Правоохранительная форма управления связана с осуществлением
контрольно-надзорной управленческой функции. В рамках этой формы
защищаются права и свободы граждан и других субъектов права, рассматриваются возникающие в области управления правовые споры, применяются меры административного правового принуждения к физическим и юридическим
лицам, используются особые принудительные средства и методы воздействия.
Контроль в широком смысле – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.
Основные цели контроля:
- соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства;
- целесообразное и экономное расходование средств;
- поддержание стабильности государственного устройства;
- повышение эффективности государственного регулирования.
Важнейшее назначение контроля – давать достоверную информацию
о состоянии дисциплины в аппарате государственного управления, способствовать ее всемерному укреплению.
Контроль основывается на общих (конституционных) принципах –
законности, демократизме, гласности и др., а также на специальных принципах контроля. К ним следует отнести:
1) экономичность;
2) объективность;
3) действенность (результативность);
4) своевременность (оперативность);
5) постоянство и систематичность.
. Методы контроля – это основные средства, с помощью которых он осуществляется. Методы многочисленны и разнообразны и определяются многими обстоятельствами, немаловажными среди них являются цели контроля.
Методы контроля:
1) проверки (ревизии);
2) отчеты;
3) доклады;
4) наблюдение;
5) запросы депутатов;
6) регистрация;
7) утверждение;
8) дача заключения;
9) согласование (дача согласия);
10) выдача ордера на жилье;
Виды контроля
Контроль – это многовидовое социальное и правовое явление. Его можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по функциям и
методам контроля, по отношениям (связям) субъектов контроля с государством, по государственным органам, его осуществляющим, по характеру деятельности органов государственного управления.
По отношениям (связям) субъектов контроля с государством существует:
1) контроль государственный;
2) контроль общественный.
В зависимости от соподчиненности субъекта и объекта контроль следует разделить на такие виды:
1) внутрисистемный;
2) внесистемный.
Внутрисистемный контроль осуществляется в системе исполнительной власти и субъектами этой власти.
Внесистемный – это такой контроль, который осуществляется субъектами, находящимися вне системы исполнительной власти .
В зависимости от масштаба распространения контроль может быть:
1) всеобъемлющим;
2) ограниченным.
Всеобъемлющий контроль проводится в отношении всей деятельности
подконтрольного объекта.
Ограниченный контроль осуществляется по какому-либо одному вопросу деятельности подконтрольного объекта.
По характеру деятельности контроль делится:
1) на общий;
2) на ведомственный;
3) на надведомственный,
4) на административный надзор,
5) на внутренний.
Общий контроль присущ для органов общей компетенции. К этому виду следует отнести и президентский контроль.
Ведомственный – это, по существу, отраслевой контроль. Он ведется органами, входящими в одну отрасль, и вышестоящими по отношению к нижестоящим, т. е. здесь присутствует соподчиненность. В качестве примера могут служить контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций.
Надведомственный контроль – специальный контроль, касающийся, как правило, отдельного вопроса, специальной функции или определенной стороны деятельности обследуемого объекта. Поэтому его можно еще назвать специальным, функциональным контролем. К подобному контролю приближен административный надзор.
Внутренний контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных – в пределах предприятия, учреждения.
В зависимости от стадии, на которой находится деятельность проверяемого объекта, контроль делится:
1) на предварительный;
2) на текущий;
3) на последующий.
Предварительный контроль – это превентивный, предупредительный контроль. Предварительный контроль – это неокончательный, после него может следовать текущий и последующий контроль.
Текущий контроль проводится в процессе осуществления деятельности, проведения мероприятий, т. е. после относительно продолжительной деятельности.
Последующий контроль – это контроль фактического выполнения решения. Разновидностью его являются проверки налоговыми органами правильности уплаты налогов, проверки выполнения указаний и распоряжений Президента, приказа руководителя предприятия, учреждения.
Таким образом, контроль – основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из основных факторов дисциплинирующего поведения граждан.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.