Эпоха Геометрики ( конец 12- го века до нашей эры - 8 век до нашей эры )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период этот закладывает основы искусства. Складывается мифология, к концу восьмого века появляются даже записанные произведения (первые редакции - эпоха архаики, 6 век до нашей эры, при Писистрате). Термин «гомеровский период» не используется боле, потому что поэмы Гомера не дают четкого представления о Темных Веках — их редактировали и позже, поэтому они могут рассказать немало и об архаике.

 

Стоит отметить, что перенять культуру ахейцев греки не могли без передаточного звена - финикийской, господствовавшей в Средиземноморье в 12-м веке и активно занимавшейся торговлей. Финикийцы научили греков трем из основ их культуры - мореплаванию, разведению винограда, оливковых деревьев и злаков (ячменя и частично пшеницы). Балканские земли были малоплодородны, поэтому изначльно греки начали заниматься ремеслом (гончарным делом, металлопластикой), скотоводством, охотой и рыболовством. Плавают греки в основном в Восточном направлении, а в сторону запада начинают лишь только к концу периода - в восьмом веке до нашей эры. Впоследствии на территории Апенинского полуострова возникают очень высокоразвитые и богатые полисы, сформировавшие к Великой Греции. В эпоху Архаики более сильной была восточная сторона, где греки также основывают свои поселения.

Строительное дело в эпоху геометрики находится на очень низком уровне развития. Ранние постройки носят посвятительный характер, потому что заупокойному культу и религии уделяется немалое внимание. Постройки сырцово-деревянные. Часто используются микенские мегроны в качестве святилищ. Термин «наос» появляется в период геометрики («нае» - живу).

Эпоха геометрики делится на под - этапы:

       1. Субмикенский (конец 12 - первая половина 11 века до нашей эры): памятники позднемикенского типа, использующие формы, существовавшие на этих территориях в предшествовавший период.

       2. Протогеометрический (конец 11 - 10 век до нашей эры). Геометрика как таковая начинается здесь, когда греки начинают использовать циркуль и создавать композиции из простых геометрических фигур на покрытых лаком керамических сосудах.

       3. Период зрелой геометрики (9-первая половина 8 века до нашей эры)

       4. Поздняя геометрика (третья и четвертая четверти 8 века до нашей эры и позднее)

 

Основной материал эпохи геометрики даёт вазопись (от немецкого vasenmalerei). Один из

центров развитой вазописи - Аргос. В период геометрики греки используют уже существующие типы сосудов - амфоры, кратеры (специальные большие сосуды для смешивания вина и минеральной воды), ойнохои (кувшины с тройным носиком для розлива вина), килики (чаши для вина). Преемственность греческой культуры геометрики от предшествовавших культур проявляется также и в использовании коричневого лака, белил и пурпура для украшения сосудов.

В период поздней геометрики появляются фигуративные изображения, даже картины - метопные вставки на лицевой стороне амфоры

Мелос - мелосские вазы

Аттика - диппилонские вазы

 

 

Архитектура

Храм в Дреросе и Храм в Принии представляли собой приблизительно похожие строения. В их основе лежал очень вытянутый наос, ложащийся на план эгейского мегрона. Сочетание плоского и двускатного перекрытий. В середине постройки - опора, предтеча греческой колонны.

 

Храм Аполлона в Фермосе имел свальное перекрытие и опоры посередине внутреннего пространства. На основах таких построек в период архаики возник периптер

.

Храм Артемиды Орфии в Спарте. Также построен на основе древних ахейских мегронов. Интересно использование вертикальных ортостатов, укрепляющих стену изнутри и дающих возможность обойтись без опор в центре здания

 

Греческие вазы протогеометрического и геометрического стилей.

 

Протогеометрика

Керамику переходного периода между концом микенской культуры и началом геометрического стиля называют протогеометрическим стилем. Благодаря датированным находкам протогеометрических сосудов время распространения этого стиля определяется довольно точно — с середины XII по середину X в . до н . э .

Таким образом, получается непрерывная эволюция форм и орнамента. Непрерывное вырастание протогеометрического стиля из микенского и его переход в геометрический отражается даже в истории главных на­ходок: с особенной полнотой последовательность развития можно наблюдать на Кри­те и в Арголиде — то есть местах главного расцвета крито-микенского искусства и в Аттике, главном центре геометрического стиля.

Особенности сосудов протогеометрического стиля :

— небольшие размеры

— коричнево-черная глазурь и изготовление на гончарном круге (пришли из микенской керамики)

— В формах одновременно есть гладкость и гибкость, свойственные микенской керамике, и новая тектоника : закругленный корпус сосуда с резко выделенной воронкообразной ножкой. (часто встречающийся мотив)

— В ранних образцах орнамент нанесен от руки (как в микенской), позже получают распространение циркуль и линейка.

— Крито-микенский мотив спирали все чаще вы­тесняется геометрическим мотивом концентрических кругов.

