Гендерная психология
Учебно-методическое пособие для вузов
Издательский дом ВГУ
2015
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, 8 октября 2015 г., протокол № 1400-07
Рецензент доктор педагогических наук, профессор Н. И. Вьюнова
Учебно-методическое пособие для вузов подготовлено на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 3-го курса очной формы обучения и магистрантов направления «Психология» факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Для направления 37.03.01 – Психология
Б1.В.ОД.15
М1.В.ДВ.2.2
Содержание
Предисловие 4
1. Краткий курс лекций по дисциплине «Гендерная психология»
1.1. Краткая история формирования гендерной психологии 5
1.2. Основные разделы гендерной психологии 8
Вопросы для самопроверки 13
Исследовательская работа студентов 13
Учебные задания 21
1.3. Методы гендерной психологии 21
1.4. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики
мужчин и женщин 22
Вопросы для самопроверки 24
Учебные задания 25
1.5. Личностные характеристики мужчин и женщин 26
Вопросы для самопроверки 28
Учебные задания 29
1.6. Социальное поведение мужчин и женщин 30
Вопросы для самопроверки 32
1.7. Родительство в гендерном аспекте 32
Вопросы для самопроверки 41
Учебные задания 41
1.8. Девиантные отношения мужчин и женщин 42
Вопросы для самопроверки 49
Учебные задания 49
2.1. Детская художественная литература как источник
психологических знаний о гендерных особенностях детей 50
Вопросы для группового обсуждения 51
Исследовательская работа студентов 51
2.2. Женские и мужские образы в произведениях художественной
литературы 52
Исследовательская работа студентов 54
3. Аттестация студентов 57
3.1. Текущая аттестация 57
3.2. Промежуточная аттестация 58
3.3. Проблемные задания по курсу «Гендерная психология» 59
3.4. Задания для творческого прохождения промежуточной
аттестации 60
Словарь терминов 61
Литература 69
Приложение А Образы родителей в художественной литературе 71
Приложение Б Гендерные стереотипы в поведении мужчины на
любовном свидании 73
Приложение В Тесты для самоконтроля знаний студентов 76
Предисловие
В последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, в системе отечественного высшего образования приобретает все большее распространение и популярность.
«Гендерная психология» – теоретическая отрасль психологической науки.
В процессе усвоения данного курса студенты должны изучить основные этапы становления гендерной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки; ознакомиться с методами и методиками изучения гендерных аспектов личности; установить взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью психологов; сформировать умения учитывать гендерные особенности в процессе профессионального взаимодействия с людьми; выработать умения и навыки решения психологических задач и ситуаций, связанных с реализацией гендерного подхода.
Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога-исследователя, консультанта и руководителя тренинговых групп, он предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам.
Учебно-методическое пособие содержит: краткий теоретический курс по дисциплине «Гендерная психология»; вопросы для самопроверки на закрепление изучаемого материала; задания для исследовательской работы студентов, дополнительные материалы для самостоятельной проработки некоторых тем и проблем, вариативные формы организации аттестации студентов, список литературы и тесты для самоконтроля знаний студентов.
1. Краткий курс лекций по дисциплине «Гендерная психология»
Психология женщины
Этот раздел изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Очень часто в зарубежных работах переплетаются психология женщины и психология гендерных различий – и по экспериментам, на которые ссылаются, и по концепциям, которые лежат в их основе и которые их объясняют, поскольку, характеризуя женщин или девочек, непременно обращаются и к мужчинам. Эта традиция – изучать женщин и мужчин в сравнении – делает размытой границу между обоими разделами, однако у психологии женщин существует и свой специфический предмет: те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего – связанные с женской физиологией.
Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов и климакса.
Помимо этого, предметом психологии женщины становятся материнство (особенно в ситуации неполной семьи, когда нет феномена, с которым можно было бы провести сравнение, – отцовства), женская занятость и женские профессии (особенно те, где нет мужчин или их так мало, что сравнение не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантное поведение и специфические женские заболевания.
Психология мужчины
Предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи. Часто сравнение с женщинами также нерелевантно – ибо самая маскулинная женщина отличается от самого фемининного мужчины. Также существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин. Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или их чрезвычайнс мало), а также мужские группы – деловые, профессиональные, клубы, компании, куда женщин не допускают. Маргарет Мид (1988) описывает такие клубы в различных культурах. Словом, есть область, которая требует своего развития. И психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику – от психофизиологии до социальной психологии.
Гендерная социализация
Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.
Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Основные аспекты социализации: присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть воздействие среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизведения социального опыта, то есть воздействие человека на среду). В рамках гендерной социализации под присвоением мы понимаем то, что с самого начала ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы считаете, когда начинается процесс гендерной социализации человека?
2. Насколько сильно родители влияют на процесс гендерной социализации?
3. Назовите основные институты социализации, какую роль каждый из них играет в процессе гендерной социализации?
4. Какой из институтов социализации транслирует наиболее жесткие гендерные стереотипы?
Исследовательская работа студентов
Обсуждается вопрос о том, что родители одевают ребенка в соответствии с его полом или в соответствии со своими представлениями, не всегда учитывая желания ребенка.
Одежда, традиционная для мальчика, не сковывает движений, позволяет ребенку быть активным, ребенок не боится ее запачкать, следовательно, такая одежда определяет активность ребенка.
Одежда девочек, напротив, сковывает движения, заставляет быть аккуратной (так, некоторые родители любят одевать девочек в нарядные платья и туфли), что приводит к пассивности девочек. Требования к поведению мальчиков и девочек также зачастую различны, от мальчика требуют активности, инициативы, отсутствия излишних эмоций (особенно слез), от девочек ожидают пассивности, спокойствия, аккуратности, эмоциональности. Игрушки мальчиков и девочек кардинально различаются. Так, игрушки мальчиков (машины и трансформеры) больше направлены на созидающую деятельность, на развитие пространственных представлений; игрушки девочек (куклы, наборы доктора и парикмахера, посуда) позволяют играть в ролевые игры пассивного характера, игры, в которых роли достаточно четко прописаны и установлены.
1. Студентам предлагается разыграть ситуации, которые имеют место в традиционно-патриархальной и эгалитарных семьях, сравнить подходы родителей в разных типах семей к одной и той же проблеме. Например, мальчик просит купить ему куклу, девочка просит подстричь ее «под мальчика». Студенты проигрывают каждую ситуацию, обсуждают последствия каждого типа поведения родителей на ребенка.
2. Большую роль в воспитании ребенка играет литература. Вспомните, пожалуйста, детские сказки, сильно ли отличаются роли мужчины и женщины в сказках? Какими сказки учат быть девочек? Мальчиков? Сказки, где главное действующее лицо женского пола. В большинстве сказок персонажи – воплощение «традиционной женственности», героиня обычно является объектом спасения («Морозко»), безропотность женщины восхваляется («Золушка»), женщина обязательно должна быть рукодельницей, награда же за терпение – хороший жених, «ленивицы» обычно наказываются. Авторитаризм «мачех» в сказках – великое зло, точно также осуждается и мужчина, не способный подчинить себе женщину. Сказок, в которых основной персонаж – женщина-богатырка – значительно меньше. Сказки, где главное действующее лицо – мужчина – это в основном сказки, в которых желанным «призом» герою становится невеста, а также прилагающиеся к ней богатство и признание.
3. Какие ценности прививаются в детском саду и школе? Отличаются ли подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек? Порицание фемининности мальчиков (слезы) и маскулинности девочек (неряшливость, агрессивность, излишняя двигательная активность). Тенденция склонять мальчиков к изучению точных наук, а девочек – гуманитарных.
