Социально-культурная сфера, в которой осуществляется управление, представляет собой специфическую область деятельности ОГУ, характеризующуюся следующими чертами:
1) это преимущественно духовная, а не материальная по характеру область
2) в нее входят особые объекты управления (музеи, театры, научные учреждения)
3) осуществляемая в этой сфере деятельность направлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности
4) осуществление в этой сфере государственной деятельности выражается в создании, использовании и охране духовных ценностей.
Рассматриваемая сфера включает: образование, культуру, науку, здравоохранение, спорт и туризм, социальную защиту.
Социально-культурная сфера относится в основном к непроизводственной области. Вместе с тем состояние социально-культурной сферы активно влияет на все сферы жизни, в том числе и на развитие экономики.
Право на образование закреплено в конституции. В нашей стране гарантируется доступность и бесплатность общего среднего образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями граждан. Каждый может на конкурсной основе получить соответствующее бесплатное образование в государственных учебных заведениях. НПА, регламентирующие управленческую деятельность в сфере образования:
1) конституция; 2) законы (об образовании, о высшем образовании); 3) декреты и указы.
Законодательство определяет основные принципы государственной политики, взаимоотношения, права и обязанности госорганов, учреждений, организаций, граждан в области образования.
Структура системы образования: дошкольное образование, общее среднее образование (начальное, базовое, среднее); внешкольное (секции и др.); профессионально-техническое (ПТУ); среднее специальное (колледжи); высшее образование.
Функции системы образования:
1) развитие, определение, организация и поддержка деятельности по обеспечению образования для населения РБ;
2) разработка базовых учебных программ и планов;
3) развитие научных исследований в сфере образования;
4) выдача свидетельств, аттестатов, дипломов об образовании.
Система органов управления образования:
1) министерство образования – республиканский ОГУ в сфере образования. Функции:
• осуществляет государственный контроль в области образования;
• утверждает типовые учебные планы;
• организует подготовку и издание учебников;
• определяет нормативы финансирования и материально-технического обеспечения учебных заведений;
• осуществляет учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений.
2) управление образования облисполкома. Функции:
• обеспечивает развитие образования с учетом национальных особенностей региона;
• создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учебные заведения;
• осуществляет руководство подведомственными учебными заведениями.
3) отделы (управления) образования городских и районных исполкомов. Функции:
• утверждает примерное положение об учебных заведениях;
• определяет порядок оплаты труда;
• разрешает кадровые вопросы;
• непосредственно руководит подведомственными учебными заведениями.
4) администрация учебных заведений (университетов, колледжей, школ).
Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставами с широким участием педагогических работников, учащихся, родителей.
Управление наукой осуществляется путем создания научно-исследовательских, проектно-конструкторских и иных заведений, государственной координацией деятельности научно-исследовательских учреждений, подготовке научных кадров и проведению их аттестации, внедрение результатов научных разработок в практику, планирование развития научных исследований и т.д.
Основной (ведущий) ОГУ в сфере науки – государственный комитет по науке и технологии. Кроме комитета, который осуществляет управление наукой, существую организации, занимающиеся научной деятельностью:
1) академия наук – ведущий научно-исследовательский центр. Состоит из президиума (руководства) и отраслевых научно-исследовательских институтов
2) научно-исследовательский институт – действует самостоятельно, вне структуры академии наук.
3) Кафедры вузов
Вышеуказанные научные организации не осуществляют напрямую руководство наукой. Их основное предназначение – осуществление научно-исследовательской деятельности. Специфическим органом в сфере науки является высший апелляционный комитет. Он является органом по присвоению научных степеней доктора, кандидата наук.
Содержание управления культурой включает:
1) организацию и популяризацию высокоидейных, высокохудожественных произведений искусства
2) пропаганда достижений культуры
3) повышение культурного уровня граждан
4) Охрана произведений искусства и памятников архитектуры
5) руководство организациями, учреждениями культуры и др.
Нормативное обеспечение управления в сфере культуры: Конституция РБ, Закон «о культуре» 1991г., Закон «об охране историко-культурного наследия» 1992г.
Согласно закону о культуре, предусмотрены следующие юридические формы орг. и учреждений культуры: театры, студии, художественные мастерские, кинотеатры, выставочные залы и т.д.
Структура управления в области культуры:
1) республиканский уровень
Основным республиканским отраслевым органом управления в данной сфере является министерство культуры. Компетенция: охрана историко-культурных ценностей, изучение историко-культурного наследия, контроль за исполнением законодательства в сфере культуры.
В сфере культуры определенная часть управленческой деятельности осуществляется и другим республиканским органом – министерством информации. Его основное направление деятельности – госуправление в области издательского дела, печати, СМИ.
2) местный уровень: управление культуры облисполкомов, отделы культуры горисполкомов и райисполкомов. Низовым звеном системы управления в области культуры является администрация учреждений культуры (администрация театров, музеев и т.д.).
Основным направлением государственной политики в сфере здравоохранения:
1) создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения
2) обеспечение доступности медицинской помощи
3) разработка программы по развитию системы медобслуживания и т.д.
Нормативное регулирование в сфере здравоохранения: закон «о здравоохранении», конституция РБ, закон «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», закон «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Система управления здравоохранения:
1) республиканский уровень – министерство здравоохранения.
Основные задачи Минздрава: предоставление населению медпомощи, проведение государственной политики в области здравоохранения, формирование здорового образа жизни населения.
Кроме Минздрава не республиканском уровне в пределах своей компетенции управление осуществляют структурные подразделения министерств и ведомств (собственные службы, управление здравоохранения, медобслуживание имеют МВД, министерство обороны, КГБ и др.)
2) местный уровень – управления (комитеты) при облисполкомах и мингроисполкоме, отделы городского, районного уровня.
Низовой базовой единицей управления в сфере здравоохранения является администрация учреждений здравоохранения (главврачи и т.д.).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 301.