Предлагаемая преподавательская деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Заметки учителя Ресурсы обучения  

9.4.1.1 знать состав, классификацию и номенклатуру оксидов, кислот, оснований, солей

 

 

9.4.1.2 знать основные химические свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов;

 

 

9.4.1.3 исследовать основные химические свойства кислот;

 

 

(Г) Раздайте учащимся карточки с надписями различных формул кислот, оснований, солей и оксидов (по пять на каждый класс). Попросите их внимательно изучить и попытаться классифицировать по классам.

(К) Попросите учащихся объяснить, предложенную ими классификацию веществ. Затем покажите им правильную версию и вместе сформулируйте определения: оксиды, кислоты, основания, щелочи, соли, средние соли, кислые соли, основные соли.

(У,К) Объясните учащимся понятия «кислотный», «амфотерный», «основной» оксиды.

(К) Рассмотрите с учащимися формулы кислот и классифицируйте их по составу, по числу атомов водорода, по силе взаимодействия. Затем акцентируйте внимание учащихся на номенклатуру кислот.

(И) (О ) Попросите учащихся изучить материал о классификации, номенклатуре и областях применения растворимых и нерастворимых оснований. Проведите беседу/или устный опрос, попросив учащихся ответить на некоторые вопросы:

- Какие соединения называются щелочами?

- Какие металлы входят в состав растворимых оснований?

- Где применяются щелочи?

И т.п.

(К) Рассмотрите вместе с учащимися схему классификации солей, их номенклатуру и приведите примеры областей их применения.

(О) Проведите с учащимися различные упражнения на выявление знаний номенклатуры и классификации оксидов.

(Э) (Г) Лабораторная работа №1 «Получение и изучение химических свойств оксидов»

Попросите учащихся провести эксперимент по изучению особенностей химических свойств основных, кислотных и амфотерных  оксидов. Учащиеся должны составить таблицу результатов по проведенным опытам.

Опыты по изучению химических свойств кислотных оксидов: взаимодействие диоксида углерода с водой, оксидом магния, раствором гидроксида кальция.

основных оксидов: взаимодействие оксида кальция с водой, раствором хлороводородной кислоты и углекислым газом.

амфотерных оксидов: взаимодействие оксида алюминия (или оксида цинка) с хлороводородной кислотой (или любой другой) и раствором гидроксида натрия.

(К) Убедитесь, что учащиеся правильно поняли различие химических свойств этих оксидов, через постановку вопросов низкого и высокого порядка.

 

 

(Э) (Г) Лабораторная работа №2 «Изучение химических свойств кислот"

Попросите учащихся опытным путем выявить сильные и слабые кислоты при помощи универсального индикатора, и цветной шкалы. (Убедитесь, что приготовленные растворы обладают одинаковой концентрацией и учащиеся знают об этом).

(К) Обсудите результаты работы с учащимися. Учащиеся должны понимать, что не все кислоты имеют одинаковое значение рН.

(Э) (Г) Далее учащиеся изучают общие свойства кислот через выполнение следующих опытов:

1. Взаимодействие кислот с металлами

2. Взаимодействие металлов с растворами 

   кислот.

3. Взаимодействие кислот с основными  

   оксидами

4. Взаимодействие кислот со щелочами

5. Взаимодействие кислот с 

   нерастворимыми основаниями

6. Взаимодействие кислот с солями.

 (ТБ) Напомните учащимся правила обращения с кислотами и щелочами. Расскажите о первой помощи и средствах нейтрализации при попадании кислот и щелочей на кожу или в глаза. Необходимо при работе с кислотами и щелочами и токсичными солями надевать лабораторный халат, защитные очки, перчатки. Учащиеся должны мыть руки после завершения эксперимента. (ТБ) Следует не забывать, что многие соли являются токсичными или взрывоопасными веществами, поэтому также необходимо ознакомить учащихся с правилами работы с ними.     (ТБ) Опыты следует проводить в защитных очках, перчатках. При использовании оксида кальция учитывайте его реакционную активность; если в качестве кислотного оксида вы возьмете диоксид серы – это токсичный удушливый газ, поэтому опыт проводить в вытяжном шкафу; порошок оксида алюминия вызывает раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей, рта и глаз.   Например: как экспериментально доказать, что а) оксид меди(II)-основной оксид б) оксид кремния(IV) –кислотный оксид в) оксид цинка-амфотерный оксид     Можно использовать индикаторы фенолфталеин, метиловый оранжевый и лакмус. (ТБ) Опыты проводить в перчатках и защитных очках.   Видео:   Классификация неорганических кислот https://www.youtube.com/watch?v=Tp6Bl2f7e14   Классификация оснований https://www.youtube.com/watch?v=5Rq3r_Si1kU Классификация солей https://www.youtube.com/watch?v=V5CWOyV6CAA   Правила ТБ при работе с кислотами и щелочами: http://lektsii.org/8-19771.html     Онлайн-тест с множеством заданий по теме: Оксиды http://www.yaklass.ru/p/himija/8-9-klass/klassy-neorganicheskikh-veshchestv-14371/oksidy-13609 Проверочная работа по теме: Оксиды https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/provierochnaia-rabota-po-tiemie-oksidy   Химические свойства оксидов: http://www.kristallikov.net/page29.html     Свойства кислот: http://www.kristallikov.net/page30.html Видео-урок «Химические свойства кислот» https://www.youtube.com/watch?v=3FmYXpbo_oo   Применение кислот: https://www.youtube.com/watch?v=qGvBREBhhC4    

