С Строение вещества
Рекомендуемые предварительные знания
Все темы о строении атома рассматриваются в частности:
Расположение электронов в атомах (8.1A)
Относительная атомная масса и простейшие формулы (7.4С)
Контекст
В данном разделе рассматриваются понятия строение атома, поведение электронов в атомах и последствия этого на структуру и вид связи элементов и соединений. Понимание данных тем поможет учащимся в изучении последующих разделов для лучшего восприятия предмета. Может прослеживаться некоторая информация о магнитных полях и электрического заряда из курса физики.
Языковые цели в химии в данном разделе
Пример языковой цели по использованию соответствующего академического языка для учащихся представлен ниже.
Другие языковые цели учитель формулирует самостоятельно, используя руководство «Введение в языковые цели».
Краткий обзор
Учащиеся повторяют тему об электронах, строении атома, движении электрона в атоме, правила и принципы, лежащие в основе теории строения атома. Это приводит к пониманию механизма образования ионной и ковалентной связей, и общие свойства которым присущи данным типам структур.
Ссылка в учебную программе | Цели обучения | Предлагаемая преподавательская деятельность | Заметки учителя | Ресурсы обучения | ||||||||||||||||||||
9.1.4.1 знать понятия атомная орбиталь, энергетический уровень, энергетический подуровень. 9.1.4.2 уметь составлять электронные и графические формулы первых 36 элементов; | (К) Начните урок с того, что атомы элементов имеют очень сложное строение и каждому атому соответствует совокупность определенных атомов. Попросите учащихся ответить на ряд вопросов:
-Каково строение атома?
- Каков заряд и масса субатомных частиц?
- Что такое нуклоны?
(У, К) Объясните учащимся понятие «атомная орбиталь (АО)», как область наиболее вероятного пребывания электрона в атоме. Покажите им картинки, какие по форме могут быть орбитали.
(У, К) Объясните, что энергия, которой обладает электрон в определенном стационарном состоянии, образует «энергетический уровень».
Объясните, понятие «энергетические подуровни», как подуровни, образованные из орбиталей и электронов с одинаковыми значениями энергии.
(К) Учащиеся должны записать в тетрадях таблицу, которую они будут использовать при составлении графических формул для первых 36-ти элементов.
Энергетические подуровни (ЭП)
(О ) (И) Попросите учащихся составить электронную формулу для нескольких атомов различных первых 36-ти химических элементов. (У, К) Затем на основании составленных ими формул объясните принцип составления графических формул. | Акцентируйте внимание учащихся на том, что ядро занимает очень небольшую часть всего объема атома. Однако при этом почти вся масса атома сосредоточена в его ядре, и поэтому плотность ядра чрезвычайно велика Следует показать только формы орбиталей, но не рассматривать их по типу образования.. | Материал о строении атомов. http://www.alhimik.ru/teleclass/glava2/gl-2-6.shtml http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_2.html http://him.1september.ru/article.php?ID=200501001 Электронные формулы атомов элементов: http://studopedia.ru/17_109988_polnie-elektronnie-formuli-atomov-elementov.html | |||||||||||||||||||||
9.1.4.3 определить каким путем может быть получена завершенная внешняя оболочка атома; 9.1.4.4 понимать последствия присоединения или отдачи электронов атомами или ионами; 9.1.4.5 знать понятие электроотрицательности 9.1.4.6 объяснять механизм образования ковалентной связи; 9.1.4.7 объяснять механизм образования ионной связи; | (К) (Г) Попросите учащихся обсудить вопросы: Как образуется химическая связь в соединениях? Какие частицы участвуют в образовании связи? Как происходит стабилизация атома? (О ) Попросите учащихся объяснить обсуждаемые вопросы и оцените достоверность ответов учащихся. (У, К) Объясните учащимся особенности «правила октета». Попросите учащихся записать это правило в тетради. (О) (Г) Попросите учащихся составить схемы превращения атомов металлов и неметаллов в стабилизированные частицы. 11Na (металл натрий: 1s2 2s2 2p6 3s1) - e- = 11Na+ (ион натрия: 1s2 2s22p6 - октет) 9F(газ фтор: 1s2 2s2 2p5) + e- = 9F- (ион фтора: 1s2 2s22p6 - октет) (О ) (И) Попросите учащихся объяснить, последствия присоединения или отдачи электронов атомами. (К) Напомните учащимся, что Металлы — химические элементы, атомы которых способны отдавать электроны. Неметаллы — химические элементы, атомы которых могут принимать и отдавать электроны. (К) Попросите учащихся написать процесс отдачи и принятия электронов между атомом натрия и кислорода. Затем спросите, что произойдет, если взаимодействуют атомы двух неметаллов? Например, между атомом серы и кислорода (У) Введите понятие электроотрицательности (ЭО), как способности атома притягивать к себе валентные электроны от других атомов. Можно предложить задание высокого порядка: Составить формулы высшего оксида и гидроксида элемента по электронной формуле 1s22s22p63s23p5 (У, К) Введите идею диаграммы «точек и крестов». Объясните