Институт реабилитации и здоровья человека
Оринчук В.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Направление подготовки:
49.03.02. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Профиль:
Физическая реабилитация
Квалификация:
Бакалавр
Форма обучения:
(Продолжение см. на стр. 2) |
Нижний Новгород 2017
Цель практики
Цель производственной практики - содействовать воспитанию профессиональных и специальных качеств и личностных свойств будущего бакалавра физической культуры для лиц с отклонениями с состоянии здоровья (адаптивной физической культуры), развитие у студентов интереса к профессии, самостоятельного и творческого подхода к выполнению профессиональных функций, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
Задачами производственной практики являются:
· осуществлять обучение и воспитание занимающихся в процессе занятий;
· определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния занимающихся;
· способствовать формированию у занимающихся способов познания и преобразования собственных физических качеств и окружающего мира (способов самообразования в сфере адаптивной физическое культуры), обеспечивающих им условия для самоопределения, физического (телесного) самосовершенствования и, как следствие, самоактуализации;
· обеспечивать воспитание у занимающихся негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой и других видов зависимостей;
· подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата;
· содействовать развитию психических и физических качеств у занимающихся с учетом сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических функций;
· содействовать реализации задач развивающего обучения, обеспечивающего полноценное усвоение знаний, формирование учебной деятельности, непосредственно влияющих на умственное и физическое развитие человека;
· проводить научные исследования эффективности различных способов деятельности в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов с использованием современных методов исследования;
· осуществлять научный анализ, обобщение, оформление и презентацию результатов научных исследований;
· организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, планировать свою профессиональную деятельность, руководствуясь законами Российской Федерации и органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;
· соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.
2. Место практики в структуре образовательной программы
Производственная практика относится к разделу Б2.В.02(П) «Практики. Вариативная часть. Производственная (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) практика». Производственная практика (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) является важнейшим звеном профессиональной педагогической подготовки бакалавра физической культуры для лиц с отклонениями с состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Производственная практика (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) предполагает преобразование теоретических знаний в широкий комплекс профессиональных умений и навыков, необходимых для решения практических задач в организационно-управленческой и педагогической, оздоровительной деятельности студентов. Для прохождения производственной практики базовыми дисциплинами являются «Базовые виды двигательной деятельности», «Психология и педагогика», «Анатомия человека», «Физиология человека», «Теория и методика физической культуры», «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Совершенствование в профессиональной деятельности», «Научно-методическая деятельность», «Менеджмент физической культуры и спорта», «Спортивная медицина».
Сформированные в процессе прохождения производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) компетенции послужат основой для изучения дисциплин: «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности», «Технология физкультурно-спортивной деятельности», «Физическая реабилитация», «Адаптивное физическое воспитание», «Мониторинг физического состояния в адаптивной физической культуре», «Лечебная физическая культура», «Основы адаптивного спорта», а также при прохождении преддипломной практики и написании выпускной квалификационной работы.
Содержание практики
Производственная практика состоит из 6 основных разделов:
1. Организационно-ознакомительная работа.
2. Методическая работа.
3. Учебная работа.
4. Воспитательная работа.
5. Учебно-исследовательская работа.
6. Физкультурно-массовая работа.
Организационно-ознакомительная работа включает в себя:
· распределение по объектам прохождения практики;
· участие в работе установочной конференции, где студенты знакомятся с программой и порядком прохождения практики, а также с документами планирования и отчетности;
· ознакомление с содержанием заданий по педагогике, психологии и спортивной медицине, теории и методики физической культуры и спорта;
· определение консультационных дней и совещаний бригады по текущим организационным и методическим вопросам работы;
· собеседование с руководителями и учителями образовательного учреждения;
· распределение классов, составление расписания и плана работы;
· ознакомление с документами планирования по физическому воспитанию в образовательном учреждении;
· оформление отчетной документации;
· подготовка и участие в итоговой конференции.
Учебно-методическая и воспитательная работа предусматривает:
· углубленное изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения;
· просмотр и обсуждение уроков (занятий) физической культуры с целью приобретения опыта использования инновационных технологий обучения и воспитания;
· планирование учебной документации (тематический план, конспекты уроков);
· самостоятельное ведение уроков (занятий) физической культуры по разделам образовательной программы с последующим самоанализом, с обсуждением и оценкой учителя или методиста;
· проведение контрольных уроков (занятий) по разным разделам образовательной программы по физической культуре;
· педагогический анализ уроков, проводимых практикантами по разным разделам программы (определить общую и моторную плотность каждого урока и уровень физической нагрузки по физиологической кривой);
· применение и апробирование различных современных методик обучения и воспитания, в том числе экспериментальных с целью определения их эффективности в физическом воспитании школьников;
· регулярное ведение дневника практиканта и своевременное представление отчетной документации;
· самооценка результатов практики и предложения по совершенствованию ее организации и содержанию.
