Вне зависимости от избранной организационно-правовой формы не может осуществлять предпринимательскую деятельность само по себе. Исключение может составить мелкотоварное производство, не ставящее целью расширенное производство и получение прибыли, но, как отмечалось выше, такая деятельность и не может считаться предпринимательской. Что же касается сельскохозяйственных предприятий, производящих продукцию на продажу, неизбежно образование различных экономических и хозяйственных связей. При этом все возникающие связи можно условно разделить на две большие группы:
1) межхозяйственные связи - это связи, возникающие в рамках агропромышленного комплекса и обуславливающие организацию процесса производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
2) внутриотраслевые связи - связи между различными субъектами сельскохозяйственного производства, обуславливающие повышение его эффективности.
Более подробно следует анализировать внутриотраслевые связи, то есть экономические и хозяйственные связи в агробизнесе.
Основной целью повышения эффективности производства является снижение его затратности. Основным затратным фактором в сельском хозяйстве (и не только в нем) можно считать схему организации управления предприятием, группой предприятии, отраслью. Совершенствование системы управления способно существенно снизить уровень затрат, хотя и относимых на себестоимость продукции, но, по существу остающихся непроизводительными или малопроизводительными. В советский период именно это соображение явилось условием реформы, связанной с укрупнением колхозов и иных крестьянских хозяйств. Правда, новая схема управления была выбрана неудачно и переходу к ней сопутствовало не только снижение затрат на управление, но и резкое снижение производительности труда сельских товаропроизводителей. Этот результат ни в коей мере не свидетельствует о бесплодности любых попыток изменения сложившихся управленческих схем. Просто при принятии очередного подобного решения к оценке возможных результатов следует подходить комплексно и учитывать не только факторы, подверженные точному расчету, но и некоторые элементы традиционной психологии.
Таким образом, целесообразно последовательно рассмотреть виды внутриотраслевых хозяйственных связей, которые были разработаны и использованы (или хотя бы объявлены в качестве целей) в период плановой экономики и те виды связей, которые активно используются в экономике рыночной.
До недавнего времени наиболее эффективными считались следующие формы организации производства в рамках отрасли:
q концентрация - процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях. Концентрация может считаться генеральной тенденцией развития промышленного производства. В развитых странах Запада все наукоемкие производства сосредоточены, как правило, в крупных промышленных центрах (наиболее яркий пример -производство компьютерных технологий в Силиконовой долине США). Применение концентрации производства в сельском хозяйстве весьма ограничено;
q специализация - концентрация однородного производства на основе разделения труда, которая выражается в организации участков предприятий массового и серийного производства. В сельском хозяйстве специализация предполагает создание предприятий, ориентирующихся на выпуск одного -двух видов сельскохозяйственной продукции. Обособление производства определенной продукции предполагает создание особого производственного и управленческого аппарата;
q кооперирование - норма производственных связей между специализированными производствами, участвующими в совместном изготовлении определенной продукции;
q комбинирование - соединение в одном предприятии разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексной переработки сырья или использование отходов производства.
В условиях рынка роль государства в регулировании экономики существенно ослаблена и размещение промышленности происходит почти стихийно - каждый собственник при принятии решения об организации предприятия должен учитывать перечисленные факторы, насколько эффективно ему это удастся - вопрос квалификации того, кто принимает решение.
Охарактеризуем каждую из форм организации хозяйственных связей более подробно.
Концентрация предполагает сосредоточение на предприятиях изготовления однородных по конструктивно-технологическим признакам изделий или полуфабрикатов или же производство из одного вида сырья разных полуфабрикатов и изделий. Концентрация позволяет максимально использовать достижения научно-технического прогресса, то есть использовать наиболее производительное и высокоэффективное оборудование. Как уже отмечалось выше, использование концентрации в собственно сельском хозяйстве весьма ограниченно в силу объективных причин. В растениеводстве концентрация затруднена по причине невозможности территориальной концентрации основного средства производства - земли. А это значит, что с увеличением мощности сельскохозяйственного предприятия будут нарастать негативные тенденции в управлении. Кроме того, западными учеными подмечено, что чрезмерная концентрация производства рано или поздно приводит к преобладанию локальных интересов отдельных структурных подразделений, расположенных на удалении от центрального офиса, над интересами всей организации. Однако в области переработки сельскохозяйственной продукции концентрация может оказаться весьма эффективной. Разумеется, что при этом придется решать транспортную задачу, которая в общем виде может быть представлена формулой:
Зд + С + Зп + К * Ен → min ,
где Зд - затраты на доставку сырья до перерабаты вающего предприятия;
С - затраты на производство (себестоимость про дукции);
Зп - затраты на доставку готовой продукции до потребителей;
К - объем капитальных затрат, связанных с расширением производства;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
При этом следует иметь в виду, что с увеличением объемов производства элементы Зд и Зп имеют общую тенденцию к увеличению, а элемент С - к уменьшению, хотя и здесь не все однозначно. Использование более эффективных транспортных средств (например, перевозка железнодорожным транспортом, а не автомобильным в том случае, если потребитель также увеличивает объемы производства или происходит расширение числа потребителей, расположенных недалеко друг от друга) может способствовать тому, что элементы Зд и Зп могут остаться на уровне, сопоставимом с уровнем до проведения концентрации.
