Итак, первое: ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 3

 

 

ПРИРОДА

САМОРАЗВИТИЯ

Природа и только природа имеет право диктовать методы воспитания и образования.

Г. Селье

 

С небольшим пока запасом знаний о природных механизмах человека вообще обратимся к особенностям детского возраста в частности. Самое трудное в работе педагога – создание обратной связи. ПОЧЕМУ?

Потому что: надо избегать информации, которая не находит ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТКЛИКА. Она не бесполезна, а вредна, так как не способствует развитию интеллекта.

Что нужно сделать, чтобы ребенок захотел учиться, как приОХОТИТЬ ученика к знаниям?

 (В буквальном смысле охота за интересом ученика!) Необходимо:

1. Знание и понимание особенностей детского возраста.

2. Знание и понимание дискретного освоения знаний.

3. Знание и понимание своей роли воспитателя, педагога, от которой зависит очень много, иногда почти все.

 

Итак, первое: ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Итак, второе: ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ ДИСКРЕТНОГО ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Психологический аспект сенсорно-моторного (оперантного) метода.

Рассмотрим шаги постепенного усложнения действий в освоении: НОТНОГО СТАНА, понятий ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ (белые и черные пуговицы) и ОРГАННЫЙ ПУНКТ, через выразительное пропевание (речитатив) слов на заданной высоте (см. Приложение 4).

Вся природа, окружающая нас, развивается дискретно (лат.прерывистый, состоящий из нескольких частей). За восприятием следует усвоение полученной информации, обогащение предыдущего опыта, накопление знаний. (Шаг и усвоение его, раздражение и торможение).

 

Процессы раздражения и торможения постоянно переходят один в другой. (Работа и отдых, но отдых активный). Осуществляется этот переход посредством ИРРАДИАЦИИ, КОНЦЕНТРАЦИИ И ИНДУКЦИИ. Иррадиация – возбуждение, которое обеспечивает распространение нервных импульсов от очага возбуждения к коре головного мозга, что составляет первую сигнальную систему. Концентрация сосредотачивает возбуждение в определенном участке коры головного мозга, регламентирует деятельность тех или иных органов человеческого тела. Это вторая сигнальная система – явление осознания. Индукция вызывает появление противоположных нервных процессов, ответное действие. Торможение одних участков головного мозга вызывает возбуждение в других и наоборот.

 

ВЫВОД

«Все, что мы знаем в реальности, исходит из ОПЫТА и завершается им».

Ганс Кребс.

 

Дискретность – один из законов любого умения, навыка, знания. Энергия движения сменяется энергией активной неподвижности – внутреннего усвоения приобретенного и отсеивания ненужного. Психическая деятельность – познание отсеивает избирательно, в зависимости от направленности ума и чувств. Поэтому одну и ту же роль, произведение каждый прочитывает и играет неповторимо.

 

Психологическая разрядка.

Из воспоминаний Топоркова о Станиславском. Длительное время Станиславский работал с Топорковым над ролью городничего. После генеральной репетиции он сказал Топоркову: «Теперь, после десяти спектаклей, вы научитесь находить свое место на сцене, а через пятьдесят начнете думать о каждом из своих партнеров, а через сто поймете, что хотел этим произведением сказать Гоголь».

 

Каждому из нас это знакомо. Когда мы перечитываем какую-то книгу через год, через десять лет, мы каждый раз находим в ней то, что не заметили раньше.

Обратимся к раннему возрасту детей. Почему на вопрос: «Что тебе почитать?..» – ребенок отвечает, например: «Петушок» (и сегодня, и завтра, и через несколько дней, а взрослым уже и надоело). Оказывается, вначале ребенок усваивает именно существительные (а потому и изъясняется ими, вынимая их из смыслового потока): дед, баба, курочка – а глаголы только слышит (подготовка к осознанию), но говорить начинает через некоторое время.

