Глава 3.  Бухгалтерский баланс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бухгалтерский баланс. Его строение и виды.

Баланс (фр. balance - «весы») означает равновесие, уравновешивание отношений между сторонами какой-либо деятельности. С помощью баланса соблюдается принцип сбалансированности, который лежит в основе организации бухгалтерского учета на всех уровнях хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский баланс одновременно является элементом метода бухгалтерского учета и формой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основная задача бухгалтерского баланса как формы отчетности – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Он  позволяет получить представление о величине материальных ценностей, их запасах, о состоянии расчетов, о размерах инвестиций, а также, дать достоверное и полное представление о финансовом положении организации.

Баланс, как элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой способ экономической группировки активов по его составу и по источникам их формирования в денежном выражении на определенную дату.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу:

- в левой части, называемой актив, показывается имущество по его составу,

- в правой части, называемой пассив, отражаются источники формирования этого имущества.

Основным элементом бухгалтерского баланса является ба­лансовая статья. Статьей называ­ется показатель (строка) актива или пассива, характеризующий отдельные виды активов, источников их формирования, обязательств организации. Например, статьями баланса являются «Основ­ные средства», «Нематериальные активы», «Касса», «Добавоч­ный капитал», «Кредиторская задолженность» и т. д.

Балансовые статьи объединяются — в разделы. Объедине­ние балансовых статей разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Итоговые строки в активе и пассиве называются валютой баланса.

Сумма средств, которые находятся в распоряжении организации представлены в балансе таким образом, что возможно определить: куда вложены финансовые средства организации (активы баланса) и каковы источники их происхождения (пассивы баланса). Это достигается соответствующей структурой баланса (рис. 5).

 



Рис 5. Структура бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов: два раздела в ак­тиве («Внеоборотные активы», «Оборотные активы») и три раз­дела в пассиве («Капитал и резервы», «Долгосрочные обяза­тельства», «Краткосрочные обязательства»).

Актив отвечает на вопрос: что включается в состав имущества организации.

Пассив отвечает на вопрос: за счет каких источников образовалось это имущество.

Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны, так как обе части баланса показывают одни и те же средства, но сгруппированные по разным признакам: в активе — по вещественному составу и его функ­циональной роли, т. е. из чего они состоят (основные средства, немате­риальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы, гото­вая продукция, денежные средства и т. д.); в пассиве — по источникам образования, т. е. от кого и сколько получено средств: от учредителей, от своей органи­зации в виде капитала и прибыли, и т.д.

Таким образом, общая сумма всех активов организации обязательно равняется общей сумме источников их формирования, потому что каждый актив поступает в организацию за счет определенного источника: собственного или заемного. 

Такое балансовое уравнение можно выразить следующим образом:

Активы = Обязательства (заемный капитал) + Собственный капитал

В представленной формуле активы отражают общую стоимость имущества организации в на­личии и обороте. Обязательства показывают величину ее кредиторской задолженности. Собственный капи­тал характеризует стоимость вкладов, внесенных в организацию ее вла­дельцами. Иногда его называют остаточным капиталом, так как он пред­ставляет собой средства, которые остаются, если собственник выплатит все долги. В этом случае балансовое уравнение принимает вид:

Собственный капитал = Активы — Обязательства

Из приведенного уравнения следует, что кредиторы имеют преимуще­ственное право на удовлетворение своих финансовых требований по срав­нению с собственниками организации. В то же время уравнение показы­вает величину активов организации и степень участия кредиторов и вла­дельцев организации в формировании капитала (собственного и привлеченного). От этого соотношения зависят финансовая устойчивость и финансовый результат организации.

Рассмотрим порядок формирования баланса на примере.

Представим себе человека, который решил открыть собственную торговую организацию. Первоначально в качестве вклада в уставный капитал он внес 50 000 руб., которые положил в банк на счет своей организации.

Итак, в начале работы у организации есть денежные средства в сумме 50 000 руб., которые она не заработала, а получила в момент создания. Представим эти данные в таблице 3.

