УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
Учебное пособие
Симферополь
Издательство
2010
УДК
ББК
Рецензенты:
В учебном пособии рассмотрены теоретические и практические аспекты управления инновациями. Раскрыта сущность управления инновациями, управления инновационным процессом и инновационным развитием предприятия. Рассмотрены методы, формы поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Раскрыта сущность организационных форм инновационной деятельности. Изучены основы управления инновационными проектами и рисками, связанными с их реализацией. Раскрыты показатели и методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.
Для преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов высших учебных заведений, а также управленцев-практиков всех уровней.
У навчальному посібнику розглянуто теоретичні та практичні аспекти управління інноваціями. Розкрито сутність управління інноваціями, управління інноваційним процесом та інноваційним розвитком підприємства. Розглянуто методи, форми підтримки та стимулювання інноваційної діяльності. Розкрито сутність організаційних форм інноваційної діяльності. Вивчено основи управління інноваційними проектами та ризиками, пов'язаними з їх реалізацією. Розкрито показники та методи оцінки економічної ефективності інноваційних проектів.
Для викладачів, аспірантів, магістрантів та студентів вищих учбових закладів, а також керівників-практиків всіх рівнів.
Ячменева В.М., Чугунова Т.Н., Святохо Н.В., Османова З.О.
Управление инновациями / Учебное пособие. — Сімферополь: Доля. — 2010. – 230 с.
СОКРАЩЕНИЯ
ИП — инновационное предприятие
ИД — инновационная деятельность
НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
НТП —научно-технический прогресс
ТЗ — техническое задание
ФСА — функционально-стоимостной анализ
ФПГ — финансово-промышленная группа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ……...6
Контрольные вопросы…………………………………………………………...19
ТЕМА 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………20
Контрольные вопросы…………………………………………………………...34
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………………….…....35
Контрольные вопросы…………………………………………………….….…50
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….…51
Контрольные вопросы……………………………………………………….….67
ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………..68
Контрольные вопросы…………………………………………………………..88
ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ…………..….89
Контрольные вопросы……………………………………………………….....116
Тема 7. Оценка эффективности инновационной деятельности ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………...…117
Контрольные вопросы……………………………………………………….…133
УЧЕБНЫЕ ТЕСТЫ…………………………………………………………..…134
ПРАКТИКУМ………………………………………………………………..…174
ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………..…183
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………194
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…197
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие мирового сообщества характеризуется системной интеграцией экономик государств, международной концентрацией капитала, интеграцией мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. Важнейшими его факторами становятся научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства. Экономическое и технологическое доминирование США, Японии и стран Европейского Содружества основано на наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности и обеспечивает этим странам политическое господство в мире. Осознавая важность и исключительное значение инновационной сферы деятельности, правительства этих государств перешли к активной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. Это позволяет сделать мощный технологический рывок компаниям, имеющим место базирования в этих государствах, и обеспечит еще больший разрыв по всем макроэкономическим показателям в этих странах по сравнению с остальными.
На протяжении многих лет в экономической практике считается, что для того чтобы выжить в условиях свободной конкуренции, приходится эффективно организовывать производство, налаживать сбыт продукции на основе внедрения в производство инновационных технологий. Стоит отметить, что в условиях быстрорастущей конкуренции, агрессивного внешнего окружения, при постоянном и динамичном развитии бизнеса, приходится кардинально пересматривать современные подходы к сущности и специфике инноваций, инновационной деятельности. Инновации представляют собой стратегический ресурс, без использования которого становится невозможным эффективное управление отдельными бизнес-процессами на предприятиях промышленности.
Важнейшей задачей, которая стоит перед нашим государством — это вступление в Мировую организацию торговли. Одним из условий вступления в эту организацию является конкурентоспособность товаров отечественного производства и увеличение объема их выпуска. Достижение этих задач наиболее оптимальным путем развития экономики является инновационный путь, который сопровождается постоянным обновлением технологий, товаров и услуг различного предназначения, ростом их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках, стабилизацией и расширением рынков сбыта, а также ростом занятости населения, эффективным использованием НТП и стимулированием его роста.
Это подтверждает все большую значимость инновационной деятельности, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний.
Изучение курса "Управление инновациями" предполагает приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по организации и управлению инновационной деятельностью на предприятиях разных форм собственности и разной правовой формы с учетом специфики их функционирования в условиях рыночных отношений.
Главной целью изучения дисциплины "Управление инновациями" является овладение теоретическими знаниями по вопросам организации и управления инновационной деятельностью предприятия, а также инструментарием, методикой разработки инновационных стратегий развития предприятия, приобретения практических навыков по методам оценки инновационных проектов и определения эффективности инновационной деятельности.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, РАЗВИТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Сущность понятия "инновация". Характеристика новшеств, инновационных процессов, нововведений. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Классификация инноваций.
Управление инновациями как совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами и инновационной деятельностью. Особенности принятия решений в управлении инновациями.
Направления работы менеджера по инновациям.
Характерной особенностью современного этапа развития передовых стран является инновационный путь развития деятельности их предприятий, в основе которого лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации инноваций, что позволит повысить эффективность общественного производства. В научной литературе встречается несколько подходов к определению сущности инноваций (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Классификация инноваций
№ п/п | Классификационный признак | Виды инноваций |
1. | Причина возникновения | Реактивные — обеспечивают выживание фирмы. Инновации, выступающие как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом Стратегические — инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе |
2. | Характер удовлетворяемых потребностей | Инновации, ориентированные на существующие потребности Инновации, ориентированные на новые потребности |
Продолж. табл. 1.3
3. | Содержание инноваций | Продуктовые — новые продукты и материалы Рыночные — открывающие новые сферы применения продукта и позволяющие реализовывать продукт на новых рынках Технологические — новое оборудование, новые технологии, которые улучшают существующий технологический процесс и эффективность экономики Организационные — способствуют внедрению новых или усовершенствованию существующих методов организации производства |
4. | Место и роль в процессе производства | Основные продуктовые — создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей Дополняющие технологические — развивают имеющиеся базисные технологии |
5. | Масштаб распространения | Инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт Инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства |
6. | Направленность воздействия на процесс производства | Расширяющие — нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (компьютеризация) Рационализирующие Замещающие — предназначены для замены одних продуктов или технологий другими, основанными на выполнении тех же функций |
7. | Уровень новизны | Радикальные (базовые) Улучшающие Модификационные |
8. | Область применения | Управленческие Организационные Социальные и т.д. |
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Сущность понятия "инновационный менеджмент"
Инновационный менеджмент включает в себя такие стадии:
– планирование (составление плана реализации цели и стратегии);
– определение условий и организация (выявление потребности в ресурсах, постановка задач, организация работы);
– исполнение (проведение исследований, осуществление разработок, реализация плана);
– руководство (контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта, оценка эффективности применения инноваций — проектов, управленческих решений).
Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий. Под функциями инновационного менеджмента принято понимать состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций (табл. 1.4).
Таблица 1.4
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Роль государства в обеспечении инновационной деятельности. Инновации как фактор экономического роста.
Методы государственной поддержки инновационной деятельности. Государственное регулирование инновационной деятельности.
Государственные льготы в сфере инновационной деятельности. Особенности таможенного регулирования инновационной деятельности.
Современное состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Украине.
Стандартизация в системе инновационной деятельности.
Одним из главных условий любой экономической деятельности, инновационной в том числе, является наличие соответствующей законодательной базы.
Правовые основы государственной инновационной политики заложены в Конституции Украины. Статья 54 гарантирует гражданам свободу научной и технической документации, творчества, защиту интеллектуальной собственности, их авторских прав.
Помимо Конституции Украины нормы, касающиеся инновационной деятельности содержаться в нормативно-правовых актах разных сфер деятельности (табл. 3.1).
Основным документом в сфере инновационной деятельности является Закон Украины "Об инновационной деятельности", который устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направлен на поддержку развития экономики Украины инновационным путем, обеспечивая поддержку субъектов такой деятельности.
Таблица 3.1
Инновационной деятельности
Законодательные акты | Сущность | |
Закон Украины "Об инновационной деятельности" | Определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности; устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов; направлен на поддержку развития экономики Украины инновационным путем | |
Закон Украины "О научной и научно-технической деятельности" | Содержит принципы и направления государственного регулирования и управления этой сферой; формы и методы влияния на развитие научно-технической сферы | |
"Концепция научно-технического и инновационного развития Украины" | Содержит цели, направления научно-технической политики, механизмы инновационного развития. Определяет основы взаимоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности, основывающиеся на необходимости государственной поддержки науки, технологий и инноваций как источника экономического роста | |
Закон Украины "Об инвестиционной деятельности" | Инновации впервые раскрываются как специфичная форма инвестиций. Отмечается, что инновационная деятельность как одна из форм инвестиционной, осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу | |
Закон Украины "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине" | Цель Закона — создание правовой базы для концентрации ресурсов государства на ведущих направлениях научно-технического обновления производства и сферы услуг в стране; обеспечение внутреннего рынка конкурентоспособной наукоемкой продукцией и выхода с ней на мировой рынок | |
Закон Украины "О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков" | Определяет правовые и экономические основы внедрения и функционирования специального режима инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков | |
Закон Украины "О государственных целевых программ" | Определяет основы разработки, утверждения и исполнения государственных программ | |
Помимо рассмотренных, существуют Законы, по которым инновации, научно-техническая и инновационная деятельность рассматриваются только как составляющие процессов функционирования социально-экономических процессов страны. Это:
– Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности";
– Закон Украины "О национальной программе информатизации";
– Закон Украины "О научно-технической экспертизе".
Данная нормативно-законодательная база является основой для осуществления эффективной инновационной политики.
Инновационная политика — государственное управление процессом создания благоприятных условий для инновационной деятельности, формирование инновационных идей и проектов, конструирование научно-исследовательских образцов, их освоение и продвижение на рынок.
Одним из элементов инновационной политики являются принципы государственной инновационной политики (рис. 3.1).
Главным принципом инновационной деятельности является принцип управления, реализация которого предусматривает непрерывное прогнозирование инновационной ситуации, динамичное предупреждение технологической и технической отсталости, системное внедрение новинок во взаимосвязанных сферах предпринимательской деятельности, инвестиционную поддержку инноваций, финансовый и инженерный анализ результативности нововведений.
Рис. 3.1. Принципы государственной инновационной политики
Одним из главных условий функционирования рыночной экономики является государственное регулирование инновационных процессов на разных уровнях.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется по нескольким направлениям (рис. 3.2).
Государственное регулирование в сфере инновационной деятельности осуществляется через центральные и местные органы власти, их исполнительных органов. Кроме того, для поддержки и контроля инновационной деятельности созданы еще и специальные органы управления.
инновационной деятельности
Каждый из государственных органов управления наделен соответствующими функциями и полномочиями, представленными ниже (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Инновационной деятельности
Орган управления | Полномочия |
Верховная Рада Украины | Создание законодательной базы для сферы ИД Утверждение приоритетных направлений ИД Определение объема ассигнований для финансовой поддержки ИД |
Продолж. табл. 3.2
Верховная Рада АРК Местные Советы | Утверждение региональных инновационных программ, кредитуемых из бюджета АРК Контроль за финансированием региональных программ |
Кабинет Министров Украины | Обеспечение реализации государственной политики в сфере ИД Подготовка предложений по приоритетным направлениям ИД Создание эффективной инфраструктуры в сфере ИД Создание специализированных государственных инновационных финансово-кредитных учреждений для финансовой поддержки инновационных программ и проектов Утверждение положений о порядке регистрации инновационных проектов Информирование ВРУ о выполнении инновационных проектов |
Специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере ИД | Осуществление мер по проведению единой научно-технической и инновационной политики Координация работы в сфере ИД других органов исполнительной власти Осуществление государственной регистрации инновационных проектов Введение государственного реестра инновационных проектов |
Совет Министров АРК, местные государственные администрации | Разработка региональных инновационных программ и представление их для утверждения ВР АРК Привлечение предприятий, расположенных на подчиненной им территории, к решению проблем инновационного развития регионов Поручение государственным инновационным финансово-кредитным учреждениям проведение конкурсного отбора инновационных проектов региональных инновационных программ |
Исполнительные органы местного самоуправления | Разработка проектов местных инновационных программ Представление местным советам предложений по созданию специализированных инновационных финансово-кредитных учреждений для финансовой поддержки местных инновационных программ |
Структура государственных органов по управлению инновационной деятельности представлена на схеме (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Структура государственных органов управления инновационной деятельностью
Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником, связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации и создавая соответствующий экономический механизм их реализации.