В речи так же: вначале ребенок осознает связь предмета с обозначающим его словом, то, что ПРЕДСТАВЛЕНО перед его глазами (в книжном рисунке) – то есть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (Формируется абстрактное мысленное представление, отвлеченное от конкретного).

Во фразах: «Покажи глазки... Принеси зайку...» Он уже понимает слова «глазки», «зайка», остальные (глаголы) только слышит, готовится к осознанию, что можно назвать «опережающим обучением».

Почему он приносит зайку, показывает глазки?.. Потому что мы, многократно повторяя слова, показываем жестом – «там», на себя – «мне», машем руками, качаем головой с одобрительным выражением лица, если ребенок пошел к тому месту, где лежит зайка...

Ребенок читает наши жесты, а еще больше – выражение лица. Так же постепенно осознается смысл глаголов. В такой же последовательности малыш усваивает прилагательные. Сперва прислушивается к новым звуковым сочетаниям... Усвоение идет через многократный повтор с помощью жестов, мимики. Но здесь огромную роль играет ИНТОНАЦИЯ. На это обратим внимание.

Взрослый читает: «Ушки у зайки большие», – голос бессознательно становится более низким, громким, слово растянуто: «А у мышки – маленькие», – голос высокий и тихий: «Глазки у котенка веселые, а у щеночка – грустные», – меняется ритм произнесения, темп, регистр: «Волк зло-о-ой, лиса хи-и-итрая»... 

Остановимся на интонационном воспитании детей в домашних условиях и в условиях детского сада. Мало кто из воспитательниц будет читать сказки так, как читает их мама.

Восполнению этого пробела раннего возраста поможет выразительное пропевание слов в работе над метро-ритмом и при освоении нотного стана. Интонационное их разнообразие изменяет выражение лиц. Помогает освоению интонационной выразительности психомоторика, то есть прохлопывание ритма пропеваемых слов, а также пение песен с одновременным прохлопыванием или вышагиванием ритмического рисунка. Через двигательные, мускульные ощущения ребенок накапливает и тренирует оттенки чувствований, их глубину и разнообразие. Позже он реализует их при игре на инструменте, слушании музыки, в повседневной жизни.

Таким образом, усвоение многих разделов музыкальной грамоты может хоть в какой-то мере помочь реализации невостребованных рефлексов, расшифровке эмоциональной стороны речи, которая несравненно богаче смысла слов.

Позже, слушая слова, прочитанные по бумаге, человек, лишенный возможности высказать СВОЕ мнение, предложение (в которых огромное значение имеют не только мысли, но и выразительность их проговаривания), теряет ощущение СИГНАЛЬНОГО значения слова, ведь оно обращено к разуму БЕЗ ВКЛЮЧЕНИЯ ЧУВСТВОВАНИЙ. Не потому ли столько слов говорится?.. Глубину смысла стараются передать через КОЛИЧЕСТВО СЛОВ, а не разнообразие интонаций.

 

Когда ребенок начинает говорить, он осваивает вначале существительные, затем глаголы, прилагательные... Причем на всех этапах главенствует детская формула усвоения: «Вначале слушаю. А потом начну говорить!» 

 

В рамках каждого этапа освоения речи (существительные – глаголы – прилагательные) ребенок расширяет опыт постепенного запоминания через осознание подобия и различия. Это некая пирамида, в которой главное – то, что подлежит усвоению, – многократно повторяется, связывается с «фоном», еще не осознанным, но уже присутствующим... 

Аналогично усваиваются вопросы и ответы.

В начале: ЧТО ЭТО?.. КТО?.. КУДА?.. ГДЕ?.. 

Затем – КАКОЙ?..

И, наконец, – ПОЧЕМУ?.. ЗАЧЕМ?.. (Философские вопросы).