9. 4.1.4 исследовать химические свойства растворимых и нерастворимых оснований;

(К) (О) Попросите учащихся вспомнить, какие основания называют растворимыми, а какие нерастворимыми. Учащиеся, используя мини маркерные доски (или в тетрадях) должны привести примеры названий и формул нерастворимых оснований и щелочей.

(Э) Лабораторная работа №3 «Изучение химических свойств оснований»

Предложите учащимся выполнить опыты по изучению химических свойств гидроксида натрия и гидроксида меди (II). Они должны изучить химические свойства щелочей

- изменение окраски индикаторов;

- взаимодействие с кислотными оксидами;

- реакция нейтрализации (щелочь + сильная кислота);

- взаимодействие с растворимыми солями (только в том случае, если при действии щелочи на растворимую соль выпадает осадок или выделяется газ);

Химические свойства нерастворимых оснований:

- взаимодействие оснований с кислотами;

- разложение при нагревании.

 

(Г) Можно предоставить учащимся незаконченные уравнения реакций (взять другие основания), для отработки умений и навыков написания химических реакций.

Предоставьте учащимся рабочий лист для проведения лабораторной работы и удобства взаимопроверки работ учащимися. (О ) Убедитесь в правильности написания учащимися наблюдений и уравнений химических реакций, через взаимооценивание работ при помощи выведении на слайд проверочного листа ответов. Материал о химических свойствах оснований: http://allrefs.net/c26/3tvjh/p1/   http://alhimikov.net/elektronbuch/Page-19.html http://www.sev-chem.narod.ru/spravochnik/teoriya/base.htm    

9. 4.1.5 знать способы получения солей;

 

(К, И) (О) Попросите учащихся написать несколько уравнений реакций получения солей различными способами. Для этого тщательно продумайте и подберите список реагентов при помощи, которых учащиеся смогут выбрать и написать уравнения получения солей.

(К) Обсудите с учащимися правильность их выбора.

- реакция нейтрализации;

- реакция металлов с неметаллами;

- реакция металлов с концентрированными и разбавленными кислотами;

- реакция металлов с растворами солей других металлов;

- реакция кислот с основными оксидами;

- реакция щелочей с кислотными оксидами;

- реакция основных и кислотных оксидов;

- реакция кислот с солями;

- реакция оснований с солями;

- реакция обмена между солями;

- разложением солей.

(Э) (Г) Учащиеся должны составить план по получению указанной в задании соли и выполнить экспериментальную часть и оформить работу в виде письменного отчета. В отчете они должны отразить цель работы, способы получения соли, оборудование и реактивы, необходимые правила ТБ, количества взятых реактивов, наблюдения, уравнения реакций и вывод.

(К) Вспомните вместе с учащимися способы разделения смесей: фильтрование, выпаривание и кристаллизация.

Перед тем как учащиеся приступят к планированию работы, напомните им о соблюдении правил ТБ и обязательном использовании средств индивидуальной защиты.     Реакция металлов с растворами солей других металлов. Акцентируйте внимание учащихся, что металл,вступающий в реакцию с раствором соли , должен быть активнее металла в составе соли. А также напомнить учащимся о том, что очень активные металлы ( Li,Na,K,Ca,Ba, Cs) в первую очередь реагируют с водой и поэтому не вытесняют менее активный металл из раствора соли. Реакция оснований с солями. Для таких реакций подходят только щелочи (растворимые основания). В этих реакциях образуется другое основание и другая соль. Важно, чтобы новое основание не было щелочью и не могло реагировать с образовавшейся солью. Достаточно использовать учащимися хотя бы три способа получения из указанных выше. Необходимо учитывать, что речь идет о получении средних солей. Материал о способах получения солей: http://www.yaklass.ru/p/himija/8-9-klass/klassy-neorganicheskikh-veshchestv-14371/soli-15178/re-2146a5cc-5719-4b7f-b8e5-68ac28814105 Видео-урок о способах получения средних солей: https://www.youtube.com/watch?v=wssOhHH7wiI   Реакции, отражающие способы получения и свойства солей: http://www.hemi.nsu.ru/ucheb188.htm    

9. 4.1.6 исследовать основные химические свойства солей;

( К) (О) Проведите небольшой опрос учащихся о классификации и видах солей с использованием сигнальных карточек.

