Кафедра управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Таможенный менеджмент»
Модуль «Менеджмент»
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
Направленности (профили): «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»
Уровень бакалавриата
Набор
2016
Государственное казенное образовательное
учреждение высшего образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра управления
УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом экономического факультета (протокол от 13.12.2017 №5) | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Таможенный менеджмент»
Модуль «Менеджмент»
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
Направленности (профили): «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»
Уровень бакалавриата
Набор
2016
Авторы:
В.В.Макрусев, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии, доктор физико-математических наук, профессор
Е.О.Любкина, старший преподаватель Российской таможенной академии
Ответственный за выпуск
В.В.Макрусев, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии, доктор физико-математических наук, профессор
Программа одобрена на заседании кафедры управления
(протокол от 12.12.2017 №8/1)
Программа рекомендована выпускающей кафедрой экономики таможенного дела (протокол от 12.12.2017 №6/1)
Программа рекомендована выпускающей кафедрой международных экономических отношений (протокол от 12.12.2017 №13)
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела методического
обеспечения образовательного процесса Ю.В.Шустрова
© Российская таможенная академия, 2017
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины – формирование у обучающихся знаний, умений и навыков подготовки, анализа и оценки типовых управленческих решений в сфере таможенного дела.
Задачи дисциплины:
-изучить основные методы разработки и принятия управленческих решений и сформировать умения и навыки подготовки типовых решений по управлению деятельностью таможенных органов и их структурными подразделениями;
-изучить инструменты оценки деятельности организаций и сформировать умения оценивать качество и эффективность деятельности таможенных органов (их структурными подразделениями);
-сформировать умение оценивать состояние и перспективы развития таможенных органов, планировать и прогнозировать деятельность их структурных подразделений;
-изучить особенности государственного администрирования и сформировать умение определять место и роль таможенных органов в системе государственного управления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-4 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знать: правила межличностного и межкультурного взаимодействия; Уметь: решать задач межличностного и межкультурного взаимодействия в процессе устных и письменных коммуникаций; Владеть: навыками устной и письменной речи в процессе решения конкретных задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОПК-4 | способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность | Знать: основы теории разработки управленческих решений; Уметь: находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности; Владеть навыками: разработки организационно-управленческие решений в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина относится к блоку Б1 базовой части.
Дисциплина изучается на курсе в 6 семестре по очной форме обучения.
Дисциплина изучается на 4 курсе по заочной форме обучения.
Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам: «Основы менеджмента», «Методы принятия управленческих решений».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетные единицы (ЗЕ), 144 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 54 |
в том числе: | |
Лекции (Л) | 18 |
Практические занятия (ПЗ), | 36 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | |
Самостоятельная работа обучающихся | 54 |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Экзамен 36 |
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 14 |
в том числе: | |
Лекции (Л) | 4 |
Практические занятия (ПЗ), | 8 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | |
Самостоятельная работа обучающихся | 123 |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Экзамен 9 |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ
5.1. Распределение учебного времени по темам
и видам учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||||
1. | Введение в таможенный менеджмент | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
2. | Общий и специальный менеджмент | 4 |
| 4 | |||||
3. | Таможенный менеджмент: основные понятия и определения | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
4. | Элементы общей теории управления в таможенном менеджменте | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
5. | Методологические подходы к управлению таможенным делом | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
6. | Таможенное дело России как объект управления | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
7. | Система моделей управления таможенными органами | 12 | 2 | 6 |
| 4 | |||
8. | Традиционная система управления таможенными органами России | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
9. | Инновации в управлении таможенным делом | 4 |
| 4 | |||||
10. | Стратегическое, оперативное и тактическое управления таможенными органами | 4 |
| 4 | |||||
