Итак, второе: ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ ДИСКРЕТНОГО ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Психологический аспект сенсорно-моторного (оперантного) метода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим шаги постепенного усложнения действий в освоении: НОТНОГО СТАНА, понятий ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ (белые и черные пуговицы) и ОРГАННЫЙ ПУНКТ, через выразительное пропевание (речитатив) слов на заданной высоте (см. Приложение 4).

Вся природа, окружающая нас, развивается дискретно (лат.прерывистый, состоящий из нескольких частей). За восприятием следует усвоение полученной информации, обогащение предыдущего опыта, накопление знаний. (Шаг и усвоение его, раздражение и торможение).

 

Процессы раздражения и торможения постоянно переходят один в другой. (Работа и отдых, но отдых активный). Осуществляется этот переход посредством ИРРАДИАЦИИ, КОНЦЕНТРАЦИИ И ИНДУКЦИИ. Иррадиация – возбуждение, которое обеспечивает распространение нервных импульсов от очага возбуждения к коре головного мозга, что составляет первую сигнальную систему. Концентрация сосредотачивает возбуждение в определенном участке коры головного мозга, регламентирует деятельность тех или иных органов человеческого тела. Это вторая сигнальная система – явление осознания. Индукция вызывает появление противоположных нервных процессов, ответное действие. Торможение одних участков головного мозга вызывает возбуждение в других и наоборот.

 

ВЫВОД

«Все, что мы знаем в реальности, исходит из ОПЫТА и завершается им».

Ганс Кребс.

 

Дискретность – один из законов любого умения, навыка, знания. Энергия движения сменяется энергией активной неподвижности – внутреннего усвоения приобретенного и отсеивания ненужного. Психическая деятельность – познание отсеивает избирательно, в зависимости от направленности ума и чувств. Поэтому одну и ту же роль, произведение каждый прочитывает и играет неповторимо.

 

Психологическая разрядка.

Из воспоминаний Топоркова о Станиславском. Длительное время Станиславский работал с Топорковым над ролью городничего. После генеральной репетиции он сказал Топоркову: «Теперь, после десяти спектаклей, вы научитесь находить свое место на сцене, а через пятьдесят начнете думать о каждом из своих партнеров, а через сто поймете, что хотел этим произведением сказать Гоголь».

 

Каждому из нас это знакомо. Когда мы перечитываем какую-то книгу через год, через десять лет, мы каждый раз находим в ней то, что не заметили раньше.

Обратимся к раннему возрасту детей. Почему на вопрос: «Что тебе почитать?..» – ребенок отвечает, например: «Петушок» (и сегодня, и завтра, и через несколько дней, а взрослым уже и надоело). Оказывается, вначале ребенок усваивает именно существительные (а потому и изъясняется ими, вынимая их из смыслового потока): дед, баба, курочка – а глаголы только слышит (подготовка к осознанию), но говорить начинает через некоторое время.

В речи так же: вначале ребенок осознает связь предмета с обозначающим его словом, то, что ПРЕДСТАВЛЕНО перед его глазами (в книжном рисунке) – то есть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (Формируется абстрактное мысленное представление, отвлеченное от конкретного).

Во фразах: «Покажи глазки... Принеси зайку...» Он уже понимает слова «глазки», «зайка», остальные (глаголы) только слышит, готовится к осознанию, что можно назвать «опережающим обучением».

Почему он приносит зайку, показывает глазки?.. Потому что мы, многократно повторяя слова, показываем жестом – «там», на себя – «мне», машем руками, качаем головой с одобрительным выражением лица, если ребенок пошел к тому месту, где лежит зайка...

Ребенок читает наши жесты, а еще больше – выражение лица. Так же постепенно осознается смысл глаголов. В такой же последовательности малыш усваивает прилагательные. Сперва прислушивается к новым звуковым сочетаниям... Усвоение идет через многократный повтор с помощью жестов, мимики. Но здесь огромную роль играет ИНТОНАЦИЯ. На это обратим внимание.

Взрослый читает: «Ушки у зайки большие», – голос бессознательно становится более низким, громким, слово растянуто: «А у мышки – маленькие», – голос высокий и тихий: «Глазки у котенка веселые, а у щеночка – грустные», – меняется ритм произнесения, темп, регистр: «Волк зло-о-ой, лиса хи-и-итрая»... 

Остановимся на интонационном воспитании детей в домашних условиях и в условиях детского сада. Мало кто из воспитательниц будет читать сказки так, как читает их мама.

