Человеческая комедия». Эстетика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных новелл в «старофранцузском» духе «Озорные рассказы» (1832–1837), несколько пьес и огромное количество публицистических статей, однако главное его создание – «Человеческая комедия». Объединять свои романы и повести в циклы Бальзак начал еще в 1834. В 1842 он начинает выпускать под названием «Человеческая комедия» собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Объединяют все произведения не только «сквозные» герои, но и оригинальная концепция мира и человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э. Жоффруа Сент-Илера), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от друга внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью описать социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями и различием характеров; каждым из людей правит определенная идея, страсть. Бальзак был убежден, что идеи – это материальные силы, своеобразные флюиды, не менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно. История всех главных бальзаковских героев – это история столкновения владеющей ими страсти с социальной действительностью. Бальзак – апологет воли; только если у человека есть воля, его идеи становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что противоборство эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак уповает на семью и монархию – социальные установления, цементирующие общество.

«Человеческая комедия».Темы, сюжеты, герои. Борьба индивидуальной воли с обстоятельствами или другой, столь же сильной страстью, составляют сюжетную основу всех наиболее значительных произведений Бальзака. «Шагреневая кожа» (1831) – роман о том, как эгоистическая воля человека (материализованная в куске кожи, уменьшающемся от каждого исполненного желания) пожирает его жизнь. «Поиски Абсолюта» (1834) – роман о поисках философского камня, в жертву которым естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное. «Отец Горио» (1835) – роман об отцовской любви, «Евгения Гранде» (1833) – о любви к золоту, «Кузина Бетта» (1846) – о силе мести, уничтожающей все вокруг. Роман «Тридцатилетняя женщина» (1831–1834) – о любви, ставшей уделом зрелой женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом сознании понятие «женщина бальзаковского возраста»).

В обществе, каким его видит и изображает Бальзак, добиваются исполнения своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, сквозной персонаж, впервые появляющийся в романе «Отец Горио»), либо люди, одушевленные любовью к ближнему (главные герои романов «Сельский врач», 1833, «Сельский священник», 1839); люди слабые, безвольные, такие, как герой романов «Утраченные иллюзии» (1837–1843) и «Блеск и нищета куртизанок» (1838–1847) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.

Французская эпопея 19 в. Каждое произведение Бальзака – это своеобразная «энциклопедия» того или иного сословия, той или иной профессии: «История величия и падения Цезаря Бирото» (1837) – роман о торговле; «Прославленный Годиссар» (1833) – новелла о рекламе; «Утраченные иллюзии» – роман о журналистике; «Банкирский дом Нусингена» (1838) – роман о финансовых аферах.

Бальзак нарисовал в «Человеческой комедии» обширную панораму всех сторон французской жизни, всех слоев общества (так, в «Этюды о нравах» вошли «сцены» частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни), на основании чего позднейшие исследователи начали причислять его творчество к реализму. Однако для самого Бальзака важнее была апология воли и сильной личности, сближавшая его творчество с романтизмом.

норе Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "Повсюду" сейчас - торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества.

Показ утвердившегося буржуазного общества - такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой - и Б. ее разрешает в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, со своим высшим светом – с маркизами д Эспар, виконтессой де Босеан, графами Ресто, герцогами де Гранлье, миом буржуа, представленных бароном Нюсинженом, банкиром Тайфером, папашей Горио, со своими провинциальными аристократами, а так же, такими талантливыми выходцами из третьего сословия, как Бьяншон, Давид Сешар и Люсьен Шардон, хитрой мещанкой мадам Воке ( в девичестве де (!) Конфлан), героем каторги Вотреном и множеством других, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени.

Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам:

1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни;

2) философские этюды;

3) аналитические этюды.

Последняя часть оказалась наименее разработанной: принцип, лежавший в основе «физиологии», оказался непродуктивен для серьёзного анализа общества. Философские этюды дают представление – в общем виде – об отношении автора к творчеству ( « Неведомый шедевр»), страстям и человеческому разуму ( « Поиски абсолюта»), размышлениям о социальном двигателе всех событий» ( «Шагреневая кожа»). Сцены нравов в формах самой жизни воспроизводят реальную действительность, вскрывая её подлинную её сущность. За беспристрастное изображение современности критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

Основные принципы своего творчества Б. изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 году. Это манифест реалистического искусства Франции. В основе его метода лежит научность. Бальзак, сын века Просвещения, современник биологов-систематиков, подчинил эту статью научной чёткости и доказательности. Кювье и Сент-Илер были названы им первыми. Кювье писал о причинно обусловленной зависимости всех органов организма, Сент – Илеру принадлежит мысль о связи живого существа с его окружением, его средой: «Общество создаёт из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире». Но писатель видит колоссальную разницу между миром природы и человеческим миром, что обусловлено сложным психическим и интеллектуальным устройством личности. До Бальзака Бюффон уже высказывал представление о едином плане строения органического мира.