11. | Контроллинг как интегративная функция и инструментальная среда управления | 4 |
| 4 | |||||
12. | Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений | 14 | 4 | 6 |
| 4 | |||
13. | Системная оценка (позиционирование) таможенного органа | 6 |
| 6 | |||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 36 | Экзамен | |||||||
Всего по дисциплине | 144 | 18 | 36 | 54 | |||||
Таблица 3.2
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||||
1. | Введение в таможенный менеджмент | 10 |
| 10 | |||||
2. | Общий и специальный менеджмент | 10 |
| 10 | |||||
3. | Таможенный менеджмент: основные понятия и определения | 14 | 2 | 2 |
| 10 | |||
4. | Элементы общей теории управления в таможенном менеджменте | 10 |
| 10 | |||||
5. | Методологические подходы к управлению таможенным делом | 14 | 2 | 2 |
| 10 | |||
6. | Таможенное дело России как объект управления | 10 |
| 10 | |||||
7. | Система моделей управления таможенными органами | 16 | 4 |
| 12 | ||||
8. | Традиционная система управления таможенными органами России | 10 |
| 10 | |||||
9. | Инновации в управлении таможенным делом | 10 |
| 10 | |||||
10. | Стратегическое, оперативное и тактическое управления таможенными органами | 8 |
| 8 | |||||
11. | Контроллинг как интегративная функция и инструментальная среда управления | 8 |
| 8 | |||||
12. | Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений | 8 |
| 8 | |||||
13. | Системная оценка (позиционирование) таможенного органа | 7 |
| 7 | |||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 9 | Экзамен | |||||||
Всего по дисциплине | 144 | 4 | 8 | 123 | |||||
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Тема 1. Введение в таможенный менеджмент
Актуальные аспекты государственного управления. Условия формирования и развития теории управления. Определение «теории» и «теории управления». Основные элементы теории.
Практическое занятие «Введение в таможенный менеджмент» - форма обучения – очная; применяемая образовательная технология - диалог:
1. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования.
2. Условия создания и развития теории управления таможенным делом.
3. Таможенный менеджмент как теория управления таможенным делом: базовые определения и задачи.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить понятий аппарат в области теории управления.
2. Ознакомиться с подхода к теории управления.
3. Провести анализ эволюции понятия «таможенный менеджмент».
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к практическому занятию
При раскрытии сущности теории управления необходимо рассмотреть подходы к определению теории, в том числе понятия «управление».
Определить современные условия развития теории управления, в том числе теории управления таможенным делом.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Из каких элементов состоит теория?
2. Какие компоненты включает теория управления?
3. Раскройте особенность формирования теории управления как системы знаний.
4. Какие современные условия определяют необходимость развития теории управления?
Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
При раскрытии сущности общего и специального менеджмента необходимо выделить и уяснить ключевые теоретические и практические аспекты.
Менеджмент в государственной службе целесообразно рассмотреть на конкретном примере – примере таможенных органов.
Изучая изменяющиеся условия функционирования государственных организаций необходимо обозначить ключевые экономические, политические, социальные, технологические, технические, экологические и другие факторы.
Анализируя государственную службу и новые технологии современного менеджмента необходимо обращать особенное внимание на специфику таможенной деятельности, ее автоматизации и особенности управления этим процессом в рамках системы таможенных органов России на современном этапе.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоят основные особенности менеджмента в государственной службе, отличающие его от менеджмента в коммерческих организациях?
2. Чем обусловлена необходимость дальнейшего развития государственного управления в России?
3. Раскройте сущность современных тенденций развития государственного сектора.
4. В чем заключается особенность перехода менеджмента в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели управления?
5. Где (в коммерческих или некоммерческих организациях) в основном появляются новые приемы, методы и технологии менеджмента? Почему так происходит?
6. В чем состоит сущностное различие институционального управления, управления организацией и управления деятельностью организации?
7. Перечислите и раскройте содержание основных характеристик успешного менеджмента в государственных организациях
8. Назовите наиболее яркие примеры успешного использования в государственной службе приемов менеджмента коммерческих организаций.
Тема 3. Таможенный менеджмент: основные понятия и определения
Таможенный менеджмент как теория управления таможенным делом: базовые понятия и определения. Объект и предмет таможенного менеджмента и особенности их изучения.
Практическое занятие «Таможенный менеджмент: основные понятия и определения» - форма обучения – очная, заочная применяемая образовательная технология - диалог:
Цель: определить и визуализировать основные положения таможенного менеджмента как теории управления таможенным делом.
