Динос из Этрурии. Начало 6 в. до н.э
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Горгона, преследующая Персея. Она изображена по схеме коленопреклоненного бега, ноги и голова в профиль, грудь в фас. Но в силуэте Персея уже видны попытки более динамической передачи бега. Движение Горгоны начинается от фигуры Афины, затем мы видим Персея, затем ему навстречу выезжает колесница – таким образом, сцена имеет начало, кульминацию, завершение.

Мастер Несса.

Вазописца Несса можно считать первым представителем аттической чернофигурной живописи. Он часто использовал красный пигмент, чтобы усилить красный цвет глины. Возможно, под влиянием египетской манеры изображения человеческих фигур, Несс выработал традицию, по которой белое лицо обозначало в живописи женщин, в то время как мужчины изображались с красным лицом. До конца чернофигурного периода белый цвет использовался для обозначения женских фигур. Ранние работы художника напоминают протокоринфский стиль с его обилием орнамента, заполняющего пространство сосуда. Однако, его самая известная работа, так называемая, Амфора Несса, может являться примером чернофигурного стиля. Движение фигур несколько грубовато, но необычайно энергично. Нет больше такого страха перед пустым пространством. Он не отказывается полностью от контура. Характерно, что его многие работы монументальны – иногда больше метра в высоту.

 

Переход к новому, чернофигурному стилю происходил не внезапно. Но к 6 веку традиции ориентализирующего стиля совсем изжили себя. Чернофигурный стиль – это централизация керамического стиля в руках Аттики.

В основе положен контраст между светлым фоном и темными силуэтами фигур с редкими вкраплениями бело или пурпурной краски. Постепенно убираются излишки декорации, и мастера перестают боятся пустого места.

Орнамент четко подчеркивает конструктивное членение сосуда. Интерес к человеческой фигуре, к действию, повествованию. Чаще всего можно встретить мифологические сюжеты (подвиги и приключения героев). Любимый герой – Дионис, любимая форма – амфора.

Наиболее медленно переход от ориентализирующего стиля к чернофигурному совершается в ионийских мастерских, тут происходит смешение стилей, поэтому рассмотрим их керамику.
Клазоменские вазы. 2 и 3 чтв. 6 в. до н. э.
Орнамент: лиственный фриз, лунный серп. Композиция:  обилие свободного фона, динамика, в то же время симметричная, орнаментальная стилизация силуэта. Обильное применение белой краски и пурпура.

Клазоменские саркофаги.
Еще ярче последовательный

переход к чернофигурному стилю демонстрируют глиняные саркофаги,

в большом количестве найденные в клазоменских некрополях. Там господствовал

в то время обычай, может быть, заимствованный из Египта: перед погребением выставлять

тело умершего в саркофаге в вертикальном положении; крышек у этих саркофагов

не было, а их широкие ранты давали благодарное поле для росписи. В росписи

ряда клазоменских саркофагов обычно можно наблюдать сочетание на одном и том

же памятнике двух различных стилей; причем обычно роспись, исполненная в новом

стиле, занимает главное место у изголовья, а в более старом, отжившем стиле — в ногах

умершего. Так, на саркофагах первой половины VI века внизу обыкновенно расположен

животный фриз ориентализирующего стиля, тогда как наверху изображена

какая-нибудь эпическая композиция, чаще всего единоборство героев, в чистом чернофигурном

стиле. Историческое значение клазоменской керамики еще усугубляется

чрезвычайной тематической изобретательностью ее мастеров. Так, на клазоменских

вазах впервые появляется изображение морских коней и тритонов, а возможно, что

и образ сатира впервые зарождается в фантазии клазоменских керамистов.

Греческая архитектура раннеархаического периода. Сложение ордерных систем и типологии храмовых построек.

Зарождение греческой архитектуры началось во второй половине 8 в. до н.э. Это было связано с возникновением городов-государств. Новая архитектурная система складывается в 7 в. до н.э. и достигает расцвета в период зрелой архаики.

Воплощением жизни полиса был акрополь – общественный и культовый центр. Господствующее положение там занимал храм. Большую роль играли и святилища, которые располагались за пределами полисов – святилища Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах.