                                                                                                            Таблица 3

Что имеем ( актив) Сумма, руб. Откуда взяли (источники) Сумма, руб.
Счет в банке 50 000 Средства учредителя (уставный капитал) 50 000
Итого 50 000  Итого 50 000

 

Как видим, итоги по второй и четвертой графам равны, ведь речь идет об одних и тех же средствах.

Понимая, что этих денег недостаточно, для  начала работы, бизнесмен решил взять в долг. Некая организация предоставила ему взаймы 120 000 руб. сроком на 6 месяцев. Денежные средства перечислены на расчетный счет в банке. Теперь состояние компании будет следующим:

                                                                                                              Таблица 4

Что имеем (имущество) Сумма, руб. Откуда взяли (источник) Сумма, руб.
Счет в банке 170 000 Средства учредителя (уставный капитал) 50 000
        Заемные средства 120 000.
Итого 170 000 Итого 170 000

 

Мы видим, что имущество компании составляет 170 000 руб., а появилось оно из двух источников: 50 000 руб. — внесены владельцем, а 120 000 руб. — получены взаймы. При этом все средства организации находятся на банковском счете. Поэтому итоговые суммы выросли, но по-прежнему остались равны.

Затем, чтобы начать деятельность организация приобретает партию товаров, которая стоит 70 000 руб. Деньги перечислены продавцу, товары доставлены покупателю. В таблице произойдут следующие изменения:

                                                                                                             Таблица 5

Что имеем (имущество) Сумма Откуда взяли (источник) Сумма
Товары 70 000 руб. Средства учредителя (уставный капитал) 50 000 руб.
Счет в банке 100 000 руб. Заемные средства 120 000 руб.
Итого 170 000 руб. Итого 170 000 руб.

 

Вместо 170 000 руб. в банке организация  имеет 100 000 руб. в банке и 70 000 руб. в виде товаров. Таким образом, стоимость имущества составляет по-прежнему 170 000 руб., и источником его являются средства учредителя в размере 50 000 руб. и заемные средства в размере 120 000 руб. Итоговые строки опять остались равны.

Имущество организации называется ее активами. Это то, что находится в собственности фирмы. Источники называются пассивами. Это то, откуда взялись средства организации. Пассивы говорят о том, кому и сколько организация должна. Если заменить некоторые термины в таблице, она примет следующий вид:

                                                                                                            Таблица 6

Актив Сумма Пассив Сумма
Товары 70 000 руб. Уставный капитал 50 000 руб.
Расчетные счета в банке 100 000 руб. Займы 120 000 руб.
Баланс 170 000 руб. Баланс 170 000 руб.

 

Таким образом получился баланс данной организации.

При составлении баланса следует исходить из требований:

ü правдивости баланса — все показатели должны быть подтверждены со­ответствующими документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгал­терскими расчетами и инвентаризацией;

ü реальности баланса, т. е. оценка его статей соответствует действительности;

ü единства баланса — построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;

ü преемственности баланса — каждый последующий баланс должен выте­кать из предыдущего;

ü ясности баланса — баланс должен быть представлен в доступной форме.

 Баланс – это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение организации.

 Существует много различных видов бухгалтерских балансов. Расcмотрим основные из них:

ü годовой – составляется за отчетный год в обязательном порядке всеми организациями;

ü периодический (месячный, квартальный)- составляется за период менее года;

ü вступительный — составляется при создании новой организации;

ü соединительный — составляют при объединении нескольких организа­ций в одно юридическое лицо;

ü разделительный — составляется, когда из одной организации выделяет­ся несколько самостоятельных организаций;

ü санируемый — составляется в случае, когда организация находится на грани банкротства;

ü ликвидационный — составляется с начала ликвидационного периода;

ü сводный — составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организации;

ü сводно-консолидируемый — составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании (вла­деющие контрольными пакетами акций других компаний), головные орга­низации во взаимоотношениях со своими дочерними и зависимыми обще­ствами;

ü баланс-брутто — бухгалтерский баланс, включающий регулирующие ста­тьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериаль­ных активов»);

ü баланс-нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей.

Бухгалтерский баланс - важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определять состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и дру­гие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, то есть каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в бли­жайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоя­нии охватить весь объем информации о деятельности организации, по­этому недостающая часть информации представляется в других формах от­четности.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 293.