4. Вспомните, пожалуйста, школьные учебники, подвержены ли они влиянию сексизма? Девочки чаще заняты в сфере обслуживания (моют посуду, убирают, накрывают на стол), а мальчики – в инструментальной (копают, строят). Кроме того, девочки чаще заняты пассивной деятельностью (шьют, вяжут), а мальчики активной (спорт, подвижные игры). Таким образом, учебники предлагают упрощенные модели поведения, обусловленные половой принадлежностью.
5. Какое распределение ролей мужчины и женщины транслируют нам СМИ (реклама, пресса)? Мужчина в основном объект, женщина – субъект сексуальных взаимоотношений, женщина больше занята в сфере обслуживания семьи, мужчина – в профессиональной сфере. Фемининность мужчины порицается прессой. Образы мужчины и женщины в СМИ.
5. Существует ли дискриминация женщин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?
6. Существует ли дискриминация мужчин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности? Мужчина подвергается дискриминации в семье (от мужчины требуется содержать семью, если же он не в состоянии этого делать, то его статус значительно снижается).
7. Мешает ли дискриминация свободному развитию мужчины и женщины? Ставит ли она какие-то рамки, за которые сложно выйти?
Методы гендерной психологии
1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках личности женщин и мужчин.
2. Эксперимент как правило, широко не используется.
3. Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачи подходят для одного пола и не подходят для другого.
4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине. Последнее замечание, высказанное Геймансом, впоследствии было подтверждено исследованиями психологии лидерства.
5. Анкетирование. Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых — в частности, их эмоциональность. В настоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование.
Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинами необходимо применять такие задачи, которые были бы сформулированы на языке, понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам. Если эти особенности не учитываются, то это приводит к искажению результатов.
Важным оказался и пол экспериментатора. Все эти случаи свидетельствуют о том, что нужна гендерная экспертиза психологических методик для оценки их пригодности при изучении обоих иолов. Некоторые методики нужно создавать заново или адаптировать уже известные специально для изучения определенных проблем (к примеру, состояние женщин во время беременности и после родов, во время менструального цикла).
Вопросы для самопроверки
1. В чем проявляются половые различия по вниманию? Расскажите о половых различиях по памяти в зависимости от характера запоминаемого материала.
2. Влияет ли возрастной фактор на половые различия по памяти? Обоснуйте свой ответ.
3. Что такое эффект самореферентности? У кого он наиболее выражен?
4. В чем различие мужчин и женщин как свидетелей?
5. Расскажите об исследованиях половых различий по общему интеллекту. Что они обнаружили?
6. Что такое спонтанное речевое поведение? Имеются ли по нему половые различия?
7. Расскажите об исследованиях половых различий по речевым способностям.
8. Что такое математическая тревога? У кого она чаще проявляется? Какой пол имеет преимущество по математическим способностям?
9. В каких ситуациях чаще плачут мальчики, а в каких – девочки?
10. Какой пол является более эмоциональным? Проиллюстрируйте свой ответ экспериментальными данными.
Учебные задания
1. Спросите у своих знакомых-непсихологов о том, у кого, по их мнению, лучше память – у женщин или у мужчин? Обсудите в группе вопрос о распространении житейских представлений о половых различиях по вниманию и памяти. Какие следствия порождают такие житейские представления?
2. Напишите сочинение на тему «Мужчины и женщины в роли свидетелей: как их показания могут повлиять на судьбу преступника и жертвы обоего пола». Составьте рекомендации юристам, работающим со свидетелями. Обсудите проделанную работу в группе.
3. Опросите 3 девочек и 3 мальчиков на предмет того, любят ли они математику и испытывают ли страх перед ней. Обсудите результаты в группе, включив в обсуждение вопрос о том, по каким показателям можно судить о математических способностях.
4. Проведите в группе дискуссию о том, как изменились ваши взгляды на половые различия по интеллектуальным и эмоциональным характеристикам с момента поступления на психологический факультет, а также обсудите проблему влияния гендерныхстереотипов на эффективность работы психолога.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое гендерная идентичность? Назовите этапы в истории ее изучения и охарактеризуйте каждый из них. Кто из психологов внес вклад в это изучение?
2. Что такое андрогиния? Как менялись взгляды психологов на это явление? Как она связана с понятием здоровой гендерной идентичности?
3. Перечислите факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности. Как вы считаете, какой из факторов является главным?
4. Расскажите об исследованиях различных аспектов самооценки у обоих полов. Чем можно объяснить полученные результаты?
5. Какие факторы влияют на устойчивость самооценки у представителей обоего пола? Обоснуйте свой ответ.
6. Что такое проективный образ? Как пол этого образа влияет на мотивационный профиль испытуемого? Расскажите о феномене боязни успеха. Кто его обнаружил? Какие половые различия выявлены при его исследовании?
7. Как соотносятся ориентация на задачу и на межличностные отношения у обоих полов в детстве и взрослости?
Учебные задания
1. Внимательно прочитайте материал об андрогинии. Выберите для исследования 5 женщин и 5 мужчин. Попытайтесь до эксперимента оценить их по выраженности у них маскулинности, фемининности и андрогинности по десятибалльной шкале. Обработайте результаты. Сравните их с вашими оценками. Если результаты вопросника и ваших оценок не совпадают, попытайтесь объяснить, в чем причина такого несовпадения.
2. Обсудите в группе две концепции андрогинии: С. Бэм и Д. Спенс. Какая из них кажется вам более правдоподобной? Используйте в дискуссии данные мета-анализа М. Тейлор и Д. Холл.
3. Проведите исследование по методике ТАТ («деловой» вариант X. Хекхаузена) с двумя испытуемыми: женщиной и мужчиной. Сделайте выводы о наличии у испытуемых мотива достижения, мотива власти и мотива аффилиации, о структуре мотивов (какой из них преобладает) и о позитивной или негативной направленности каждого мотива (например, преобладание мотива успеха над мотивом неудачи). Сравните результаты у обоих испытуемых.
4. Проведите исследование по методике изучения мотивации достижений с двумя испытуемыми: женщиной и мужчиной. Сделайте выводы о наличии у испытуемых мотива достижения. Имеются ли различия результатов у испытуемых разного пола?
5. Проведите исследование с 5 женщинами и 5 мужчинами-испытуемыми по шкале макиавеллизма. Используя свои результаты, проведите в группе дискуссию на тему «Кто большие макиавеллы: мужчины или женщины?»
6. Разбейтесь на две подгруппы. Первая отстаивает позицию: «Гендерные стереотипы оказывают существенное влияние на половые различия по личностным характеристикам», вторая – «Роль гендерных стереотипов в личностных различиях между мужчинами и женщинами сильно преувеличена». Проведите дискуссию, обсуждая эти позиции.
7. Подготовьте обзор методов и методик для изучения гендерных характеристик личности.
Успешность деятельности
Широко распространено представление о том, что мужчины более продуктивны, чем женщины. При этом имеются в виду либо все виды деятельности, либо те, которые особенно ценятся обществом – политика, наука, искусство, спорт. То, что у женщин либо нет выдающихся успехов в этих областях, либо они гораздо скромнее, чем у мужчин, обычно объясняют отсутствием соответствующих способностей, что, в свою очередь, часто служит главным аргументом для оправдания гендерной диспропорции в престижных профессиях.
На протяжении всего школьного (и даже в начале вузовского) периода девочки учатся лучше мальчиков, но учителя не замечают этих успехов. Они уделяют мальчикам больше внимания и времени и в целом относятся к ним более позитивно, чем к девочкам. Скорее всего, это связано с тем, что мальчики чаще нарушают дисциплину и, соответственно, требуют большего внимания, а также с тем, что они, по сравнению с девочками склонны к более нестандартным ответам и оригинальным решениям, что привлекает больший интерес учителей.