Тип греческого храма формировался в течение всего 7 в. до н.э. Его конструкция восходит к прямоугольному в плане глинобитному или деревянному дому с двускатной кровлей, и к мегарону, прямому прототипу храма в антах. Храм в антах неудобен, так как воспринимается лишь с фасадной точки зрения. Этот тип использовали для малых сооружений.

Более развитая форма храма – простиль, который имел на переднем фасаде не 2, а 4 колонны, отсутствовали анты. В амфипростиле портики украшали оба торцовых фасада. Обычно это также были небольшие храмы.

Классическим и наиболее употребительным типом стал периптер – прямоугольное здание, окруженное со всех сторон колоннадой. Этот тип зародился во второй половине 7 в. до н.э. Основные его элементы народны по происхождению: двускатная крыша – от деревянного зодчества, структура антаблемента – от балочных перекрытий, каменные колонны – от деревянных столбов. Прототип периптера – храм Аполлона в Фермосе.

Менее распространенные формы – псевдопериптер (полуколонны вокруг целлы), диптер, псевдодиптер, толос.

В Греции возникает сложная целостная архитектурная система. Затем у римлян она получила название ордера. Это трехчастная система, модульная (в качестве модуля – нижний диаметр колонны). Он логична и нормативна, но от нее часто немного отступают ввиду местных строительных или религиозных традиций.

1. Постамент, стереобат. 2. Колоннада 3. Антаблемент. Простые и массивные формы àболее пластически напряженная жизнь колоннады à богато разработанное перекрытие с декором и/ или сюжетными группами àуспокоение в покатости треугольных полей фронтона.

 

В течение ранней архаики сложились две основные ордерные системы – дорическая и ионийская. Дорическая сформировалась в материковой Греции, скорее всего, самобытно, включая традиции крито-микенского зодчества. Ионийский ордер сложился на островах Ионийского моря и на малоазийском побережье Греции на основе традиций малоазийской архитектуры. Суровую силу дорического ордера сравнивали с мужским началом, изысканную грацию ионического ордера с женским. Дорический храм – архитектурный образ определяется упругой, мощной колоннадой, поднимающей тяжелое перекрытие храма. Ионический храм – важна живописность впечатления, ощущение зрительной устремленности вверх, пышность.

 

 

Греческая архитектура в конце VII — начале VI века до нашей эры.

 

Храм Аполлона в Фермосе

Постройка со­стоит из двух помещений —переднего, прямоугольного пространства, своего рода вестибюля, открывающегося при входе антами, и заднего, с очагом, замыкающегося овальной абсидой. Все данные говорят за то, что перед нами жилое помещение, от­носящееся к домикенскому времени. Рядом с постройкой А обнаружено другое зда­ние, обозначенное литерой Б, значительно более крупных размеров, но очень сходное с первым по плану. В постройке Б нужно, в свою очередь, различать два разнород­ных, хронологически и конструктивно, элемента; ядро здания, его целла, является, несомненно, более древней частью и первоначально тоже служило жилым помещением — мегароном. На юг мегарон Б открывался портиком с антами, причем концепция ант вполне соответствовала раннеэлладским традициям, как их можно наблюдать, на­ пример, в мегароне второго троянского стиля. Подобно мегарону А, и мегарон Б состоял, по-видимому, из двух помещений — из вестибюля и главной комнаты с оча­гом

История святилища Аполлона в Фермосе имеет исключительно важное значение для изучения генезиса греческого храма. На наших глазах совершается непосред­ ственный переход мегарона в храм . Первоначальная концепция греческого храма возникла не из микенского мегарона, а из более древних традиций элладского жилого дома, и только в позднейшей эволюции отдельных конструктивных форм всплывают некоторые пережитки микенского мегарона, как, например, более пологий скат крыши, колонны между антами в портике, форма капители, большее равновесие ме­жду длиной продольных и поперечных стен храма и т. п.