(Э) Лабораторная работа №4 «Изучение химических свойств солей»

Предложите учащимся выполнить опыты по изучению химических свойств средних солей:

Хлорид железа (II + гидроксид натрия

Карбонат кальция + азотная кислота

Хлорид кальция + карбонат натрия

Железо + хлорид меди (II)

Разложение карбоната кальция

(И) Попросите учащихся составить таблицу и записать наблюдения, уравнения реакций в общем виде, отражающие химические свойства солей.

(К) Проведите беседу с учащимися и убедитесь в правильности их суждений и выводов.

(О ) (Г) Предложите учащимся ответить на следующие вопросы:

- Каково значение солей в жизни человека? Перечислите их практическое применение.

- С помощью, каких реакций можно получить сульфат меди (II)? Напишите все возможные уравнения реакций.

Учащиеся проводят оценивание работы по предоставленному листу оценивания.

(ТБ) работу проводить с использованием перчаток и защитных очков. Рассмотреть не только свойства солей, но и номенклатуру. Учащиеся должны давать правильно названия средним, кислым, основным солям.   Материал о химических свойствах солей: https://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/neorg/uchpos/text/g1_4_14.html http://vsuet.ru/school-y-chemist/methodical/soli.htm     Видео-урок «Химические свойства солей» https://www.youtube.com/watch?v=OIPi657jhUk      

9. 4.1.7 объяснять генетическую связь между основными классами неорганических соединений;

 

(Э) Практическая работа №1 «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Учащиеся должны провести практическую работу:

«Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Данную работу удобнее провести в парах или в группах.

Предложите учащимся спланировать эксперимент, который отображает генетическую связь.

(О ) Попросить учащихся составить генетические ряды для металла и неметалла.

(К) (О) Попросите учащихся объяснить важность знаний о генетической связи неорганических соединений. Они должны сделать выводы:

- из элементов можно получить соединения;

- из соединений одного класса можно получить соединения другого.

Предоставьте учащимся штатив с пробирками и реактивы:
  1. Гидрооксид натрия
  2. Сульфат меди (II)
  3. Хлорид магния
  4. Цинк
  5. Алюминий
  6. Магний
  7. Соляная кислота
  8. Хлорид бария
  Материал о генетических связях неорганических соединений: http://studopedia.ru/4_177058_vopros--geneticheskie-svyazi-mezhdu-osnovnimi-klassami-neorganicheskih-soedineniy.html      

9 . 2.3.1 вычислять количество, массу, объём вещества по известному количеству, массе или объёму реагента или продукта

(О ) (Г) Организовать работу в группах. Попросить составить формулы оксида, основания, кислоты, соли. Затем учащиеся должны предложить способы получения этих веществ. Продолжить усложнять задания: учащиеся должны составить задачи на определение массы продукта реакции по известному объему, массе, количеству реагента

для параллельно и для последовательно протекающих реакций.

Вспомнить с учащимися, как решают задачи через количества соединения по уравнению реакции. Примеры задач 1.Из оксида меди(+2) массой 24 г надо получить гидроксид меди(+2). Вычислите массу продукта (гидроксида меди(+2). Сколько граммов 20%-ного раствора азотной кислоты необходимо для его растворения? 2. Смесь оксида алюминия и оксида магния массой 25.2 г подействовали 80г 20%-ного раствора гидроксида натрия. При этом один из компонентов смеси полностью растворился, а второй не растворился. Определите состав смеси в %. Решение некоторых задач: https://docs.google.com/document/d/1EsCcHQ0fH-KFjrnnRyl9bQ3wxaKTmZuS5fDPMbGj3N4/edit   Вычисления по химическим уравнениям реакций количества, массы, или объема по известному количеству, массе  или объему одного из реагентов или продуктов реакции http://qps.ru/5sxn7                

Примечание: Лабораторная работа представляет собой потенциальный риск для штата сотрудников и учащихся. Назарбаев Интеллектуальные Школы  несут ответственность за определение и использование мер предосторожности. Информация по мерам безопасности отображена схематически и поэтому может быть неполной. Ни МЭС, ни консультанты по программе не несут ответственности за последствия в случае нарушения мер безопасности.

К- методы обучения учащихся всего класса 

Г - групповая работа

И - индивидуальная работа

Э - ученический эксперимент

Д - демонстрация учителя

У - объяснения учителя

О- оценивание

ТБ - техника безопасности



Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.