Вспомним один интересный эксперимент. Учителям сообщили имена детей, которых психологи по результатам тестов отнесли к одаренным (на самом деле это были обычные дети, и выбраны они были случайно). На учителей это произвело впечатление, и они стали чаще обращаться к этим детям, взаимодействовать с ними, уделять им больше внимания. В результате, через некоторое время дети в самом деле изменились – стали лучше учиться, более творчески подходить к заданиям, т. е. оправдывать звание одаренных. Именно в таком положении и находятся мальчики. Девочки же, видимо, начинают принижать свои успехи, так как они считаются либо само собой разумеющимися, либо доказательством лишь усердия, а не способностей. Таким образом, гендерные установки учителей и воспитателей могут серьезно влиять на успехи учащихся разного пола.
Существует мнение, что женщины выполняют свою работу иначе, чем мужчины, и в целом хуже. Таким образом, мужской способ работы принят за эталонный, а отклонения от эталона считаются показателем меньшей успешности.
Существуют данные и о превосходстве мужчин. В частности, мужчины опережают женщин по креативности (по количеству творческих решений). В соответствии со стилем поведения задачи можно разделить на инструментальные и экспрессивные. Первые из них требуют ориентации на продуктивность, вторые – на взаимодействие с членами группы. Мужчины лучше справляются с пространственными и моторными заданиями, а женщины – с заданиями, требующими вербальных способностей.
Свою роль играет мотивация. Считается, что меньшая продуктивность женщин при выполнении некоторых заданий связана с отсутствием у них соответствующей мотивации. Когда женщин поощряли к развитию более благоприятного отношения к решению проблем, их показатели в решении этих проблем улучшались (хотя и оставались более низкими, чем у мужчин).
Более поздние исследования демонстрируют большее превосходство мужчин по продуктивности работы. Это очень интересный факт. То, что испытуемые разного пола узнают о себе из публикаций психологов, может оказывать внушающее действие: результаты воспринимаются как норма поведения, вследствие чего и мужчины и женщины стараются соответствовать этим нормам. Здесь следует подумать о методиках измерения успешности мужчин и женщин, устойчивых к таким влияниям.
В соответствующих полевых исследованиях изучаются в основном два следующих аспекта проблемы: насколько подчиненные удовлетворены своим руководителем (мужчиной или женщиной) и как себя чувствуют менеджеры, работающие в окружении представителей своего и противоположного пола.
Вопросы для самопроверки
1. Какие стили поведения вы знаете? Как они проявляются у женщин и мужчин в детстве и во взрослости?
2. Охарактеризуйте наиболее известные лидерские стили. Различаются ли по ним мужчины и женщины? Обоснуйте свой ответ.
3. Сравните школьную успеваемость девочек и мальчиков и критерии ее оценки. Почему не совпадают объективные и субъективные критерии?
4. Сравните успешность лидеров разного пола, используя экспериментальные данные. Какие условия определяют половые различия в этом плане?
5. Что такое скрытая гендерная программа? Как она влияет на продуктивность работы?
6. Каковы особенности гендерной ситуации у мужчин и женщин – руководителей?
Обучение и информирование
Отцы чаще матерей демонстрируют интеллектуальное общение с детьми. Они обучают их, объясняют непонятное, дают информацию (Бронштейн), более активно, чем матери, развивают у детей мотивацию к –Возможно, женщины часто не владеют той информацией, которая есть у мужчин, и не могут ответить на многие вопросы ребенка. Мне кажется, что этот фактор тоже может быть важным для восприятия отца как более авторитетного члена семьи. С другой стороны, женщины должны расширять кругозор, чтобы быть интересными своим детям и уметь ответить на их вопросы. Мне кажется, что, несмотря на имеющиеся знания и интеллект, мужчина может также уклоняться от ответа на вопросы ребенка, говоря, к примеру: «Отстань, я устал». Поэтому отцам необходимо разъяснять их позитивную роль в воспитании детей.
Следующий фактор, который оказывает мощное влияние на гендерные отношения в семье, – это соответствие поведения мужчин и женщин гендерным стереотипам (типичное или нетипичное поведение).
Вопросы для самопроверки
1. Одинаково ли поведение матери и отца по отношению к дочери и сыну?
2. Перечислите параметры, по которым различаются гендерные роли матери и отца по отношению к детям. Что означает каждый параметр?
3. Какие психологические проблемы возникают у мужа работающей жены?
4. В чем проявляются половые различия поведения в конфликтной ситуации?
Учебные задания
1. Назовите 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей. Какие из них свойственны мужчинам, а какие – женщинам?
2. Какие вы знаете стратегии взаимодействия супругов при воспитании детей? Внимательно изучите параграф о детской половой сегрегации. Составьте план беседы с детьми о выяснении признаков такой сегрегации в России. Затем, учитывая этот план, побеседуйте с детьми-ровесниками: мальчиком и девочкой.
3. Проведите в своей группе дискуссию на тему «Причины половой сегрегации в детстве».
4. Побеседуйте с 3 своими знакомыми мужчинами и 3 женщинами о мужской и женской дружбе. Спросите, встречали ли они случаи дружбы (без любви) между мужчиной и женщиной. Проведите в группе обсуждение результатов своего исследования.
5. Побеседуйте с мужчиной и женщиной одного возраста о том, как они относятся к возможной измене своего сексуального партнера. Проведите в группе дискуссию на тему «Мужчины и женщины в ситуации измены».
6. Опросите 5 супружеских пар (задавая вопросы мужу и жене по отдельности) о том, кто лидер в их семье и по каким признакам они это определяют. Обсудите в своей группе вопрос о том, как лидерство в семье влияет на взаимоотношения супругов.
7. Напишите сочинение на тему «Каким должно быть поведение матери и отца, чтобы у мальчиков и девочек формировалась здоровая гендерная идентичность».
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите о проявлениях мужской и женской субкультур в детстве. В чем проявляется конфронтация полов в детстве?
2. Сравните сексуальные установки у разных полов в детстве и юношестве. Чем они отличаются?
3. Назовите сходные и отличительные черты девиантного поведения, мужчин и женщин.
Учебные задания
1. Изучите материал о различиях в поведении мужчин и женщин в конфликтных ситуациях. Придумайте две ситуации гендерного конфликта (причина – половые различия личностных и поведенческих характеристик мужчины и женщины). Разыграйте в группе эти ситуации и обсудите способы разрешения подобных конфликтов.
2. Проведите в группе дискуссию на тему «Насилие против женщин и против мужчин: его проявления и причины».
3. Составьте план беседы с женщиной, подвергшейся жестокому обращению в семье. Проиграйте в парах заданную ситуацию. Насколько вам удается оказыватьэффективную помощь пострадавшей? Удается ли стимулировать пострадавщую к изменениям жизненной ситуации? Что мешает? Обсудите полученные результаты в группе.
4. Проведите исследовательскую работу по следующим темам: 1. Гендерный анализ возникающих психологических проблем. 2. Основные мифы о сексуальном насилии. 3. Сексуальная привлекательность партнера глазами мужчин и женщин.
2.1. Детская художественная литература как источник
Вопросы для группового обсуждения
1. В чем заключается место и роль художественной литературы в процессе личностного развития в период детства?
2. Обозначьте основные аспекты проблемы выбора «нужной» для ребенка книжки».
3. Попробуйте обосновать следующую точку зрения М. С. Петровского: «Детские впечатления сказки закрепляются в нашем сознании на всю жизнь…Сказка впечатана в нас навсегда – крупным шрифтом наших детских книг».
4. Какое значение для гендерной социализации детей имеет их литературное образование?
5. Чему учат русские сказки девочек и мальчиков?
6. Каковы возможности русских народныхсказок в плане трансляции гендерных идеалов?
7. Что несут в себе русские народные сказки – традиционные или нетрадиционные гендерные схемы поведения?