Учебно-исследовательская работа предусматривает:
· проведение хронометража урока (занятия) физической культуры;
· проведение пульсометрии урока (занятия);
· проведение педагогического анализа урока (занятия) физической культуры;
· проведение тестирования уровня физической подготовленности и физического развития занимающихся с последующей их оценкой;
· оформление результатов исследований.
Физкультурно-массовая работа включает в себя
· участие в подготовке, организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий по плану образовательного учреждения;
· подготовка и оформление документов, проведенных соревнований и мероприятий;
· проведение занятий в группах здоровья, ОФП;
· участие в организации сборных команд при подготовке их к районным (городским) соревнованиям по заданию учителя физической культуры;
· участие в работе спортивных секций в качестве тренера-преподавателя;
· участие в работе физкультурного актива учреждения с целью оказания организационной практической и методической помощи.
· участие в подготовке и оборудовании мест занятий (разметка, изготовление дополнительного инвентаря, плакатов и т.д.).
Форма отчетности
По итогам производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) обучающийся представляет руководителю практики отчетную документацию:
1. Договор с базой практики.
2. Предписание на практику.
3. Отчет по учебной практике, включающий:
- совместный рабочий план-график проведения практики;
- описание базы практики, содержания процесса физического воспитания, адаптивной физической культуры в данной организации;
- рабочий план занятий (тематическое планирование занятий) базы практики;
- планы-конспекты частей урока или учебного занятия (подготовительная, основная, заключительная);
- планы-конспекты уроков в младшем, среднем и старшем классе (планы-конспекты занятий с обучающимися различных возрастных групп);
- план-конспект контрольного урока (занятия);
- протокол контрольного урока (занятия);
- протокол и анализ хронометража урока физической культуры (учебного занятия) с динамикой общей и моторной плотности;
- протокол измерения частоты сердечных сокращений и анализ динамики нагрузки на уроке (учебном занятии);
- педагогический анализ проведенного урока физической культуры (учебного занятия);
- протоколы оценки уровня физической подготовленности (физического развития) обучающихся;
- психолого-педагогическая характеристика одного обучающегося (занимающегося).
- психолого-педагогическая характеристика класса (учебной группы);
- конспект беседы с учащимися прикрепленного класса (учебной группы);
- сценарий спортивно-массового, физкультурно-оздоровительного мероприятия или соревнования, проводимых во время практики;
- сведения о выполнении программы практики;
- отзыв руководителя базы практики о прохождении практики.
Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. По результатам проверки отчетной документации и защиты отчета выставляется зачет с оценкой.
Содержание заданий, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности по итогам производственной практике (практики п о получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Совместный рабочий план-график проведения практики.
Планирование всех видов работ практиканта осуществляется в соответствии с разделами учебной практики. Сроки выполнения указываются конкретными датами. совместный рабочий план-график проведения практики составляется в соответствии со сроками практики и согласовывается с руководителем практики от базы практики и руководителем практики от института реабилитации и здоровья человека.
Совместный рабочий план-график проведения практики оформляется по следующему образцу:
Дата (период) | Содержание и планируемые результаты практики (Характеристика выполняемых работ, мероприятия, задания, поручения и пр.) |
ПРОТОКОЛ
контрольного урока (занятия), проведенного студентом
_____________________________________________________________
(Ф.И.О. студента)
Контрольный урок (занятие) принят группой преподавателей (специалистов) в составе:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
1. Конспект урока (занятия): (Соответствие рабочему плану и типу занятия. Соответствие материала упражнений поставленным задачам и возрастным возможностям занимающихся. Разнообразие упражнений, наличие подводящих упражнений, наличие и правильность методических указаний. Внешний вид конспекта).
2. Проведение урока (занятия):
а) Организация (выбор правильного места занятий, размещение занимающихся, использование оборудование и инвентаря, распределение упражнений по времени, плотность учебного занятия и дисциплина занимающихся).
б) Методика обучения и воспитания (Разнообразие методов и приемов, соответствие им поставленным задачам и подготовленности занимающихся характеру учебного материала, условиям проведения занятий. Регулирование нагрузки. Обеспечение помощи и страховки при выполнении упражнений).
в) Поведение педагога (внешний вид, культура речи, командный голос, умение держаться, педагогический такт).
г) Степень выполнения основных задач урока (занятия).
3. Пожелания практиканту.
4. Оценка за проведение контрольного урока (занятия).
Протокол пульсометрии
(измерения частоты сердечных сокращений на уроке физической культуры № __)
Класс ______ Дата проведения «____» __________ 20___ г.
Задачи урока:
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
На уроке присутствовало ______ человек из ______
Наблюдение велось за учащимся
_________________________________________________________
(фамилия, имя, возраст)
Пульс ученика в покое _____ ударов в минуту
№ | Виды деятельности ученика | Время измерения ЧЧС | ЧСС за 10 сек. | ЧСС за 1 мин. |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Институт реабилитации и здоровья человека
Оринчук В.А.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.