Счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
         Дебет      Кредит Снд остаток дебиторской задолженности Снк остаток кредиторской задолженности Увеличение дебиторской задолженности Погашение кредиторской задолженности Увеличение кредиторской задолженности Погашение дебиторской задолженности оборот оборот Скд остаток дебиторской задолженности Скк остаток кредиторской задолженности

  Рис. 14. Схема активно-пассивного счета

План счетов бухгалтерского учета, его строение и    характеристика.

Все счета бухгалтерского учета сгруппированы в Плане счетов.

План счетов – это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Он утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31октября 2000 года № 94н и един для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (кроме страховых, кредитных и бюджетных организаций).

   В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Все синтетические счета бухгалтерского учета имеют двузначный номер, располагаются в Плане счетов в порядке возрастания номеров от 01 до 99 и объединяются в восемь разделов:

Раздел I. Внеоборотные активы;

Раздел II. Производственные запасы;

Раздел III. Затраты на производство;

Раздел IV. Готовая продукция и товары;

Раздел V. Денежные средства;

Раздел VI. Расчеты;

Раздел VII. Капитал;

Раздел VIII. Финансовые результаты.

В каждом разделе Плана счетов имеются свободные номера на случай применения дополнительных счетов для учета специфических операций. Экономический субъект может по согласованию с Министерством Финансов РФ вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Порядок ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах устанавливается на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, которая:

ü устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета;

ü регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета;

ü приводит краткую характеристику счетов и открываемых к ним субсчетов;

ü раскрывает структуру и назначение счетов и экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной жизни;

ü раскрывает порядок отражения к учете наиболее распространенных хозяйственных операций.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются экономическим субъектом, исходя из требований управления, а также исходя из необходимости анализа и контроля отчетности. Порядок ведения аналитических счетов устанавливается самим экономическим субъектом исходя из Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета отдельных видов активов и обязательств (основных средств, материально-производственных запасов, расчеты с поставщиками, расчеты по кредитам и займам и т.д.).

Все счета в Плане счетов называются  балансовыми счетами. Помимо балансовых счетов экономические субъекты могут использовать забалансовые счета.

Забалансовые счета предназначены для учета имущества, временно находящегося в его распоряжении, на ответственном хранении и  в пользовании. К забалансовым счетам относятся счета: 001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», 005 «Оборудование, принятое для монтажа», 006 «Бланки строгой отчетности», 011 «Основные средства, сданные в аренду» и другие. Особенностью забалансовых счетов является то, что они имеют трехзначный номер, и учет на них  ведется без применения двойной записи, то есть по простой системе учета: операции отражаются или только по дебету – при  поступлении ценностей либо возникновении обязательств, или только по кредиту – при возврате ценностей либо погашении обязательств.

Например, поступление материалов на ответственное хранение записывается только по дебету забалансового счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», а их выбытие – только по кредиту этого счета.

Забалансовые счета используются для учета не только реальных материальных ценностей (основных средств, материалов), но и условных ценностей и расчетов.

Под условными ценностями понимаются бланки строгой отчетности (путевки на санаторно-курортное лечение и другие ценные документы). К условным расчетам относятся расчеты с неплатежеспособными дебиторами по списанной в убыток задолженности. Такая задолженность учитывается за балансом в течение определенного периода времени, который определяется законодательством и означает срок, в течение которого задолженность может быть взыскана с должника, если его материальное положение изменится в сторону улучшения, и он окажется в состоянии покрыть долги.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению экономические субъекты утверждают рабочий план счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета. Рабочий план счетов включается в приказ об учетной политике организации.

 4.3. Двойная запись на счетах бухгалтерского учета, ее сущность

       и значение

Двойная запись является элементом метода бухгалтерского учета и специфическим бухгалтерским приемом. Система двойной записи основывается на принципе двойственности, который означает, что все факты хозяйственной жизни имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, приобретение и продажа, которые компенсируют друг друга.

Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения хозяйственной операции, который предполагает одновременную запись этой операции в дебет одного и кредит другого счета в одной и той же сумме. Использование двойной записи обеспечивает возможность контроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах: сумма оборотов по дебету всех счетов должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов. Неравенство – результат ошибки в записях или подсчетах.