Методы государственной поддержки инновационной деятельности представлены в таблице (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Для развития экономики
№ п/п | Аспекты | Сущность |
1. | Воздействие на макроэкономические показатели | |
1.1 | На структуру общественного производства | Под влиянием инновационных процессов меняются приоритеты экономики. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других |
1.2 | На институциональные экономические механизмы | Инновации изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур, трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются технологии управления |
1.3 | На социальную стабильность | Вызываемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения и способствует решению проблем занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мет. Повышается уровень образования и здравоохранения. Улучшаются бытовые условия населения |
1.4 | На окружающую среду | Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. При этом лишь инновационные процессы способны гармонизировать отношения между человеком и природой |
2. | Активизация международного научно-технического сотрудничества | Инновационные процессы все больше приобретают международный характер При современных масштабах НТП многие инновационные проекты не под силу реализовать одной, даже наиболее развитой стране |
3. | Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности | Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Это положение имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны |
Продолж. табл. 3.4
4. | Зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов | Полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны необходимой научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуется ее позицией на мировых рынках, наличием квалифицированных специалистов, эксклюзивным обладанием природными ресурсами и т.д. |
4. | Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности | Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Это положение имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны |
В связи с тем, что инновационная деятельность на сегодняшний день играет большое значение в развитии экономики страны, государством введены определенные льготы для развития этого направления.
Статус предприятия как инновационного дает ему право на льготы, предусмотренные частями четвертой и пятой ст. 21 Закона Украины "Об инновационной деятельности". Налогообложение предприятия при реализации им инновационных проектов осуществляется на тех же условиях, что и всех других субъектов инновационной деятельности, предусмотренных частями первой, второй и третьей ст. 21 этого Закона.
Любое инновационное предложение быстро стареет. Именно поэтому, а также для быстрого обновления инноваций Закон регламентирует, что свидетельство о государственной регистрации инновационного проекта является действительным в течение трех лет с даты его выдачи.
Пути предоставления государственной финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности представлены в таблицы (табл. 3.5).
Таблица 3.5
ПРЕДПРИЯТИЯ
Анализ инновационных возможностей предприятия. Анализ конкурентных преимуществ предприятия.
Инновационная стратегия в системе инновационной деятельности.
Планирование инновационной деятельности, сущность и виды.
Основы управления затратами в инновационной деятельности предприятия. Функции управления затратами. Учет затрат по стадиям инновационного цикла продукции.
Управление выпуском инновационной продукции.
Мотивационный механизм инновационной деятельности. Формы и методы стимулирования инновационной деятельности.
Инновационные возможности предприятия — это средства и условия, необходимые для осуществления эффективной инновационной деятельности.
Анализ инновационных возможностей проводится по таким направлениям:
– оценка внутренней инновационной среды;
– анализ параметров влияния внешней среды;
– оценка состояния инновационного, научно-технического потенциала;
– анализ ресурсных и инновационных возможностей;
– оценка способности технологий и производственных процессов к внедрению инноваций.
Наряду с анализом инновационных возможностей предприятия целесообразно рассмотреть вопросы анализа его конкурентных преимуществ.
|
Рис. 5.1. Последовательность управления инновационным
развитием предприятия
Залогом успеха инновационной деятельности является правильный выбор стратегии. Предприятие может оказаться в условиях кризиса, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.
Стратегия – это выбор направления развития, является взаимосвязанный комплексом действий способствующих укреплению жизнеспособности и мощи предприятия по отношению к его конкурентам.
Стратегия — это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.
Стратегии инновационной деятельности преследуют две основные цели (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Внутренние
Продолж. табл. 5.11
Внешние | |
Состояние экономики | Стабильное общеэкономическое состояние государства, невысокий уровень инфляции, способствуют постоянному обновлению технической базы производственных предприятий – основных потребителей новой научно-технической продукции, и на нее постоянно существует спрос, стимулирующий научно-технический прогресс в обществе |
Политическая обстановка | Состояние политической обстановки определяет в производстве какой продукции есть необходимость |
Правовая база | Характеризуется наличием государственной поддержки развития инновационной деятельности, наличием налоговых льгот, что является стимулирующим фактором для разработки и внедрения научно-технических нововведений, что, в свою очередь, обеспечивает постоянный спрос |
Экологическая обстановка | Неблагоприятная экологическая обстановка в регионе и ужесточение мер ее государственного регулирования служат стимулом спроса на новую продукцию как произведенного, так и бытового потребления |
Технический прогресс | Чем выше темпы технического прогресса, тем выше темпы разработки инновационной продукции. Это напрямую обеспечивает повышение спроса, т.к. потребности потребителей постоянно растут |
Соотношение на рынке старой и новой продукции | Порождается действием предыдущего фактора. Т.к. спрос на новую продукцию, предлагаемую на рынке длительное время, постепенно затухает, это затухание вызывает спрос на ее новые виды, что приводит к цикличности спроса и стимулирует обновление продукции |
Повышение эффективности работы потребителя | Стимулирующее спрос действие оказывает повышение эффективности работы потребителя нововведений, повышение фондоотдачи, снижение материалоемкости и трудоемкости, опережение конкурентов по качеству, времени выпуска новой продукции и другим показателям |
Действенность рекламы | Оказывает влияние вид и форма рекламы, место и время проведения, продолжительность рекламной кампании, а также психологическое восприятие рекламы потребителем нововведения |
Доходы потребителей | Фактор прямого влияния на характер спроса: чем он выше, тем больше спрос. |
Наличие заменителей | При формировании спроса на новую продукцию необходимо устанавливать на нее цену ниже, чем цена товаров-заменителей |
Неопределенность | Данный фактор понижает спрос, причем он действует постоянно и порождается самой сущностью инноваций |
Контрольные вопросы
1. Что такое инновационная деятельность предприятия, и какие ее составляющие вы знаете?
