Рейтинговая оценка коммерческих банков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Достоверная и объективная информация – один из важнейших ресурсов современной экономики. Рейтинги банков, определение и публикацию которых осуществляют независимые рейтинговые агентства, являются неотъемлемым элементом информационной инфраструктуры, обеспечивающим нормальное развитие банковского бизнеса. Многие инвесторы полагаются на кредитные рейтинги как на основной источник информации для размещения своих денежных средств.

Известно, что рейтинг банка – это присваиваемая конкретной компанией оценка его способности отвечать по своим обязательствам в течение определенного срока. Рейтинги являются одним из ва­риантов анализа, позволяющим получить комплексную оценку финансового состояния коммерческих банков и провести их сравне­ние в наиболее доступной форме для всех категорий граждан. В по­лучении такой оценки заинтересо­вано несколько групп участников финансового рынка: банки, клиен­ты банков – юридические и физи­ческие лица, органы банковского надзора.

В настоящее время на международ­ном рынке доминируют три концерна, специализирую­щиеся на рейтингах: два амери­канских – Moody’s Investors Service, Inc. (Moody’s), Standard & Poor’s Corporation (S&P) и один англо-американский – Fitch IBCA (Fitch). Причем S&P и Moody’s обладают доминирующей долей американского рынка и ве­дут успешный бизнес на междуна­родных рынках капитала.

Важное место рейтинговые агентства занимают в открытии новых рынков капитала, представ­ляя нужную информацию, по­скольку имеют доступ к конфи­денциальным данным относитель­но финансового состояния эмитен­та и его перспектив. Многие инвес­торы, включая банки, менеджеров портфелей ценных бумаг, пенси­онные и страховые фонды, полага­ются на кредитные рейтинги как на основной источник информации для размещения своих денеж­ных средств. Значение рейтинго­вых агентств таково, что они мо­гут повлиять на возможность за­емщика обслуживать долг путем повышения или снижения рейтин­га.

Показателем долгосрочного ус­пеха рейтингового агентства, фак­тором, влияющим на конкурент­ное положение, репутацию на рынке и признание со стороны ин­весторов, эмитентов, регулирую­щих органов и средств массовой информации, является качество рейтинга. Им можно считать его правильность, то есть соответствие уровня кредитного рейтинга уров­ню кредитного риска по конкрет­ному финансовому инструменту, определяемое в течение ряда лет после погашения оцененных обяза­тельств. Наряду с качеством рей­тинга неотъемлемые условия ус­пешной деятельности агентств – независимость, объективность и раскрытие информации. Кроме то­го, соблюдение этических принци­пов, строгой конфиденциальности при работе с закрытой информаци­ей. Все эти критерии для между­народных рейтинговых агентств составляют основные принципы, которыми они руководствуются в своей работе.

Согласно постановлению Прав­ления НБ РБ от 28.09.2006 № 137 “Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования…” белорусские банки при классификации стран, банков и юридических лиц-нерезидентов по группам риска должны учитывать рейтинги, присвоенные им рей­тинговыми агентствами Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s,.

Международные рейтинговые агентства присваивают эмитенту дискретное значение риска и обозначают эти категории буквами. В приведенной таблице указаны буквенные обозначения, используемые агентст­вами США, с обобщающей интер­претацией, предлагаемой S&P для каждой категории риска.

Долг, классифицированный как BBB (S&P, Fitch) или Ваа (Moody’s) и выше, является инвестиционным. Он означает, что отсутствует (или крайне низкая вероятность) неплатежа основного долга и процентов, а долговые обя­зательства имеют достаточно высо­кий уровень обеспеченности. Та­кие обязательства можно включать в портфели инвесторов, непрофес­сиональных участников рынка.

Изначально долг ВВВ и ниже классифицировался как спекуля­тивный. К такому классу относят­ся, например, страновые рейтинги России, Украины, Казахстана и Молдовы, а также выпущенные ими на международный рынок ценные бумаги. Начиная с 80-х го­дов спекулятивному долгу присво­ено название “мусорный” (“ junk ”). Постепенно этот уничижительный ярлык был заменен термином “вы­сокодоходный”.

Инвестиционный рейтинг с точки зрения регулирующих орга­нов считается очень важным, осо­бенно в США и Японии. Напри­мер, многим американским фи­нансовым институтам разрешает­ся инвестировать средства только в ценные бумаги с инвестицион­ным рейтингом. А законодательст­во некоторых стран, в том числе США, прямо ограничивает воз­можности некоторых категорий инвесторов вкладывать деньги в долговые обязательства, рейтинг которых свидетельствует о том, что они являются спекулятивны­ми. То есть если банку присвоен инвестиционный рейтинг, это оз­начает, что он работает на уровне международных стандартов. Одна­ко наличие у банка спекулятивно­го рейтинга отнюдь не предопреде­ляет отказ от работы с ним. Для западного инвестора вести дела с банком, имеющим невысокий рей­тинг международного агентства, предпочтительнее по сравнению с банком, не входящим в рейтинг-лист. При этом следует отметить, что немногие банки из государств Восточной Европы и бывшего СССР имеют международные рей­тинги, в том числе инвестиционно­го уровня. Это связано с тем, что потенциальный уровень рейтинга банка зависит и от рейтинга стра­ны, в которой он расположен.