Олимпийский Герайон

Строился в три этапа. В своем окончательном виде представляет собой типичный дорийский периптер. То есть целлу, окруженную колонной галереей из шести на узкой и шестнадцати на широкой стороне. 6/16

Стены Герайона сложены на каменном цоколе из необожженного кирпича вперемежку с деревян­ными брусьями. Анты, по старинной элладской традиции, облицованы деревянными балками. Колонны перистасы все имеют различную форму и относятся к разному времени. Различие это касается не только формы капителей, пропорций колонн, ко­личества каннелюр — желобов, но и технических приемов конструкции колонны: так, например, корпус одной колонны сложен только из двух барабанов, тогда как в других состоит из девяти и более частей.

КОНСПЕКТ НИКУЛИНОЙ

Храм Геры в Олимпии. Самая известная дорическая постройка Балкан ранней архаики. Лежит в основе общегреческого святилища. Здесь появляются сопутствующие храму постройки малого ордера - сокровищницы. Храм прошел несколько стадий в развитии. Первая его постройка связывается с концом восьмого века до нашей эры - с концом Геометрики. Это антовая или простильная постройка. В седьмом веке до нашей эры здесь возникает периптер. Соотношение колонн: 6:16. Следующая постройка здесь возникла на рубеже 7-6 веков до нашей эры (дошла до наших дней). Соотношение колонн тоже 6:16. На эволюции этого храма прекрасно видна эволюция строительных представлений греков. Четыре вертикальных ортостата в интерьере, убрана осевая колоннада, между ортостатами ставятся четыре колонны.

Храм Геры 1 в Пестуме

Храм Геры I ( «Базилика» ), сложенный из квадров красноватого туфа, своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной оси, поставили ряд опор, и на торце оказалось нечетное число колонн. А так 9/18. Уже в VI веке до н. э. строители признали эту систему неудобной и впоследствии редко к ней прибегали. Колонны «Базилики» массивны. Под расплюснутым широким и плоским эхином капители, от самой узкой части опоры начинается постепенное утолщение колонны книзу, называемое энтазисом, отчего ствол кажется пухлым, будто раздувшимся от тяжести лежащего на нем перекрытия. Особенностью архаических построек, в частности «Базилики», является сочетание напряженности и суровости образа с прихотливостью декоративной резьбы, украшавшей детали. Краска, которой обозначены узоры на камне, также придавала нарядный вид зданиям. Очевидно, еще в памяти были «гомеровские» времена, когда деревянные дома, дворцы, храмы покрывались ярко блестевшими металлическими украшениями.

Храм С в Селинунте.

Селинунт - одна из колоний Пелопоннеса

Соотношение: 6:17. Постройки юга Италии интересны тем , что не используют внутренних опор - колоннада перистасиса достаточно проста. Здесь есть зато адитон ( адитум ) - нечто вроде алтарной части. Быть может, это характерная особенность для еще эгейских построек - так или иначе, адитон есть во всех постройках Великой Греции. Усиливается основной фасад. Второй дополнительный ряд колонн по основному фасаду.

Храм Аполлона в Сиракузах

относится к концу первой четверти VI в. до н.э., а если судить по акротериям, - к 570 - 560 гг. до н. э. Его материал - пес­чаник с довольно тонким зерном.

При рас­чистке храма от обстроек и раскопках был обнаружен в сохранности почти весь стилобат, основания колонн южного и восточного портиков, значительная часть южной стены целлы, многочисленные фраг­менты, которые позволили восстановить две колонны с перекрывающим их блоком ар­хитрава. Храм был сильно вытянут в длину и имел 6 х 17 колонн. Целла со­стояла из пронаоса, наоса (последние ре­конструкции предполагают в нем наличие двух рядов внутренних колонн) и адитона. Здесь встречается характернейшая черта сицилийского храмового зодчества - второй ряд колонн, поставленный позади колоннады главного фасада и придающий особую пространственность восточному портику.

 

Греческая архитектура в конце VII — начале VI века до нашей эры.

