Органами государственного регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (Министерство Финансов РФ) и Центральный банк РФ. Также регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского. Каждый из данных регуляторов наделен своими полномочиями. Так, например, Министерство финансов осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере бухгалтерского учета. Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета разрабатывают проекты федеральных стандартов, участвуют в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета.
Законодательство РФ о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации осуществляется на основании документов, которые имеют разный статус (таблица).
Таблица 2.
Уровень | Основные документы | Органы, принимающие документы |
I - законодательный | Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты | Государственная дума |
II - нормативный | Федеральные и отраслевые стандарты | Органы государственного регулирования бухгалтерского учета: уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. В разработке принимают участие субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета |
III - методический | Рекомендации в области бухгалтерского учета | Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета |
IV- организационный | Стандарты экономического субъекта | Экономический субъект |
Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Документами этого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета являются федеральные законы; утвержденные федеральными законами кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.); указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.
Важнейшим законодательным актом является Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами Российской Федерации.
Некоторые нормы ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах законодательно закреплены в указанных кодексах. Так, в Гражданском кодексе регламентируется наличие самостоятельного бухгалтерского баланса у каждого юридического лица, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др. Трудовым кодексом регулируются отношения работодателя и работников в сфере организации труда и его оплаты. Налоговый кодекс, определяя основы налоговой системы, оказывает влияние на постановку бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.
Отдельные аспекты ведения бухгалтерского учета в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица регулируются федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О развитии среднего и малого предпринимательства» и др.
Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют федеральные, а также отраслевые стандарты. Федеральные стандарты устанавливают определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете, требования к учетной политике и документообороту в бухгалтерском учете, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, и другие базовые правила ведения бухгалтерского учета. В настоящее время федеральными стандартами признаны двадцать четыре Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. Например, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008). Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны для применения всеми экономическими субъектами, если иное не установлено в самих стандартах.
Третий, методический уровень содержит рекомендации в области бухгалтерского учета для правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Такими документами являются, например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: и др. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются организациями на добровольной основе.
Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономического субъекта. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно с учетом международных, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета.
Иными словами, разработка и применение этого вида стандартов – право, а не обязанность, экономического субъекта. Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств.
Система регулирования бухгалтерского учета основана на следующих принципах:
1. Соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.
2. Единство системы требований к бухгалтерскому учету. Федеральные законы, федеральные и отраслевые стандарты, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить друг другу.
3. Упрощение способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.
4. Применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.
5. Обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов.
6. Недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 385.