Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способ обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов. 2 основных способа обеспечения законности и дисциплины являются контроль и надзор.
Контроль осуществляется различными органами. 2 разновидности:
• государственный контроль, осуществляется уполномоченными госорганами, судом
• общественный контроль, осуществляется общественными организациями, не наделенными государственно-властными полномочиями
Контроль является одной из основных функций большинства ОГУ. Специфика контроля зависит от того, какими полномочиями наделен соответствующий орган (судебный орган осуществляет контроль в ходе правосудия, законодательные – в ходе законотворческого процесса). Для некоторых органов контроль является основной функцией, для других – вспомогательной.
Административный надзор – это специализированный вид правоохранительной деятельности ряда ОГУ. Он состоит в осуществлении наблюдения за деятельностью поднадзорных субъектов и исполнение ими действующего законодательства. Содержание административного надзора являются:
• надзор за соблюдением соответствующих правил и инструкций
• контроль за организацией работников по исполнению и соблюдению действующих правил
Законодательством предусмотрен обширный перечень органов, осуществляющих административный надзор. Вместе с тем ключевым критерием, определяющим полномочия по осуществлению административного надзора является соответствующая государственно-властная функция, которой наделен орган управления. От административного надзора следует отграничить общий надзор прокуратуры. Административный осуществляется ОГУ, к которому прокуратура не относится. Соответственно прокурорский надзор имеет более широкий характер. Он распространяется не только на контроль в сфере управления, но и на осуществление правосудия, законотворческой деятельности.
В совокупности сочетание 2 вышеуказанных способов обеспечения строжайшего соблюдения законности в сфере госуправления, быстрое, точное реагирование управомоченого органа на факты нарушения законодательства. Каждый из названых способов отличается специфическими чертами (организацией, методами работы, формами реагирования на нарушение). Пример: организация органа контроля и административного надзора может быть различна, поскольку функциями контроля наделено большинство госорганов, то в их системе могут не создаваться специализированные подразделения, осуществляющие такой контроль. Непосредственный руководитель органа полномочен сам непосредственно осуществлять контроль. Организация административного надзора предусматривает создание специализированного органа (в системе ОВД создается специализированная контролирующая инстанция):
1) разрешительная система (дает разрешение на использование огнестрельного газового оружия)
2) паспортно-визовая служба (осуществляет контроль за соблюдением паспортного режима)
3) ГАИ (осуществляет административный надзор на безопасностью дорожного движения)
И др.
Контроль и административный надзор различаются и по методам реагирования на нарушение законности. Контроль за соблюдением дисциплины предполагает в большей степени использование дисциплинарных методов, административный надзор носит более императивный государственно-властный характер. Различные формы реагирования на нарушение законности и дисциплины. При осуществлении контроля формы реагирования в большей степени связаны с применением мер дисциплинарного взыскания. При осуществлении административного надзора уполномоченный орган использует более широкий спектр возможных мер воздействия на правонарушителя (ОВД, осуществляя административный надзор, имеет право по его результатам привлекать виновного к административной или уголовной ответственности). Способы обеспечения законности и дисциплины имеют специфические особенности, однако они связаны единством главной цели – обеспечивают точное соблюдение требований законности и дисциплины каждым звеном госаппарата управления.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.