8. Существуют ли сказки, отражающие нетрадиционные гендерные стереотипы ?
9. Приведите примеры сказок с традиционными и нетрадиционными гендерными моделями поведения.
Исследовательская работа студентов
1. В качестве домашнего задания познакомьтесь с исследованиями, где представлена информация о гендерном измерении литературы для детского чтения, а также изучают содержание народных сказок. По материалам статей организуйте проблемную дискуссию на тему «Какие гендерные уроки приподносят детям народные сказки?»
2. Осуществить гендерный анализ произведений детской художественной литературы. Начать занятие целесообразно с пробного анализа литературных текстов. Для этого студентам раздаются отрывки и цитаты из стихотворных и прозаических произведений и предлагается, используя свои гендерные знания, проинтерпретировать их смысл, выявить скрытое послание автора.
Литературы
Произведения исскуства уникальны и неповторимы. Они являются результатом творчества автора и неизбежно отражают его личностную позицию, субъективное восприятие изображаемого или описываемого явления, его жизненный опыт. Безусловно, приоретет в описании ипознании человека в искусстве принадлежит художественной литературе. Обращение психологов к произведениям художественной литературы имеет давнюю традицию.
Отечественные и зарубежные ученые, принадлежащие к различным направлениям и школам, рассматривали художественные произведения как источник психологического знания и иллюстрировали свои теории и типологии персонажами из художественной литературы.
Первым появился психоаналитический подход к исследованию художественных произведений, творчества и личности писателей. Акцент при этом делается на анализе бессознательного в жизни человека. Это работы классиков психоанализа (З. Фрейда, С. Шпильрейн), индивидуальной (А. Адлер) и аналитической психологии (К. Юнг), гуманистической психологии (Э. Фромм) и др. Так К. Юнг считал, что предметом психологии в данном случае является предмет художественной деятельности.
Большое внимание произведениям художественной литературы как источнику психологического знания, уделял известный американский психолог, специалист в области психологии личности, сторонник индивидуального подхода Г. Олпорт. В своей статье «Личность: проблема науки или искусства?», ученый утверждал, что личность как часть психической жизни, существующая в единичных и индивидуальных формах, может быть предметом литературы в психологии.
Основными достоинствами художественной литературы являются целостность в описании характера и интерес к индивидуальности. К преимуществу психологии относится строгий и доказательный характер ее научных методов.
Психиатр и автор концепции об акцентуированных личностях К. Леонгард всю свою теорию и типологию проиллюстрировал примерами из художественной литературы. В произведениях художественной литературы человек предстает во всех своих многообразных проявлениях – во внутреннем диалоге и общении с людьми, в импульсивных действиях и продуманных поступках.
Текущая аттестация
С целью проверки знаний студентов, определения уровня и качества усвоения содержания курса «Гендерная психология» предлагаются следующие аттестационные задания.
1. Определите авторство предложенных отрывков, взятых из трудов зарубежных психологов с обоснованием своего выбора:
«Связь с отцом совершенно другая. Мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, мир вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.
Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание – главным грехом. И наказание за него – утрата отцовской любви».
2. Некоторые женщины Эллады оказали своим умом большое влияние на самых выдающихся людей своего времени. Олицетворением мудрости был не бог, а богиня (Афина, у римлян – Миневра). Одновременно женщина занимала в Древней Греции приниженное положение: не имела права голоса в гражданских делах, занималась только ведением домашнего хозяйства (к которому предназначала их сама система воспитания девочек в отличие от воспитания мальчиков, получавших самое широкое образование). Какое психологическое объяснение можно дать этой парадоксальной ситуации? Исключительна ли такая ситуация для стран Древнего мира? Как это выглядит сейчас?
3. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем «мужская и «женская личности»?
А) Все виды новых профессий, новые виды игр, спорта, хобби вначале осваеваются мужчинами, а только потом женщинами. Известно, что среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, даже среди вязальщиков в прошлые века и сейчас наблюдается разное соотношение полов.
Б) Особенно яркие отличия проявляются в психомоторике, что находит свое выражение в почерке. Так, у женщин почерк правильный, единообразный, точный, в то время как у мужчин неправильный, неравномерный, размашистый, некрасивый, ошибочный, индивидуально оригинальный. (К. Диукс).
Промежуточная аттестация
Вопросы к промежуточной аттестации (зачету).
1. История формирования гендерной психологии.
2. Предмет и задачи гендерной психологии.
3. Методы гендерной психологии.
4. Теории и концепции гендерной психологии.
5. Биологические аспекты половой дифференциации.
6. Половые различия в интеллектуальных, речевых и эмоциональных характеристиках.
7. Способности мужчин и женщин.
8. Гендерные стереотипы, их роль в жизни человека.
9. Структура гендерной идентичности.
10. Гендерная демография.
11. Социально-психологический анализ гендерных ролей.
12. Особенности личностных характеристик мужчин и женщин.
13. Особенности гендерной социализации в детском и взрослом возрасте.
14. Особенности социализационных функций школы на современном этапе.
15. Особенности поведения мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях.
16. Гендерные особенности воспитания детей родителями.
17. Гендерные особенности кризисов в семье.
18. Гендерная психология лидерства.
19. «Маскулинность» и «фемининность» в человеке. Теория андрогинности. Гендерно-ролевой конфликт.
20. Гендерный подход в психологической практике.
21. Гендерные стереотипы в спорте.
22. Гендерные установки в различных ситуациях.
23. Насилие в семье: гендерный аспект.
3.3. Проблемные задания по курсу «Гендерная психология»
1. Оцените идеи, которые были высказаны на первом этапе становления гендерной психологии, по их продуктивности для ее дальнейшего развития.
2. Составьте таблицу различий интерпретаций мыслей собеседника с позиции влияния гендера.
3. Проведите дискуссию на тему «Акселерация и развитие моторики: сравнение поколений» (на основе своих наблюдений за людьми разного возраста).
4. Перечислите параметры, по которым различаются гендерные роли матери и отца по отношению к детям. Что означает каждый параметр?
5. Проблема, известная как транссексуализм, возникает, когда человек чувствует, что он или она оказались в ловушке тела противоположного пола. Какая гендерная характеристика может почти целиком характеризоватьэту проблему?
6. Когда дети взрослеют, мужская склонность к инструментальному поведению входит в конфликт с женским стремлением к экспрессивному поведению. В каком возрасте такие конфликты становятся заметны?
7. Какие гендерные проблемы, являются наиболее перспективными для изучения?
Задания для творческого прохождения промежуточной
Аттестации
1. Составить кроссворд, включив в него не менее 20 понятий изученного курса.
2. Составить психологический словарь по определенной теме или теории отечественного или зарубежного гендерного психолога.
3. Составить тестовые задания в произвольной форме по одной из тем по гендерной психологии.
4. Представить биографию отечественного или зарубежного гендерного психолога.
5. Приведите примеры использования выдающимися отечественными психологами художественной литературы в своей профессиональной деятельности в целях более глубокого понимания психологии мужчин и женщин.
6. Выполните письменную работу в виде эссе на тему: «Любимый(ая) литературный(ая) герой(иня) моего детства», которая предполагает осмысление с позиций полученных новых знаний литературных технологий конструирования гендера, рефлексию собственного опыта детского чтения, связанного с процессом их гендерной социализации.
7. Проанализируйте приведенные примеры и ответьте, связаны ли между собой потребность в любви и привязанности с тревожностью.
А) Встречаются женщины, которые чувствуют себя несчастными и полны тревоги, если рядом нет мужчины; они будут заводить любовную связь вскоре разрывать ее, опять чувствовать себя несчастными и полными тревоги. То, что это не является подлинным стремлением к связи с мужчиной видно потому что данные связи являются конфликтнымы и не приносят удовлетворения. Обычно эти женщины останавливаются на первом попавшемся мужчине, для них важно само его присутствие, а не любовная связь. Как правило, они не получают в таких отношениях и физического удовлетворения.