Восполнению этого пробела раннего возраста поможет выразительное пропевание слов в работе над метро-ритмом и при освоении нотного стана. Интонационное их разнообразие изменяет выражение лиц. Помогает освоению интонационной выразительности психомоторика, то есть прохлопывание ритма пропеваемых слов, а также пение песен с одновременным прохлопыванием или вышагиванием ритмического рисунка. Через двигательные, мускульные ощущения ребенок накапливает и тренирует оттенки чувствований, их глубину и разнообразие. Позже он реализует их при игре на инструменте, слушании музыки, в повседневной жизни.

Таким образом, усвоение многих разделов музыкальной грамоты может хоть в какой-то мере помочь реализации невостребованных рефлексов, расшифровке эмоциональной стороны речи, которая несравненно богаче смысла слов.

Позже, слушая слова, прочитанные по бумаге, человек, лишенный возможности высказать СВОЕ мнение, предложение (в которых огромное значение имеют не только мысли, но и выразительность их проговаривания), теряет ощущение СИГНАЛЬНОГО значения слова, ведь оно обращено к разуму БЕЗ ВКЛЮЧЕНИЯ ЧУВСТВОВАНИЙ. Не потому ли столько слов говорится?.. Глубину смысла стараются передать через КОЛИЧЕСТВО СЛОВ, а не разнообразие интонаций.

 

Когда ребенок начинает говорить, он осваивает вначале существительные, затем глаголы, прилагательные... Причем на всех этапах главенствует детская формула усвоения: «Вначале слушаю. А потом начну говорить!» 

 

В рамках каждого этапа освоения речи (существительные – глаголы – прилагательные) ребенок расширяет опыт постепенного запоминания через осознание подобия и различия. Это некая пирамида, в которой главное – то, что подлежит усвоению, – многократно повторяется, связывается с «фоном», еще не осознанным, но уже присутствующим... 

Аналогично усваиваются вопросы и ответы.

В начале: ЧТО ЭТО?.. КТО?.. КУДА?.. ГДЕ?.. 

Затем – КАКОЙ?..

И, наконец, – ПОЧЕМУ?.. ЗАЧЕМ?.. (Философские вопросы).

По закону дискретности ребенок познает окружающее, все виды знаний, в том числе и музыкальный язык. Для этого необходима разработка пошагового освоения музыкального языка, в котором были бы учтены два аспекта:

психологический аспект – оптимизация обучения, сенсорно-оперантный метод приобретения знаний (чувственно-двигательный);

познавательный аспект – доступность усвоения с различной конечной целью для будущих музыкантов и для тех, кто учится для себя.

В этом заключается идея приобщения всех детей к миру музыкального искусства.

Естественно, пошаговое освоение требует систематизации учебного материала по каждому из видов знания, в котором главным была бы не программа по грамматике музыкального языка и сольфеджио, а логика музыкального процесса, – то, что необходимо тем и другим.

В этом случае меняется роль педагога. Он должен научиться управлять самостоятельными действиями учеников.

Каждое действие – операция, шаг. Эти шаги получили название алгоритмов. Усвоение шага: постоянное его повторение с вариантами в рамках одного вида работы (углубление понимания, использование в других видах деятельности, создание широких ассоциативных связей, осознание которых надо ожидать не сразу). Каждый новый шаг – открытие, сделанное самими учениками или через действия, подсказанные педагогом.

 

Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми) – система* операций**, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их исполнения приводит к решению поставленной задачи.***

Что такое «применение по строго определенным правилам»?

 

Такими правилами являются:

1. Последовательность усложнения. Чем младше возраст ученика, тем меньше объем шага (реализация природного механизма дискретности).

Процесс усвоения можно сравнить с формой рондо, в котором известное-рефрен постоянно чередуется с новым материалом – «эпизодами».

2. Направленность шагов: раскрытие выразительности музыкального языка, от разъединения элементов музыкальной речи с постоянной вариантностью ритма, динамики, темпа, регистра к постепенному объединению всех средств выразительности.

3. Знания добываются самостоятельными усилиями каждого ученика, а не присвоением их через словесные определения. Учащиеся обучают сами себя путем выполнения определенных действий, которыми управет педагог (метод реализации понятия «учащийся», т. е. обучающий самого себя).

 

Знание и понимание механизма ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РЕФЛЕКСА должно привести к выводу о необходимости исключить из методик узкое понятие ОБУЧЕНИЕ, на дело всей жизни – помогать САМОРАЗВИТИЮ.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.