Писатель хочет найти законы, по которым строится человеческая система.

Бальзак, как и романтики, тоже писал о страстях, но их направленность у него изменилась, как изменился и качественный их состав: « мысль или страсть, которая вмещает мысль и чувство, явления социальные…они и разрушительны». Бальзаковская страсть, во-первых, стала рассудочной, а во-вторых, определялась социальным положением человека. Большинство страстей в « Человеческой комедии» - это не любовь, а стремление к богатству или власти. Если появляется настоящее чувство, не связанное с расчётом, обычно оно обречено на гибель.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал «Человеческая комедия», и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

В предисловии к «Человеческой комедии» он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Он сам говорит, что идея создания этого огромного произведения родилась из сравнения человека с животным миром. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. -- виды общего животного типа.

Он понял, что Общество подобно Природе: общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Но есть много различий: общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает природа. У животных не бывает внутренней борьбы - они только преследуют друг друга. У людей борьба более сложная, они обладают разумом.

Смысл моего произведения - придать фактам из жизни людей, фактам повседневным, событиям личной жизни столько же значения, сколько историки придавали значения общественной жизни народов.

Каждая из моих частей (сцены из провинциальной, частной, парижской, политической, военной и сельской) имеет свойственную ей окраску.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.

Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исходным принципом объявляет объективность - «самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем». Части эпопеи - этюды (как ученый, тщательно исследующий живой организм).

2. Особенности творческого метода романа "Хижина дяди Тома".

Принятие в 1850 году Закона о беглых рабах, который обязывал жителей свободных штатов возвращать беглецов их владельцам, вызвало бурное негодование миссис Стоу. До поры скрытый, бичеровский общественный темперамент готов был выплеснуться наружу. Толчком послужило видение, которое посетило ее в бранзвикской церкви: она впервые воочию увидела страдания негров и услышала их стоны. И тогда родился величайший во всей истории американской литературы пропагандистский роман "Хижина дяди Тома, или Человек, который был вещью" (1852).

Г. Бичер-Стоу говорила, что "его создал Бог", она лишь "писала под диктовку". Неоконченный роман, который был принят к печати вашингтонским аболиционистским журналом и который планировалось разместить в 3-4 ежемесячных номерах, разрастался под руками автора, пока не получилось объемистое двухтомное сочинение. Оно вышло отдельным изданием в 1852 году и произвело фурор: 10 тысяч экземпляров были распроданы за одну неделю. К началу Гражданской войны эта цифра перевалила за три миллиона.

Книга была переведена на 37 языков и стала всемирным бестселлером. Ею восхищались Джордж Элиот, Жорж Санд и Лев Толстой. Ральф Уолдо Эмерсон объяснил невероятную популярность романа тем, что его "с одинаковым интересом читали в гостиной, на кухне и в детской каждого дома". Международная слава Г. Бичер-Стоу еще возросла после турне писательницы по Европе.

"Хижина дяди Тома" оказала колоссальное влияние на культуру и политику того времени: ее публикация дала аболиционистскому движению новый мощный импульс и помогла перестроить общественное мнение в целом, буквально взбудоражив нацию. Персонажи книги — Саймон Легри, Элиза, маленькая Ева Сент-Клер, забавная негритяночка Топси и, конечно, дядя Том стали архетипами национального сознания.

«Хижина дяди Тома». Со всей силой дарование писательницы проявилось в ее лучшем произведении — романе «Хижина дяди Тома». Этот роман был создан в 1851 —1852 годах по заказу аболиционистского журнала «Национальная эра». На страницах «Национальной эры» и была впервые опубликована «Хижина дяди Тома», задуманная писательницей как небольшая повесть, но затем, в процессе работы над ней, выросшая в большой роман. Отдельным изданием книга вышла в 1852 году. Роман Бичер-Стоу был встречен с восторгом в передовых кругах общества. Успех его был громаден. Имя автора «Хижины дяди Тома» стало известно далеко за пределами Америки.

