Проблема положительного героя в «Человеческой комедии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бальзак: «Порок более эффектен, он бросается в глаза… добродетель, напротив, являет кисти художника лишь необычайно тонкие линии. Добродетель абсолютно, она едина и неделима, подобно Республике; порок же многообразен, многоцветен, причудлив».

Многообразным отрицательным персонажам «Человеческой комедии» Бальзака всегда противостоят положительные герои. В них писатель воплощает свою веру в человека, в безграничные возможности его разума, стойкости и мужества.

Положительные герои. В предисловии к «Человеческой комедии» Бальзак писал, что его задача - дать «всю историю социальной жизни, не обойдя ни одного характера». Его, как художника, интересует общественный организм в целом. Изображаемые им явления он показывает не как случайные, а как глубоко типические.

Своими обличениями Бальзак вплотную подводил читателя к выводу о том, что противоречия социальной жизни, так глубоко раскрытые им на страницах «Человеческой комедии», не могут быть разрешены в рамках данного общества. Однако сам писатель этих выводов не делает. Нигде и никогда не становится Бальзак на точку зрения революционного изменения буржуазного общества. С этим неразрывно связан вопрос о политическом мировоззрении Бальзака. Сочувствуя аристократам и давая в целом ряде романов положительные образы аристократов, Бальзак в то же время с большим сочувствием рисует республиканцев. Симпатизируя дворянам, Бальзак показывает неизбежность их исторической гибели, изображая их как людей, «не заслуживающих лучшей участи». Вот основное ядро противоречий Бальзака.

Положительный образ благородного аристократа появляется в целом ряде романов Бальзака. Таким героем является прежде всего старый маркиз д'Эгриньон из романа «Музей древностей». Это аристократ, живущий принципами старого дворянского общества. Он ненавидит дух буржуазной корысти и стремится в своей жизни, в семейном быту сохранить привычки и нравы старых времен. Сын же д'Эгриньона, Виктюрньен, жаждет только одного - денег и денег, а так как денег у разорившегося маркиза давно уж нет, Виктюрньен подделывает векселя, за что и должен сесть на скамью подсудимых. Кредитор графа отказывается спасти молодого д'Эгриньона, мотивируя это тем, что в его лице он мстит всему дворянству «за растоптанные во время охоты поля, за обесчещенных девушек, за унижение и презрение к людям».

Старый д'Эгриньон симпатичен Бальзаку потому, что не похож на корыстных буржуазных хищников. Но он принадлежит прошлому веку, и устами одной из героинь романа «Музей древностей» ему вынесен приговор. «Вы все еще продолжаете жить в XV веке,- говорит она,- между тем давно уже наступил XIX. Друзья мои, дворянство погибло без возврата. Кодекс Наполеона убил дворянские грамоты, подобно тому, как пушка убила феодализм». И сам Бальзак, несомненно, на стороне этой героини.

Вот почему при всей своей симпатии к д'Эгриньону писатель очень иронически назвал замок маркиза «музеем древностей». Это музей, в котором собраны редкостные экспонаты прошлого века - люди, обреченные на умирание, и, с точки зрения автора, они не заслуживают «лучшей участи».

Такого же благородного аристократа изображает Бальзак в романе «Дело об опеке». Это маркиз д'Эспар. Узнав, что его имущество нажито незаконно - путем ограбления одного купца, маркиз решает вернуть часть своего богатства потомкам этого купца. Его объявляют сумасшедшим; жена д'Эспара отдает мужа под опеку.

Подобных благородных аристократов, которым ненавистен дух корысти и волчья мораль буржуазного общества, можно найти во многих романах Бальзака (виконтесса де Босеан, аристократы в романе «Темное дело» и другие). И всюду, с симпатией изображая этих представителей уходящего дворянского общества, Бальзак трезво расценивает историческую роль дворянства в современном обществе и признает его гибель неизбежной и заслуженной.

Симпатии Бальзака к дворянству явились следствием той глубокой ненависти, которую он питал к представителям буржуазного общества; их ненасытное корыстолюбие и моральная развращенность и явились главными объектами его беспощадных обличений.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 445.