Значительное место среди промышленных подземных объектов занимают гидротехнические сооружения и подземные электростанции: ГЭС (гидравлические), ТЭС (тепловые), АЭС (атомные), ГАЭС (гидроаккумулирующие), АСТ (атомные станции теплоснабжения). Технические вопросы сооружения подземных объектов подробно освещены в литературе.
Общее число подземных ГЭС, эксплуатируемых в разных странах мира, около 350, суммарная мощность которых составляет 40 млн кВт. В литературе отмечается экономическая целесообразность такого строительства.
ТЭС строятся в подземном исполнении, как правило, из оборонных соображений. В Маергейме (Германия) была построена подземная ТЭС, обеспечивающая энергией промышленный комплекс района. В г. Порциг (Франция) в кристаллических сланцах и гранитах сооружена ТЭС мощностью 40 тыс. кВт, служащая для обеспечения электроэнергией морского порта. Машинный зал ее расположен на глубине 30—40 м, имеет протяженность 83 м, ширину 20 м и высоту 24 м.
С ростом атомной энергетики представляет интерес строительство подземных АЭС. Технологические схемы подземных АЭС различны. В ряде случаев в подземных камерах устанавливаются реакторы, турбогенераторы, вспомогательное оборудование, а также оборудуются хранилища радиоактивных отходов. Иногда под землей устанавливаются только ядерные реакторы.
ГАЭС входят в состав энергосистем и являются маневренными энергетическими установками, накапливающими в ночные часы избыточную энергию малорегулируемых атомных и мощных тепловых электростанций и расходующими ее в часы максимального электропотребления.
В настоящее время в 35 странах мира построены около 300 ГАЭС, большинство из которых имеет подземное размещение машинного зала. Установленная мощность самой крупной ГАЭС Бат Каунти (США) достигает 2100 тыс. кВт. Наибольшие аккумулирующие мощности сосредоточены в Японии и США. В Нидерландах разработан предварительный проект подземной двухступенчатой ГАЭС.
На территории бывшего СССР действует Киевская ГАЭС, Загорская, Центральная и др. Изучена возможность использования для гидроаккумулирования отработанных камер действующей шахты им. Губкина комбината КМАруда.
Возможно использование полостей как подземных аккумуляторов энергии. Аккумуляцию энергии в подземном пространстве целесообразно проводить путем нагнетания в водоносные горизонты холодной и горячей воды.
Впервые геотермальные электростанции были построены в Италии в районе Лардерелло. Сейчас они довольно широко распространены в США, Японии, Новой Зеландии, Австралии, Исландии и других странах. В России первая геотермальная электростанция была построена на Камчатке. Во Франции созданы опытно-промышленные подземные системы, связанные аккумулированием тепла низкого и высокого потенциала. В США созданы десятки систем подземного аккумулирования тепла для теплоснабжения и кондиционирования зданий.
ПОДЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТОННЕЛИ
Почти во всех крупных городах эксплуатируются и строятся транспортные тоннели. При устройстве транспортных пересечений в разных уровнях степень загрязнения воздуха значительно снижается благодаря искусственной вентиляции и отведению выхлопных газов из транспортных тоннелей на большое расстояние на соответствующей высоте.
Расположенные под землей во многих городах предприятия или торговые центры требуют создания подъездных путей для снабжения товарами и материалами, в основном для объезда загруженных магистралей, а также для беспрепятственного снабжения универмагов, складов и учреждений, расположенных в наземных зданиях.
ПЕШЕХОДНЫЕ ТОННЕЛИ
Одним из условий безостановочного и безопасного движения транспорта и пешеходов является их полное разделение. В современной практике широкое распространение получила организация движения пешеходов в тоннелях под проезжей частью улиц.
В последние годы на смену простейшим тоннельным переходам приходят развитые в плане переходы зального типа. Примером такой подземной пешеходной площади является площадь, сооруженная в Москве у Ярославского, Ленинградского и Казанского вокзалов, где благодаря устройству подземных распределительных залов удалось сократить до минимума пересечение мощных встречных потоков пассажиров, обеспечить входы в метро и доступ к основным трамвайным платформам, расположенным в центре площади.
Известны подземные площади, устроенные в нескольких ярусах, связанных эскалаторами, и включающие учреждения обслуживания (Лондон, Рим, Стокгольм). Интересные архитектурные решения подземных переходов в практике Вены. Переходы, как правило, совмещаются с подземными вестибюлями метрополитена или входами на подземные станции скоростного трамвая. В наиболее развитых узлах к одному подземному распределительному узлу устраивается по 6, 8, 12 и более входов (Александерплатц в Берлине, на площади Пикадилли и в других оживленных местах Лондона, Банк Тейтс-Хилл в Филадельфии, на Бродвее в Нью-Йорке и др.).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 351.