2. В чем состоят инновационные возможности предприятия, и какие критерии оценки инновационных возможностей предприятия существуют?
3. Перечислите принципы системы управления затратами на предприятии.
4. Перечислите функции управления затратами в инновационной деятельности
5. В чем состоят особенности определения затрат по стадиям жизненного цикла продукции?
6. Что относится к инновационной продукции?
7. Раскройте основные особенности каждого из этапов выпуска инновационной продукции.
Инновационного проекта
№ п/п | Организационные формы управления | Сущность |
1. | Линейно-программная форма управления | Передача всех исполнителей проекта в подчинение одному органу управления и формировании на этой основе фактически новой организационной системы. Особенность — ориентация на специфическую цель и многофункциональную внутреннюю структуру |
2. | Координационное управление | Высшие органы руководства передают часть своих функций по контролю и координации одному из наиболее активных исполнителей проекта, оставляя за собой право принимать содержательные решения. Особенность — гибкость и адаптивность структур управления, не требующих значительных дополнительных затрат на управление, возможность успешного применения при управлении реализацией проектов |
3. | Матричная форма управления | Координационно-управленческих полномочий головной организации недостаточно, возникает потребность в полномочиях распределения и контроля за расходованием ресурсов, корректировке текущих планов, перераспределения полномочий и функций во всей системе управления |
Продолж. табл. 6.5
4. | Проектное управление | Совокупное управление всеми трудовыми, финансовыми, материальными и энергетическими ресурсами, необходимыми для обеспечения процессов проектирования и производства новшества в указанный срок, в пределах запланированной сметой стоимости и с заданным качеством. Данная форма наиболее эффективна при решении проблемных задач, связанных с переориентацией целей организации или изменением путей их достижения |
На инновационный проект и процесс управления инновационным проектом существенное влияние оказывают риски. Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования сопряжена с риском, так как полная гарантия ее благополучного результата практически отсутствует. Это обусловлено динамикой объекта управления и его внешнего окружения, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.
Анализ причин низкой инновационной активности отечественных и зарубежных предприятий позволяет сделать вывод о том, что общехарактерной чертой при внедрении нововведений является высокая неопределенность научных исследований. Даже за границей из 10 изобретений, которые прошли стадию научных исследований и исследовательско-конструкторских разработок, 5 не выдерживают производственных и рыночных испытаний, а из этих 5, которые остались, только 2 приносят коммерческую выгоду (т.е. 8% из 100% научных исследований и разработок).
Известно, что сама природа инновационной деятельности предполагает получение прибыли. Как подчеркивают американские экономисты, не редкость семикратный возврат инвестиций, вложенных в успешные исследовательские проекты. В среднем, отдача составляет 40% в нефтепереработке и 30% в химии. Одновременно с этим зарубежные корпорации нередко идут на риск. Так, создание нейлоновой фирмы "Дюпон" обошлось в 27 млн. дол., разработка самолета "Дуглас – ДС-8" — 250 млн. дол., "Боинг 747" — 750 млн. дол. В свою очередь, "Дюпон" потерял на неудачном заменителе кожи "Корфам" 80 млн. дол., "Форд" на автомобиле "Эдзель" — 230 млн. дол., "Дженерал дайнемикс" на самолете "Конвер-880" — 400 млн. дол. По оценкам экономистов, реальные затраты на исследования составляют в 1,7 – 5,2 раз больше намеченных, а их фактические сроки исполнения превышают плановые на 2 – 5 лет.
Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Вследствие этого управление риском определяет пути и возможности обеспечения устойчивости инновационных предприятий, способности противостоять неблагоприятным ситуациям.
Степень риска — управляемая величина. Степень управляемости зависит от общей политической и социально-экономической ситуации в стране. Угроза политической нестабильности особенно тяжела, т.к. не подлежит страхованию, но порождает высокие риски на микроуровне. Повышенные риски формируют кризисные ситуации в экономике.
Антипод риска — гарантии. Различают гарантии достижения ожидаемого результата и гарантии компенсации потерь. Первые могут быть обеспечены как повышением усилий и обеспеченностью средств, так и мерами против возникающих отклонений в движении ожидаемого результата. Гарантии компенсации способны вернуть полностью или частично денежные и материальные потери от неблагоприятного исхода.
Прежде чем рассматривать инновационные риски необходимо раскрыть сущность чистых и спекулятивных рисков.
Чистые риски. На принятие управленческих решений всегда влияет ряд факторов, изменить влияние которых невозможно. К числу таких факторов относятся налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои и др. Эти факторы порождают чистые риски.
Спекулятивные риски. Спекулятивные риски в полной мере определяются управленческим решением. Нередко спекулятивные риски имеют неопределенный характер проявления, их аналитические оценки изменяются с течением времени.
Инновационный риск имеет свои особенности и возникает в следующих ситуациях:
– при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже имеющимися;
– при создании нового товара или оказания услуги на старом оборудовании;
– при производстве нового товара или оказания услуги с помощью новой техники и технологии.
На сегодняшний день выделяют следующие наиболее часто встречающиеся в инновационной деятельности риски:
– риски ошибочного выбора инновационного процесса;
– риски не обеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;
– маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;
– маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;
– риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);
– риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
– риски усиления конкуренции;
– риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
– риски, связанные с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте и др.
