Период этот закладывает основы искусства. Складывается мифология, к концу восьмого века появляются даже записанные произведения (первые редакции - эпоха архаики, 6 век до нашей эры, при Писистрате). Термин «гомеровский период» не используется боле, потому что поэмы Гомера не дают четкого представления о Темных Веках — их редактировали и позже, поэтому они могут рассказать немало и об архаике.
Стоит отметить, что перенять культуру ахейцев греки не могли без передаточного звена - финикийской, господствовавшей в Средиземноморье в 12-м веке и активно занимавшейся торговлей. Финикийцы научили греков трем из основ их культуры - мореплаванию, разведению винограда, оливковых деревьев и злаков (ячменя и частично пшеницы). Балканские земли были малоплодородны, поэтому изначльно греки начали заниматься ремеслом (гончарным делом, металлопластикой), скотоводством, охотой и рыболовством. Плавают греки в основном в Восточном направлении, а в сторону запада начинают лишь только к концу периода - в восьмом веке до нашей эры. Впоследствии на территории Апенинского полуострова возникают очень высокоразвитые и богатые полисы, сформировавшие к Великой Греции. В эпоху Архаики более сильной была восточная сторона, где греки также основывают свои поселения.
Строительное дело в эпоху геометрики находится на очень низком уровне развития. Ранние постройки носят посвятительный характер, потому что заупокойному культу и религии уделяется немалое внимание. Постройки сырцово-деревянные. Часто используются микенские мегроны в качестве святилищ. Термин «наос» появляется в период геометрики («нае» - живу).
Эпоха геометрики делится на под - этапы:
1. Субмикенский (конец 12 - первая половина 11 века до нашей эры): памятники позднемикенского типа, использующие формы, существовавшие на этих территориях в предшествовавший период.
2. Протогеометрический (конец 11 - 10 век до нашей эры). Геометрика как таковая начинается здесь, когда греки начинают использовать циркуль и создавать композиции из простых геометрических фигур на покрытых лаком керамических сосудах.
3. Период зрелой геометрики (9-первая половина 8 века до нашей эры)
4. Поздняя геометрика (третья и четвертая четверти 8 века до нашей эры и позднее)
Основной материал эпохи геометрики даёт вазопись (от немецкого vasenmalerei). Один из
центров развитой вазописи - Аргос. В период геометрики греки используют уже существующие типы сосудов - амфоры, кратеры (специальные большие сосуды для смешивания вина и минеральной воды), ойнохои (кувшины с тройным носиком для розлива вина), килики (чаши для вина). Преемственность греческой культуры геометрики от предшествовавших культур проявляется также и в использовании коричневого лака, белил и пурпура для украшения сосудов.
В период поздней геометрики появляются фигуративные изображения, даже картины - метопные вставки на лицевой стороне амфоры
Мелос - мелосские вазы
Аттика - диппилонские вазы
Архитектура
Храм в Дреросе и Храм в Принии представляли собой приблизительно похожие строения. В их основе лежал очень вытянутый наос, ложащийся на план эгейского мегрона. Сочетание плоского и двускатного перекрытий. В середине постройки - опора, предтеча греческой колонны.
Храм Аполлона в Фермосе имел свальное перекрытие и опоры посередине внутреннего пространства. На основах таких построек в период архаики возник периптер
.
Храм Артемиды Орфии в Спарте. Также построен на основе древних ахейских мегронов. Интересно использование вертикальных ортостатов, укрепляющих стену изнутри и дающих возможность обойтись без опор в центре здания
Греческие вазы протогеометрического и геометрического стилей.
Протогеометрика
Керамику переходного периода между концом микенской культуры и началом геометрического стиля называют протогеометрическим стилем. Благодаря датированным находкам протогеометрических сосудов время распространения этого стиля определяется довольно точно — с середины XII по середину X в . до н . э .
Таким образом, получается непрерывная эволюция форм и орнамента. Непрерывное вырастание протогеометрического стиля из микенского и его переход в геометрический отражается даже в истории главных находок: с особенной полнотой последовательность развития можно наблюдать на Крите и в Арголиде — то есть местах главного расцвета крито-микенского искусства и в Аттике, главном центре геометрического стиля.
Особенности сосудов протогеометрического стиля :
— небольшие размеры
— коричнево-черная глазурь и изготовление на гончарном круге (пришли из микенской керамики)
— В формах одновременно есть гладкость и гибкость, свойственные микенской керамике, и новая тектоника : закругленный корпус сосуда с резко выделенной воронкообразной ножкой. (часто встречающийся мотив)
— В ранних образцах орнамент нанесен от руки (как в микенской), позже получают распространение циркуль и линейка.
— Крито-микенский мотив спирали все чаще вытесняется геометрическим мотивом концентрических кругов.