особенность образования ковалентной неполярной, а затем полярной связи. (И) (О ) Приведите примеры множества формул веществ с данным типом связи и попросите их построить диаграммы «точек и крестов». Обратить внимание, что при образовании полярной связи общие электронные пары смещены к более электроотрицательному элементу. На основании диаграмм « точек и крестов» учащиеся должны составить структурные формулы соединений, опираясь на то, что количество ковалентных связей соответствует количеству общих электронных пар, образуемых атомами неметаллов. (К) Предложите учащимся нарисовать диаграмму «точек и крестов» для хлористого натрия. Предложите учащимся сопоставить механизм образования ионной и ковалентной связей (О) Попросите учащихся объяснить механизм образования ионной связи и привести свои примеры, постепенно усложняя их. | Убедитесь, что все учащиеся понимают, что завершенность или незавершенность внешних уровней атомов позволяет оценить многие химические свойства элементов. Не забудьте отметить, что только в одном случае завершенная оболочка может включать не 8, а 2 электрона. Благородный газ гелий (порядковый номер 2) имеет завершенную внешнюю оболочку из 2-х электронов (1s2). Используйте мини-маркерные доски, чтобы дать учащимся более сложные структуры. Используйте мини-маркерные доски, чтобы оценить уровень усвоения знаний учащихся. | Теоретическое объяснение «правила октета»: http://www.hemi.nsu.ru/ucheb126.htm Материал об ЭО: http://www.yaklass.ru/p/himija/8-9-klass/stroenie-veshchestva-18844/elektrootritcatelnost-khimicheskikh-elementov-18845/re-d48636e5-fc98-49bc-aa70-ca5a271dce44 Образование связей: https://www.youtube.com/watch?v=LkAykOv1foc Материал об ионной связи: http://www.alhimik.ru/stroenie/gl_7.html https://www.youtube.com/watch?v=zpaHPXVR8WU | |||||||||||||||||||||
9.1.4.8 объяснять образование металлической связи 9.1.4.9 сравнивать металлическую связь с ионной и ковалентной | (У, К) Опишите и покажите модели металлических структур. Напомните о движении свободных электронов. Обсудите характеристику свойств металлов относительно строения. (И) (О) Учащиеся строят сравнительную таблицу типов связей соединений и их характерных свойств. | Учащиеся должны прийти к выводу, что металлическая связь схожа с ионной и ковалентной связью, но в тоже время имеет существенные отличия. | Металлическая связь и её свойства: http://abouthist.net/mezhmolekulyarnoe-vzaimodejstvie/metallicheskaya-svyaz.html | |||||||||||||||||||||
9.1.4.10 знать типы кристаллических решеток (КР) 9.1.4.11 объяснять зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки | (У, К) (О) Повторите ионную связь. Объясните, как это приводит к образованию ионной решетки, демонстрируя на моделях. Убедитесь, что учащиеся понимают, что для ионного соединения применяется формула, которая представляет собой соотношение ионов в соединении. Объясните силу ионной связи и свойства соединения, которые вытекают из этого. (У, К) (Д или Э) Демонстрация №1 «Типы кристалличечских решеток» Объяснить, как ковалентные связи приводят к молекулярным строениям, и дискретным частицам (молекулам), и что формула является точным указателем количества атомов в молекуле. Применяйте модели для построения молекул. Обсудите специфичные свойства молекулярных соединений относительно строения. (У, К) Расскажите, что макромолекулярные структуры элементов, расположенных вблизи центра периодической таблицы, образуют много ковалентных соединений. Опишите и покажите модели макромолекулярных соединений (алмаз, графит). Обсудите характеристики свойств макромолекулярных соединений относительно строения. | Точка кипения и плавления, плотность, растворимость в воде, простые геометрические кристаллические формы и т.д Удостоверьтесь, что учащимся понятна тема ковалентная связь и сила ковалентной связи. Даже будет лучше, если учащиеся смогут построить сами. В этом месте следует подробно остановиться на аллотропных модификациях углерода. Кубическая и гексагональная плотная упаковка не требуется. Групповая работа с плакатами. | Видео-урок «Типы КР и свойства веществ»: https://www.youtube.com/watch?v=NpBpWmsJz_w Youtube 30.11.14 Кристаллические решетки · Кристаллические решетки tutoronline.ru/blog/... · Задания по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.... multiurok.ru/files/zadaniia-po-... копия |
Примечание: Лабораторная работа представляет собой потенциальный риск для штата сотрудников и учащихся. Назарбаев Интеллектуальные Школы несут ответственность за определение и использование мер предосторожности. Информация по мерам безопасности отображена схематически и поэтому может быть неполной. Ни МЭС, ни консультанты по программе не несут ответственности за последствия в случае нарушения мер безопасности.
К- методы обучения учащихся всего класса
Г - групповая работа
И - индивидуальная работа
Э - ученический эксперимент
Д - демонстрация учителя
У - объяснения учителя
О- оценивание
ТБ - техника безопасности
Четверть | |||
Дата: 2019-03-05, просмотров: 302. |