И объясняется это тем, что Бичер-Стоу с горячей убежденностью и страстностью трактовала в своем романе одну из самых актуальных тем своего времени — тему рабства.

«Хижина дяди Тома» относится к числу первых реалистических социальных романов в американской литературе XIX века. Впервые жизнь негров-рабов, потрясающий драматизм судеб тысяч невольников получили правдивое отражение в художественном произведении. Правда, Бичер-Стоу отнюдь не задавалась целью раскрыть эксплуататорскую сущность рабства. Писательницу волновал прежде всего вопрос о моральной, нравственной деградации рабовладельцев и рабов. Однако сам материал книги, переданный с большой эмоциональной силой и взволнованностью, говорит о большем, чем ее замысел.

Рассказывая о трагической судьбе своего центрального героя, негра Тома, Бичер-Стоу создает потрясающие картины произвола белых по отношению к неграм, картины бесчеловечных истязаний и унижений рабов. Разрушаются семьи, детей отрывают от родителей и продают; женщин рассматривают как самок, приносящих приплод, а тем самым и доход для хозяев, которые стремятся уничтожить в рабах сознание человеческого достоинства.

Бичер-Стоу создала в своем романе целый ряд замечательных образов негров-рабов, которые, несмотря ни на что, сохранили лучшие черты характера и качества своего народа. Мулат Джордж Гаррис ненавидит своих хозяев; для него, талантливого изобретателя, невозможна жизнь в рабстве. Его жена Лиззи, с поразительным мужеством ведущая борьбу за своего ребенка, маленькая, своевольная, искрящаяся весельем и юмором Топси, величественная в своих страданиях и скорби Касси — все эти образы принадлежат к числу лучших в романе.

Сама жизнь предстает перед читателями романа, и логика ее такова, что заставляет сделать вывод о необходимости решительного уничтожения рабства.

Бичер-Стоу не принадлежала к числу радикально настроенных аболиционистов. Выход из противоречий действительности она видела в христианской религии, которая, по ее мнению, могла примирить рабов и хозяев. Этим объясняется религиозно-примирительная направленность романа, сказавшаяся прежде всего в образе героя романа — Тома.

В глазах Бичер-Стоу Том — идеальный человек. Перенесенные им унижения и страдания отнюдь не порождают в нем гнева и возмущения. Умирая, старый Том молится за своих хозяев и просит простить им их заблуждения и грехи.

Непоследовательность критики и ошибочность позиций писательницы проявились в том, что она противопоставляет в своем, романе «злым» рабовладельцам (бесчеловечный в своей жестокости Легри, жена Сен-Клера) «добрых» (Сен-Клер, Ева, молодой Джордж Шельби). Дружба старого Тома и маленькой Евы выражает собой идею о возможности полного примирения «цветных» и белых в лоне христианской религии.

Однако примирительные тенденции, проявившиеся столь ярко в романе Бичер-Стоу, не заслонили основного — раскрытия бесчеловечности рабовладельческого строя.

Роман «Хижина дяди Тома» стал одной из наиболее популярных и любимых книг и в Америке, и в Европе. В большой степени этому способствовали художественные достоинства произведения. Драматизм в изложении событий захватывает читателей.

В 1853 году Бичер-Стоу выпустила книгу «Ключ к хижине дяди Тома», в которой она приводит обширный документальный материал, послуживший непосредственным источником при написании романа «Хижина дяди Тома». Появление этой книги было вызвано необходимостью доказать несправедливость выступлений многочисленных сторонников рабства, обвинявших Бичер-Стоу в том, что ее роман является плодом вымысла

Экзаменационный билет № 7

1. Бальзак и буржуазная эпоха. Новелла "Гобсек".

Как уже отмечалось ранее, в сложном творческом развитии Бальзака исследователи различают три этапа. Ранний период творчества Бальзака – 20-е годы – проходит под знаком близости к романтической школе так называемых «неистовых».

В первой половине 30-х годов складывается великое реалистическое искусство Бальзака.