— Орнаментика протогеометрических сосудов очень скупа. Иногда украшение сосуда сводится к покрываю щему всю его поверхность слою черной глазури .
Однако стоит отметить, что орнамент всегда сосредоточен в верхней части сосуда, на его плечах, то есть в том месте, которое в эпоху геометрики будет главным местом размещения росписей.
Ваза из Афин , 10 век до нашей эры , Ашемильянский музей в Оксфорде. Типичная протогеометрика. Роспись, характерная для ранней геометрики - прямые и волнистые линии, концентрические окружности. Свободные элементы линий сочетаются с полуциркульными дугами, выполненными явно при помощи инструмента. Сложные построения обычно помещались в плечевой части сосуда. Форма очень конструктивная. Можно говорить, что греки научились приготавливать глину.
Геометрика
В начале IX века принципы геометрического стиля вполне установились. К этому времени греческие племена (и населявшие Элладу раньше, и вновь в ней появившиеся) более или менее заканчивают свои перемещения и обосновываются на своих новых родинах. Между прочим, против гипотезы чисто дорийского происхождения геометрического
стиля говорит и то обстоятельство, что свой наивысший расцвет геометрический стиль переживает в Аттике, то есть области, совершенно не затронутой дорийским нашествием.
С другой стороны, следует отметить важное отлитие геометрического стиля от крито-микенского искусства: Все произведения критского искусства проникнуты единством. В эпоху геометрического стиля, напротив, что ни город, что ни местность — то новый оттенок стиля, свои излюбленные приемы и мотивы. Ясно видно, что греческое искусство начинает развиваться как подлинно народное искусство.
Особенности сосудов геометрического стиля:
— Сосуд есть прежде всего конструкция: он состоит из отдельных частей,
каждая из которых выполняет свою определенную, тектоническую функцию.
— Ваза геометрического стиля представляет собой предмет, построение.
— Ваза геометрического стиля замкнута в своих отвлеченных, непроницаемых стенках, изолирована от всего окружающего.
— Тектоническая ясность и эта замкнутость придают керамике геометрического стиля монументальный характер.
— Вазы геометрического стиля иногда достигают высоты свыше полутора метров. Могут заменять собой могильный памятник.
— Простой, мощный ритм –> величественное впечатление.
— Монументальный характер геометрической керамики подчеркнут еще ее раскраской: в геометрическом стиле господствует суровое , немного мрачное ограничение колорита — желтым фоном глины и черно - бурым лаком орнамента .
Фон не участвует в декорации, он является лишь негативной величиной, тогда как все формальное и предметное значение орнамента сосредоточено в темном лаке. Особенно эта монохромность колорита бросается в глаза на вазах, где вся поверхность сосуда покрыта черной глазурью и только на плечах и шее оставлены небольшие орнаментированные поля.
— Орнамент геометрического стиля сводится к простым, по бoльщей части пря- молинейным элементам —зигзагу , треугольнику , меандру , кресту , шашечному узо ру. Сюда присоединяются еще точно проведенные циркулем круги и розетки.
Суровыми, мерными полосами орнамент охватывает стенки сосуда. Железный дух творцов дорийского храма чудится в этой скупой, жесткой декорации, полной страха перед пустым пространством. Постепенно к орнаментальным мотивам начинает присоединяться изображение животных и человека. Это лесные северные животные или, еще чаще, животные из домашнего окружения — козули, лошади, аисты, гуси.
Точно так же и в фигурных композициях, чрезвычайно сильно стилизованных, изображаются темы, связанные с реальным бытом. Так как большинство известных нам сосудов геометрического стиля предназначено было для заупокойного культа, то в фигурных композициях чаще всего встречаются сцены погребения.
Позднее появляются стилизованные композиции морских битв, а к концу развития геометрического стиля в декорацию сосуда робко начинают проникать образы мифов и легенд, — сначала кентавр, а потом и целые драматические эпизоды, как, например, композиция на блюде из Фив, которую, по всей вероятности, следует истолковать как «Похищение Елены». Человеческая фигура изображена сплошным темным силуэтом, мужчины обыкновенно обнаженными — подобно позднейшей греческой скульптуре наготу надо понимать здесь идеально, как абстракцию монументального стиля.
Ваза из Мюнхена , 9 век до нашей эры. Четкая форма, напоминающая изделия из металла. Характерный образец аттики.
Дипилонские вазы в Аттике
Наибольшего богатства фигурной декорации и наибольшей монументальности формы керамика геометрического стиля достигает в Аттике. Сосуды этого типа носят название «дипилонского» стиля, так как наилучшие образцы были найдены в Афинском некрополе близ так называемых «Дипилонских» врат.
В формах сосуда обращает на себя внимание резкое отделение функциональных эле ментов; короткая, волнообразная ножка расширяется в обратном направлении, чем корпус; так же резко приставлена к корпусу высокая, расширяющаяся кверху шея; ручки сосуда очень маленькие и тесно к нему примыкают —чтобы не нарушить монументальной цельности силуэта и общего вертикального устремления.