— Орнаментика протогеометрических сосудов очень скупа. Иногда украшение сосуда сводится к покрываю­ щему всю его поверхность слою черной глазури .

Однако стоит отметить, что орнамент всегда сосредоточен в верхней части сосуда, на его плечах, то есть в том месте, которое в эпоху геометрики будет главным местом размещения росписей.

 

Ваза из Афин , 10 век до нашей эры , Ашемильянский музей в Оксфорде. Типичная протогеометрика. Роспись, характерная для ранней геометрики - прямые и волнистые линии, концентрические окружности. Свободные элементы линий сочетаются с полуциркульными дугами, выполненными явно при помощи инструмента. Сложные построения обычно помещались в плечевой части сосуда. Форма очень конструктивная. Можно говорить, что греки научились приготавливать глину.

 

Геометрика

В начале IX века принципы геометрического стиля вполне установились. К этому времени гре­ческие племена (и населявшие Элладу раньше, и вновь в ней появившиеся) более или менее заканчивают свои перемещения и обосновываются на своих новых родинах. Между прочим, против гипотезы чисто дорийского происхождения геометрического

стиля говорит и то обстоятельство, что свой наивысший расцвет геометрический стиль переживает в Аттике, то есть области, совершенно не затронутой дорийским наше­ствием.

 

С другой стороны, следует отметить важное отлитие геометрического стиля от крито-микенского искусства:  Все произ­ведения критского искусства проникнуты единством. В эпоху геометрического стиля, напротив, что ни город, что ни местность — то новый оттенок стиля, свои излюблен­ные приемы и мотивы. Ясно видно, что греческое искусство начинает развиваться как подлинно народное искусство.

 

Особенности сосудов геометрического стиля:

— Сосуд есть прежде всего конструкция: он состоит из отдельных частей,

каждая из которых выполняет свою определенную, тектоническую функцию.

— Ваза геометричес­кого стиля представляет собой предмет, построение.

— Ваза геомет­рического стиля замкнута в своих отвлеченных, непроницаемых стенках, изолирова­на от всего окружающего.

— Тектоническая ясность и эта замкнутость придают керамике геометрического стиля монументальный ха­рактер.

— Вазы геометрического стиля иногда достигают высоты свыше полутора мет­ров. Могут заменять собой могильный памятник.

— Простой, мощный ритм –> величественное впечатление.

 

 

— Монументальный характер гео­метрической керамики подчеркнут еще ее раскраской: в геометрическом стиле господствует суровое , немного мрачное ограничение колорита — желтым фоном глины и черно - бурым лаком орнамента .

Фон не участвует в деко­рации, он является лишь негативной величиной, тогда как все формальное и предмет­ное значение орнамента сосредоточено в темном лаке. Особенно эта монохромность колорита бросается в глаза на вазах, где вся поверхность сосуда покрыта черной гла­зурью и только на плечах и шее оставлены небольшие орнаментированные поля.

— Орнамент геометрического стиля сводится к простым, по бoльщей части пря- молинейным элементам —зигзагу , треугольнику , меандру , кресту , шашечному узо­ ру. Сюда присоединяются еще точно проведенные циркулем круги и розетки.

Суровыми, мерными полосами орнамент охватывает стенки сосуда. Железный дух творцов дорийского храма чудится в этой скупой, жесткой декорации, полной страха перед пустым пространством. Постепенно к орнаментальным мотивам начинает присоединяться изображение животных и человека. Это лесные северные животные или, еще чаще, животные из домашнего окружения — козули, лошади, аисты, гуси.

Точно так же и в фигурных композициях, чрезвычайно сильно стилизованных, изоб­ражаются темы, связанные с реальным бытом. Так как большинство известных нам сосудов геометрического стиля предназначено было для заупокойного культа, то в фигурных композициях чаще всего встречаются сцены погребения.

Позднее появ­ляются стилизованные композиции морских битв, а к концу развития геометрического стиля в декорацию сосуда робко начинают проникать образы мифов и легенд, — сначала кентавр, а потом и целые драматические эпизоды, как, например, композиция на блюде из Фив, которую, по всей вероятности, следует истолковать как «Похище­ние Елены». Человеческая фигура изображена сплошным темным силуэтом, мужчины обыкновенно обнаженными — подобно позднейшей греческой скульптуре наготу надо понимать здесь идеально, как абстракцию монументального стиля.

 

 

 

Ваза из Мюнхена , 9 век до нашей эры. Четкая форма, напоминающая изделия из металла. Характерный образец аттики.

 

 

Дипилонские вазы в Аттике

Наибольшего богатства фигурной декорации и наибольшей монументальности формы керамика геометрического стиля достигает в Аттике. Сосуды этого типа носят название «дипилонского» стиля, так как наилучшие образцы были найдены в Афинском некрополе близ так называемых «Дипилонских» врат.

В формах сосуда обращает на себя внимание резкое отделение функциональных эле­ ментов; короткая, волнообразная ножка расширяется в обратном направлении, чем корпус; так же резко приставлена к корпусу высокая, расширяющаяся кверху шея; ручки сосуда очень маленькие и тесно к нему примыкают —чтобы не нарушить мо­нументальной цельности силуэта и общего вертикального устремления.

