№ п/п | Методы поддержки | Характеристика |
1. | Финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств | Поддержка рационального соотношения между финансированием организаций, осуществляющих НИОКР и инновационной деятельности, и выделением средств на научно-исследовательские и инновационные программы и проекты. Генерирование нововведений и создания спроса на инновации важны госконтракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию |
2. | Стимулирование спроса и предложения на эффективные научно-технические проекты для государственных нужд и их реализация на выгодных для государства условиях | |
3. | Использование механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств | Выбор таких механизмов в инновационной сфере обусловлен экономическими приоритетами обеспечения рационального и эффективного использования средств на научно-технические исследования для государственных нужд |
4. | Формирование государственной инновационной инфраструктуры (сеть центров распределения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам) | Для реализации этого метода необходимо стимулировать развитие технологических посредников в сфере лицензионной торговли. Целесообразно создание сети некоммерческих центров по передаче технологий на региональном и местном уровнях, способных оказывать весь комплекс услуг по подготовке и заключению лицензионных соглашений |
5. | Развитие рынка страхования на объекты инновационной сферы | Этот рынок должен быть направлен на обеспечение снижения риска непредвиденных расходов, связанных с защитой интересов владельцев инновационной сферы |
Продолж. табл. 3.3
6. | Формирование рынка инноваций | Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом. Важно проведение государственной экспертизы проектов, т.к. организациям, осуществляющим нововведения трудно оценить возможные эффекты в общеэкономическом масштабе | ||
7. | Подготовка инновационных кадров, формирование социального слоя менеджеров по управлению инновационными предприятиями | |||
8. | Наличие налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность | Предоставление исследовательского и инвестиционного кредита Снижение ставки налога на прибыль, направленные на заказные и совместные НИОКР Льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий | ||
Важным направлением в сфере государственной политики является контроль, который осуществляется для обеспечения соблюдения всеми субъектами требований законодательства в сфере инновационной деятельности.
Государственный контроль в сфере инновационной деятельности осуществляется:
– специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности;
– Верховной Радой АРК, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;
– Государственной налоговой администрацией в пределах ее компетенции.
Необходимость государственного регулирования и контроля инновационных процессов вызвана, прежде всего, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Можно выделить несколько аспектов общегосударственного значения инновационных процессов для развития экономики страны (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Общегосударственное значение инновационных процессов
Для развития экономики
№ п/п | Аспекты | Сущность |
1. | Воздействие на макроэкономические показатели | |
1.1 | На структуру общественного производства | Под влиянием инновационных процессов меняются приоритеты экономики. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других |
1.2 | На институциональные экономические механизмы | Инновации изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур, трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются технологии управления |
1.3 | На социальную стабильность | Вызываемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения и способствует решению проблем занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мет. Повышается уровень образования и здравоохранения. Улучшаются бытовые условия населения |
1.4 | На окружающую среду | Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. При этом лишь инновационные процессы способны гармонизировать отношения между человеком и природой |
2. | Активизация международного научно-технического сотрудничества | Инновационные процессы все больше приобретают международный характер При современных масштабах НТП многие инновационные проекты не под силу реализовать одной, даже наиболее развитой стране |
3. | Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности | Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Это положение имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны |
Продолж. табл. 3.4
4. | Зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов | Полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны необходимой научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуется ее позицией на мировых рынках, наличием квалифицированных специалистов, эксклюзивным обладанием природными ресурсами и т.д. |
4. | Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности | Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Это положение имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны |
В связи с тем, что инновационная деятельность на сегодняшний день играет большое значение в развитии экономики страны, государством введены определенные льготы для развития этого направления.
Статус предприятия как инновационного дает ему право на льготы, предусмотренные частями четвертой и пятой ст. 21 Закона Украины "Об инновационной деятельности". Налогообложение предприятия при реализации им инновационных проектов осуществляется на тех же условиях, что и всех других субъектов инновационной деятельности, предусмотренных частями первой, второй и третьей ст. 21 этого Закона.
Любое инновационное предложение быстро стареет. Именно поэтому, а также для быстрого обновления инноваций Закон регламентирует, что свидетельство о государственной регистрации инновационного проекта является действительным в течение трех лет с даты его выдачи.
Пути предоставления государственной финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности представлены в таблицы (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.