 

Храм Аполлона в Фермосе

Постройка со­стоит из двух помещений —переднего, прямоугольного пространства, своего рода вестибюля, открывающегося при входе антами, и заднего, с очагом, замыкающегося овальной абсидой. Все данные говорят за то, что перед нами жилое помещение, от­носящееся к домикенскому времени. Рядом с постройкой А обнаружено другое зда­ние, обозначенное литерой Б, значительно более крупных размеров, но очень сходное с первым по плану. В постройке Б нужно, в свою очередь, различать два разнород­ных, хронологически и конструктивно, элемента; ядро здания, его целла, является, несомненно, более древней частью и первоначально тоже служило жилым помещением — мегароном. На юг мегарон Б открывался портиком с антами, причем концепция ант вполне соответствовала раннеэлладским традициям, как их можно наблюдать, на­ пример, в мегароне второго троянского стиля. Подобно мегарону А, и мегарон Б состоял, по-видимому, из двух помещений — из вестибюля и главной комнаты с оча­гом

История святилища Аполлона в Фермосе имеет исключительно важное значение для изучения генезиса греческого храма. На наших глазах совершается непосред­ ственный переход мегарона в храм . Первоначальная концепция греческого храма возникла не из микенского мегарона, а из более древних традиций элладского жилого дома, и только в позднейшей эволюции отдельных конструктивных форм всплывают некоторые пережитки микенского мегарона, как, например, более пологий скат крыши, колонны между антами в портике, форма капители, большее равновесие ме­жду длиной продольных и поперечных стен храма и т. п.

Олимпийский Герайон

Строился в три этапа. В своем окончательном виде представляет собой типичный дорийский периптер. То есть целлу, окруженную колонной галереей из шести на узкой и шестнадцати на широкой стороне. 6/16

Стены Герайона сложены на каменном цоколе из необожженного кирпича вперемежку с деревян­ными брусьями. Анты, по старинной элладской традиции, облицованы деревянными балками. Колонны перистасы все имеют различную форму и относятся к разному времени. Различие это касается не только формы капителей, пропорций колонн, ко­личества каннелюр — желобов, но и технических приемов конструкции колонны: так, например, корпус одной колонны сложен только из двух барабанов, тогда как в других состоит из девяти и более частей.

КОНСПЕКТ НИКУЛИНОЙ

Храм Геры в Олимпии. Самая известная дорическая постройка Балкан ранней архаики. Лежит в основе общегреческого святилища. Здесь появляются сопутствующие храму постройки малого ордера - сокровищницы. Храм прошел несколько стадий в развитии. Первая его постройка связывается с концом восьмого века до нашей эры - с концом Геометрики. Это антовая или простильная постройка. В седьмом веке до нашей эры здесь возникает периптер. Соотношение колонн: 6:16. Следующая постройка здесь возникла на рубеже 7-6 веков до нашей эры (дошла до наших дней). Соотношение колонн тоже 6:16. На эволюции этого храма прекрасно видна эволюция строительных представлений греков. Четыре вертикальных ортостата в интерьере, убрана осевая колоннада, между ортостатами ставятся четыре колонны.

Храм Геры 1 в Пестуме

Храм Геры I ( «Базилика» ), сложенный из квадров красноватого туфа, своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной оси, поставили ряд опор, и на торце оказалось нечетное число колонн. А так 9/18. Уже в VI веке до н. э. строители признали эту систему неудобной и впоследствии редко к ней прибегали. Колонны «Базилики» массивны. Под расплюснутым широким и плоским эхином капители, от самой узкой части опоры начинается постепенное утолщение колонны книзу, называемое энтазисом, отчего ствол кажется пухлым, будто раздувшимся от тяжести лежащего на нем перекрытия. Особенностью архаических построек, в частности «Базилики», является сочетание напряженности и суровости образа с прихотливостью декоративной резьбы, украшавшей детали. Краска, которой обозначены узоры на камне, также придавала нарядный вид зданиям. Очевидно, еще в памяти были «гомеровские» времена, когда деревянные дома, дворцы, храмы покрывались ярко блестевшими металлическими украшениями.

Храм С в Селинунте.

Селинунт - одна из колоний Пелопоннеса

Соотношение: 6:17. Постройки юга Италии интересны тем , что не используют внутренних опор - колоннада перистасиса достаточно проста. Здесь есть зато адитон ( адитум ) - нечто вроде алтарной части. Быть может, это характерная особенность для еще эгейских построек - так или иначе, адитон есть во всех постройках Великой Греции. Усиливается основной фасад. Второй дополнительный ряд колонн по основному фасаду.