Критические статьи Бальзака начала 30-х годов – «Романтические обедни», рецензия на пьесу В.Гюго «Эрнани», «Литературные салоны и хвалебные слова» – свидетельствуют о том, что писатель все глубже и сознательнее критикует французский романтизм в самых различных его проявлениях. Молодой писатель выступает как противник романтических эффектов, романтического предпочтения исторических сюжетов, романтически приподнятого и многословного стиля. В эти годы Бальзак с большим интересом следит за развитием научных знаний: его захватывает дискуссия о происхождении животного мира на земле, развернувшаяся в 1830-ом году между Сент-Илером и Кювье, его увлекают споры, идущие во французской исторической науке. Писатель приходит к мысли о том, что правдивое искусство, дающее научно точную картину действительности, требует прежде всего глубокого изучения современности, проникновения в сущность процессов, происходящих в обществе.

Стремление изобразить действительность точно, опираясь на определенные научные данные – исторические, экономические, физиологические – характерная художественная особенность Бальзака. Проблемы социологии, столь широко представленные в публицистике писателя, занимают в его искусстве огромное место. Реализм Бальзака уже в начале 30-х годов является глубоко и сознательно социальным.

В то же время в творческом методе Бальзака этого периода реалистический способ изображения сочетается с романтическими художественными средствами. Выступая против отдельных школ романтической французской литературы, писатель еще не отказывается от многих художественных средств романтизма. Это чувствуется в его произведениях начала 30-х годов, в том числе – в повести, которая первоначально носила название – «Опасности беспутства» (1830).

Позже Бальзак снова обратится к этой повести, чтобы переработать ее, углубить ее смысл и дать ей новое название: «Папаша Гобсек» (1835), а позднее, в 1842 году, – просто «Гобсек».

От первого ко второму варианту повесть претерпела эволюцию от назидательного нравоописания к философскому обобщению. В «Опасностях беспутства» центральной фигурой была Анастази де Ресто, неверная жена графа де Ресто; ее порочная жизнь имела разрушительные последствия не только для ее собственного нравственного сознания, но и для ее детей, для семьи в целом. В «Гобсеке» появляется второй смысловой центр – ростовщик, который становится олицетворением силы, господствующей в буржуазном обществе.

Произведение имеет своеобразную композицию – рассказ в рассказе. Повествование ведется от лица адвоката Дервиля. Такая форма повествования позволяет автору создать определенной «угол зрения» на события. Дервиль не только рассказывает об отдельных эпизодах из жизни Гобсека и семьи де Ресто, но и дает всему происходящему оценку.

Реализм Бальзака проявляется в повести прежде всего в раскрытии характеров и явлений, типичных для французского общества эпохи Реставрации. В этом произведении автор ставит перед собой цель показать истинную сущность и дворянства и буржуазии. Подход к изображению окружающей жизни в «Гобсеке» становится более аналитичным, так как основывается прежде всего на исследовании средствами искусства явлений реальной жизни, и его выводы относительно общества в целом вытекают из этого анализа.

Художник показывает упадок и разложение старой французской аристократии, (Максим де Трай, семья Ресто). Де Трай показан как обычный альфонс, человек без чести и без совести, не стесняющийся наживаться за счет любящей его женщины и собственных детей. «У тебя в жилах вместо крови – грязь»,– презрительно бросает в лицо Максиму де Трай ростовщик. Граф Ресто гораздо более симпатичен, но и в нем автор подчеркивает такую непривлекательную черту как слабость характера. Он любит явно недостойную его женщину, и, не пережив ее измены, заболевает и умирает.

Граф де Ресто для Госбека – один из тех французских аристократов, закат которых писатель наблюдал с глубоким сожалением, воспринимая его как национальную трагедию. Но, будучи писателем – реалистом, Бальзак, даже жалея героя, показал обреченность старого дворянства, его неумение отстоять свои права, капитуляцию под натиском буржуазных отношений. Драматично появление торжествующего Гобсека в разоренном и опустевшем доме графа де Ресто: это сами деньги врываются как полновластный хозяин в покои старого дворянского особняка.

Критика нравов аристократии соединяется в «Гобсеке» с началом антибуржуазным. Главный герой повести миллионер-ростовщик – один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», – говорит о нем адвокат Дервиль, от имени которого ведется повествование.

Ростовщичество – главная сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих «подопечных», пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Ростовщик считает себя «властителем жизни», так как внушает страх своим должникам – богатым расточителям. Упиваясь властью над ними, он с вожделением ждет, когда наступит срок напомнить прожигателям жизни, что пора расплачиваться за наслаждения, полученные с помощью его денег. Он считает себя олицетворением карающей судьбы. «Я появляюсь как возмездие, как укор совести» – этой мыслью он упивается, ступая грязными башмаками по роскошным коврам аристократической гостиной.