План практического занятия в интерактивной форме:
1. Базовые понятия и определения таможенного менеджмента.
2. Систематизация базовых категорий таможенного менеджмента.
3. Графоаналитическая визуализация процедур функционирования и развития на примере модели таможенного поста.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить теоретические аспекты общего менеджмента.
2. Изучить понятийный аппарат таможенного менеджмента.
3. Рассмотреть проблемные вопросы в развитии теории управления таможенными органами.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к практическому занятию
Необходимо выделить и уяснить ключевые теоретические и практические аспекты общего менеджмента.
Теоретические положения таможенного менеджмента - теории управления таможенным делом, - базовые понятия и определения целесообразно рассмотреть на конкретном примере – примере таможенных органов.
Изучая актуальные проблемные вопросы в развитии теории управления таможенными органами, необходимо обозначить ключевые экономические, политические, социальные, технологические, технические, экологические и другие факторы их определяющие.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоят основные особенности менеджмента в государственной службе, отличающие его от менеджмента в коммерческих организациях?
2. Чем обусловлена необходимость дальнейшего развития государственного управления в России?
3. Раскройте сущность современных тенденций развития государственного сектора.
4. В чем заключается особенность перехода менеджмента в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели управления?
5. Где (в коммерческих или некоммерческих организациях) в основном появляются новые приемы, методы и технологии менеджмента? Почему так происходит?
6. В чем состоит сущностное различие институционального управления, управления организацией и управления деятельностью организации?
7. Перечислите и раскройте содержание основных характеристик успешного менеджмента в государственных организациях
России
Особенности управления в таможенных органах. Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов. Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. Основные положения административной реформы государственного управления, международных рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли ВТО, стратегии развития таможенной службы Российской Федерации в их взаимосвязи. Анализ направлений развития таможенного поста.
Практическое занятие «Традиционная модель управления таможенными органами России» - форма обучения – очная; применяемая образовательная технология - диалог:
1. Принципы и модели управления таможенными органами
2. Общее руководство и организационная структура таможенных органов
3. Механизм управления таможенными органами России
4. Механизм управления деятельностью таможенных органов России
Задания для самостоятельной работы
5. Проработать текст лекции «Таможенное дело как объект управления».
6. Проанализировать современную ситуацию в таможенном деле.
7. Выявить проблемы системного характера.
8. Изучить структуру системообразующих компонентов таможенного дела, примеры моделей таможенного регулирования.
9. Раскрыть сущность понятия «таможенная система», условия и задачи развития таможенных систем.
10. Рассмотреть концепцию развития таможенных систем.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к практическому занятию
Конспект темы «Основные положения программно-целевого планирования» должен содержать обоснование необходимости применения программно-целевого планирования в управлении таможенными органами, степени применения программно-целевого планирования в современных таможенных системах, а также перспективы его развития.
Конспект темы «Вопросы теории и методологии программно-целевого планирования» должен содержать описание структурных компонент программно-целевого планирования таможенной деятельности. Также необходимо раскрыть сущность принципов формирования проблемно-ориентированных технологий и структурообразующих элементов теории, типовых задач программно-целевого планирования.
Для усвоения значения особенностей управления в таможенных органах Российской Федерации необходимо выделить основные элементы, придающие специфику процессу управления в таможенной службе России: высокая степень централизации, большая динамичность, высокая степень социально-политической ответственности, подверженность таможенных органов и их должностных лиц воздействию криминальных структур.
Характеризуя основные функции управления в таможенных органах целесообразно разделить их на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов), а затем уже давать каждому выделенному виду исчерпывающую характеристику.
Изучая особенности принятия управленческих решений в таможенных органах необходимо первоначально понять сущность управленческого решения, затее проанализировать классификацию управленческих решений. Далее можно переходить к анализу специфики принятия управленческих решений в системе таможенных органов.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Кто осуществляет общее руководство таможенным делом?
2. Опишите основные подсистемы системы таможенных органов.
3. Раскройте основные особенности управления в таможенных органах Российской Федерации
4. Опишите организационную структуру таможенных органов и обоснуйте перспективу ее развития.
