Рис. 14. Схема активно-пассивного счета
План счетов бухгалтерского учета, его строение и характеристика.
Все счета бухгалтерского учета сгруппированы в Плане счетов.
План счетов – это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Он утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31октября 2000 года № 94н и един для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (кроме страховых, кредитных и бюджетных организаций).
В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Все синтетические счета бухгалтерского учета имеют двузначный номер, располагаются в Плане счетов в порядке возрастания номеров от 01 до 99 и объединяются в восемь разделов:
Раздел I. Внеоборотные активы;
Раздел II. Производственные запасы;
Раздел III. Затраты на производство;
Раздел IV. Готовая продукция и товары;
Раздел V. Денежные средства;
Раздел VI. Расчеты;
Раздел VII. Капитал;
Раздел VIII. Финансовые результаты.
В каждом разделе Плана счетов имеются свободные номера на случай применения дополнительных счетов для учета специфических операций. Экономический субъект может по согласованию с Министерством Финансов РФ вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Порядок ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах устанавливается на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, которая:
ü устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета;
ü регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета;
ü приводит краткую характеристику счетов и открываемых к ним субсчетов;
ü раскрывает структуру и назначение счетов и экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной жизни;
ü раскрывает порядок отражения к учете наиболее распространенных хозяйственных операций.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются экономическим субъектом, исходя из требований управления, а также исходя из необходимости анализа и контроля отчетности. Порядок ведения аналитических счетов устанавливается самим экономическим субъектом исходя из Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета отдельных видов активов и обязательств (основных средств, материально-производственных запасов, расчеты с поставщиками, расчеты по кредитам и займам и т.д.).
Все счета в Плане счетов называются балансовыми счетами. Помимо балансовых счетов экономические субъекты могут использовать забалансовые счета.
Забалансовые счета предназначены для учета имущества, временно находящегося в его распоряжении, на ответственном хранении и в пользовании. К забалансовым счетам относятся счета: 001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», 005 «Оборудование, принятое для монтажа», 006 «Бланки строгой отчетности», 011 «Основные средства, сданные в аренду» и другие. Особенностью забалансовых счетов является то, что они имеют трехзначный номер, и учет на них ведется без применения двойной записи, то есть по простой системе учета: операции отражаются или только по дебету – при поступлении ценностей либо возникновении обязательств, или только по кредиту – при возврате ценностей либо погашении обязательств.
Например, поступление материалов на ответственное хранение записывается только по дебету забалансового счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», а их выбытие – только по кредиту этого счета.
Забалансовые счета используются для учета не только реальных материальных ценностей (основных средств, материалов), но и условных ценностей и расчетов.
Под условными ценностями понимаются бланки строгой отчетности (путевки на санаторно-курортное лечение и другие ценные документы). К условным расчетам относятся расчеты с неплатежеспособными дебиторами по списанной в убыток задолженности. Такая задолженность учитывается за балансом в течение определенного периода времени, который определяется законодательством и означает срок, в течение которого задолженность может быть взыскана с должника, если его материальное положение изменится в сторону улучшения, и он окажется в состоянии покрыть долги.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению экономические субъекты утверждают рабочий план счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета. Рабочий план счетов включается в приказ об учетной политике организации.
4.3. Двойная запись на счетах бухгалтерского учета, ее сущность
и значение
Двойная запись является элементом метода бухгалтерского учета и специфическим бухгалтерским приемом. Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который означает, что все факты хозяйственной жизни имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, приобретение и продажа, которые компенсируют друг друга.
Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения хозяйственной операции, который предполагает одновременную запись этой операции в дебет одного и кредит другого счета в одной и той же сумме. Использование двойной записи обеспечивает возможность контроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах: сумма оборотов по дебету всех счетов должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов. Неравенство – результат ошибки в записях или подсчетах.
Каждый факт хозяйственной жизни затрагивает, как минимум, две статьи бухгалтерского баланса, а, следовательно, и два счета.
Таким образом, двойная запись – это способ регистрации фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении каждой хозяйственной операции находят одновременное отражение на двух разных счетах в равных суммах.
Запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме называется бухгалтерской проводкой.
Например, оприходование (поступление) материалов на сумму 50000 руб. от поставщика отражается записью:
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 50000 руб.
Если дебетуется один счет и кредитуется один счет, то такая бухгалтерская проводка называется простой.
Например, выдана из кассы заработная плата 100000 руб.
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 50 «Касса» 100000
Если дебетуется один, а кредитуется несколько счетов, или кредитуется один, а дебетуется несколько счетов, то такая бухгалтерская проводка называется сложной. При этом обязательно должно соблюдаться условие равенства оборотов по дебету и по кредиту между собой.
Например, списано с расчетного счета организации 50 000 руб., из них: оприходовано в кассу – 25 000 руб., перечислено в погашение задолженности поставщикам – 20 000 руб., перечислено в бюджет – 5 000 руб.).
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетные счета» 25000
Дебет 60 «Расчеты с
поставщиками Кредит 51 «Расчетные счета» 20000 и подрядчиками»
Дебет 68 «Расчеты по налогам Кредит 51 «Расчетные счета» 5000
и сборам»
Метод двойной записи на счетах бухгалтерского учета можно проиллюстрировать, исходя из основного балансового уравнения (рис. 15).
Активы = | Пассивы | ||||
Активы = | Капитал + Обязательства | ||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Увеличение | Уменьшение | Уменьшение | Увеличение | Уменьшение | Увеличение |
Рис.15. Двойная запись, исходя из балансового уравнения
Таким образом, метод двойной записи заключается в том, что одна и также сумма хозяйственной операции отражается на двух взаимосвязанных счетах.
Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи на них факта хозяйственной жизни. Счета при этом называются корреспондирующими.
Прежде чем составить бухгалтерскую проводку по каждому факту хозяйственной жизни и записать его способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо осуществить следующие действия.
1. По содержанию факта хозяйственной жизни, зафиксированного в первичном документе определить, какие объекты бухгалтерского учета участвуют в конкретной операции. Например, поступили и оприходованы в кассу денежные средства, полученные с расчетного счета, в сумме 30000 руб., то есть в данной операции участвуют наличные денежные средства в кассе и денежные средства на расчетном счете.
2. Определить, чем являются эти объекты, - активами экономического субъекта (актив баланса) и (или) источниками их формирования (пассив баланса). В нашем примере касса (наличные денежные средства) и денежные средства на расчетном счете – это активы, то есть то, чем владеет экономический субъект. Следовательно, оба счета являются активными.
3. Далее следует ответить на вопрос, что произошло: увеличение или уменьшение объекта учета. В нашем примере денежные средства поступили в кассу, то есть касса увеличилась (+), а с расчетного счета денежные средства были сняты, то есть расчетный счет уменьшился (–).
4. Затем по Плану счетов бухгалтерского учета следует выбрать счета, корреспондирующие друг с другом. В нашем примере такими счетами являются счета 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета».
5. В заключение согласно строению счетов следует определить, какой счет дебетуется, а какой кредитуется. Поскольку в примере оба счета активные, то увеличение на активном счете отражается по дебету, а уменьшение - по кредиту, в результате этого записывается корреспонденция счетов и составляется бухгалтерская проводка – Дебет 50 Кредит 51 30 000 (рис. 16).
Счет 50 «Касса»
Счет 51 «Расчетные счета» | |
Дебет | Кредит |
Сн 150000 | |
- | 1) 30000 |
оборот | оборот 30000 |
Ск 120000 |
Рис. 16. Схема записи операций на счетах бухгалтерского учета.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 272.