Каждый факт хозяйственной жизни затрагивает, как минимум, две статьи бухгалтерского баланса, а, следовательно, и два счета.

Таким образом, двойная запись – это способ регистрации фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета, при котором сведения о совершении каждой хозяйственной операции находят одновременное отражение на двух разных счетах в равных суммах.

Запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме называется бухгалтерской проводкой.

Например, оприходование (поступление) материалов на сумму 50000 руб. от поставщика отражается записью:

Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 50000 руб.

Если дебетуется один счет и кредитуется один счет, то такая бухгалтерская проводка называется простой.

Например, выдана из кассы заработная плата 100000 руб.

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 50 «Касса» 100000

Если дебетуется один, а кредитуется несколько счетов, или кредитуется один, а дебетуется несколько счетов, то такая бухгалтерская проводка называется сложной. При этом обязательно должно соблюдаться условие равенства оборотов по дебету и по кредиту между собой.

Например, списано с расчетного счета организации 50 000 руб., из них: оприходовано в кассу – 25 000 руб., перечислено в погашение задолженности поставщикам – 20 000 руб., перечислено в бюджет – 5 000 руб.).

Дебет 50 «Касса»                       Кредит 51 «Расчетные счета» 25000

 

Дебет 60 «Расчеты с

поставщиками                           Кредит 51 «Расчетные счета» 20000             и подрядчиками»

Дебет 68 «Расчеты по налогам     Кредит 51 «Расчетные счета» 5000

                 и сборам»

 

Метод двойной записи на счетах бухгалтерского учета можно проиллюстрировать, исходя из основного балансового уравнения (рис. 15).

      Активы   =                                                                                                                                                                                            

                  Пассивы

      Активы   =                                                                                       

Капитал           +        Обязательства

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Увеличение Уменьшение Уменьшение Увеличение Уменьшение Увеличение

Рис.15. Двойная запись, исходя из балансового уравнения                          

Таким образом, метод двойной записи заключается в том, что одна и также сумма хозяйственной операции отражается на двух взаимосвязанных счетах.

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи на них факта хозяйственной жизни. Счета при этом называются корреспондирующими.

Прежде чем составить бухгалтерскую проводку по каждому факту хозяйственной жизни и записать его способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо осуществить следующие действия.

1. По содержанию факта хозяйственной жизни, зафиксированного в первичном документе определить, какие объекты бухгалтерского учета участвуют в конкретной операции. Например, поступили и оприходованы в кассу денежные средства, полученные с расчетного счета, в сумме 30000 руб., то есть  в данной операции участвуют наличные денежные средства в кассе и денежные средства на расчетном счете.

2. Определить, чем являются эти объекты, - активами экономического субъекта (актив баланса) и (или) источниками их формирования (пассив баланса). В нашем примере касса (наличные денежные средства) и денежные средства на расчетном счете – это активы, то есть то, чем владеет экономический субъект. Следовательно, оба счета являются активными.

3. Далее следует ответить на вопрос, что произошло: увеличение или уменьшение объекта учета. В нашем примере денежные средства поступили в кассу, то есть касса увеличилась (+), а с расчетного счета денежные средства были сняты, то есть  расчетный счет уменьшился (–).

4. Затем по Плану счетов бухгалтерского учета следует                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               выбрать счета, корреспондирующие друг с другом. В нашем примере такими счетами являются счета 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета».

5.  В заключение согласно строению счетов следует определить, какой счет дебетуется, а какой кредитуется. Поскольку в примере оба счета активные, то увеличение на активном счете отражается по дебету, а уменьшение - по кредиту, в результате этого записывается корреспонденция счетов и составляется бухгалтерская проводка – Дебет 50  Кредит 51  30 000 (рис. 16).

 

 

Счет 50 «Касса»

Дебет Кредит Сн 4000                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  1) 30000        - оборот 30000 оборот Ск 34000  

 

Счет 51 «Расчетные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  счета»

Дебет Кредит
Сн 150000                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
- 1) 30000  
оборот оборот  30000
Ск 120000  

 

               

 

Рис. 16. Схема записи операций на счетах бухгалтерского учета.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 236.