Интервью Волкова с М. Ростроповичем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Волкова интересовал вопрос:

– Как реагировал Д. Шостакович на исполнение своих произведений?

– Шостакович говорил: «Блестяще, блестяще!..»

– Делал ли он какие-то замечания?..

– Нет, всегда говорил эти слова.

– Никогда ничего не рекомендовал?

– Рекомендовал только тем, кто мог эти рекомендации выполнить. Если ценил человека как музыканта, позволял себе критику...

– А других критиковал?..

– Нет, он говорил, зачем такого-то критиковать, если он не может сделать лучше?..

(«Знамя», 1990 г., стр. 221).

 

Главное при индивидуальном подходе – НЕ ТРЕБОВАТЬ НЕПОСИЛЬНОГО.

 

ОПЫТ

Курт Левин (австрийский психофизиолог) провел эксперимент под названием «ПОГЛАЖИВАНИЕ».

В двух стеклянных резервуарах помещено по 12 мышек. Задача работников лаборатории: каждые полчаса один из них поднимает крышку с надписью «ПОГЛАЖИВАНИЕ» и гладит спинки мышек три раза. На спинках номера, чтобы не пропустить ни одной, а кого-то не погладить дважды. Кормили и поили мышек одинаково, но В ДРУГОМ резервуаре мышек НЕ ГЛАДИЛИ.

Вскоре начали сказываться результаты... Первое, что удивило ученых, это ВЕС мышек. Те, кого поглаживали, выросли больше тех, кого не гладили.

Когда мышки заболевали, то с болезнью легко справлялись обласканные, а необласканные справлялись с болезнью с трудом или справиться не могли...

* *

*

 

 

Невольно встает вопрос, можно ли установить обратную связь СО ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ?.. Иногда трудности связаны с интересом ученика в другой области знаний, например: шахматы, компьютер…

Рассказывают, что как-то к Сократу пришел отец с мальчиком и попросил взять того в ученики. Сократ повел мальчика в соседнюю комнату, чтобы познакомиться. Через некоторое время он вышел и сказал: «Я возьму твоего сына за двойную плату». – «Почему?.. – удивился отец. – «Потому что, прежде чем я смогу его чему-то научить, его надо научить МОЛЧАТЬ».

И все-таки, можно ли преодолеть безразличие к предмету или не допустить его?.. Есть в руках педагога сильнейшее средство – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ по отношению к себе и своему предмету.

 

На чем они должны быть основаны?..

На уважении индивидуальности, на управлении познавательным процессом в согласии с природой ориентировочного рефлекса, на предоставлении возможности самостоятельных действий, которые не критикуются (потому что всякое начало трудно!), а поощряются.

 

Познакомимся!

«Павловские среды»:

 «Человек прежде всего воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем становится ХОЗЯИНОМ действительности через вторую сигнальную систему (слово, речь, научное мышление). СЛОВО как раздражитель теряет свое сигнальное значение, если СИСТЕМАТИЧЕСКИ не подкрепляется раздражением первой сигнальной системой действительности».

Закон эволюции подсказывает, что в начальный период приобретения знаний главенствующая роль должна быть отведена не второй сигнальной системе (слову), а первой сигнальной системе – действиям!

 

«Нужно помнить, что вторая сигнальная система, оторванная от первой, перестает быть средством правильной ориентировки в действительности, что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы становитесь пустословом, болтуном.»

* *

*

Отличие живой природы от неживой – ощущение, движение, то есть способность САМОизменения, САМОсовершенствования. Биохимические реакции внутренней среды находятся в зависимости от внешней и диктуют выбор поведения.

По И. Павлову, любое научение, действие есть приобретение условных рефлексов. Эти действия, деятельность каждого вида направлены на выживание. Повторяясь миллионы лет, как благоприятные для сохранения жизни, они становились инстинктами, безусловными рефлексами, генетической программой вида. Безусловные рефлексы – это длительный путь проб и ошибок.

При столкновении с окружающей средой одни действия становились вредными, бесполезными. Они при определенном количестве повторений (проверок) переходили в тормозное состояние и блокировались (в Новой Зеландии, например, птицы перестали летать: нет хищников).

В экологической нише полезные действия закреплялись, живое существо приобретало все новые навыки приспособления. То есть жизнь, с опорой на охранительное врожденные инстинкты, «прибавляла ума», заставляла вырабатывать более совершенные действия, поведение. Дарвин доказал: вымирают наименее приспособленные, таким образом, неудачные признаки потомству не передавались.

 

Если принять время развития всей живой природы за ОДИН ГОД, то появление человека можно отнести к самому концу года, к 31 декабря, а если еще точнее – то: 31 декабря, 23 часа 50 минут... 

В историческом плане человек еще младенец. По эмоциям мы – братья с высшими животными, причем чувства наши за последние тысячелетия вряд ли существенно изменились... В области разума мы впереди. Однако, как и в прошлом, в этой области многое для нас непостижимо...

Так как в природе ничто не повторяется с абсолютной точностью, то все живые существа приобретали все большее разнообразие ощущений, а значит и все большую вариантность эмоциональных откликов на внешние и внутренние воздействия. Совершенствовалась, становилась все более тонкой степень различений положительного и отрицательного. Росла кора головного мозга, «жилище» условных рефлексов, все больше становилось нейронов, несущих ту или иную информацию.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 182.