Б) Самоотречение может проявиться в желании заболеть сахарным диабетом, потому что тот человек, чьей любви он жаждет, занят исследованиями в этой области. Таким образом, обладая данной болезнью, он возможно, мог бы завоевать интерес этого человека.
В) Девушка, прошедшая через несколько любовных историй, каждая из которых заканчивается ее полнейшей зависимостью от очередного партнера, выработала независимое отношение ко всем мужчинам, стремясь лишь к удержанию своей власти над ними, не испытывая никаких чувств (К. Хорни).
Словарь терминов
Авторитарный лидерский стиль – поведение лидера, характеризующееся сосредоточением у него всей полноты власти.
Агапэ – альтруистический любовный стиль.
Агрессивная доминантность – стиль поведения, для которого характерно стремление подчинять себе других с помощью демонстрации агрессии.
Акселерация – ускорение развития поколения, родившегося позже, по сравнению со старшими поколениями.
Андрогиния – баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.
Андрогины – мифические существа, соединяющие в себе одновременно свойства мужчины и женщины; третий пол.
Бисексуальность – потенциальное соединение в человеке возможностей для развития и мужского, и женского пола.
Боязнь успеха – мотив достижения, при котором индивид в ситуации конкуренции со значимыми людьми отказывается от победы над ними из-за возможных негативных последствий.
Вторичная пропорция полов – соотношение родившихся живыми новорожденных мальчиков и девочек.
Гендер – социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется взарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный – женский (последнее – в основном в феминистской литературе).
Гендерная дискриминация – нарушение прав человека по признаку пола, лишение возможности удовлетворения основных потребностей и развития личности.
Гендерная диспропорция – неравное число мужчин и женщин в группе, организации, обществе и органах управления.
Гендерная идентичность – отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении.
Гендерная идеология – бытующее в обществе представление окачествах, которые являются предпочтительными для мужчины и женщины, а также о различии и сходстве между ними.
Гендерная сегрегация – преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола; наблюдается в детских играх без участия взрослых, а во взрослости – в дружеских и деловых отношениях.
Гендерная ситуация – характеристика среды, в которой действует индивид, по признакам, связанным с полом.
Гендерно-атипичное поведение – проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для противоположного пола.
Гендерно-типичное поведение – проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для данного пола.
Гендерно-типичные эмоции – эмоциональные реакции и состояния, проявляющиеся преимущественно у представителей определенного пола.
Гендерное неравенство – привилегированное положение одного пола и лишение привилегий другого пола; наблюдается в обществе в целом или в конкретной организации (предоставление рабочих мест, информации, назначение на должности по признаку пола).
Гендерное равновесие – практически равное количество женщин и в группе, организации, обществе.
Гендерные предубеждения – негативная установка (не всегда осознаваемая) по отношению к представителям своего или противоположного пола; проявляется в эмоциональном неприятии, осуждении, отрицательных высказываний.
Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.
Гендерный аутостереотип – шаблонное мнение о поведении, о характеристиках личности представителей своего пола.
Гендерный гетеростереотип – шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.
Гендерный стереотип – шаблонные житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола.
Гендерный стиль – стиль поведения индивида, соответствующий тендерным стереотипам для данного пола.
Гендерный эффект – явление, при котором фактор пола оказывается более значимым, чем другие факторы (например, оценка успешности руководителя по половому признаку).
Демократический лидерский стиль – поведение лидера, характеризующееся делегированием власти последователям, распределением ее между несколькими участниками.
Дивергенция полов – стремление к общению и взаимодействию преимущественно с представителями своего пола.
Доминантность – стремление навязать свое мнение, влияние с помощью силовых методов.
Женская субкультура – совокупность проявлений психики, которые формируются у девочек и женщин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у мальчиков и мужчин.
«Звездная болезнь» – метафора, которая используется для обозначения явления, когда успешные женщины, якобы «зазнавшись», не помогают другим женщинам сделать карьеру и считают ситуацию с женским лидерством благополучной.
Знаковая память – запоминание материала, который относится к классу «знаки»-цифры, буквы, знаки препинания, символы, знаки дорожного движения.
Зрительно-пространственные способности – совокупность показателей, получаемых при решении задач и тестовых заданий, связанных со зрительным анализатором, пространственными представлениями, ориентацией в пространстве.
Инструментальная тендерная роль – обычно требуемое от мужчины поведение, связанное с ориентацией на задачу, решение проблем (в семье – еще и на материальное обеспечение).
Интернальный локус контроля – особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.
Исследовательский плач – плач младенца как реакция познания среды – в ответ на новый стимул или новую ситуацию.
Когнитивный компонент эмпатии – способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы.
Коммуникативное внимание – внимание, направленное на собеседника, его слова, эмоциональное состояние, невербальные проявления и позволяющее сделать общение эффективным и приятным.
Коммуникативный плач – плач младенца, который связан с общением со взрослым: призыв о помощи, жалоба, страх перед незнакомцем, реакция на отсутствие матери.
Конвергенция полов – явление, противоположное сегрегации, стремление двух противоположных полов к совместному общению, деятельности.
Конкурентность – отношения и взаимодействие, характеризующиеся соперничеством, напряженностью.
Контрдоминантность – нежелание подчиняться при отсутствии стремления к доминированию.
Конфронтация полов – враждебные взаимоотношения между полами.
Личностная ориентация – ориентация на общение с другим человеком, внимание к его личности.
Людус – игровой любовный стиль, характеризующийся легкими отношениями.
Макиавеллизм – неагрессивное, осознанное манипулирование людьми, игнорирование их эмоций и потребностей, преследование во взаимодействии с ними своей личной выгоды.
Маниакальный любовный стиль – болезненный любовный стиль, характеризующийся чрезмерной привязанностью, ревностью.
Маскулинность – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность.
Математическая тревога – завышенные опасения по отношению к математике, математическим задачам, неуверенность в своих возможностях справиться с ними.
Мотивация аффилиации – стремление принадлежать к группе, стремлении к успеху во взаимоотношениях с другими людьми.
Мотивация власти – стремление доминировать над людьми, подчинять их себе и управлять ими.
Мотивация достижений – стремление к успеху в деятельности.
Мужская субкультура – совокупность проявлений психики, которые формируются у мальчиков и мужчин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у девочек и женщин.
Нарциссическая тревога – эмоциональные реакции, проявляющиеся в чрезмерном беспокойстве по поводу того, что индивида недостаточно ценят и любят, в потребности к повышенному вниманию и восхищению со стороны окружающих.
Нормальный нарциссизм – элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека, потребность в том, чтобы его любили и им восхищались; возникает в первые два года жизни.
Описательное самораскрытие – склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о себе без эмоциональной окраски, излагая только факты и события.
Оценочное самораскрытие – склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о своих переживаниях, сокровенных мыслях, взглядах.
Парное доминирование – доминирование в сообществе животных между двумя особями, результатом которого становится установление, кто кому подчиняется: уступает дорогу, пищу, сексуального партнера.
Патологический нарциссизм – чрезмерное восхищение и любование собой, потребность вызывать восторг окружающих.
Первичная пропорция полов – соотношение мужских и женских зигот при оплодотворении.
Политика равных возможностей – система мероприятий, направленных на уравнивание шансов обоих полов сделать деловую карьеру.
Прагма – любовный стиль, характеризующийся подходом к интимным отношениям с позиции разума и рациональных суждений.
Предметная память – запоминание предметов физического мира, одушевленных и неодушевленных.
Проективная тенденция – характерные для патологического нарциссизма стремление обвинять других людей и неспособность признавать свои слабости и ошибки.