Педантичный и бездушный («человек-автомат», «человек-вексель»), Гобсек для Бальзака – живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти. Пытливо всматриваясь в лик этой силы, писатель стремится проникнуть в истоки ее могущества и непоколебимой уверенности в себе. Тут-то Гобсек и поворачивается к читателю второй своей стороною. Ростовщик-практик уступает место буржуа-философу, проницательному аналитику. Исследуя законы современного мира, Гобсек открывает, что главным двигателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, являются деньги. Следовательно, тот, кто владеет золотом, управляет миром. «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (…) Золото – вот духовная сущность всего нынешнего общества», – так формулирует свои представления о мире «мыслящий» ростовщик. Поняв это, Гобсек стал одним из властителей страны. «Таких, как я в Париже человек десять: мы властители ваших судеб – тихонькие, некому не ведомые», – этими словами Гобсек определяет положение в обществе, которое занимают он и его подобные.

В погоне за удовольствиями общество деградирует тем сильнее, чем больше в нем власть золота, считает Бальзак. Поэтому и «ростовщик-философ» становится жертвой пороков, на которых он успешно паразитировал: само обладание золотом стало для него разрушительной страстью. Его бережливость превращается в жадность, побуждающую к бессмысленному накопительству. Символична смерть Гобсека в его каморке: груды товаров и съестных припасов, которые испортились, покрылись плесенью или уже гниют, золотые и серебряные монеты, прикрытые каминной золой, – вот все, что осталось от человека, ставшего жертвой золота. Судьба Гобсека закономерна, так как детерминирована всем характером современной жизни, а значит, при всей неординарности ростовщика-философа этот образ типичен в соответствии с бальзаковским пониманием типа. Гобсек в описании Бальзака – воплощение беспощадного стяжательства, олицетворение безжалостной и всемогущей власти денег, под власть которых попадает все современное общество. «В моих глазах он превратился в фантастический образ: я увидел в нем олицетворение власти золота», – говорит Бальзак словами адвоката Дервиля, выражающего авторскую точку зрения.

«Гобсек» являлся произведением новаторским, реалистическим. В то же время в основе своей реалистически убедительный образ Гобсека несет в себе и романтические приметы. Туманно прошлое Гобсека, возможно, бывшего корсаром и избороздившего все моря и океаны, торговавшего людьми и государственными тайнами. Неясно происхождение несметного богатства героя. Полна загадок его настоящая жизнь. Почти глобальны масштабы личности Гобсека, обладающего исключительно глубоким, философским умом. Романтическое преувеличение таинственности и могущества Гобсека – хищника и сребролюбца – придает ему характер почти сверхъестественного существа, стоящего выше смертных. Вся фигура Гобсека, выступающего олицетворением власти золота, приобретает в произведении символический характер.

В то же время романтическое начало, заложенное в характере Гобсека, отнюдь не заслоняет реалистические черты этого образа. Наличие отдельных романтических элементов лишь подчеркивает специфику бальзаковского реализма на раннем этапе его развития, когда типическое и исключительное выступают в диалектическом единстве.

Резко критикуя в своем произведении представителей деградирующей аристократии и идущей ей на смену буржуазии, автор противопоставляет им простых честных тружеников. Симпатии автора оказываются на стороне людей, которые честно зарабатывают себя на жизнь – Фанни Мальво и Дервиля. Рисуя простую девушку - белошвейку и знатную даму – графиню де Ресто, автор явно отдает предпочтение первой из них. Разительным контрастом по отношению к Госбеку – существу, постепенно теряющему все человеческие качества и черты, оказывается Дервиль – преуспевающий юрист, делающий карьеру в салонах парижской знати. В нем намечен излюбленный Бальзаком образ умного и деятельного разночинца, всем обязанного только себе и своему труду. Этот человек с ясным и практическим умом стоит неизмеримо выше родовой знати и представителей новой денежной аристократии, вроде Гобсека.

Нельзя не отметить, что в поздних романах Бальзака ростовщики и банкиры уже не выступают, подобно Гобсеку, в романтическом ореоле таинственных и всемогущих злодеев. Вникая в сущность законов, управляющих жизнью общества и судьбами людей, писатель научится реально видеть новых хозяев Франции в их подлинном смешном и жалком облике.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 322.