Инновационные риски можно разделить на две группы:
– имеющие поисковый характер и связанные с вероятностью верного выбора новой идеи, новшества;
– реализационные риски, возникающие неизбежно при переводе новшества в производственное нововведение.
В целом риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя несколько основных видов рисков. При этом каждый из видов риска имеет собственные причины возникновения (табл. 6.6).
Таблица 6.6
Классификация рисков
Классификационный признак | Характеристика |
По роду опасности
Риски, нанесения ущерба жизни и здоровью людей
По характеру деятельности
Виды ущерба
Виды ущерба | Сущность |
Ущерб имуществу предприятия | Понимается нанесение ущерба основным и оборотным фондам, когда общая сумма убытков по этой группе может быть рассчитана как полная восстановительная стоимость оборудования, товаров и запасов на складах, включая затраты на строительные работы, монтаж |
Упущенная выгода | Убытки, связанные с потерей прибыли в результате снижения или остановки производства |
Ущерб жизни персонала по вине предприятия | Происходит в случае если в результате аварии или несчастного случая пострадали работники предприятия |
Нанесение ущерба окружающей среде | Наступление гражданской ответственности предприятия перед государством и населением, проживающим на загрязненной территории |
Нанесение прямого ущерба третьим лицам | Возникает в результате деятельности предприятий, при которой был нанесен ущерб гражданам и предприятиям, не связанным с предприятием хозяйственными отношениями |
Убытки, связанные с недопоставкой продукции или услуг потребителям | Это могут быть штраф за невыполнение обязательств по поставкам продукции или услуг, судебные издержки, компенсации за вынужденный простой предприятий — потребителей продукции |
Разработка методов воздействия на риски инновационных проектов.
Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска (табл. 6.10).
Таблица 6.10
Воздействие на риск
Рассмотрим каждую группу методов воздействия на риск более подробно (рис. 6.6, 6.7, 6.8).
Рис. 6.6. Сущность метода снижения риска
Рис. 6.7. Сущность метода сохранения риска
Рис. 6.8. Сущность метода снижения риска
Создание системы управления рисками в инновационной деятельности. Схема процесса управления риском представлена на рисунке (рис. 6.9).
Рис. 6.9. Схема процесса управления риском
Снижение неопределенности результатов инновационной деятельности достигается созданием базы данных об инновационных проектах и накоплением информации о степени и качестве их реализации. Однако наличие информации о нововведении не снижает уровень неопределенности. Данные условия доказывают необходимость управления рисками.
Цикл управления рисками инновационной деятельности включает несколько этапов (табл. 6.10).
Таблица 6.10
Деятельности
Эффективность использования инноваций.
Эффективность инновационной деятельности.
Классификация показателей эффективности инновационных проектов. Показатели и методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.
Проблема комплексной оценки эффективности капитальных вложений постоянно находилась и находится в центре внимания ученых-экономистов и руководителей-практиков различных уровней. За последние десятилетия было издано достаточное количество научных работ, посвященных этой проблеме, разработано множество разнообразных вариантов методических указаний и рекомендаций в области экономического обоснования капитальных вложений в различные объекты инвестирования.
Прежде чем говорить об эффективности инновационной деятельности, определим эффект и раскроем сущность эффективности использования инноваций.
Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Различают несколько видов эффекта:
– экономический;
– научно-технический;
– финансовый;
– налоговый;
– ресурсный;
– социальный;
– экологический.
Эти эффекты разнокачественные, но взаимосвязанные. Они могут охарактеризовать результат инновационного проекта раздельно или совместно, но всегда только по присущим им критериям и показателям (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Классификация лицензий
№ п/п | Классификационный признак | Виды лицензий |
1. | Объем передаваемых лицензиату прав | неисключительные исключительные полные сублицензии |
2. | Наличие правовой охраны научно-технических достижений | патентные беспатентные |
Продолж. табл. 7.5
3. | Степень производственного освоения предмета | лицензии на достижения, освоенные в производстве исследовательские |
4. | Категория предметов лицензирования | лицензии на научно-технические знания лицензии на промышленные образцы лицензии на торговые знаки, различного рода услуги |
Результаты инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.
Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне. Основной формой международной торговли является лицензионная торговля, которая охватывает сделки с "ноу-хау", с патентами на изобретения.
Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты (брокеры).
Отношения между продавцом (лицензиатором) или покупателем лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом — с другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения.
В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау".
Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п.
В рамках изучения эффективности использования инноваций и эффективности осуществления инновационной деятельности, целесообразно раскрыть эффективность инновационных проектов.
На прединвестиционной стадии инновационные проекты могут оцениваться с помощью показателей, характеризующих эффективность инвестиций. Оценка эффективности проекта производится на нескольких этапах:
– при оценке проекта в целом, где оцениваются экономическая эффективность инвестируемых в проект средств вне связи с источником их возникновения;
– при оценке эффективности использования собственного капитала для финансирования проекта.
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соответствие затрат и результатов
Рассмотрим каждый из показателей эффективности более подробно (табл.7.6).
Таблица 7.6
Инвестиций
Показатели | Статистические | Динамические |
Абсолютные | Суммарный доход (прибыль) Среднегодовой доход (прибыль) | Чистый дисконтируемый доход (NPV) Годовой эквивалент (аннуитет) |
Относительные | Рентабельность инвестиций (ROI) | Индекс доходности (PI) Внутренняя рентабельность инвестиций(IRR) |
Временные | Период окупаемости инвестиций |
Статистические методы оценки экономической эффективности относятся к простым методам, которые используются в основном для быстрой и приближенной оценки экономической привлекательности проектов. Они могут быть рекомендованы для применения на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов, а также для проектов, имеющих относительно короткий инвестиционный период.