По закону дискретности ребенок познает окружающее, все виды знаний, в том числе и музыкальный язык. Для этого необходима разработка пошагового освоения музыкального языка, в котором были бы учтены два аспекта:

психологический аспект – оптимизация обучения, сенсорно-оперантный метод приобретения знаний (чувственно-двигательный);

познавательный аспект – доступность усвоения с различной конечной целью для будущих музыкантов и для тех, кто учится для себя.

В этом заключается идея приобщения всех детей к миру музыкального искусства.

Естественно, пошаговое освоение требует систематизации учебного материала по каждому из видов знания, в котором главным была бы не программа по грамматике музыкального языка и сольфеджио, а логика музыкального процесса, – то, что необходимо тем и другим.

В этом случае меняется роль педагога. Он должен научиться управлять самостоятельными действиями учеников.

Каждое действие – операция, шаг. Эти шаги получили название алгоритмов. Усвоение шага: постоянное его повторение с вариантами в рамках одного вида работы (углубление понимания, использование в других видах деятельности, создание широких ассоциативных связей, осознание которых надо ожидать не сразу). Каждый новый шаг – открытие, сделанное самими учениками или через действия, подсказанные педагогом.

 

Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми) – система* операций**, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их исполнения приводит к решению поставленной задачи.***

Что такое «применение по строго определенным правилам»?

 

Такими правилами являются:

1. Последовательность усложнения. Чем младше возраст ученика, тем меньше объем шага (реализация природного механизма дискретности).

Процесс усвоения можно сравнить с формой рондо, в котором известное-рефрен постоянно чередуется с новым материалом – «эпизодами».

2. Направленность шагов: раскрытие выразительности музыкального языка, от разъединения элементов музыкальной речи с постоянной вариантностью ритма, динамики, темпа, регистра к постепенному объединению всех средств выразительности.

3. Знания добываются самостоятельными усилиями каждого ученика, а не присвоением их через словесные определения. Учащиеся обучают сами себя путем выполнения определенных действий, которыми управет педагог (метод реализации понятия «учащийся», т. е. обучающий самого себя).

 

Знание и понимание механизма ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РЕФЛЕКСА должно привести к выводу о необходимости исключить из методик узкое понятие ОБУЧЕНИЕ, на дело всей жизни – помогать САМОРАЗВИТИЮ.

 

Школа Пифагора

(школа молчания)

 

Представим себе, что после уроков в этой школе юноши готовят задания: читают книги, записи, молча размышляют над прочитанным, услышанным в классе.

Во время отдыха – прогулка в саду, возделывание земли, разведение цветов, гончарные работы, рисование... И здесь мысли порой возвращаются к заданному...

На следующий день – беседы с учителем. Каждый высказывает именно свое суждение, отстаивает его в споре... Все читали ОДНО, видели ОДНО, а запомнили РАЗНОЕ. Выводы и пути раздумий над прочитанным тоже разные. Поэтому ВСЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЮТ, каждому есть что дополнить, у всех СВОЯ точка зрения... И так – по каждому предмету.

Развивается мышление – в прямом и точном значении этого слова, потому что освещение каждого вопроса МНОГОВАРИАНТНО, потому что ученическая деятельность УРАВНОВЕШЕНА и рациональными, и эмоциональными нагрузками. Созданы условия для объединения в знаемом индивидуального понимания, потому что высока доля САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как в правильных, так и в неправильных предложениях, выводах.

Множественность взглядов, решений по поводу одного и того же становится материалом для мыслительной работы наедине, накладывает отпечаток на то, что еще предстоит изучить.

 

 

Из глубины веков.

Диалог Сократа с Главконом.

Главкон :

– Почему, когда ученик отвечал тебе, ты делал вид, что он открывает тебе неизвестное?..

Сократ:

– Я хотел, чтобы ученику было интересно мне отвечать!

Вспомните в этой связи довольно типичную ситуацию на экзамене, когда члены комиссии разговаривают меж собой, а предоставленный самому себе ученик невольно ощущает ненужность, эмоциональную подавленность, хуже играет, замолкает в растерянности...