Храм Аполлона в Сиракузах

относится к концу первой четверти VI в. до н.э., а если судить по акротериям, - к 570 - 560 гг. до н. э. Его материал - пес­чаник с довольно тонким зерном.

При рас­чистке храма от обстроек и раскопках был обнаружен в сохранности почти весь стилобат, основания колонн южного и восточного портиков, значительная часть южной стены целлы, многочисленные фраг­менты, которые позволили восстановить две колонны с перекрывающим их блоком ар­хитрава. Храм был сильно вытянут в длину и имел 6 х 17 колонн. Целла со­стояла из пронаоса, наоса (последние ре­конструкции предполагают в нем наличие двух рядов внутренних колонн) и адитона. Здесь встречается характернейшая черта сицилийского храмового зодчества - второй ряд колонн, поставленный позади колоннады главного фасада и придающий особую пространственность восточному портику.

 

Дорический ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

Один из древнейших храмов ранней архаики – храм Геры в Олимпии. Первоначально он состоял из пронаоса и наоса с двумя рядами столбов внутри. Сделан был из сырцового кирпича. Стены дополнительно укреплялись балками, столбы и балки были деревянными.
В конце 7 в. до н.э. храм был перестроен - расширен и окружен деревянной колоннадой. Мастеров еще не интересовали ясные пропорциональные соотношения – удлиненные пропорции с отношением колонн 6:16. Колонны разностильны из-за того, что по мере их подгнивания заменялись каменными.

Каменные колонны, которым замещались деревянными, часто повторяли их удлиненные пропорции, как в храме Афины в Мармарии.

Лишь позже утвердились более массивные, по-настоящему дорические пропорции – например, в храме в Керкире на Корфу. Тут некоторая тяжеловесность объема, приземистость пропорций, грузность фронтона.

Большую роль в развитии дорического ордера сыграло возникновение Великой Греции. Отличительные черты дорических периптеров здесь – тяжеловесность пропорций и тяга к грандиозным масштабам. Например, храм Аполлона в Сиракузах (6:16), сильно вытянутый в длину с очень грузными колоннами. Для того, чтобы уравновесить давление горизонтальных объемов периптера, колонны поставлены достаточно часто. Центральная ось здания выявлена расширенным центральным интерколумнием.

Храм Геры в Пестуме (середина 6 в. до н.э.). Соотношение колоннады 9:18. Нечетность колонн обусловлена системой планировки здания – целла храма была разбита на два нефа, имевших свои входы, которые были расположены за интерколумниями по сторонам от центральной колонны фасада. Расплющенный эхин особенно подчеркивает напряженное столкновение давящего и несущего начала.

В храме Деметры в Посейдонии (с классическим соотношением колонн 6:13)) была предпринята попытка введения в дорическую схему элементов ионического ордера. Колонны во внутренней колоннаде возвышались на базе ионийского типа. Лишь в 5 в. до н. э. в Аттике был достигнут синтез дорического и ионийского ордеров.

К середине 6 в. до н.э. в материковой Греции дорический ордер вступает в классическую стадию своего развития. В храме Аполлона в Дельфах был применен принцип некоторого сгущения колонн к центру, и введена легкая выпуклость линии стилобата, которая снимала впечатление у зрителя ощущение придавленности более тяжелой центральной частью храма. Строгая соразмерность пропорций, пластическая выразительность форм, компенсация неприятных оптических эффектов.

Ионийский ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

Источники орнаментальных мотивов коринфской капители:
1. Волюты – растительный мотив. Египетская колонна, стилизованная под цветок лилии (но имеет круглую, а не продолговатую форму) + волютообразные завитки капителей в Вавилоне и Ассирии (но там не имеет тела, орнаментальная, плоскостная) + Кипр, финикийская архитектура (но тут нет контраста между круглым стволом колонны и четырехгранной капителью, плоский ствол, плоская капитель).

2. Венок из ниспадающих листьев – тоже восточный растительный мотив. Египетская пальмовая капитель.
Итак, орнаментальные, декоративные мотивы ионийской капители заимствованы с Востока, но они подчинены совершенно новой, совершенно самостоятельной, чисто греческой конструктивной идее.