5. Перечислите три вида структурных подразделений, существующих в ФТС, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы.
6. Перечислите функции управления в таможенных органах. Дайте краткую характеристику.
7. В чем заключается сущность процессного подхода к управлению в таможенных органах.
8. Назовите особенности принятия управленческих решений в таможенных органах.
Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
Конспект темы «Инновационная модель управления таможенными органами» должен содержать общую характеристику сферы услуг, роль государственных и некоммерческих организаций на рынке услуг в современных условиях. Необходимо также проанализировать различные определения понятия «маркетинг» и выделить основные определения, сформулировать понятия «маркетинг» в широком и в узком смысле. Изучая особенности концепции стратегического маркетинг-менеджмента целесообразно рассмотреть содержание, особенности и преимущества различных процедур формирования стратегии и ситуационного выбора стратегических альтернатив, тщательно исследовать методологическую основу разработки стратегий организации.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятиям «таможенная услуга», «государственная таможенная услуга», в чем их сущностное отличие?
2. Охарактеризуйте основные элементы структуры понятия «государственная таможенная услуга» и их связи.
3. Что представляет собой административный регламент? Каким образом он может применяться в качестве инструмента управления таможенными услугами? Приведите примеры.
4. Дайте определения терминам: «маркетинг», «менеджмент», «стратегия», «стратегическое управление».
5. В чем сущность стратегического маркетинг-менеджмента?
6. Опишите основные процедуры формирования стратегии и ситуационного выбора стратегических альтернатив. Приведите примеры.
7. Назовите особенности принятия управленческих решений в таможенных органах.
Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
Конспект темы «Стратегическое, оперативное и тактическое управление таможенными органами» должен содержать общую характеристику стратегического управления, в том числе систему стратегического управления таможенных органов. Следует определить элементы системы стратегического управления. Необходимо раскрыть задачу оперативно-тактического управления в таможенных органах.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем сущность стратегического управления?
2. Каковы особенности стратегического управления в таможенных органах?
3. Какие задачи оперативно-тактического управления направлены на формирования организационной структуры организации?
Рекомендации по выполнению заданий
для самостоятельной работы
При конспектировании темы особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы. Формирование концепции государственного управления на основе контроллинга. Предпосылки разработки системы контроллинга в таможенных органах. Концептуальные основы контроллинга в таможенном деле. Специфика контроллинга в таможенных органах. Контроллинг как технология управления на основе знаний. Особенности и этапы внедрения контроллинга.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы основные тенденция изменения модели управления в государственной службе?
2. Назовите предпосылки разработки системы контроллинга в таможенных органах.
3. Какова специфика контроллинга в таможенных органах?
4. Почему контроллинг рассматривается как технология управления на основе знаний?
5. Раскройте особенности внедрения контроллинга в таможенных органах.
6. Перечислите основные этапы внедрения контроллинга.
Тема 12 . Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений
Теоретические положения по формированию индивидуальных и групповых управленческих решений. Экспертно-аналитические технологии подготовки и принятия управленческих решений (ролевые игры, деловые игры, технологии тренинга и др.). Инструментальные средства подготовки групповых управленческих решений по совершенствованию таможенного поста по различным направлениям его деятельности. Порядок оценки деятельности таможенного поста с применением ААТ «АС УР» (№69 «Контроль выполнения таможенными органами основных показателей таможенной деятельности»). Формирование отчета о результатах деятельности таможенного поста. Оценка эффективности деятельности и качества выполнения таможенными органами основных показателей таможенной деятельности.
Практическое занятие «Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений» - форма обучения – очная.
1. Инструментальные технологии и средства подготовки и принятия управленческих решений;
2. Визуализация процесса управления таможенным постом на когнитивном квадранте.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить основные понятия, методическая схема, сущность и содержание, место и роль технологии в принятии управленческого решения.
2. Определить принципы и этапы, алгоритмическая схема и компоненты технологии.
3. Изучить экспертно-аналитические технологии подготовки и принятия управленческих решений.