Пропорции чрезвычайно просты — высота шеи равна половине высоты корпуса. Орнаментика и ее распределение :

Самая широкая двойная полоса меандра помещена на шейке сосуда, подчеркивая ее верти­кальную тенденцию.

Сверху и снизу от двойного меандра расположено по одной полосе лежащего меандра и одному фризу с животными. Они расположены в ритмическом чередовании: это для того, чтобы подчеркнуть, что шейка сосуда является только частью некоего тектони­ческого целого.

С таким же тонким расчетом верхнему фризу дана более просторная композиция и более высокие размеры.

На корпусе вазы главное место — на плечах между ручками — занимает фигурная композиция.

Сверху и снизу от нее — по по­лосе меандра. Эти по­лосы включают не два , а только полтора меандра, так как помещены как раз в местах сужения корпуса вазы.

С большим тектоническим чутьем проведено посте­пенное уменьшение и учащение орнаментальных единиц к ножке сосуда: сначала про­стой горизонтальный меандр, потом частый вертикальный меандр, потом ланцетный орнамент и, наконец, пунктир.

Что касается фигурных композиций, то хотя они рас­пределены по обеим сторонам сосуда, но одна композиция ясно подчеркнута как глав­ная, фасадная — и обрамлением, и размерами фигур.

 

Присматриваясь к орнаментике геометрического стиля, можно заметить два глав­ных принципа ее распределения.

1) Способ горизонтальных полос с непре­рывным рядом покоряющихся орнаментальных элементов.

2) Так называе­мый «метопный» способ, в котором горизонтальные полосы делятся вертикальными рамками на ряд прямоугольных полей, похожих на метопы дорийского храма. «Метопный» способ композиции естественно способствовал изоляции отдельных орна­ментальных элементов, превращая их в самостоятельные композиционные организмы.

В конце концов вазопись геометрики пришла к геральдическому противопоставлению двух фигур, обрамленных орнаментом. Это можно считать прообразом картины.

 

Ваза из Диппилонского некрополя , конец 9 - 8 веков до нашей эры , Афинский национальный музей. Период зрелой Геометрики. Сцены, связанные с заупокойным обрядом, часто встречаются в диппилонской вазописи. Яйцевидная форма тулова и традиция антропоморфизма (вазы воспринимались как живые существа сакрального характера) характерны для Аттики. Очень условные ручки. Метопная вставка между ручками (шахматный орнамент на балдахине - звездное небо).

Произведения мелкой пластики геометрического периода

 

В ранней греческой скульптуре можно наблюдать нечто вроде пе­ реходного протогеометрического периода.

Памятники этого переходного стиля най­дены, главным образом, в тех местностях, где всего прочнее сохранились крито-микенскйе традиции — то есть на самом Крите, на островах Эгейского моря (особенно на острове Родосе), в Арголиде и в Беотии.

Речь идет исключительно о мелкой, часто очень примитивной по формам, пластике из терракоты, бронзы и иногда из сло-новой кости.

В беотийских терракотах пластическая концепция сводится к тому, что все тело статуэтки вписано в какую - нибудь простейшую геометрическую форму — цилиндра, конуса, колокола. Ног и рук иногда нет вовсе, если же они есть, то не­ пропорционально велики или малы; голова дана в самых примитивных намеках.

В этой ранней греческой пластике проявляется несомненное влияние позднемикенских и позднекритских колоннообразных статуэток.

Аналогичную концепцию обнаружи­вают также статуэтки переходного периода, найденные на островах Родосе и Тере.

Несколько другую разновидность того же переходного типа показывают ста­туэтки, найденные в Спарте, в древнем святилище Артемиды Орфии.

Спартанские статуэтки отличаются очень короткими размерами, по большей части без ног; тело трактовано в виде круглой колонны с расширением у базы; руки в виде коротких об­рубков резко отделяются от плеч, вытянутые в стороны или вперед.

При всей гео­метрической схематизации спартанских идолов, в них сказывается, однако, большая потребность в движении и большее структурное чутье, чем в принадлежащих к той же эпохе критских статуэтках, Но оба направления объединяет тенденция к подчер- киванию корпуса в ущерб конечностям.

 

С какого-то момента,— его трудно определить точно, но, по всей вероятности, он совпадает с началом геометрического стиля,— в этих примитивных обрубках начи­нает просыпаться органическая жизнь. Человеческое тело приобретает более или менее нормальную длину, начинает детализоваться на составные части, намечается талия,грудь и живот, ноги расчленяются на бедра и икры и т. п. Вместе с тем, начи­нается прояснение одежды, появляется головной убор, пояс, и движения фигур при­обретают то или иное предметное назначение. Однако это стилистическое развитие ранней греческой пластики идет не по одному руслу, а сразу же расходится в двух почти противоположных направлениях.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 517.