СВОЕЙ РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА.
В природе развитие обеспечивает бесконечно изменяющаяся среда обитания. Чем большим количеством приспособительных действий обладает живое существо, тем выше его ступень на эволюционной лестнице. Перед Homo Sapiens был «человек умеющий».
Выводы: усвоению знаний способствуют бесконечно изменяющиеся формы конкретной деятельности как основы абстрактного мышления, присущего только человеку, которое никогда не должно порывать с действительностью. Чем большим количеством действий и вариантностью каждого из них обладает ученик, тем больше уверенности, что музыка станет потребностью его жизни, независимо от избранной профессии.
Путь к «Знайке» идет через «Умейку». Прочность знаний связана с постоянной тренировкой психических актов ощущений и восприятий, которые являются основой представлений в умственном плане. От УМения идет естественное развитие УМственных способностей, интеллекта. Понять это – значит определить для себя, педагога, на всю жизнь правильный путь усвоения знаний. Правильный потому, что обучение конкретным действиям согласуется с природой детского сознания, то есть путь – от действий к обобщениям, выводам, законам, а не наоборот.
Почему?..
Потому что в эволюции Homo Sapiens самыми последними формировались речевые зоны.
«Один из самых верных способов уродования мозга и интеллекта – формальное заучивание правил. Создается дефицит умений и навыков при обилии слов, сути которых ученик не понимает».
Э. В. Ильенков. «Идолы и идеалы».
Глава «Школа должна учить мыслить».
Разбор домашнего задания
Какой глаз закрывают, нормализуя зрение?.. Закрывают сильный, здоровый, заставляя напрягаться больной...
Так же, как слепота, глухота развивают остроту восприятия других чувств, так ЗАПРЕТ НА ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ РАЗВИВАЕТ МЫШЛЕНИЕ, обладающее неповторимостью, и все окружающее становится ПИЩЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.
Школа Пифагора
(школа молчания)
Представим себе, что после уроков в этой школе юноши готовят задания: читают книги, записи, молча размышляют над прочитанным, услышанным в классе.
Во время отдыха – прогулка в саду, возделывание земли, разведение цветов, гончарные работы, рисование... И здесь мысли порой возвращаются к заданному...
На следующий день – беседы с учителем. Каждый высказывает именно свое суждение, отстаивает его в споре... Все читали ОДНО, видели ОДНО, а запомнили РАЗНОЕ. Выводы и пути раздумий над прочитанным тоже разные. Поэтому ВСЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЮТ, каждому есть что дополнить, у всех СВОЯ точка зрения... И так – по каждому предмету.
Развивается мышление – в прямом и точном значении этого слова, потому что освещение каждого вопроса МНОГОВАРИАНТНО, потому что ученическая деятельность УРАВНОВЕШЕНА и рациональными, и эмоциональными нагрузками. Созданы условия для объединения в знаемом индивидуального понимания, потому что высока доля САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как в правильных, так и в неправильных предложениях, выводах.
Множественность взглядов, решений по поводу одного и того же становится материалом для мыслительной работы наедине, накладывает отпечаток на то, что еще предстоит изучить.
Из глубины веков.
Диалог Сократа с Главконом.
Главкон :
– Почему, когда ученик отвечал тебе, ты делал вид, что он открывает тебе неизвестное?..
Сократ:
– Я хотел, чтобы ученику было интересно мне отвечать!
Вспомните в этой связи довольно типичную ситуацию на экзамене, когда члены комиссии разговаривают меж собой, а предоставленный самому себе ученик невольно ощущает ненужность, эмоциональную подавленность, хуже играет, замолкает в растерянности...
В роли педагога мы должны: создавать интерес по отношению к своему предмету, опираясь на силы саморазвития ученика, заложенные самой природой, и ни в коем случае не подавлять эти силы. Надо сохранять индивидуальность ученика, воспитывать его чувство собственного достоинства, беречь его здоровье, не разрушать его систему жизнеобеспечения, развивать конкретное мышление на основе эмоциональных восприятий.
Если воспитательные и педагогические усилия не дают результата, это значит, что взрослый не учитывает природу детского восприятия, индивидуальность маленького человека. Весь организм ребенка автоматически включает системы самосохранения: вводит в действие оборонительный рефлекс и отключает ориентировочный.
Рассмотрим взаимосвязь между здоровьем и методами ведения урока.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.