4. Изучить инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к практическому занятию
При конспектировании темы особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы: инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений, в том числе качественная линейка, метод парных сравнений, метод балльных оценок, матрица SWOT (возможностей и угроз), матрица Бостонской консультационной группы (трансформированная), «многомерная» Бостонская матрица.
Экспертно-аналитические технологии подготовки и принятия управленческих решений должны применяться в процессе практического обучения с применением ролевых игр, деловых игр, технологий тренинга и др.
Магистранты представляют модели описания таможенного дела. Обсуждаются достоинства и недостатки моделей.
Магистранты получают задание: визуализировать процесс управления таможенным постом на когнитивном квадранте. Предлагается представить оперативное, тактическое и стратегическое управление.
На доске представляются три варианта визуализации управления: оперативное, тактическое и стратегическое.
Проводится групповое обсуждение полученных результатов по вопросам:
-алгоритм управления (для каждого варианта)
-графически устанавливаются общие признаки и специфические признаки, характерные для каждого вида управления
-с целью закрепления материала предлагается задание по решению задачи визуализации управления в условиях ограничений.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Уяснить сущность технологии тренинга: основные понятия, методическую схему, сущность и содержание.
2. Определить и усвоить место и роль технологии в принятии управленческого решения.
3. Перечислить основные принципы и этапы алгоритмической схемы и технологии.
4. Усвоить характеристику основных элементов инструментальной платформы тренинга.
5. Изучить основные положения технологий формирования организационно-функциональной и информационно-функциональной моделей таможенного органа.
Работы
При подготовке доклада на тему «Особенности процесса формирования стратегии в различных научных школах стратегического менеджмента (по классификации Г. Минцберга)» необходимо обозначить основную идею каждой школы, исходные положения, взятые за основу, разработанный и используемый инструментарий, основные преимущества и недостатки процесса формирования стратегии.
При подготовке к практическому занятию особое внимание необходимо уделить следующим вопросам. Задача позиционирования таможенного органа. Цели и технологическая схема тренинга. Базовые инструменты тренинга. Выбор и идентификация таможенного органа в качестве объекта анализа. Определение целей деятельности таможенного органа. Экспертное моделирование факторного пространства. Формирование ситуационных сценариев. Ранжирование ситуационных сценариев. Структурирование объекта. Признаковое описание и оценка структурных компонентов объекта. Анализ позиции и определение ситуационных условий развития.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте сущность технологии тренинга: основные понятия, методическую схему, сущность и содержание.
2. Определите место и роль технологии в принятии управленческого решения.
3. Перечислите основные принципы и этапы алгоритмической схемы и технологии.
4. Дайте характеристику основных элементов инструментальной платформы тренинга.
5. Раскройте основные положения технологий формирования организационно-функциональной и информационно-функциональной моделей таможенного органа.
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
2. Положение о балльно - рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Экзаменационный билет
Вопрос билета | Максимальное количество баллов |
1. Теоретический вопрос | 30 |
2. Теоретический вопрос | 30 |
3. Практическая задача | 40 |
Экзаменационный билет №
1. Теория управления как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования.
2. Общий и специальный менеджмент. Различие между общим и специальным менеджментом.
3. Практическое задание.
Экзаменационный билет №
1. Современный менеджмент: традиции, проблемы и инновации.
2. Государственная служба и новые технологии современного менеджмента.
3. Практическое задание.
Экзаменационный билет №
1. Новые условия, определяющие необходимость развития теории управления таможенным делом России.
2. Менеджмент в коммерческой фирме и в государственной службе. Интегративная концепция управления.
3. Практическое задание.
Примеры практических заданий для подготовки к экзамену
Задание 1. Описать алгоритм решения задачи управления развитием организации по представленному графику.
Задание 2. Описать алгоритм решения задачи управления деятельностью организации по представленному графику.
Задание 3. Описать алгоритм построения базовой модели управления.
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Теория управления как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования.
2. Общий и специальный менеджмент. Различие между общим и специальным менеджментом.
3. Современный менеджмент: традиции, проблемы и инновации.
4. Государственная служба и новые технологии современного менеджмента.
5. Новые условия, определяющие необходимость развития теории управления таможенным делом России.