К группе ААА относятся такие государства, как Австрия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Испания, Швейцария, Великобритания и США; к группе АА – Бельгия, Италия, Япония, Словения; к группе А – Греция, Корея, Китай, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Польша, Слова­кия; к группе ВВВ – Казахстан и Литва; к группе ВВ – Россия, Египет, Индия; к группе В – Ру­мыния, Турция, Украина; к груп­пе С – Аргентина и Молдова.

Большинство рейтинговых агентств выставляют банкам два вида кредитных рейтингов – дол­госрочный и краткосрочный. По­следний представляет оценку агентства вероятности разорения банка в течение ближайшего года. Если банк имеет высокий кратко­срочный рейтинг, это значит, что в него можно вкладывать деньги на срок до одного года.

S&P Moody’s Fitch Объяснение рейтинга (S&P)
      Инвестиционный рейтинг
ААА Ааа ААА Очень высокая способность погашения основного долга и процентов
АА Аа АА Высокая способность погашения основного долга и процентов (отличается от наивысшего рейтинга в незначительной степени)
А А А Высокая способность погашения основного долга и процентов, однако существует подверженность влиянию отрицательных экономических условий
ВВВ Ваа ВВВ Адекватная способность выплаты основного долга и процентов, однако влияние отрицательных экономических условий с большей вероятностью может привести к понижению способности выплаты долга
      Спекулятивный рейтинг
ВВ Ва ВВ Наименьшая вероятность отказа от погашения (однако долг подвержен влиянию отрицательных финансовых и экономических условий, которые могут привести к неадекватной способности по своевременной выплате основного долга и процентов)
В В В Большая уязвимость
ССС Саа ССС Явная уязвимость для риска непогашения (при влиянии отрицательных финансовых и экономических условий заемщик не способен выполнить свои обязательства)
СС - СС Крайне уязвимый (Fitch - возможен отказ от погашения)
С Са С Начата процедура банкротства, однако выплаты продолжаются (Fitch - отказ от погашения неизбежен)
D С DDD / DD / D Отказ от погашения долга или начата процедура банкротства (рейтинг используется, если выплаты основного долга или процентов не производятся к назначенной дате; Fitch – DDD имеет наибольший потенциал для возврата долга, D – наименьший)

Примечание. S&P использует модификаторы “+” и “-” для создания подклассов между АА и ССС (например, А+, А, А-); Moody’s – модификаторы 1, 2 и 3 для создания подклассов от Аа до В (например, Ва1, Ва2, ВаЗ); Fitch IBCA – “+” и “-” для создания подклас­сов между АА и С.

Краткосрочные рейтинги Moody ’ s имеют обозначения от Prime -1 (высшая надежность) до Prime -3 и Not Prime (низшая на­дежность). Агентство S & P присва­ивает краткосрочному долгу кате­гории риска от А-1 (высшая на­дежность) до А-3, а также B , C и D (наименьшая надежность). Кроме того, оговаривается, в какой валю­те выставляется рейтинг долговым обязательствам: в национальной или иностранной.

S & P и Moody ’ s также делают прогноз изменения рейтинга ( outlook ), что необязательно вле­чет его фактическое изменение. В частности, прогноз бывает:

Positive – рейтинг может по­вышаться;

Negative – рейтинг может по­нижаться;

Stable – рейтинг, вероятнее всего, не изменится;

Developing – рейтинг может как повышаться, так и пони­жаться;

N.M. – рейтинг не имеет зна­чения.

Долгосрочная оценка показы­вает вероятность того, что банку для выхода из сложных ситуаций не понадобится помощь извне и она не касается конкретных обяза­тельств. Хотя правительство или группа банков могут предлагать банку дополнительную помощь, рейтинг составляется с учетом то­го, что кредиторы предпочитают иметь дело с банком, который при нормальном ведении дел не зави­сит от подобной помощи.