В роли педагога мы должны: создавать интерес по отношению к своему предмету, опираясь на силы саморазвития ученика, заложенные самой природой, и ни в коем случае не подавлять эти силы. Надо сохранять индивидуальность ученика, воспитывать его чувство собственного достоинства, беречь его здоровье, не разрушать его систему жизнеобеспечения, развивать конкретное мышление на основе эмоциональных восприятий.

Если воспитательные и педагогические усилия не дают результата, это значит, что взрослый не учитывает природу детского восприятия, индивидуальность маленького человека. Весь организм ребенка автоматически включает системы самосохранения: вводит в действие оборонительный рефлекс и отключает ориентировочный.

Рассмотрим взаимосвязь между здоровьем и методами ведения урока.

Для того, чтобы СЛОВО не потеряло свое сигнальное значение; чтобы подрастающий человек мог правильно ориентироваться в окружающей действительности; чтобы не передать будущим поколениям искаженных механизмов приспособления, в которых утрачиваются формы человеческого поведения и здоровье.

 

Жизнь схематически можно представить в виде дерева. От рождения вверх и в стороны расходятся ВАРИАНТЫ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Варианты даже одного действия бесконечно разнообразны, а размеры вариантности «дерева жизни» каждого человека должны возрастать до космических размеров.

Однако мы часто стараемся уменьшить вариантность до примитива, понимая процесс воспитания и обучения не как развитие живого существа, а как процесс ПОДЧИНЕНИЯ своему «Я».

Педагог, воспитатель, не учитывающий природных механизмов в общении с детьми, приобретает авторитарность мышления, постепенно теряя человечность, вырабатывает диктаторский метод, основанный на беспрекословном подчинении. И главным методом приобщения к знаниям становится насилие. Человек с авторитарным, властным складом мышления не чувствует потребность изучать законы природы. Он УСТАНАВЛИВАЕТ их САМ.

Мы с вами часто сталкиваемся с людьми, которые ОБЕЩАЮТ, НО НЕ ВЫПОЛНЯЮТ ОБЕЩАННОГО. Будем снисходительны к ним: они не виноваты. Их «изготовили» искусственным путем, не давая реализовать генетические потребности первой сигнальной системы, потребности ДЕЛА, действий, деятельности... У них потеряна связь с действительностью, понимание, что такое ЗАКОН ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

Психологическая разрядка.

Открытие стадиона в Лужниках.

Предстоит матч с Японией. Жара. Народ не только на трибунах, но и в проходах, на ступенях... Диктор объявляет: «Сейчас выступит японский генерал...» Генерал говорил 27 минут. Когда он наконец закончил, то от облегченного вздоха болельщиков обвалилась бы крыша, если б она тогда была... Встает диктор и говорит: «А теперь прослушайте перевод речи генерала...» Снова вздох, но уже наполовину со стоном. А переводчик сказал: «Наса генерала сказала: в здоровом теле – здоровый дух!» – и сел. Трибуны взорвались аплодисментами.

Или еще один пример – о человеке дела.

Рано утром на квартиру Ф.И.Шаляпина прибегает взволнованная певица и просит его обязательно прийти к 12 часам в театр: будет профсоюзное собрание – обсуждение объявленной уравниловки.

Шаляпин: «Что это такое?»

Певица: «Нам сказали, что теперь все будут получать одинаковое жалование: дирижер, рабочий сцены, билетеры...»

Шаляпин пришел на собрание с некоторым опозданием, сел, прослушал бурные дебаты с чиновником и вышел.

В половине седьмого он пришел в театр в робе и сапогах и начал таскать кулисы. Через некоторое время к нему подошел дирижер и сказал: «Федор Иванович, пора готовиться к спектаклю».

Шаляпин: «Сегодня за меня будет петь Федя. Я работаю за него сейчас».

 Спектакль был сорван, выплачена неустойка. На следующий день уравниловка в театре была отменена.

