Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» он изобразил женщин завидующими мужской анатомии (имеющими так называемый комплекс кастрации). Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму – именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна бытъ у мужчины) называлось фаллическим.
Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей (например, от лидерства), только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу – проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности.
Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье, в частности для девочек. Так, девочки, родившиеся первыми и имеющие младших братьев (т. е. старшие сестры), благодаря особым условиям формирования гендерной идентичности (они проходят обучение лидерству, командуя младшими братьями) во взрослости занимают высокие должности.
Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформироваться лишь под влиянием мужчин: а) отцов – для обоих полов; б) мужей – для женщин. Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма.
Фрейд использовал греческий миф о Нарциссе и Эхо в своей теории о нормальном и патологическом нарциссизме (работа «О нарциссизме: введение» появилась в 1914 г.). Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) – необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека (все люди в какой-то мере нуждаются в том, чтобы их любили и ими восхищались). Патологический нарциссизм развивается: а) как следствие его наличия у одного или обоих родителей; б) в результате серьезных травм, полученных в раннем детстве, а также в) в результате нарциссических травм более поздних периодов (это могут быть неудачи в деятельности или во взаимоотношениях с другими людьми, а также физические заболевания.
Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике.
С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин – лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки – всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и наличие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).
Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек – если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.
По данным Йорстада, многие лидеры организаций демонстрируют признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины более склонны к нарциссической грандиозности (причины этого автор видит как в их анатомии, более «заметной» по сравнению с женщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западной культурой), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера – еще до назначения или спустя некоторое время после него, даже если обладают лидерскими качествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам (роль Эхо). При наличии патологического нарциссизма 'мужчины и женщины прибегают к различным формам защиты. У мужчин это выработка нечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм – каменное лицо и твердый голос, у женщин – окружение себя похожими сотрудниками, которые помогают выполнять лидерскую роль.
В рамках когнитивизма известны 3 концепции: 1) «информационной обработки человека» Д. Гамильтона; 2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и 3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.
Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (т. е. стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки – к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов: каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями ), ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему); навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину – «подкаблучником»); вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мучин не прглашают выпить пива, на футбол).
Гендерная схема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей – в лабораторных условиях. Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» – это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» – самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру, понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивность» и «орел» – к «мужскому». Следующий шаг – ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие – «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип – что могут делать и как себя вести мальчики и что и как – девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью – типичный мальчик или типичная девочка.
Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребенок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Некоторые современные родители воспитывают детей по-новому. Они покупают мальчикам и девочкам одинаковые игрушки (куклы и машины), одежду и розового и голубого цвета. Мамы и папы делают одинаковую работу по дому (папа стирает, а мама ремонтирует утюг). С детьми играют в одинаковые игры и т. п. Но ребенок растет не только в семье. Он смотрит телевизор, наблюдает за поведением мужчин и женщин в реальной жизни, и он все равно поймет, что мальчик в сочетании с куклами – это ненормально. Родители должны помогать ребенку сортировать информацию на «мужское – женское», начиная с анатомии – объясняя связь гениталий с мужским и женским полом. Но это не значит, что детей надо обучать сексизму. Раньше говорили, что мальчик может быть летчиком, а девочка – стюардессой, мальчик – доктором, а девочка – медсестрой. Сейчас родители обсуждают с детьми, почему ни одна женщина не была президентом США, говорят о дискриминации по фактору пола и ее последствиях. Родители выбирают, по какой системе воспитывать детей.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы считаете, когда начинается процесс гендерной социализации человека?
2. Насколько сильно родители влияют на процесс гендерной социализации?
3. Назовите основные институты социализации, какую роль каждый из них играет в процессе гендерной социализации?
4. Какой из институтов социализации транслирует наиболее жесткие гендерные стереотипы?
Исследовательская работа студентов
Обсуждается вопрос о том, что родители одевают ребенка в соответствии с его полом или в соответствии со своими представлениями, не всегда учитывая желания ребенка.
Одежда, традиционная для мальчика, не сковывает движений, позволяет ребенку быть активным, ребенок не боится ее запачкать, следовательно, такая одежда определяет активность ребенка.
Одежда девочек, напротив, сковывает движения, заставляет быть аккуратной (так, некоторые родители любят одевать девочек в нарядные платья и туфли), что приводит к пассивности девочек. Требования к поведению мальчиков и девочек также зачастую различны, от мальчика требуют активности, инициативы, отсутствия излишних эмоций (особенно слез), от девочек ожидают пассивности, спокойствия, аккуратности, эмоциональности. Игрушки мальчиков и девочек кардинально различаются. Так, игрушки мальчиков (машины и трансформеры) больше направлены на созидающую деятельность, на развитие пространственных представлений; игрушки девочек (куклы, наборы доктора и парикмахера, посуда) позволяют играть в ролевые игры пассивного характера, игры, в которых роли достаточно четко прописаны и установлены.
1. Студентам предлагается разыграть ситуации, которые имеют место в традиционно-патриархальной и эгалитарных семьях, сравнить подходы родителей в разных типах семей к одной и той же проблеме. Например, мальчик просит купить ему куклу, девочка просит подстричь ее «под мальчика». Студенты проигрывают каждую ситуацию, обсуждают последствия каждого типа поведения родителей на ребенка.
2. Большую роль в воспитании ребенка играет литература. Вспомните, пожалуйста, детские сказки, сильно ли отличаются роли мужчины и женщины в сказках? Какими сказки учат быть девочек? Мальчиков? Сказки, где главное действующее лицо женского пола. В большинстве сказок персонажи – воплощение «традиционной женственности», героиня обычно является объектом спасения («Морозко»), безропотность женщины восхваляется («Золушка»), женщина обязательно должна быть рукодельницей, награда же за терпение – хороший жених, «ленивицы» обычно наказываются. Авторитаризм «мачех» в сказках – великое зло, точно также осуждается и мужчина, не способный подчинить себе женщину. Сказок, в которых основной персонаж – женщина-богатырка – значительно меньше. Сказки, где главное действующее лицо – мужчина – это в основном сказки, в которых желанным «призом» герою становится невеста, а также прилагающиеся к ней богатство и признание.
3. Какие ценности прививаются в детском саду и школе? Отличаются ли подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек? Порицание фемининности мальчиков (слезы) и маскулинности девочек (неряшливость, агрессивность, излишняя двигательная активность). Тенденция склонять мальчиков к изучению точных наук, а девочек – гуманитарных.
4. Вспомните, пожалуйста, школьные учебники, подвержены ли они влиянию сексизма? Девочки чаще заняты в сфере обслуживания (моют посуду, убирают, накрывают на стол), а мальчики – в инструментальной (копают, строят). Кроме того, девочки чаще заняты пассивной деятельностью (шьют, вяжут), а мальчики активной (спорт, подвижные игры). Таким образом, учебники предлагают упрощенные модели поведения, обусловленные половой принадлежностью.
5. Какое распределение ролей мужчины и женщины транслируют нам СМИ (реклама, пресса)? Мужчина в основном объект, женщина – субъект сексуальных взаимоотношений, женщина больше занята в сфере обслуживания семьи, мужчина – в профессиональной сфере. Фемининность мужчины порицается прессой. Образы мужчины и женщины в СМИ.
5. Существует ли дискриминация женщин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?
6. Существует ли дискриминация мужчин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности? Мужчина подвергается дискриминации в семье (от мужчины требуется содержать семью, если же он не в состоянии этого делать, то его статус значительно снижается).
7. Мешает ли дискриминация свободному развитию мужчины и женщины? Ставит ли она какие-то рамки, за которые сложно выйти?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 811.