Процедура выставления оценки надежности выглядит следующим образом. Когда частное лицо или предприятие выбирает банк для открытия в нем расчетного счета, внесения средств на депозит, а так­же других целей, достижение ко­торых требует вложения денег в банк, их интересует его надеж­ность. В развитых государствах представление информации о кре­дитоспособности компаний являет­ся главной функцией рейтинговых агентств. Из нескольких банков, предлагающих одинаковые усло­вия (например, ставки по вкладам, тарифы на расчетно-кассовое об­служивание, комиссионные по платёжным карточкам и т. п.), предпочтение отдается тому, кото­рый имеет более высокий рейтинг.

Таким образом, банку для при­влечения денег необходим кредит­ный рейтинг, причем как можно более высокий. Для этого банк об­ращается в рейтинговое агентство с просьбой оценить его финансовое состояние и выставить кредитный рейтинг (за эту процедуру агентст­во берет с банка определенную плату, не зависящую от результа­та оценки). Если банк не удовле­творен выставленным рейтингом, деньги ему не возвращаются. Еще одним необходимым условием по­лучения рейтинга (после внесения платы) является доступ сотрудни­ков рейтингового агентства ко всей необходимой информации.

После заключения контракта и получения денег агентство внима­тельно исследует финансовую от­четность банка-заказчика, изучает его кредитную и платежную исто­рию, анализирует систему и каче­ство управления. Когда группа экспертов агентства заканчивает работу по анализу финансового по­ложения и перспектив банка, оп­ределяется его кредитный рейтинг – в виде набора букв, цифр с до­полнительными знаками. Каждый такой набор означает, что банк от­носится к определенной группе кредитоспособности.

Присвоение рейтинга базирует­ся как на количественных, так и качественных данных. Рейтинги и их изменения сообщаются инфор­мационными финансовыми агент­ствами Reuters и PR Newswire, на терминалы систем Bloomberg и Telerate, в регулярных публикаци­ях агентств, различных бюллете­нях и финансовой прессе, что позволяет инвесторам оперативно ори­ентироваться в меняющейся ситуа­ции и принимать адекватные ре­шения. Агентства S&P и Moody’s придерживаются политики опуб­ликования рейтингов всех круп­ных корпораций США, имеющих значительную задолженность, вне зависимости от наличия заявки эмитента на присвоение рейтинга.

Аналитики S&P непрерывно наблюдают за рейтингом, чтобы обеспечить его точность. Ведется мониторинг состояния заемщика и долговых обязательств, осуществ­ляется обзор последних корпора­тивных реорганизаций, сведений о доходах, а также тенденциях в от­расли и экономике в целом. Заем­щик уведомляет агентство о сырь­евых, финансовых и производст­венных изменениях, которые мо­гут повлиять на рейтинг. Обще­принятой считается ежегодная встреча с руководством компании, что позволяет аналитикам S&P быть в курсе его взглядов по теку­щим и перспективным вопросам, обсуждать потенциальные пробле­мы и узнавать об изменениях в стратегии.

Конкуренция среди рейтинго­вых агентств способствует актив­ному внедрению новых техноло­гий. Многое сделано по своевре­менности предоставления рейтин­гов и внедрению public relations. В 1981 году S&P основало систему Credit Watch, в рамках которой заранее делались предупреждения о пересмотре рейтинга.

В настоящее время все круп­ные агентства представляют дан­ные о потенциальных и действи­тельных рейтингах, а также их из­менениях. Кроме того, они стараются быстро реагировать на спрос рынка, расширяя не только диапа­зон обязательств, по которым пре­доставляют рейтинги, но и виды рейтингов.

В настоящее время в республи­ке для оценки белорусских банков международные рейтинги практи­чески не применяются. Главная причина – слабый уровень разви­тия финансовой системы государ­ства в целом, вследствие чего даже лучшие банки нашей страны по международной системе получили бы крайне низкие оценки. Следует также учитывать, что мировые рейтинги часто не подходят для ус­ловий Беларуси, поскольку в рес­публике совершенно другой финансовый рынок. Кроме того, от­сутствие международных рейтин­гов снижает инвестиционную при­влекательность государства. Имен­но поэтому особое значение приоб­ретает создание системы нацио­нальных банковских рейтингов.

В соот­ветствии с Положением об органи­зации и проведении рейтинговой оценки деятельности банков, заре­гистрированных на территории РБ (постановле­ние СМ и НБ РБ от 23.05.2002 № 661/13) проведение рейтинго­вой оценки могут осуществлять коммерческие и некоммерческие организации, за исключением бан­ков. Рейтинговая оценка деятельно­сти белорусских банков может проводиться путем сравнительной оценки с последующим ранжиро­ванием ряда банков, а также без сравнительной характеристики со­поставлением показателей деятельности конкретного банка оп­ределенным параметрам. При этом белорусские рейтинговые агентст­ва самостоятельно определяют как методику рейтинговой оценки дея­тельности банков, так и показате­ли для ее составления.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 152.