Древнейшие дошедшие до нас памятники ионийского зодчества относятся к середине или ко второй половине 6 века до н.э. Пример ранней ионийской капители – капитель храма Артемиды в Эфесе. Горизонтальное развертывание волют, волюты без растительных декораций, они – отвлеченный орнамент. Венок листьев из растительной формы превратился в тектоническую – сплющился, сократился.

В дальнейшем развитии ионийского ордера различают два главных варианта конструктивной схемы — малоазийский и аттический.

Малоазийский вариант.
Храм Афины в Приене (4 век до н. э.).

База малоазийского варианта состоит из двух элементов: из так называемой скоции, то есть желоба, оправленного с обеих сторон орнаментом колец и несколько раз повторенного, и из выпуклого карниза с полукруглым профилем - торуса. Многократное подчеркивание горизонтальных членений доставляет специфическую особенность малоазииской базы.

Ствол  ионийской колонны гораздо тоньше, чем дорийской. Ствол ионийской колонны суживается кверху меньше, чем дорийской, и равномернее — без энтазиса. Нормальное количество каннелюр — двадцать четыре, но часто можно встретить и значительно большее число, например, сорок восемь, как в эфесском Артемисионе. Каннелюры ионийской колонны глубже выдолблены и отделяются друг от друга не острыми гранями, как в дорийской колонне, а тонкими полосками, как бы сохраняющими первоначальную поверхность ствола. Кроме того, каждая каннелюра, заканчивается снизу и сверху закруглением. Вследствие этого создается богатая игра света и тени, пластическая моделировка колонны, и каждая колонна приобретает большую индивидуальность, активность. Антаблемент в ионийской колонне профилирован тоньше, чем в дорийской архитектуре. Ионийский архитрав всегда состоит из нескольких (чаще всего трех) полос, слегка выступающих одна над другой,и замыкается сверху пластически трактованным киматием. В малоазийском варианте, как правило,отсутствует фигурный фриз, и над архитравом следует орнамент зубчиков (дентикулов), который несомненно является пережитком деревянной конструкции, имитируя выступы деревянных балок.

Выделяют две местные разновидности ионийского ордера — эфесскую и самосскую. Главным памятником эфесского варианта является Артемисион в Эфесе.

Самосский вариант ярче всего представлен грандиозным святилишем Геры на острове Самосе. Основное отличие самосского варианта сводится к следующему. Его капитель состоит всегда из двух каменных блоков. Самосскую капитель характеризует своеобразный надлом в горизонтальной ленте, связывающей две волюты, а сами волюты больше свисают вниз. Самосская колонна имеет более низкую базу и поддерживает архитрав непосредственно волютами капители без промежуточной абаки.

Аттический вариант ионийского ордера встречается по большей части в небольших постройках 5 века и часто выступает в сочетании с дорийским ордером (в Парфеноне). Отличительные черты:

База аттической колонны разделена на 3 части: желоб, снизу и сверху обрамленный выпуклыми валами, причем верхний часто украшен плетеным орнаментом. В последующем развитии аттическая база теряет свою массивность, становится ниже и благодаря своему гибкому изяществу в конце концов совершенно вытесняет малоазийскую базу из употребления.
Колонна и антаблемент аттического варианта отличаются от малоазийского большим орнаментальным богатством и большей декоративной пышностью: между киматиеми волютами капители вставлена полоска плетеного орнамента; в антаблементе простой мотив зубчиков сменяется сложным узором фигурного фриза.

В памятниках V века, в храме Ники на Акрополе и особенно в Эрехтейоне, аттический вариант ионийского ордера достигает наибольшей грации и пышности.

В ионическом ордере существует тенденцией к подчеркиванию одного главного фасада. Тенденция эта проявляется в расширении интервала между колоннами, обрамляющими главный вход. Так как расширение интервала проведено только на главном фасаде здания, то между передней и задней стороной храма получается разногласие в количестве колонн - восемь на передней, девять - на задней стороне (Артемисион в Эфесе).

Проблема угловой капители.

Эта проблема вызывало большие затруднения у архитекторов. Сначала оборачивали волюты лицом и к передней и к боковой стороне здания — они сталкивались по диагонали и отгибали друг друга от прямого направления, тогда как с противоположной стороны при столкновении двух реверсов образовывался неприятный пустой угол.