6. Менеджмент в коммерческой фирме и в государственной службе. Интегративная концепция управления.
7. Задачи теории управления таможенными органами.
8. Описание таможенной службы как системы. Структурно-организационное представление таможенного объекта.
9. Проблемы современного менеджмента и пути их преодоления.
10. Ситуационный подход. Методологическая процедура ситуационного подхода.
11. Понятия: общий менеджмент, специальный менеджмент, управление; их взаимосвязь и сущность.
12. Визуализация процесса управления таможенным постом на когнитивном квадранте.
13. Базовые модель (система) управления – структурологическое представление.
14. Механизм управления таможенными органами России.
15. Объект и предмет таможенного менеджмента.
16. Таможенное дело России как объект управления.
17. Принципы и модели управления таможенными органами.
18. Таможенный менеджмент: основные понятия и определения.
19. Определение понятия «таможенный менеджмент».
20. Методологические подходы к управлению таможенным делом.
21. Эволюция понятия «таможенное дело».
22. Системное управление на основе знаний. Интегративная методология.
23. Формы представления и описания таможенного дела.
24. Графоаналитическое представление процесса управления.
25. Традиционная модель управления таможенными органами России.
26. Алгоритмическая схема, основные этапы и компоненты технологии тренинга.
27. Общее руководство и организационная структура таможенных органов.
28. Современные условия и направления развития таможенного администрирования.
29. Механизм управления деятельностью таможенных органов России.
30. Модель таможенной системы и примеры системных решений в таможенном деле.
7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положениями о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии.
Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.
При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.
Таблица 6.1
Применение балльно-рейтинговой системы для проверки результатов
обучения (очная форма обучения)
Номер темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) | Баллы в первой контрольной точке (30 баллов) | Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) | Баллы во второй контрольной точке (30 баллов) |
1,3,4 | Фронтальный опрос | 10 | |||
5,6 | Творческое задание | 10 | |||
7 | Контрольная работа | 30 | |||
8 | Творческое задание | 20 | |||
12 | Контрольная работа | 30 |
Выполнение контрольной работы в каждой контрольной точке осуществляется в комбинированном виде (решение ситуационных задач).
Таблица 7.5
Применение балльно-рейтинговой системы
для проверки результатов обучения
(заочная форма обучения)
Номер раздела/темы | Формы текущего контроля обучающихся | Баллы по видам работ, выполняемым студентами |
3 | Тестирование | 20 |
5 | Творческое задание | 20 |
7 | Контрольная работа | 60 |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
8.1. Нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты и документы, регламентирующие таможенное регулирование в Российской Федерации.
8.2. Основная учебная литература:
1. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник (электронный ресурс). - М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. (ЭБС Университетская библиотека онлайн)
8.3. Дополнительная учебная литература:
1. Управление таможенным делом. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2013.// ЭБС Троицкий мост.
2. Пилипчук В.В. Таможенный менеджмент: практикум / В. В. Пилипчук, Н. К. Семёнова. - Владивосток : РИО Владивостокского фил. РТА, 2016. - 121 с. (ЭБ РТА).
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: www. gov.ru.
2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы: www. customs.ru.
3. Федеральный портал «Российское образование»: http://www. edu.ru/.
4. БИЦ: http://10.0.192.29/; http://www.bibl.local/
5. Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного изучения дисциплины рекомендуется посещение лекций с обязательной её записью вслед за лектором, проработка лекций в ходе самостоятельной работы с выполнением контрольного задания, активное участие в практических занятиях, обязательная подготовка и выступления с научными сообщениями по наиболее актуальным направлениям теории дисциплины, участие в работе студенческого научного кружка и научных конференциях по теории и практике таможенного менеджмента и управления в таможенных органах.
Самостоятельная работа студентов состоит в выполнении следующих видов работ: проработка лекционного материала, конспектирование рекомендованной литературы, подготовка докладов и сообщений к занятиям, выполнение курсовой работы, подготовка к сдаче экзамена.