 

Тема для обсуждения:

ПРИМЕР: слуховой анализ, который делается ВОПРЕКИ природе восприятия.

Педагог играет интервалы, ученики поочередно отвечают: первый ответил, второй... Пятый ученик, несмотря на хороший слух, может и ошибиться – именно потому, что он ПЯТЫЙ: слушал своих товарищей и его анализатор устал, переключился на заторможенное состояние... А именно в это время ученик был поставлен в условия активизации надоевшего процесса: слушай и отвечай!.. Несколько таких ситуаций – и ученик теряет веру в себя. Этому способствует осуждающий взгляд педагога, его замечания и, конечно, поставленная оценка – ниже прежних...

Естественно, чем старше ученики, тем длительнее может быть время внимания, сосредоточенности.

ПРИМЕР методики слухового анализа, который делается в СОГЛАСИИ с природой восприятия.

 ВСЕ одновременно пишут интервалы в приготовленные, положим, шесть тактов. Вначале это может быть запись только цифрового обозначения интервалов, сыгранных в виде «интервальных дорожек», то есть: несколько секунд, кварт, терций... Звучат они в РАЗНЫХ регистрах, с РАЗЛИЧНОЙ динамикой и ритмом. Восприятие индивидуально. Задача не уличить в неумении слышать, а развить слух. Кто-то сразу услышал, кому-то необходимо более длительное время для определения интервала. После записи педагог спрашивает каждого отдельно. Приготовленных тактов может быть и меньше. Постепенно количество их можно увеличивать. Тот, кто устал уже на третьем-четвертом интервале (никогда не надо забывать слабых, чтобы не превратить их в отстающих), тот делает над собой усилие. Но оно не удручает, потому что конец близок. Как важны эти маленькие усилия! Они помогают воспитывать волю.

ВЫВОДЫ. Педагог понимает, что регуляторные системы требуют компенсации затраченной энергии данной группы нейронов. Для этого нужен не полный отдых, а включение в работу других отделов головного мозга, которые бездействовали. Так активность восприятия можно поддерживать в течение всего урока.

 

* *

*

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Почему Л. Н. Толстой во многих произведениях, в том числе публицистических, повторяет фразу: «Вся культура, нравственность от крестьянства».


* Система (греч. sistema) – составленное из частей. Множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний), представляющих собой определенное целостное образование, единство; порядок, обусловленный правильным расположением частей в определенной связи, СТРОГОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕЙСТВИЙ.

** Операция (лат. operatio) – действие, направленное на выполнение какой-либо задачи.

*** Член-корреспондент Академии Наук Белоруссии Н.И.Аринчин ввел в обиход слово ГОМОкибернетика — искусство управления мыслями, дыханием, психикой и т.д. Главное в применении кибернетики — регулярность и отсутствие перегрузок. В настоящее время развиваются области кибернетики: биокибернетика медицинская, техническая, экономическая… Систему научений действиям, которыми управляет учитель, можно назвать педагогической кибернетикой.


Глава 3

 

 

ПРИРОДА

САМОРАЗВИТИЯ

Природа и только природа имеет право диктовать методы воспитания и образования.

Г. Селье

 

С небольшим пока запасом знаний о природных механизмах человека вообще обратимся к особенностям детского возраста в частности. Самое трудное в работе педагога – создание обратной связи. ПОЧЕМУ?

Потому что: надо избегать информации, которая не находит ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТКЛИКА. Она не бесполезна, а вредна, так как не способствует развитию интеллекта.

Что нужно сделать, чтобы ребенок захотел учиться, как приОХОТИТЬ ученика к знаниям?

 (В буквальном смысле охота за интересом ученика!) Необходимо:

1. Знание и понимание особенностей детского возраста.

2. Знание и понимание дискретного освоения знаний.

3. Знание и понимание своей роли воспитателя, педагога, от которой зависит очень много, иногда почти все.

 

Итак, первое: ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.