой, причем на уровне мирового опыта достижений в этой области;
- во-вторых, в максимальном сокращении сроков адаптации выпускника вуза непосредственно на рабочем месте;
- в-третьих, в достижении качественно нового уровня теоретической и практической подготовки путем введения в учебные планы и программы принципиально новых дисциплин, использования в учебном процессе современной материальной базы производственных организаций, проведения занятий непосредственно на действующих объектах, увеличения продолжительности второй производственной и преддипломных практик и их частичного совмещения с теоретическими занятиями.
Одним из важнейших условий организации практической подготовки будущих специалистов должна стать организация лабораторных занятий непосредственно в производственных условиях, особенно для дисциплин «по выбору».
Общая схема учебного процесса должна выглядеть следующим образом.
Процедура приема на учебу в Московский государственный горный университет должна предусматривать информацию для абитуриентов о наличии двухэтапной подготовки в системе МГГУ – ИОПП.
- первый этап – 3,5-4 года – традиционная подготовка инженеров по утвержденным ГОСам, учебным планам и программам соответствующей специальности. На данном этапе учащийся получает единую фундаментальную подготовку, включающую гуманитарные, социальные, общеэкономические, математические, естественно-научные и общепрофессиональные знания.
- второй этап – 1-1,5 года – для желающих продолжить обучение в ИОПП предусматривает заключение трудового договора (образец должен быть разработан) с выбранным им работодателем и процедуру приема на целевое обучение. Приемная комиссия, состоящая из представителей МГГУ и ИОПП, рассматривает заявления студентов и в случае положительного решения зачисляет их в ИОПП с назначением надбавки к обычной государственной стипендии. На данном этапе обучения студенты занимаются по специально разработанным для них индивидуальным планам, которые предусматривают не только групповые занятия, но и самостоятельное обучение, особенно в части практической подготовки. При поддержке работодателя этот вид подготовки может быть реализован с элементами «мобильности» обучения в ведущих отечественных и зарубежных фирмах.
Для студентов, продвинутых в языковой подготовке, могут также предусматриваться производственные практики за рубежом.
В принципе не следует исключать возможности поступления на второй этап обучения учащихся профильных специальностей из других вузов на платной основе.
Для студентов, не поступающих в ИОПП, обучение ведется традиционным способом по утвержденным учебным планам и программам.
В структуру «МГГУ – ИОПП» включаются передовые производственные, проектно-конструкторские и научные организации, задействованные в освоении подземного пространства Москвы. Они должны исполнять роль базовых в целевой подготовке специалистов, причем как теоретической, так и практической. В структуре этих предприятий должны быть сотрудники, ответственные за учебный процесс.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 520.