Сущность подготовки к сдаче экзамена заключается в повторном прочтении учебного материала по недостаточно усвоенным разделам. Студент, используя рекомендованную по дисциплине литературу, должен обратиться к соответствующим разделам и изучить их. Целесообразно практиковать письменное изложение отдельных вопросов, подготовку конспектов или тезисов по тематике дисциплины, выписки цитат изучаемого материала, составление вспомогательных схем и таблиц.
Усвоение дисциплины должно способствовать подготовке специалистов в сфере таможенного дела с новым управленческим мировоззрением, ориентированных на человеческий фактор, способных принимать эффективные решения в новых экономических условиях.
Данная программа призвана помочь студентам в усвоении изучаемой дисциплины, сконцентрировать их внимание на актуальных проблемах управления в разрезе вопросов каждой темы курса.
11. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
- Комплексная тренажерная система для подготовки должностных лиц таможенных органов (КТСТО).
- Пакет прикладных программ MSOffice.
- Справочно-правовая система «Консультант плюс».
- Справочно-правовая система «Гарант».
- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для проведения учебных занятий используются:
- лекционные аудитории и аудитории для проведения занятий семинарского типа, оснащенные мультимедийным оборудованием (проекторы, экраны, плазменные панели), обеспечивающие реализацию программы;
- по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций;
- для работы со специализированным программным обеспечением имеются компьютерные классы и другие материально-технические ресурсы;
- другие материально-технические ресурсы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Таможенный менеджмент»
Модуль «Менеджмент»
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
Направленности (профили): «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»
Уровень бакалавриата
Авторы:
Макрусев Виктор Владимирович
Любкина Екатерина Олеговна
Издано в авторской редакции
Печатается с готового оригинал-макета,
предоставленного кафедрой
Кафедра управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Таможенный менеджмент»
Модуль «Менеджмент»
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
Направленности (профили): «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»
Уровень бакалавриата
Набор
2016
Государственное казенное образовательное
учреждение высшего образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра управления
УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом экономического факультета (протокол от 13.12.2017 №5) | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Таможенный менеджмент»
Модуль «Менеджмент»
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
Направленности (профили): «Экономика предприятий и организаций (таможня)», «Мировая экономика»
Уровень бакалавриата
Набор
2016
Авторы:
В.В.Макрусев, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии, доктор физико-математических наук, профессор
Е.О.Любкина, старший преподаватель Российской таможенной академии
Ответственный за выпуск
В.В.Макрусев, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии, доктор физико-математических наук, профессор
Программа одобрена на заседании кафедры управления
(протокол от 12.12.2017 №8/1)
Программа рекомендована выпускающей кафедрой экономики таможенного дела (протокол от 12.12.2017 №6/1)
Программа рекомендована выпускающей кафедрой международных экономических отношений (протокол от 12.12.2017 №13)
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела методического
обеспечения образовательного процесса Ю.В.Шустрова
© Российская таможенная академия, 2017
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины – формирование у обучающихся знаний, умений и навыков подготовки, анализа и оценки типовых управленческих решений в сфере таможенного дела.
Задачи дисциплины:
-изучить основные методы разработки и принятия управленческих решений и сформировать умения и навыки подготовки типовых решений по управлению деятельностью таможенных органов и их структурными подразделениями;
-изучить инструменты оценки деятельности организаций и сформировать умения оценивать качество и эффективность деятельности таможенных органов (их структурными подразделениями);
-сформировать умение оценивать состояние и перспективы развития таможенных органов, планировать и прогнозировать деятельность их структурных подразделений;
-изучить особенности государственного администрирования и сформировать умение определять место и роль таможенных органов в системе государственного управления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-4 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знать: правила межличностного и межкультурного взаимодействия; Уметь: решать задач межличностного и межкультурного взаимодействия в процессе устных и письменных коммуникаций; Владеть: навыками устной и письменной речи в процессе решения конкретных задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОПК-4 | способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность | Знать: основы теории разработки управленческих решений; Уметь: находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности; Владеть навыками: разработки организационно-управленческие решений в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина относится к блоку Б1 базовой части.
Дисциплина изучается на курсе в 6 семестре по очной форме обучения.
Дисциплина изучается на 4 курсе по заочной форме обучения.
Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам: «Основы менеджмента», «Методы принятия управленческих решений».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетные единицы (ЗЕ), 144 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 54 |
в том числе: | |
Лекции (Л) | 18 |
Практические занятия (ПЗ), | 36 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | |
Самостоятельная работа обучающихся | 54 |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Экзамен 36 |
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 14 |
в том числе: | |
Лекции (Л) | 4 |
Практические занятия (ПЗ), | 8 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | |
Самостоятельная работа обучающихся | 123 |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Экзамен 9 |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ
5.1. Распределение учебного времени по темам
и видам учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||||
1. | Введение в таможенный менеджмент | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
2. | Общий и специальный менеджмент | 4 |
| 4 | |||||
3. | Таможенный менеджмент: основные понятия и определения | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
4. | Элементы общей теории управления в таможенном менеджменте | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
5. | Методологические подходы к управлению таможенным делом | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
6. | Таможенное дело России как объект управления | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
7. | Система моделей управления таможенными органами | 12 | 2 | 6 |
| 4 | |||
8. | Традиционная система управления таможенными органами России | 10 | 2 | 4 |
| 4 | |||
9. | Инновации в управлении таможенным делом | 4 |
| 4 | |||||
10. | Стратегическое, оперативное и тактическое управления таможенными органами | 4 |
| 4 | |||||
11. | Контроллинг как интегративная функция и инструментальная среда управления | 4 |
| 4 | |||||
12. | Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений | 14 | 4 | 6 |
| 4 | |||
13. | Системная оценка (позиционирование) таможенного органа | 6 |
| 6 | |||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 36 | Экзамен | |||||||
Всего по дисциплине | 144 | 18 | 36 | 54 | |||||
Таблица 3.2
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||||
1. | Введение в таможенный менеджмент | 10 |
| 10 | |||||
2. | Общий и специальный менеджмент | 10 |
| 10 | |||||
3. | Таможенный менеджмент: основные понятия и определения | 14 | 2 | 2 |
| 10 | |||
4. | Элементы общей теории управления в таможенном менеджменте | 10 |
| 10 | |||||
5. | Методологические подходы к управлению таможенным делом | 14 | 2 | 2 |
| 10 | |||
6. | Таможенное дело России как объект управления | 10 |
| 10 | |||||
7. | Система моделей управления таможенными органами | 16 | 4 |
| 12 | ||||
8. | Традиционная система управления таможенными органами России | 10 |
| 10 | |||||
9. | Инновации в управлении таможенным делом | 10 |
| 10 | |||||
10. | Стратегическое, оперативное и тактическое управления таможенными органами | 8 |
| 8 | |||||
11. | Контроллинг как интегративная функция и инструментальная среда управления | 8 |
| 8 | |||||
12. | Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений | 8 |
| 8 | |||||
13. | Системная оценка (позиционирование) таможенного органа | 7 |
| 7 | |||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 9 | Экзамен | |||||||
Всего по дисциплине | 144 | 4 | 8 | 123 | |||||
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Тема 1. Введение в таможенный менеджмент
Актуальные аспекты государственного управления. Условия формирования и развития теории управления. Определение «теории» и «теории управления». Основные элементы теории.
Практическое занятие «Введение в таможенный менеджмент» - форма обучения – очная; применяемая образовательная технология - диалог:
1. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования.
2. Условия создания и развития теории управления таможенным делом.
3. Таможенный менеджмент как теория управления таможенным делом: базовые определения и задачи.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить понятий аппарат в области теории управления.
2. Ознакомиться с подхода к теории управления.
3. Провести анализ эволюции понятия «таможенный менеджмент».
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной
работы и подготовке к практическому занятию
При раскрытии сущности теории управления необходимо рассмотреть подходы к определению теории, в том числе понятия «управление».
Определить современные условия развития теории управления, в том числе теории управления таможенным делом.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Из каких элементов состоит теория?
2. Какие компоненты включает теория управления?
3. Раскройте особенность формирования теории управления как системы знаний.
4. Какие современные условия определяют необходимость развития теории управления?
Дата: 2019-03-06, просмотров: 309.