Проект можно считать экономически привлекательным, если показатели, используемые статистическими методами, являются положительными, в противном случае проект является убыточным. Показатели прибыльности могут рассчитываться применительно к различным экономическим субъектам, заинтересованным в участии в проекте. Для каждого из них меняются лишь содержание и значение стоимостных оценок результатов и затрат. Для потенциального инвестора экономическими результатами реализации проекта выступают ожидаемые доходы (например, дивиденды), получаемые им в течение периода реализации проекта. Для кредитора экономическим результатом являются платежи за выданный кредит, инвестируемый в проект.
Сущность динамических методов заключается в дисконтировании денежных потоков.
Денежный поток образуется как совокупность денежных средств, реально поступающих на счета или в кассу хозяйствующего субъекта в результате реализации проекта (входной денежный поток) и выплачиваемых им внешним агентам (выходной денежный поток).
Для оценки экономической эффективности проектов следует учитывать различную ценность для потенциальных участников проекта денежных средств, получаемых или затрачиваемых ими в разные моменты времени. Сопоставление разновременных денежных потоков осуществляется путем дисконтирования — процедуры приведения разновременных денежных потоков (поступлений и платежей) к единому моменту времени. Суть процедуры дисконтирования заключается в нахождении эквивалента денежных средств, выплачиваемых и (или) получаемых в различные моменты времени в будущем:
Р = (1)
где Р — текущая оценка денежных средств;
— величина денежных средств, производимых в момент времени t.
В качестве вычислительной процедуры, позволяющей определить денежный эквивалент будущих поступлений (платежей), используется формула сложных процентов.
В случае если необходимо определить денежный эквивалент текущей суммы Р через n лет при ставке процента R, вычисляют будущую сумму F по формуле:
(2)
где, n — количество процентных периодов (количество раз начисления процентов), отделяющих текущий и будущий моменты времени
При вычисления текущего аналога Р будущей суммы денежных средств F через n лет при ставке процента R применяется формула:
(3)
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой — сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.
Рассматривая эффективность инновационных проектов, необходимо охарактеризовать риски, связанные с инновационными проектами.
Любой инновационный проект имеет определенную степень риска. Это означает, что проект может завершиться неудачей, т.е. оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным, чем предполагалось. Причины неудачи проекта могут носить внешний характер (неадекватная реакция рынка, успешные действия конкурентов и т.д.) или имеют внутреннюю природу (ошибки при определении начальных характеристик инновационного проекта, в ходе его оценки и отбора или в процессе реализации).
Рассмотрим ключевые факторы успешности разработки нового продукта (табл. 7.8).
Вероятность успеха инновационного проекта обычно связана с уверенностью в научно-технических результатах разработок (достигнутые характеристики продукта или процесса) и в рыночном (коммерческом) успехе продукта. Сами по себе научно-технические достижения не гарантируют успеха на рынке, который также зависит от эффективности маркетинговой деятельности, конкурентных преимуществ и др.
Таблица 7.8
Ключевые факторы успешности разработки нового продукта, %
Факторы разработки успешного продукта | Факторы разработки успешного продукта | ||
Структурные факторы
Степень новизны продукции
Как показывают исследования зарубежных ученых, для разных типов нововведений характерно то, что вероятность успеха на рынке ниже, чем вероятность собственно технического успеха нововведений. Так, продуктовые и технологические нововведения, например, в промышленности США, имею вероятность технического успеха — 80,5%, а коммерческого — 42,9%. Но рынок заставляет предпринимателей идти на внедрение нововведений, несмотря на высокий уровень неопределенности, характеризующий инновационную сферу.
В течение всего жизненного цикла инновационного проекта его сопровождают ситуации, которые могут провоцировать возникновение рисков. Маркетинговые исследования, определение финансовых потребностей, процесс реализации инновационного проекта предполагают решение задач, связанных с защитой от рисков. В таблице представлены все фазы жизненного цикла инновационного проекта и риски (табл. 7.9). При этом т.к. риски присущи всем фазам жизненного цикла инновационного проекта, необходимость в управлении рисками не исчезает до закрытия проекта.
Таблица 7.9
Показатели
Номера команд
2
3
4
5
Решение:
1. Финансово-промышленная группа — это новая организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерная особенность ФПГ заключается в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.
2. Корпоративная эффективность работы каждой команды определяется в целях контроля работы каждого подразделения в составе ФПГ при максимальной самостоятельности участников.
3. Для определения корпоративной эффективности можно применить следующий алгоритм:
3.1. Рассчитываем долю затрат каждой команды (ДЗki) в затратах ФПГ:
,
где 3 ФПг = 17568
3.2. Рассчитываем долю чистой прибыли каждой команды (ДПki) в совокупной чистой прибыли ФПГ:
,
где ПФПГ = 1368
3.3. Рассчитываем коэффициент корпоративной эффективности (Кki) для каждой команды:
Данные расчетов представляем в таблице:
Таблица 3
Показатели/Номер команды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доля команды в затратах ДЗki | 0.1496 | 0.2609 | 0.1660 | 0.2234 | 0.2001 |
Доля команды в прибыли ДПki | 0.2018 | 0.1491 | 0.2719 | 0.2456 | 0.1316 |
Коэффициент корпоративной эффективности команды Кki | 1.3487 | 0.5715 | 1.6383 | 1.0996 | 0.6573 |
3.4. Проводим ранжирование команд по значению коэффициента корпоративной эффективности:
Таблица 4
Порядковый номер | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номер команды | 3 | 1 | 4 | 5 | 2 |
Вывод: команда, управляющая третьим процессом работает с наибольшей эффективностью, с наименьшей – вторая команда.
Задача 2. Контроль взаимодействия предприятий в ФПГ
Технологическую цепочку ФПГ составляют четыре предприятия, которые имеют следующие исходные показатели:
Номер предприятия | 1 | 2 | 3 | 4 |
Показатели | ||||
Чистая прибыль предприятия i, тыс. ден.ед. (Пi) | 50 | 60 | 20 | 68 |
Валовые активы предприятия i, тыс. ден.ед. (ВАi) | 160 | 180 | 100 | 140 |
Задание:
1. В чем заключается особенность формирования и функционирования финансово-промышленной группы?