Пропорции чрезвычайно просты — высота шеи равна половине высоты корпуса. Орнаментика и ее распределение :
Самая широкая двойная полоса меандра помещена на шейке сосуда, подчеркивая ее вертикальную тенденцию.
Сверху и снизу от двойного меандра расположено по одной полосе лежащего меандра и одному фризу с животными. Они расположены в ритмическом чередовании: это для того, чтобы подчеркнуть, что шейка сосуда является только частью некоего тектонического целого.
С таким же тонким расчетом верхнему фризу дана более просторная композиция и более высокие размеры.
На корпусе вазы главное место — на плечах между ручками — занимает фигурная композиция.
Сверху и снизу от нее — по полосе меандра. Эти полосы включают не два , а только полтора меандра, так как помещены как раз в местах сужения корпуса вазы.
С большим тектоническим чутьем проведено постепенное уменьшение и учащение орнаментальных единиц к ножке сосуда: сначала простой горизонтальный меандр, потом частый вертикальный меандр, потом ланцетный орнамент и, наконец, пунктир.
Что касается фигурных композиций, то хотя они распределены по обеим сторонам сосуда, но одна композиция ясно подчеркнута как главная, фасадная — и обрамлением, и размерами фигур.
Присматриваясь к орнаментике геометрического стиля, можно заметить два главных принципа ее распределения.
1) Способ горизонтальных полос с непрерывным рядом покоряющихся орнаментальных элементов.
2) Так называемый «метопный» способ, в котором горизонтальные полосы делятся вертикальными рамками на ряд прямоугольных полей, похожих на метопы дорийского храма. «Метопный» способ композиции естественно способствовал изоляции отдельных орнаментальных элементов, превращая их в самостоятельные композиционные организмы.
В конце концов вазопись геометрики пришла к геральдическому противопоставлению двух фигур, обрамленных орнаментом. Это можно считать прообразом картины.
Ваза из Диппилонского некрополя , конец 9 - 8 веков до нашей эры , Афинский национальный музей. Период зрелой Геометрики. Сцены, связанные с заупокойным обрядом, часто встречаются в диппилонской вазописи. Яйцевидная форма тулова и традиция антропоморфизма (вазы воспринимались как живые существа сакрального характера) характерны для Аттики. Очень условные ручки. Метопная вставка между ручками (шахматный орнамент на балдахине - звездное небо).
Произведения мелкой пластики геометрического периода
В ранней греческой скульптуре можно наблюдать нечто вроде пе реходного протогеометрического периода.
Памятники этого переходного стиля найдены, главным образом, в тех местностях, где всего прочнее сохранились крито-микенскйе традиции — то есть на самом Крите, на островах Эгейского моря (особенно на острове Родосе), в Арголиде и в Беотии.
Речь идет исключительно о мелкой, часто очень примитивной по формам, пластике из терракоты, бронзы и иногда из сло-новой кости.
В беотийских терракотах пластическая концепция сводится к тому, что все тело статуэтки вписано в какую - нибудь простейшую геометрическую форму — цилиндра, конуса, колокола. Ног и рук иногда нет вовсе, если же они есть, то не пропорционально велики или малы; голова дана в самых примитивных намеках.
В этой ранней греческой пластике проявляется несомненное влияние позднемикенских и позднекритских колоннообразных статуэток.
Аналогичную концепцию обнаруживают также статуэтки переходного периода, найденные на островах Родосе и Тере.
Несколько другую разновидность того же переходного типа показывают статуэтки, найденные в Спарте, в древнем святилище Артемиды Орфии.
Спартанские статуэтки отличаются очень короткими размерами, по большей части без ног; тело трактовано в виде круглой колонны с расширением у базы; руки в виде коротких обрубков резко отделяются от плеч, вытянутые в стороны или вперед.
При всей геометрической схематизации спартанских идолов, в них сказывается, однако, большая потребность в движении и большее структурное чутье, чем в принадлежащих к той же эпохе критских статуэтках, Но оба направления объединяет тенденция к подчер- киванию корпуса в ущерб конечностям.
С какого-то момента,— его трудно определить точно, но, по всей вероятности, он совпадает с началом геометрического стиля,— в этих примитивных обрубках начинает просыпаться органическая жизнь. Человеческое тело приобретает более или менее нормальную длину, начинает детализоваться на составные части, намечается талия,грудь и живот, ноги расчленяются на бедра и икры и т. п. Вместе с тем, начинается прояснение одежды, появляется головной убор, пояс, и движения фигур приобретают то или иное предметное назначение. Однако это стилистическое развитие ранней греческой пластики идет не по одному руслу, а сразу же расходится в двух почти противоположных направлениях.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 517.