 Иктин в храме Аполлона в Бассах пытался применить трехгранную капитель:совершенно отказываясь от киматия, он развертывал три мощных волюты под острым углом друг к другу. Однако такое решение, пригодное для внутренней колоннады ,совершенно не годилось для наружной колоннады периптера. Поэтому ионийскую капитель просто перестали применять для наружной колоннады . Сам Иктин поступает так в Парфеноне: позади перистасы дорийского ордера он помещает по ряду ионийских колонн у переднего и заднего портика.

Чаще всего ионийскую колонну применяли в постройках, имевших только один колонный портик по фасаду, как, например, в храме Ники Аптерос на Афинском Акрополе. Здесь ионийская колонна действительно находится в своей природной сфере — она служит фасаду, она является рельефным украшением передней плоскости здания.

 

Греческая дорическая архитектура архаического периода в середине и второй половине VI века до нашей эры.

 






Гекатомпедон в Афинах

Древнейший храм Афины — Гекатомпедон («стофутовый»). Он занимал центральное место на Акрополе, и остатки его фундамента открыли при раскопках археологи. В конце прошлого века обнаружили и скульптуры фронтонных композиций этого храма, исполненные из мягкого известняка — пороса и прекрасно сохранившие раскраску.

От главного, восточного фронтона храма хорошо сохранились фигуры, украшавшие крылья фронтона. В левом крыле была изображена борьба Геракла с Тритоном, длинное полурыбье, полузмеиное тело кото­рого заполняет угол фронтона. Правый же угол был заполнен тремя перевитыми между собой змеиными хвостами трехголового существа.

Разрушен во время греко-персидских войн.


Храм Аполлона в Коринфе

550-й год до нашей эры

По своей архитектуре храм Аполлона — дорический периптер с шестью колоннами на фасаде и пятнадцатью — на продольных сторонах. 6/15

Его колонны и антаблемент в древности были покрыты прекрасной тонкой штукатуркой и раскрашены. Приземистые колонны, высеченные из пористого известняка, сильно сужались в верхней части, а далеко выступающие капители как бы подчеркивали всю тяжелую массивность лежащею на них антаблемента.

Храм Аполлона в Дельфах

Дорический периптер

Этот основной архитектурный памятник Дельф можно видеть и сейчас. Он стоит почти в центре святилища, возвышаясь над остальными постройками и занимая большую часть всей территории. Чтобы поставить храм, в этом месте была проделана большая работа по планировке местности. Мощная подпорная стена была возведена, чтоб построить основную святыню оракула здесь — на широкой террасе, врезанной в склон горы

Размеры храма : 60 м — длина и 23 м — ширина. Его окружают по шести колонн на торцах и по пятнадцати на длинных сторонах. За колоннадой высились глухие стены. Вход в храм был с востока. За наружной колоннадой, стоявшей на трехступенчатом стилобате, между торцами боковых стен виднелись две колонны, фланкировавшие вход. Наос храма Аполлона в Дельфах был разделен на три части двумя рядами колонн. Стена, замыкавшая наос с запада, имела дверь, ведущую в заднее помещение — адитон. Здесь находился знаменитый треножник, поставленный над расщелиной скалы, через которую выходили на поверхность земли ядовитые испарения. В Адитоне находилась статуя Аполлона.

 

Дорические колонны храма Аполлона в Дельфах доминировали своими вертикалями над остальными постройками святилища.

Фронтоны храма Аполлона были богато украшены многофигурными композициями. Над кровлей возвышались мраморные изваяния. От скульптурного убранства конца VI века до н. э. сохранилась фигура богини победы Ники, служившая акротерием.

 

Жертвоприношение в храме Аполлона, как и в других греческих храмах, не совершалось. Оно происходило на алтаре, расположенном перед входом в храм. Около алтаря имели место и другие религиозные церемонии. Храм же считался древними греками жилищем бога, и в нем не устраивались богослужения, как в позднейших христианских церквах.