Просоциальная доминантность – стремление подчинить себе другого человека» заставить его что-то делать для его же пользы: есть полезную пищу, избегать опасностей.
Пространственная память – запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов.
Прямой гендерный стереотип – соответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола.
Реверсивный гендерный стереотип – несоответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола, демонстрация поведения, противоположного ожидаемому.
Речевая субкультура – складывающиеся в среде мужчин или женщин и используемые речевые паттерны, высказывания, выбор слов и фраз, анекдотов, предпочитаемых невербальных средств общения.
Родительский стиль «взаимности» – поведение родителей по отношению к детям на основе равенства, уважения к личности, взаимопонимания.
Родительский стиль «властной ассертивности» – поведение родителей по отношению к детям на основе установления иерархии, субординации, подчинения младших старшим, жесткого подавления их спонтанных желаний и поведенческих реакций.
Самопрезентация – создание у других людей определенного представления о себе путем разыгрывания ролей, демонстрации своих достоинств или, напротив, недостатков, сообщение о себе позитивной или негативной информации.
Сверхболезненность женщин – характерные для женщин более частые, чем у мужчин, жалобы на здоровье и обращения к врачу.
Сверхсмертность мужчин – уровень смертности у мужчин, значительно превосходящий этот показатель у женщин.
Сексизм — позитивное отношение к одному и негативное — к другому полу.
Сексуальные установки – отношение к сексу, представление о допустимых и недопустимых нормах сексуального поведения для себя и других.
Скрытая агрессия – способ поведения, когда субъект не может выразить свою враждебность в открытой форме и прибегает к злословию, остракизму, иронии и сарказму, игнорированию собеседника.
Скрытая гендерная программа – набор установок, взглядов, ценностей и предубеждений, связанных с отношением к своему и противоположному полу, которые проявляются в поведении и не всегда осознаются их носителем.
Социальная память – память, проявляющаяся в общении с другими людьми; на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни.
Социальная самооценка – оценка своей способности выполнять социальные роли, общаться и взаимодействовать с окружающими.
«Стеклянный потолок» – метафора, характеризующая ситуацию в обществе по отношению к женщинам, делающим карьеру: на их пути выдвигаются реальные, но невидимые барьеры; поскольку они неявны, их труднее преодолевать (к примеру, лишение женщин необходимой деловой информации, о котором можно только догадываться).
Сторге – любовный стиль, основанный на дружбе.
Стратификация полов – неравное положение полов в обществе, проявляющееся в преимуществах одного пола перед другим в виде привилегий, возможностей для развития.
Структурирующий лидерский стиль – действия лидера и руководителя, направленные на организацию деятельности последователей и подчиненных.
Токен – «символ»; неполноправный член группы, который по определенному признаку (пол, раса, этническая принадлежность и т. п.) представляет ее меньшинство и служит для большинства образцом всех носителей данного признака.
Третичная пропорция полов – соотношение лиц женского и мужского пола в отдельных возрастных группах.
Фемининность – совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность.
Эгалитарные взгляды – представление о равенстве полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии) как естественном принципе построения человеческих отношений в обществе, как ценности.
Эгоистическая доминантность – стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для своей пользы.
Экспрессивная гендерная роль – обычно требуемое от женщины поведение, демонстрирующее теплоту и заботу об окружающих.
Эмоциональный компонент эмпатии – способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.
Эрос – любовный стиль, основанный на чувственности, сексуальном влечении.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова – Москва : «Академия»; Раритет, 1997. – С. 620.
2. Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии / О. О. Андронникова. – Москва : НИЦ ИНФРА, 2013. – 264 с.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие для вузов / Т. В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 430 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 318 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. – Москва : Директ-Медия, 2008. – 302 с.
5. Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. – Москва : Форум, 1991. – 192 с.
6. Гендерная психология : практикум / под ред. И. С. Клециной. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 496 с.
7. Клецина И. Г. Психология гендерных отношений : Теория и практика / И. С. Клецина. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2004. – 408 с.
8. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2006. – 319 с.
9. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И. С. Кон. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 605 с.
10. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире / И. С. Кон. – Москва : Время, 2009. – 494 с.
11. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – Москва : Эксмо, 2006. – 926 с.
12. Мартель Б. Сексуальность, любовь и Гештальт / Б. Мартель. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 192 с.
13. Навайтис Г. Женщина, мужчина и семья : все, о чем вы осмелитесь спросить : учеб. пособие / Г. Навайтис ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. – 223 с.
14. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание / Н. Л. Пушкарева. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. – 495 с.
15. Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии : учеб. пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. – Москва : Аспект Пресс, 2001. – 447 с.
16. Тренинг профессиональной идентичности : руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / авт.- сост. Л. Б. Шнейдер. – Москва ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 272 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
17. Фетискин Н. П. Психология гендерных различий : учебное пособие / Н. П. Фетискин – Москва : ФОРУМ : ИНФА-М, 2014. – 256 с. – (Высшее образование).
18. Хозиев В. Б. Сборник задач по психологии : учеб. пособие / В. Б. Хозиев. – Москва ; Воронеж : Изд. Моск. психол-соц. ин-та ; НПО «МОДЭК», 2006. – С. 106–108.
19. Цветков А. В. Практическая психология пола / А. В. Цветков. – Москва : «Спорт и культура – 2000», 2013. – 296 с.
20. Чекалина А. А. Гендерная психология : учебное пособие / А. А. Чекалина. – Москва : Ось-89, 2006. – 253 с.
21. Чернышев А. С. Технологии в изучении психологии : учеб. пособие / А. С. Чернышев и [др.]. – Москва : Пед. о-во России, 2003. – 256 с.
22. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность : теория и методы диагностики : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Шнейдер. – Москва : МПСИ, 2007. – 124 с.
Приложение А
Приложение Б
Свидании
«В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно, и я не тотчас увидел Асю. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала. Мне стало несказанно жалко ее. Я подошел к ней. Она еще больше отвернула голову...
– Анна Николаевна, – сказал я.
Она вдруг вся выпрямилась, хотела взглянуть на меня -- и не могла. Я схватил ее руку, она была холодна и лежала, как мертвая, на моей ладони.
– Я желала... – начала Ася, стараясь улыбнуться, но ее бледные губы не слушались ее, – я хотела... Нет, не могу, – проговорила она и умолкла. Действительно, голос ее прерывался на каждом слове.
Я сел подле нее.
– Анна Николаевна, – повторил я и тоже не мог ничего прибавить.
Настало молчание. Я продолжал держать ее руку и глядел на нее.
Она по-прежнему вся сжималась, дышала с трудом и тихонько покусывала нижнюю губу, чтобы не заплакать, чтобы удержать накипавшие слезы... Я глядел на нее; было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности: точно она от усталости едва добралась до стула и так и упала на него. Сердце во мне растаяло...
– Ася, – сказал я чуть слышно...
Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались... Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами, я нагнулся и приник к ее руке...
Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки. Я поднял голову и увидел ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе р – покорно повиновалась ее рука, все тело ее повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...
– Ваша... – прошептала она чуть слышно.
Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.
– Что мы делаем!.. – воскликнул я и судорожно отодвинулся назад. – Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами.
Ася опустилась на стул.
– Да, – продолжал я, вставая и отходя в другой угол комнаты. – Ваш брат все знает... Я должен был ему все сказать.
– Должны? – проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла еще прийти в себя и плохо меня понимала.
– Да, да, – повторил я с каким-то ожесточением, – и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. – Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. – Теперь все пропало, все, все.
Ася поднялась было со стула.
– Останьтесь, – воскликнул я, – останьтесь, прошу вас. Вы имеете дело с честным человеком, – да, с честным человеком. Но, ради бога, что взволновало вас? Разве вы заметили во мне какую перемену? А я не мог скрываться перед вашим братом, когда он пришел сегодня ко мне.
