Общественный контроль в Республике Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общественный контроль — это такой вид контроля за субъек­тами административного права, который осуществляется общес­твенностью (общественными объединениями, их членами), не от имени государства. У субъектов общественного контроля значи­тельно меньше возможностей знакомиться с деятельностью орга­нов исполнительной власти и других объектов контроля и воздей­ствовать на них. Б настоящее время нет правового акта, опреде­ляющего статус общественного контроля. В статье 5 Конституции лишь закреплено, что «Политические партии, другие обществен­ные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению по­литической воли граждан, участвуют в выборах».

Их подобный статус устанавливается в правовых актах, регу­лирующих правовое положение той или иной общественной орга­низации. Так, полномочия профсоюзов в рассматриваемой сфере предусмотрены в Законе Республики Беларусь «О профессио­нальных союзах».

Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социаль­но-экономической политики государства. Они имеют право вно­сить в органы государственного управления предложения о при­нятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. Правовые акты, которые затрагивают трудовые и социально-эко­номические права граждан, принимаются органами государствен­ного управления с предшествующим сообщением соответствую­щим профсоюзам, их объединениям (чч. 2, 3 ст. 6 Закона).

Профсоюзы принимают участие в разработке государствен­ной политики занятости, вносят предложения по социальной за­щите лиц, которые увольняются с предприятий, из учреждений, организаций, в соответствии с коллективным договором (согла­шением) и действующим законодательством (ч. 1 ст. 10 Закона).

Профсоюзы защищают трудовые права граждан — членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых догово­ров (контрактов). Если трудовой договор (контракт) не соответ­ствует законодательству Республики Беларусь, коллективному до­говору (соглашению), профсоюзы наделены правом требовать от нанимателя в интересах работника — члена профсоюза измене­ния условий трудового договора (контракта) (чч. 2 и 3 ст. 10 За­кона).

Профсоюзы наделены правом участвовать при разработке со­циальных программ (ст. 11 Закона), осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства по вопросам разгосу­дарствления и приватизации государственной собственности (ст. 12 Закона).

Полномочия профсоюзов по контролю за соблюдением зако­нодательства о труде закреплены и в статье 463 ТК.

Таким образом, профсоюзы обладают немалыми правами по контролю в области защиты трудовых прав и социально-эконо­мических интересов граждан.

Контрольными полномочиями за субъектами административ­ного права наделены общественные объединения потребителей. Они, в соответствии с Законом от 9 января 2002 г, № 90-3 «О за­щите прав потребителей», наделены правами:

1) участвовать в разработке нормативных документов, уста­навливающих требования к качеству товара (работы, услуги), проектов законов и иных нормативных правовых актов, регули­рующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) изучать потребительские свойства товаров, спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мне­ния о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, ока­зываемых услуг);

3) участвовать по поручению потребителя в проведении экс­пертиз по фактам нарушения прав потребителя. Общественные объединения могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

4) вносить в органы управления предложения о мерах по повы­шению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценооб­разования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (ра­бот, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, о запрете ненадлежащей рекламы и информа­ции, вводящих в заблуждение потребителя, о прекращении продажи товаров по неправомерно завышенным ценам;

5) осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслу­живания потребителей, составлять акты о выявленных нарушени­ях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмот­рения в уполномоченные государственные органы;

6) направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требовани­ям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также о нарушении прав потребителя, предусмотренных законодатель­ством;

7) обращаться в органы прокуратуры с предложениями при­нести протесты на акты государственных органов, противореча­щие законодательству о защите прав потребителей;

8) обращаться в суд с иском о защите прав потребителей (не­определенного круга потребителей);

9) предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными;

10) обращаться по поручению потребителя с претензией к из­готовителю (исполнителю, продавцу) об устранении нарушений и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями ущерба.

Контрольные полномочия за субъектами административного права выполняют и некоторые другие общественные объедине­ния, например, добровольные народные дружины, политические партии.

Граждане также наделены правами по контролю за субъекта­ми административного права. Граждане в таком качестве высту­пают как частные лица. Они вправе по своему усмотрению оце­нивать деятельность того или иного органа государственного управ­ления, любого должностного лица и служащего с позиций ее за­конности и эффективности. Средствами обеспечения законности у них являются: жалобы, за­явления, предложения, которые обобщенно названы обращения­ми граждан (Закон Республики Беларусь «Об обращениях граж­дан»).

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.