Основной смысл научной рациональности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научная рациональность определяет сетку видения и решения задач познающего субъекта (ученого). Она задает своеобразные установки, как подходить к исследованию той или иной проблемы. В этой связи научная рациональность является основополагающим фундаментом науки того или иного периода.

Структура научной рациональности:

1) Фундамент: механизмы осмысления бытия, вырабатывающиеся в ходе практической деятельности и санкционированные нормами культуры и социальными институтами.

2) Способы обоснования, доказательства и объяснения полученных знаний.

3) Демонстрация в мире: описание, передача, закрепление знаний.

       Типология научной рациональности (по В.С. Швыреву):

1. Открытая рациональность: способность выхода за пределы фиксированной готовой системы исходных познавательных координат, за рамки жестких конструкций, ограниченных заданными исходными смыслами, абстракциями, предпосылками, концептуальными ориентирами и пр., установка на критический рефлексивный анализ исходных предпосылок концептуальных систем.

2. Закрытая рациональность: связана с движением в некоторой заданной концептуальной системе (парадигме, теории, концепции) и предполагает уточнение входящих в нее абстракций и понятий, выявление новых связей между ее элементами, выявление имеющегося в ней рационально-познавательного содержания, ассимиляцию новой эмпирической информации в рамках данной концептуальной системы, объяснение и предвидение на ее основе и пр.

Эти типы рациональности характеризуют разные ступени научного поиска – открытие и обоснование (доработку, дошлифовку открытия). Объективно в реальной рационально-познавательной деятельности они тесно переплетены и органически взаимосвязаны.

                  Типология рациональности (по В.С. Степину)


Типы научной рациональности:

1. Классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух её состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном).

Классический тип научной рациональности (XVII - конец XIX века) центрирует внимание на объекте и стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Черты классической рациональности:

1. Объективность.

2. Элиминирование всего, относящегося к субъекту, средствам и операциям его деятельности.

3. Рассмотрение целей и ценностей науки как доминирующих мировоззренческих установок и ценностных ориентаций.

4. Представление о мире как о бесконечном абсолютном пространстве, имеющем три измерения и протекающем в абсолютном времени. 

5. Редукционизм - сведение всего сложного к простому и неделимому.

6. Социальная нейтральность науки.

7. Вера в авторитет разума, способного постигнуть порядок природы.

8. Фундаментализм - уверенность в том, что всякое («подлинное») знание может и должно найти со временем абсолютно твердые и неизменные основания.

9. Кумулятивность – последовательность, линейность развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое изна­чально определяет настоящее, а то, в свою очередь, — будущее.

2. Неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке).

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Черты неклассической рациональности:

1. Принцип наблюдаемости: объектом науки становится само наблюдение. Субъект познания рассматривается уже в непосредственной связи со средствами познавательной деятельности и самим объектом познания.

2. Корреляция между постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект.

3. Системность: новый образ объекта, рассматриваемый как сложная система. Несводимость состояний целого к сумме состояний его частей.

4. Относительность истинности теорий и картины природы.

5. Важную роль при описании динамики системы начинает играть категории случайности, возможности и действительности.

6. Объект познания понимается не как тело, а как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. Материя не столько инертное начало, которое можно заставить изменяться лишь извне, сколько начало активное, содержащее свою активность и закон (форму) этой активности внутри самой себя.

7. Институционализация науки.

3. Постнеклассическая рациональность.

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Черты постнеклассической рациональности:

1. Парадигма целостности, глобальный взгляд на мир. Выдви­жение на первый план междисциплинарных и проблемно ориентированных фор­м исследовательской деятельности.

2. Сближение физического и биологического мышления.

3. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием: исторически развивающиеся и саморегулирующиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен человек.

4. Гуманитаризация естественно-научного знания, радикальное «очеловечивание» науки. Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Это говорит о том, что мышление человека с его целями, ценностными ориентациями несет в себе характеристики, которые сливаются с предметным содержанием объекта.

5. В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающая по­ведение открытых неравновесных систем. Новые импера­тивы века: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность.

6. В новый, расширенный объем понятия «рациональность» включена интуиция, неопределенность, эвристика и другие, нетрадици­онные для классического рационализма, прагматические характеристи­ки, например польза, удобство, эффективность.

Резюме: проблему динамики науки можно понять через смену исторических типов научной рациональности, которая происходит под влиянием глобальных научных революций. Научная рациональность - совокупность ценностей, норм и методов, используемых в научном исследовании. Именно она задает сетку видения той или иной научной проблемы. Выделяют закрытую (движение в некоторой заданной концептуальной системе) и открытую рациональность (способность выхода за пределы фиксированной готовой системы исходных познавательных координат). Существует типология В.С. Степина: классическая, неклассическая и постнеклассическая научная рациональность. Каждый из этих типов характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Так, неклассическая наука не устранила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия, так как при решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы. Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к устранению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования, они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 319.