«Что я такое говорю?» – думал я про себя, и мысль, что я безнравственный обманщик, что Гагин знает о нашем свидании, что все искажено, обнаружено, – так и звенела у меня в голове.
– Я не звала брата, – послышался испуганный шепот Аси, а – он пришел сам.
– Посмотрите же, что вы наделали, – продолжал я. – Теперь вы хотите уехать...
– Да, я должна уехать, – так же тихо проговорила она, – я и попросила вас сюда для того только, чтобы проститься с вами.
– И вы думаете, – возразил я, – мне будет легко с вами расстаться?
– Но зачем же вы сказали брату? – с недоумением повторила Ася.
– Я вам говорю – я не мог поступить иначе. Если бы вы сами не выдали себя...
– Я заперлась в моей комнате, -- возразила она простодушно, – я не знала, что у моей хозяйки был другой ключ...
Это невинное извинение, в ее устах, в такую минуту – меня тогда чуть не рассердило... а теперь я без умиления не могу его вспомнить. Бедное, честное, искреннее дитя!
– И вот теперь все кончено! – начал я снова. – Все. Теперь нам должно расстаться. – Я украдкой взглянул на Асю... лицо ее быстро краснело. Ей, я это чувствовал, и стыдно становилось и страшно. Я сам ходил и говорил как в лихорадке. – Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...
Пока я говорил, Ася все больше и больше наклонялась вперед – и вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. Я подбежал к ней, пытался поднять ее, но она мне не давалась. Я не выношу женских слез: при виде их я тотчас теряюсь.
– Анна Николаевна, Ася, – твердил я, а – пожалуйста, умоляю вас, ради бога, перестаньте... – Я снова взял ее за руку...
Но, к величайшему моему изумлению, она вдруг вскочила и – с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла...»
Тургенев И. С. Избранное / И. С. Тургенев. – Ленинград : Лениздат, 1980. – С. 166–168. (повесть «Ася»).
Приложение В
Тесты для самоконтроля знаний студентов
Тестовые задания по курсу «Гендерная психология» могут быть использованы в процессе учебной работы. Тесты предназначены для того, чтобы позволить студентам самостоятельно оценить успешность овладения конкретными знаниями и отдельными разделами учебной дисциплины.
1. Гендер – это:
А) термин для обозначения пола человека в социальных науках;
Б) половая роль (полоролевой репертуар) человека;
В) социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных/фемининных качеств;
Г) психологический пол человека.
2. Сексуальная идентичность – это:
А) восприятие себя мужчиной или женщиной;
Б) половая идентичность;
В) субъективное отнесение себя к людям с определенным сексуальным опытом;
Г) осознание своей сексуальной привлекательности.
3. Андрогиния – это
А) расстройство гендерной идентичности;
Б) сочетание в личности мужских и женских качеств;
В) психический гермафродитизм;
Г) гендерно неопределенная личность.
4. Маскулинность – это:
А) совокупность психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины;
Б) подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению;
В) характеристика грубого поведения мужчины или женщины;
Г) наличие первичных мужских половых признаков.
5. Сексизм – это:
А) психическая зависимость от сексуальных переживаний;
Б) разновидность маниакального поведения;
В) учение, рассматривающее роль и функции сексуальности в психической жизни человека;
Г) предвзятые установки и дискриминирующее поведение в отношении людей по признаку пола или сексуальной ориентации.
6. Гендерные стереотипы – это:
А) разновидность социальных стереотипов относительно поведения мужчин и женщин;
Б) устойчивые, исторически преходящие социальные представления о различиях мужчин и женщин;
В) особенности восприятия, свойственные мужчинам или женщинам;
Г) жестко фиксированные схемы мужского или женского поведения.
7. Гендерная схема – это:
А) образ своего тела с точки зрения выраженности мужских или женских признаков;
Б) нормативное описание ролей, приемлемых для мужчины или женщины в определенном обществе;
В) связная система представлений, связанных с гендерной принадлежностью индивида;
Г) описание основных этапов гендерного развития ребенка.
8. Людей, преувеличивающих значение традиционных гендерных ролей, называют:
А) консерваторами;
Б) сексистами;
В) гипермаскулинными (гиперфемининными);
Г) феминистами (феминистками).
9. Гендерные исследования в психологии связаны с изучением личностных особенностей мужчин и женщин с точки зрения:
А) связи этих различий с социальным статусом;
Б) биологической предопределенности;
В) взаимодействия биологических и социальных факторов.
10. Существующие между странами различия в содержании гендерных стереотипов о женщинах в большей мере определяются:
А) социально-экономическим статусом страны;
Б) особенностями строения языка;
В) особенностями вероисповедания;
Г) всеми перечисленными факторами.
11. Гендерная идентичность – это:
А) разновидность социальной идентичности;
Б) чувство принадлежности к референтной группе;
В) переживание своей принадлежности к гендерной группе.
12. К характеристикам мужской гендерной идентичности относятся:
А) ориентация на сферу межличностных отношений;
Б) установка на эмоционально сдержанное поведение;
В) установка на то, чтобы материально обеспечивать семью.
13. Исследования уровня притязаний мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 14 лет показывают, что:
А) отсутствуют половые различия в мотивации к учебной деятельности;
Б) девочки превосходят мальчиков по стремлению к автономии;
В) мальчики превосходят девочек по уровню притязаний.
14. Что является «движущей силой» в жизни женщины?
А) стремление к доминированию;
Б) стремление к профессиональной самореализации;
В) стремление к общению.
15. В каком возрасте притязания мужчин и женщин существенно не различаются?
А) 15-19; Б) 30-40; В) 3-14.
16. Что такое боязнь успеха?
А) избегание неудачи;
Б) страх перед успехом из-за боязни негативных последствий;
В) страх перед успехом из-за возможных трудностей.
17. Какой тип доминантности в большей степени свойственен женщинам?
А) агрессивный; Б) эгоистичный; В) просоциальный.
18. Какими факторами объясняется агрессивность мужчин и женщин?
А) биологическими; Б) социальными; В) то и другое.
19. По результатам исследования по методике «Кто я» обнаружен
повышенный уровень ориентации на профессиональную роль у:
А) женщин; Б) мужчин; В) в одинаковой степени.
20. Боязнь успеха в основном присуща:
А) мужчинам; Б) женщинам; В) детям.
21. Кто в большей степени стремится сохранить отношения в конфликте?
А) мужчины; Б) женщины; В) в равной степени.
22. Какие факторы обуславливают кризис гендерной идентичности?
А) социальные; Б) генетические; В) экономические.
23. Какой вид агрессии больше проявляется у женщин?
А) открытая вербальная; Б) скрытая вербальная; В) физическая.
24. Андрогинность это:
А) женственность; Б) привлекательность; В) мужественность;
Г) нет правильного ответа.
