Административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социально-культурная сфера, в которой осуществляется управление, представляет собой специфическую область деятельности ОГУ, характеризующуюся следующими чертами:

1) это преимущественно духовная, а не материальная по характеру область

2) в нее входят особые объекты управления (музеи, театры, научные учреждения)

3) осуществляемая в этой сфере деятельность направлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности

4) осуществление в этой сфере государственной деятельности выражается в создании, использовании и охране духовных ценностей.

Рассматриваемая сфера включает: образование, культуру, науку, здравоохранение, спорт и туризм, социальную защиту.

Социально-культурная сфера относится в основном к непроизводственной области. Вместе с тем состояние социально-культурной сферы активно влияет на все сферы жизни, в том числе и на развитие экономики.

Право на образование закреплено в конституции. В нашей стране гарантируется доступность и бесплатность общего среднего образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями граждан. Каждый может на конкурсной основе получить соответствующее бесплатное образование в государственных учебных заведениях. НПА, регламентирующие управленческую деятельность в сфере образования:

1) конституция; 2) законы (об образовании, о высшем образовании); 3) декреты и указы.

Законодательство определяет основные принципы государственной политики, взаимоотношения, права и обязанности госорганов, учреждений, организаций, граждан в области образования.

Структура системы образования: дошкольное образование, общее среднее образование (начальное, базовое, среднее); внешкольное (секции и др.); профессионально-техническое (ПТУ); среднее специальное (колледжи); высшее образование.

Функции системы образования:

1) развитие, определение, организация и поддержка деятельности по обеспечению образования для населения РБ;

2) разработка базовых учебных программ и планов;

3) развитие научных исследований в сфере образования;

4) выдача свидетельств, аттестатов, дипломов об образовании.

Система органов управления образования:

1) министерство образования – республиканский ОГУ в сфере образования. Функции:

• осуществляет государственный контроль в области образования;

• утверждает типовые учебные планы;

• организует подготовку и издание учебников;

• определяет нормативы финансирования и материально-технического обеспечения учебных заведений;

• осуществляет учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений.

2) управление образования облисполкома. Функции:

• обеспечивает развитие образования с учетом национальных особенностей региона;

• создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учебные заведения;

• осуществляет руководство подведомственными учебными заведениями.

3) отделы (управления) образования городских и районных исполкомов. Функции:

• утверждает примерное положение об учебных заведениях;

• определяет порядок оплаты труда;

• разрешает кадровые вопросы;

• непосредственно руководит подведомственными учебными заведениями.

4) администрация учебных заведений (университетов, колледжей, школ).

Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставами с широким участием педагогических работников, учащихся, родителей.

Управление наукой осуществляется путем создания научно-исследовательских, проектно-конструкторских и иных заведений, государственной координацией деятельности научно-исследовательских учреждений, подготовке научных кадров и проведению их аттестации, внедрение результатов научных разработок в практику, планирование развития научных исследований и т.д.

Основной (ведущий) ОГУ в сфере науки – государственный комитет по науке и технологии. Кроме комитета, который осуществляет управление наукой, существую организации, занимающиеся научной деятельностью:

1) академия наук – ведущий научно-исследовательский центр. Состоит из президиума (руководства) и отраслевых научно-исследовательских институтов

2) научно-исследовательский институт – действует самостоятельно, вне структуры академии наук.

3) Кафедры вузов

Вышеуказанные научные организации не осуществляют напрямую руководство наукой. Их основное предназначение – осуществление научно-исследовательской деятельности. Специфическим органом в сфере науки является высший апелляционный комитет. Он является органом по присвоению научных степеней доктора, кандидата наук.

Содержание управления культурой включает:

1) организацию и популяризацию высокоидейных, высокохудожественных произведений искусства

2) пропаганда достижений культуры

3) повышение культурного уровня граждан

4) Охрана произведений искусства и памятников архитектуры

5) руководство организациями, учреждениями культуры и др.

Нормативное обеспечение управления в сфере культуры: Конституция РБ, Закон «о культуре» 1991г., Закон «об охране историко-культурного наследия» 1992г.

Согласно закону о культуре, предусмотрены следующие юридические формы орг. и учреждений культуры: театры, студии, художественные мастерские, кинотеатры, выставочные залы и т.д.

Структура управления в области культуры:

1) республиканский уровень

Основным республиканским отраслевым органом управления в данной сфере является министерство культуры. Компетенция: охрана историко-культурных ценностей, изучение историко-культурного наследия, контроль за исполнением законодательства в сфере культуры.

В сфере культуры определенная часть управленческой деятельности осуществляется и другим республиканским органом – министерством информации. Его основное направление деятельности – госуправление в области издательского дела, печати, СМИ.

2) местный уровень: управление культуры облисполкомов, отделы культуры горисполкомов и райисполкомов. Низовым звеном системы управления в области культуры является администрация учреждений культуры (администрация театров, музеев и т.д.).

Основным направлением государственной политики в сфере здравоохранения:

1) создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения

2) обеспечение доступности медицинской помощи

3) разработка программы по развитию системы медобслуживания и т.д.

Нормативное регулирование в сфере здравоохранения: закон «о здравоохранении», конституция РБ, закон «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», закон «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Система управления здравоохранения:

1) республиканский уровень – министерство здравоохранения.

Основные задачи Минздрава: предоставление населению медпомощи, проведение государственной политики в области здравоохранения, формирование здорового образа жизни населения.

Кроме Минздрава не республиканском уровне в пределах своей компетенции управление осуществляют структурные подразделения министерств и ведомств (собственные службы, управление здравоохранения, медобслуживание имеют МВД, министерство обороны, КГБ и др.)

2) местный уровень – управления (комитеты) при облисполкомах и мингроисполкоме, отделы городского, районного уровня.

Низовой базовой единицей управления в сфере здравоохранения является администрация учреждений здравоохранения (главврачи и т.д.).


Дата: 2019-03-05, просмотров: 301.