2. Раскройте понятие "технологическая цепочка".
3. Составьте алгоритм определения эффективности взаимодействия предприятий в работе технологической цепочки.
4. Определите эффективность взаимодействия предприятий в рамках технологической цепочки.
Данные расчетов представьте в таблице:
Таблица 2
Номер предприятия | 1 | 2 | 3 | 4 |
Показатели | ||||
Эффективность предприятия i | ||||
Эффективность ФПГ |
| |||
Эффективность средняя | ||||
Показатели взаимодействия |
Решение:
1. Финансово-промышленная группа – это новая организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерная особенность ФПГ заключается в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.
2.Группа предприятий, связанных в единый технологический цикл составляет технологическую цепочку (ТЦ). Под организацией технологической цепочки понимают комплекс мероприятий по согласованию и утверждению всех вопросов, связанных с функционированием ТЦ, который составляет неотъемлемую часть цикла управления.
3. Для определения корпоративной эффективности можно применить следующий алгоритм:
3.1. Рассчитаем показатель эффективности каждого предприятия:
3.2. Рассчитаем эффективность ФПГ:
3.3. Рассчитаем среднее экономическое значение показателей эффективности:
3.4. Проводим расчет показателей взаимодействия:
Данные расчеты представлены в таблице:
Таблица 3
Номер команды | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Показатели | |||||
Эффективность предприятия i (Эi) | 0.31 | 0.33 | 0.20 | 0.49 | |
Эффективность ФПГ (ЭФПГ) | 0.34 |
| |||
Средняя экономическая (хронологическая) эффективность (Эср) | 0.31 | ||||
Показатель взаимодействия | 1.096 |
Вывод: функционирование предприятий в качестве технологической цепочки более эффективно, чем функционирование в качестве самостоятельной производственной единицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАКОН УКРАИНЫ
“Об инновационной деятельности”
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности в Украине, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направлен на поддержку развития экономики Украины инновационным путем.
Согласно настоящему Закону государственную поддержку получают субъекты хозяйствования всех форм собственности, реализующие в Украине инновационные проекты, и предприятия всех форм собственности, имеющие статус инновационных.
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
Учебное пособие
Симферополь
Издательство
2010
УДК
ББК
Рецензенты:
В учебном пособии рассмотрены теоретические и практические аспекты управления инновациями. Раскрыта сущность управления инновациями, управления инновационным процессом и инновационным развитием предприятия. Рассмотрены методы, формы поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Раскрыта сущность организационных форм инновационной деятельности. Изучены основы управления инновационными проектами и рисками, связанными с их реализацией. Раскрыты показатели и методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.
Для преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов высших учебных заведений, а также управленцев-практиков всех уровней.
У навчальному посібнику розглянуто теоретичні та практичні аспекти управління інноваціями. Розкрито сутність управління інноваціями, управління інноваційним процесом та інноваційним розвитком підприємства. Розглянуто методи, форми підтримки та стимулювання інноваційної діяльності. Розкрито сутність організаційних форм інноваційної діяльності. Вивчено основи управління інноваційними проектами та ризиками, пов'язаними з їх реалізацією. Розкрито показники та методи оцінки економічної ефективності інноваційних проектів.
Для викладачів, аспірантів, магістрантів та студентів вищих учбових закладів, а також керівників-практиків всіх рівнів.
Ячменева В.М., Чугунова Т.Н., Святохо Н.В., Османова З.О.
Управление инновациями / Учебное пособие. — Сімферополь: Доля. — 2010. – 230 с.
СОКРАЩЕНИЯ
ИП — инновационное предприятие
ИД — инновационная деятельность
НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
НТП —научно-технический прогресс
ТЗ — техническое задание
ФСА — функционально-стоимостной анализ
ФПГ — финансово-промышленная группа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ……...6
Контрольные вопросы…………………………………………………………...19
ТЕМА 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………20
Контрольные вопросы…………………………………………………………...34
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ…………………………………………………………………….…....35
Контрольные вопросы…………………………………………………….….…50
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….…51
Контрольные вопросы……………………………………………………….….67
ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………………..68
Контрольные вопросы…………………………………………………………..88
ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ…………..….89
Контрольные вопросы……………………………………………………….....116
Тема 7. Оценка эффективности инновационной деятельности ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………...…117
Контрольные вопросы……………………………………………………….…133
УЧЕБНЫЕ ТЕСТЫ…………………………………………………………..…134
ПРАКТИКУМ………………………………………………………………..…174
ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………..…183
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………194
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…197
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие мирового сообщества характеризуется системной интеграцией экономик государств, международной концентрацией капитала, интеграцией мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. Важнейшими его факторами становятся научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства. Экономическое и технологическое доминирование США, Японии и стран Европейского Содружества основано на наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности и обеспечивает этим странам политическое господство в мире. Осознавая важность и исключительное значение инновационной сферы деятельности, правительства этих государств перешли к активной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. Это позволяет сделать мощный технологический рывок компаниям, имеющим место базирования в этих государствах, и обеспечит еще больший разрыв по всем макроэкономическим показателям в этих странах по сравнению с остальными.
На протяжении многих лет в экономической практике считается, что для того чтобы выжить в условиях свободной конкуренции, приходится эффективно организовывать производство, налаживать сбыт продукции на основе внедрения в производство инновационных технологий. Стоит отметить, что в условиях быстрорастущей конкуренции, агрессивного внешнего окружения, при постоянном и динамичном развитии бизнеса, приходится кардинально пересматривать современные подходы к сущности и специфике инноваций, инновационной деятельности. Инновации представляют собой стратегический ресурс, без использования которого становится невозможным эффективное управление отдельными бизнес-процессами на предприятиях промышленности.