Учебное издание
Есманская Наталья Евгеньевна
Гендерная психология
Учебно-методическое пособие для вузов
Гендерная психология
Учебно-методическое пособие для вузов
Издательский дом ВГУ
2015
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, 8 октября 2015 г., протокол № 1400-07
Рецензент доктор педагогических наук, профессор Н. И. Вьюнова
Учебно-методическое пособие для вузов подготовлено на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 3-го курса очной формы обучения и магистрантов направления «Психология» факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Для направления 37.03.01 – Психология
Б1.В.ОД.15
М1.В.ДВ.2.2
Содержание
Предисловие 4
1. Краткий курс лекций по дисциплине «Гендерная психология»
1.1. Краткая история формирования гендерной психологии 5
1.2. Основные разделы гендерной психологии 8
Вопросы для самопроверки 13
Исследовательская работа студентов 13
Учебные задания 21
1.3. Методы гендерной психологии 21
1.4. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики
мужчин и женщин 22
Вопросы для самопроверки 24
Учебные задания 25
1.5. Личностные характеристики мужчин и женщин 26
Вопросы для самопроверки 28
Учебные задания 29
1.6. Социальное поведение мужчин и женщин 30
Вопросы для самопроверки 32
1.7. Родительство в гендерном аспекте 32
Вопросы для самопроверки 41
Учебные задания 41
1.8. Девиантные отношения мужчин и женщин 42
Вопросы для самопроверки 49
Учебные задания 49
2.1. Детская художественная литература как источник
психологических знаний о гендерных особенностях детей 50
Вопросы для группового обсуждения 51
Исследовательская работа студентов 51
2.2. Женские и мужские образы в произведениях художественной
литературы 52
Исследовательская работа студентов 54
3. Аттестация студентов 57
3.1. Текущая аттестация 57
3.2. Промежуточная аттестация 58
3.3. Проблемные задания по курсу «Гендерная психология» 59
3.4. Задания для творческого прохождения промежуточной
аттестации 60
Словарь терминов 61
Литература 69
Приложение А Образы родителей в художественной литературе 71
Приложение Б Гендерные стереотипы в поведении мужчины на
любовном свидании 73
Приложение В Тесты для самоконтроля знаний студентов 76
Предисловие
В последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, в системе отечественного высшего образования приобретает все большее распространение и популярность.
«Гендерная психология» – теоретическая отрасль психологической науки.
В процессе усвоения данного курса студенты должны изучить основные этапы становления гендерной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки; ознакомиться с методами и методиками изучения гендерных аспектов личности; установить взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью психологов; сформировать умения учитывать гендерные особенности в процессе профессионального взаимодействия с людьми; выработать умения и навыки решения психологических задач и ситуаций, связанных с реализацией гендерного подхода.
Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога-исследователя, консультанта и руководителя тренинговых групп, он предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам.
Учебно-методическое пособие содержит: краткий теоретический курс по дисциплине «Гендерная психология»; вопросы для самопроверки на закрепление изучаемого материала; задания для исследовательской работы студентов, дополнительные материалы для самостоятельной проработки некоторых тем и проблем, вариативные формы организации аттестации студентов, список литературы и тесты для самоконтроля знаний студентов.
1. Краткий курс лекций по дисциплине «Гендерная психология»
Краткая история формирования гендерной психологии
В истории зарубежной гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (с античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX-начало XX в.);
3) «фрейдовский» – связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в.-1930-е гг.);
4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.);
5) бурное развитие гендерной психологии (с 1990-е гг. по настоящее время).
Историю отечественной гендерной психологии можно разделить на 4 этапа:
1) конец XIX – начало XX в.;
2) 1920-1930-е гг.;
3) 1960-1970-е гг.;
4) с 1990-х гг. и до настоящего времени.
На каждом этапе можно выделить имена людей, высказавших идеи, полезные для гендерной психологии.
В античные времена Платон ввел понятие «андрогины», высказал идеи о дополнительности и равноправии полов, о нормах семейно-брачных отношений, но его взгляды отличаются противоречивым отношением к женщине. Аристотель проанализировал сущность мужчин и женщин, предложил законы о браке, рассматривал отношения между мужем и женой в семье, высказал идеи об ограничении народонаселения, разделении труда между полами.
В эпоху Возрождения Томас Мор писал о равенстве способностей мужчин и женщин к разным занятиям и обучению, а также их лидерских способностей и рассматривал проблему отношений полов. Томмазо Кампанелла выступил сторонником обезличивания сексуальных отношений и регламентации, ролей мужчин и женщин.
В Новое время Жан-Жак Руссо высказал мысль о сочетании подобия и различия полов, представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин и рассмотрел взаимоотношения в браке. Иммануил Кант разделил мужчин и женщин по участию в политической жизни и характеристики личности и поведения. Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о том, что природные склонности и особенности
женщин и мужчин является результатов воспитания, с ним связаны и различия в играх детей разного пола. Французский мыслитель Франсуа Фурье обратил внимание на отражение в языке статуса женщин и мужчин в обществе, рассматривал проблемы лидерства мужчин и женщин, взаимоотношений между полами (сексуальных и супружеских), выступил за ограничение рождаемости. Немецкий романтик Фридрих Шлегель писал о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины, и советовал каждому полу перенимать у другого недостающие качества. Артур Шопенгауэр обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины по абстрактности-конкретности и проявление этих различий в нравственных идеалах.
Второй этап (конец XIX – начало XX в.) характеризовался формированием предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии. Этому способствовало движение за освобождение женщин и начало совместного обучения представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий. Появились первые книги, специально посвященные гендерной психологии: русского ученого П. Е. Астафьева, где речь шла о различии психических типов мужчин и женщин по фактору времени: у первых замедленный, у вторых – быстрый темп, остальные характеристики обусловлены этими различиями, и работа австрийца Отто Вейнингера, посвященная бисексуальности и андрогинии, половым различиям в психике и сексуальным взаимоотношениям между полами.
В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин – в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных женщинам или их сравнению с мужчинами.
Настоящим пионером новой отрасли психологии стал голландский ученый Г. Гейманс. В своей монографии «Психология женщины» он дал научный обзор исследований половых различий по данным физиологов, врачей и психологов, а также описал два собственных масштабных исследования. Гейманс высказал идею о необходимости изучения психологии мужчин, а не только женщин, об учете пола исследователя при анализе данных и различий женщин и мужчин по темпераменту при их сравнении.
Третий этап (начало XX в. – 1930-е гг.) носит название психоаналитического и связан с деятельностью 3. Фрейда, опубликовавшего работу «Психология женщины», статью «Женственность» и другие очерки о развитии женщины. К этому периоду относится разработка представления о нарциссизме у мужчин и женщин, об их сексуальных переживаниях, о влиянии на длительное существование множества гендерных стереотипов. Критика фрейдизма и противостояние ему выразились в дискуссии Фрейда и Хорни о том, какой пол завидует другому, в резкой критике со стороны феминизма и породили противоречивые отношения между психоанализом и психологией женщины.
В 1920-1930-е гг. отечественные психологи были знакомы с зарубежными работами того же периода (в том числе и с работами Фрейда). Направленность их исследований имела общие черты с зарубежными: изучение половых различий лидеров (Е. А. Аркин), сексуальности девочек и мальчиков (П. П. Блонский), но имели и свою самобытность. Однако затем политические причины привели к господству «бесполой психологии» и вынужденному перерыву в гендерных исследованиях в нашей стране.
Четвертый период (1960-1980-е гг.) – это начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий. Здесь выделяются исследования Мартины Хорнер (феномен боязни успеха), Элеонор Маккоби (обзоры половых различий и собственные эксперименты), Сандры Бэм (концепции андрогинии и гендерной схемы), Нэнси Ходоров (работа о материнстве) и Кэрол Гиллиган (идея о ценности нравственных суждений женщин, отличных от взглядов мужчин). В 1960-е гг. возобновились широкие отечественные исследования (от психофизиологии до социальной психологии). Ведущая роль в этих исследованиях принадлежала лениградско-петербургской школе психологов под руководством Б. Г. Ананьева, заложившего глубокие теоретические основы гендерной психологии: выделение глобальных различий женщин и мужчин, рассмотрение полового диморфизма в качестве общего принципа филогенеза, онтогенеза и социогенеза.
Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее время) – это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области – новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик. Интерес к гендерной психологии растет и в нашей стране.
На стратификацию полов (их неравенство), которая отмечена во многих культурах, оказали влияние несколько факторов: а) половое разделение труда; б) образование; в) собственность; г) обладание властью; д) отношение церкви и власти в целом; е) сексуальное поведение.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 704.