Перед входом в храм Аполлона находился алтарь, сооруженный из беломраморных плит размером 8,5 м в длину и 2,2 м в ширину. Его посвятили Аполлону жители острова Хиос в начале V века до н. э. Он возвышается на своеобразном постаменте из плит такого же известняка, какой был использован для полигональной подпорной стены террасы. Примечательно, что на месте алтаря — дара хиосцев и ранее, начиная с микенской эпохи, находились алтари, о чем свидетельствуют находки, сделанные во время археологических раскопок. Здесь же, возле алтаря, происходила обычно церемония освобождения рабов на волю под видом посвящения их богу Аполлону.

Греческая ионическая архитектура в архаический период

 

Храм Геры на острове Самос

Построен при Поликрате (538-522 годы до нашей эры)

Архитекторы Ройкос и Феодор

Перпитер, который сначала был диптером.

«…на все это было израсходовано 1 600 талантов серебра. Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет и, кроме того, немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней и сооружение подземных покоев». («Истории», Книга II «Евтерпа».)

Грандиозное сооружение с капителями особого, самосского подвида ионического ордера. Самосскую капитель характеризует своеобразный надлом в горизонтальной ленте, связывающей две волюты, а сами волюты больше свисают вниз. Самосская колонна имеет более низкую базу и поддерживает архитрав непосредственно волютами капители без промежуточной абаки.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе начали воздвигать в первой половине VI в. до н. э. зодчие Херсифрон из Кносса и сын его Метаген. Деньги на постройку давал известный своими богатствами царь Крез, о чем сообщается в надписях на очень высоких базах колонн, украшенных фигурами. Оживление колонн рельефами — прием восточный, во дворцах переднеазиатских правителей рельефы размещались на стенах также внизу, прямо у пола. В Греции они затем будут располагаться на верхних фризах.
Древнеримский писатель Плиний сообщает, что храм строили сто двадцать пять лет. В 356 г. до н. э. его сжег стремившийся прославиться этим и сохранить в веках свое имя Герострат, но на том же месте в эпоху эллинизма стали строить новый храм.
Сооружение это было одним из семи чудес света.

Сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь — 110 х 55 м, высота ионийских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной — около 18 м.; кровля была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост.

 



Храм Аполлона в Дидимах

 

Гиперфральный храм — храм с открытой целлой.

В плане храм представляет собой типичный ионический мраморный диптер с 8 колоннами по короткой стороне и 21 по длинной.

Пронаос храма очень глубокий. Он разделен на три нефа двумя рядами колонн, также ионического ордера, но меньших по размеру и толщине. Всего их было восемь. Стоит отметить, что на главном восточном фасаде колонны были одинакового размера с равными интерколумниями. На западном фасаде колонны толще и мощнее, и, соответственно, интерколумний меньше. Если смотреть на главный фасад прямо, то будет создаваться впечатление трех рядов колонн, стоящих спереди. На самом деле этот эффект достигается наличием на углах стен пронаоса пилястр.  За пронаосом — целла.

Адитон представлял собой небольшой ионический храм в антах, который делился на пронаос и наос и был так же, как и храм, вытянут по оси.

Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и адорантов, произведения торевтики и бронзового литья. Женская статуя из Ауксеры, Артемида с острова Делос.

 

Главное отличие греческой скульптуры от еги­петской заключалось в том, что если для египтян понятие скульптуры было одно­значно «высеканию в камне», то в греческой скульптуре «литье из металла» играло не меньшую, а может быть и большую роль. Гибель большинства греческих бронзо­вых оригиналов, а также обилие позднейших копий из мрамора в значительной мере искажают для нас общую картину греческого пластического искусства, давая чрез­мерный перевес мраморным образцам. На самом же деле следует провести очень важ­ное разграничение: если в греческих декоративных ансамблях, во фронтонах и фризах, неограниченно господствует камень, то понятие отдельной, круглой статуи было для грека гораздо более тесно связано с металлом, чем с камнем.

Греческие литературные источники называют изо­бретателями литья из бронзы двух скульпторов с острова Самоса —Теодора и Ройка, работавших на рубеже VII и VI веков.

Путем сочетания двух старинных техник-—воскового отлива и металлической ковки по деревянному ос­тову — они пришли к идее новой монументальной техники литья из бронзы: с помо­щью деревянной, составленной из частей, модели.

Критская школа

Дата: 2019-03-05, просмотров: 535.