Вспомним: все многообразие окружающего мира ОРГАНЫ ЧУВСТВ шифруют в электроимпульсы... Значит: пусковой механизм восприятия – ЭМОЦИИ; значит, все виды приобретения знаний связаны в первую очередь с эмоциональным откликом. Для этого необходимо разработать систему вариантных действий по одному и тому же виду знаний.
Представим себе класс начинающих. Урок «Сольфеджио». Дано было домашнее задание: выучить названия трех нот – До, Ре, Ми. Сейчас они написаны на нотном стане доски.
Педагог вызывает ученика, чтобы спросить заданное, и видит: мальчик опустил глаза, сжался (изменение физиологического состояния, которое обозначено как «ГОРМОН КРОЛИКА»). Педагог понимает, что задание не выучено, но не знает, ПОЧЕМУ?.. Может быть, ребенка насильно привели учиться музыке; может быть, он забыл задание (бывает ведь и такое); может быть, решил выучить, а взрослые включили телевизор... Педагог не дает ему признаться, что домашнее задание не выполнено, и говорит: «Иди к доске, БУДЕШЬ УЧИТЕЛЕМ! Вызови ученика!»
Поза мальчика мгновенно меняется, другим становится выражение лица... ОН ПРИНЯЛ ПОМОЩЬ и уверенной походкой идет к доске – состояние, которое обозначено как «ГОРМОН ЛЬВА».
Понаблюдаем!.. Его задача в роли «учителя» вызывать соклассников и спрашивать их названия нот. Обратим внимание и на то, КАК он это делает! Ни одного раза «учитель» не повторил своих вопросов! Первого ученика маленький педагог спросил названия нот по порядку ВВЕРХ, второго – ВРАЗБИВКУ, третьего – по порядку ВНИЗ. Значит, ВАРИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, стремление УЙТИ ОТ ПОВТОРОВ заложены в природе ребенка. Однако педагогика построена на принципе ПОВТОРА. Это взрослые заставляют ребенка делать «КАК ВСЕ!» Это взрослые ломают природную потребность, не давая проявить себя через самостоятельные действия (развитие изнутри), каждое из которых от природы вариантно.
Если при ответе вызванный ученик ошибается, опытный педагог предлагает всему классу придти ему на помощь, не высказывая никаких критических замечаний ни словом, ни видом.
Дружба в классе устанавливается там, где педагог не осуждает, не выговаривает ученику при всех. Дети постепенно приобретают способность волноваться, радоваться, переживать за ДРУГОГО.
После действий «Незнайки» его может спросить другой «учитель». «Незнайка», побывав в роли «учителя», превратился в «Знайку», и теперь получает похвалу наравне с другими.
В итоге: не создан оборонительный рефлекс по отношению к знаниям, исключены отрицательные эмоции, снят страх перед возможностью показаться глупым перед товарищами; педагог не выставил незнание ученика напоказ, не уличил, не поставил «двойку». Взаимозависимость обогатилась пониманием и помощью.
Обратимся к ориентировочному рефлексу, закону САМОразвития. Диктат подкорки заключается в настоятельной необходимости осваивать окружающий мир через «Я САМ!»
Роль педагога – управлять деятельностью ученика, в которую он включает природные силы саморазвития. В предмете сольфеджио управление выражено словами: СПОЙ... СЫГРАЙ... ПРОСЛУШАЙ... ПРОСТУЧИ... СОЧИНИ…
Ярче всего эта потребность выражена в играх. В них не должно быть подсказки взрослых в виде критики, но может быть подсказка направляющая. Ее ученик не замечает.
В согласии с природой ребенок с раннего детства принимает на себя различные роли: собачки, котика, зайки и действует в соответствии с их поведением.
Позже ролевые игры принимают социальную направленность: мама, доктор, продавец, учитель... В играх ребенок развивает САМ СЕБЯ: проявляет свою наблюдательность, обучает сам себя, выявляет свои пристрастия, узнает свои возможности, сам сравнивает свои действия и получившиеся результаты с действиями других.
В приобщении к предметам «Сольфеджио» и «Музыкальная грамота», кроме игры «ученик-учитель», можно предложить роли хормейстера, концертмейстера, дирижера, композитора.
Используем вывод, сделанный из самостоятельных действий ученика: ПОТРЕБНОСТЬ В ВАРИАНТНОСТИ. Множественность самостоятельных действий по одному и тому же виду знаний вызывает разнообразие эмоциональных откликов и включает мыслительные способности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.