Важнейшей задачей, которая стоит перед нашим государством — это вступление в Мировую организацию торговли. Одним из условий вступления в эту организацию является конкурентоспособность товаров отечественного производства и увеличение объема их выпуска. Достижение этих задач наиболее оптимальным путем развития экономики является инновационный путь, который сопровождается постоянным обновлением технологий, товаров и услуг различного предназначения, ростом их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках, стабилизацией и расширением рынков сбыта, а также ростом занятости населения, эффективным использованием НТП и стимулированием его роста.
Это подтверждает все большую значимость инновационной деятельности, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний.
Изучение курса "Управление инновациями" предполагает приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по организации и управлению инновационной деятельностью на предприятиях разных форм собственности и разной правовой формы с учетом специфики их функционирования в условиях рыночных отношений.
Главной целью изучения дисциплины "Управление инновациями" является овладение теоретическими знаниями по вопросам организации и управления инновационной деятельностью предприятия, а также инструментарием, методикой разработки инновационных стратегий развития предприятия, приобретения практических навыков по методам оценки инновационных проектов и определения эффективности инновационной деятельности.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, РАЗВИТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Сущность понятия "инновация". Характеристика новшеств, инновационных процессов, нововведений. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Классификация инноваций.
Управление инновациями как совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами и инновационной деятельностью. Особенности принятия решений в управлении инновациями.
Направления работы менеджера по инновациям.
Характерной особенностью современного этапа развития передовых стран является инновационный путь развития деятельности их предприятий, в основе которого лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации инноваций, что позволит повысить эффективность общественного производства. В научной литературе встречается несколько подходов к определению сущности инноваций (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Подходы к определению сущности инноваций
Подходы | Инновация | Сущность подхода. Инновация рассматривается как: |
Объектный | результат НТП: новая техника, технология | |
Процессный | комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей — товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д. | |
Объектно-утилитарный | объект — новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Акцент делается на утилитарной стороне нововведения — способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом |
Продолж. табл. 1.1
Процессно-утилитарный |
| комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства |
Процессно-финансовый | процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научных исследований |
Инновации основываются на использовании результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности.
Различные авторы (Б Твист, Б. Санто, Ф. Никсон) трактуют понятие "инновация" в зависимости от объекта и предмета исследования (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Интерпретация понятия "инновация"
Автор | Инновация | Инновация рассматривается как: |
Б. Твист | процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание | |
Б. Санто | общественно-техническо-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, к получению прибыли, которая ориентируется на экономическую выгоду | |
И. Шумпетер | новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом | |
Ф. Никсон | совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования |
Отечественные исследователи определяют понятие "инновация" также с различных позиций (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Сущность понятия "инновация"
С понятием "инновация" тесно связаны такие понятия как "новшество" и "нововведение", "инновационный процесс" и "инновационная деятельность".
Новшество представляет собой оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований различных разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Сущность понятия "новшество"
Нововведение — это комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы.
Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс не прерывается после внедрения, по мере распространения новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства.
Основой инновационного процесса является создание и освоение новой техники (технологий).
Инновационный процесс носит циклический характер, состоит из отдельных звеньев (самостоятельных процессов) и материализуется в функциональных организационных структурах. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса на общественную деятельность проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала государства, повышении технологического уровня всех звеньев инновационного процесса.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
В обобщенном виде инновационный процесс можно отразить в следующей последовательности:
где
ФИ — фундаментальные исследования;
ПИ — прикладные исследования;
РПр — разработка и проектирование;
Ос — освоение;
ПП — промышленное производство;
М — маркетинг;
Сб — сбыт.
Отечественные авторы рассматривают понятие "инновационная деятельность" с нескольких точек зрения (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Сущность понятия "инновационная деятельность"
Более полное определение понятия "инновационная деятельность" представлено в Законе Украины "Об инновационной деятельности".
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций, их типологизация и классификация.
Современная экономическая теория различает пять основных типов инноваций:
– введение нового продукта (товарная инновация);
– введение нового метода производства (технологическая инновация);
– создание нового рынка товаров и услуг (рыночная инновация);
– освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов (маркетинговая инновация);
– реорганизация структуры управления (управленческая инновация).
Обобщенная классификация инноваций представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Классификация инноваций
№ п/п | Классификационный признак | Виды инноваций |
1. | Причина возникновения | Реактивные — обеспечивают выживание фирмы. Инновации, выступающие как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом Стратегические — инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе |
2. | Характер удовлетворяемых потребностей | Инновации, ориентированные на существующие потребности Инновации, ориентированные на новые потребности |
Продолж. табл. 1.3
3. | Содержание инноваций | Продуктовые — новые продукты и материалы Рыночные — открывающие новые сферы применения продукта и позволяющие реализовывать продукт на новых рынках Технологические — новое оборудование, новые технологии, которые улучшают существующий технологический процесс и эффективность экономики Организационные — способствуют внедрению новых или усовершенствованию существующих методов организации производства |
4. | Место и роль в процессе производства | Основные продуктовые — создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей Дополняющие технологические — развивают имеющиеся базисные технологии |
5. | Масштаб распространения | Инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт Инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства |
6. | Направленность воздействия на процесс производства | Расширяющие — нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (компьютеризация) Рационализирующие Замещающие — предназначены для замены одних продуктов или технологий другими, основанными на выполнении тех же функций |
7. | Уровень новизны | Радикальные (базовые) Улучшающие Модификационные |
8. | Область применения | Управленческие Организационные Социальные и т.д. |
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Сущность понятия "инновационный менеджмент"
Инновационный менеджмент включает в себя такие стадии:
– планирование (составление плана реализации цели и стратегии);
– определение условий и организация (выявление потребности в ресурсах, постановка задач, организация работы);
– исполнение (проведение исследований, осуществление разработок, реализация плана);
– руководство (контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта, оценка эффективности применения инноваций — проектов, управленческих решений).
Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий. Под функциями инновационного менеджмента принято понимать состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Дата: 2019-03-05, просмотров: 299.