В том случае, когда концентрацией охватываются процессы, не связанные между собой ни однородностью и последовательностью технологических процессов, ни комплексной переработкой сырья, такая форма организации может оказаться неэффективной, так как ни один из факторов, обеспечивающих рациональное использование материальных или трудовых ресурсов, в данном случае практически не используется.
Специализация производства осуществляется в двух основных формах:
q предметной;
q детальной.
Предметная специализация означает сосредоточение производства отдельных видов продукции конечного потребления. Наиболее распространена в машиностроении, в рамках АПК это тракторостроение и сельхозмашиностроение. Тем не менее, собственно в сельском хозяйстве имеются большие резервы для осуществления предметной специализации. В отличие от концентрации, территориальный признак здесь имеет положительное значение - сельскохозяйственные угодья, сосредоточенные в одной местности, имеют одинаковые природно-климатические условия и, как правило, весьма схожие почвенные характеристики. Это позволяет ориентировать сельскохозяйственные предприятия, расположенные в одном или нескольких административных районах, ориентировать на преимущественный выпуск одного вида сельскохозяйственной продукции. Положительным аспектом такой специализации является создание предпосылок для повышения эффективности процессов обеспечения предприятий материально-производственными запасами (в силу их однородности и, следовательно, возможности поставки запасов от одного поставщика большими партиями с последующим распределением) и реализации готовой продукции (здесь также предполагается специализация смежного звена - торгово-сбытовых организаций). Разумеется, что специализация производства предполагает и создание новых форм объединения сельских товаропроизводителей, самой характерной из которых в данном случае является синдикат (более подробно о синдикатах и иных формах объединений - чуть ниже).
Отрицательным фактором специализации является то, что большая часть земельных угодий в нашей стране находится в зоне рискованного земледелия. Следовательно, при наличии неблагоприятных природно-климатических факторов убыточными оказываются все специализированные предприятия в данном регионе и, более того, все предприятия смежных отраслей (поставщики в силу того, что сельскохозяйственные предприятия не могут рассчитаться по поставкам материально-производственных запасов, а потребители - по причине отсутствия сырья для переработки). Поэтому, при принятии решения о специализации ряда предприятий с целью минимизации подобных рисков следует активно использовать гарантийные культуры. В этом случае, кстати, практически не пострадают и поставщики. Что же касается перерабатывающих предприятий, то им для минимизации негативных воздействий природно-климатических факторов следует предусматривать организацию производства двойного назначения, то есть производства, позволяющего без существенных финансовых и материальных затрат переориентироваться на переработку другого вида сельскохозяйственного сырья или на выпуск другого вида готовой продукции.
Детальная специализация предполагает сосредоточение производства определенных полуфабрикатов, а также выполнение отдельных технологических процессов.
Развитие детальной специализации означает сокращение количества выполняемых на каждом производстве разнородных операций и увеличение числа однородных с тем, чтобы обеспечить использование высокопроизводительной техники и упростить (а следовательно, и удешевить) процесс управления производством. В сельском хозяйстве технологические особенности процесса производства обуславливают определенные сложности использования детальной специализации. Одной из форм, которая, безусловно, имеет право на существование и, как показывает опыт, при грамотной организации может быть весьма эффективна, является выделение в отдельное структурное подразделение хозяйства, обеспечивающего подготовку, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, а также обеспечение ее горюче-смазочными и расходными материалами. Более того, возможно создание таких специализированных подразделений, обслуживающих (на договорной основе) сельскохозяйственные предприятия, не связанные между собой никакими обязательствами - создание так называемых машинно-технологических станций. Возможно достижение высоких результатов при создании специализированных предприятий, занятых семеноводством, агротехническим обеспечением производственного процесса, а также организаций, осуществляющих сбор, обработку и предоставление заинтересованным пользователям различной информации, необходимой для принятия управленческих решений (информационно-консультационные центры).
Развитие специализации (как предметной, так и детальной) предполагает дальнейшее развитие унификации и стандартизации продукции и требований, предъявляемых к различным технологическим процессам.
Кооперирование предполагает организацию и поддержание хозяйственных и производственных связей между предприятиями различных отраслей. Понятие агропромышленного комплекса предполагает именно кооперирование в масштабах государства. При этом в процесс кооперирования вовлекаются не только конкретные предприятия, но и целые отрасли, то есть и научные разработки, и сроки внедрения нового оборудования, и развитие производственной базы, и многие другие элементы производственного процесса предполагается развивать комплексно. Это обуславливает необходимость координации действий различных министерств и ведомств, что, в свою очередь, предполагает снижение хозяйственной самостоятельности отдельных предприятий. То есть, в условиях рыночной экономики кооперирование в масштабах страны сопряжено с проблемами правового и экономического свойства. Справедливости ради, следует заметить, что помимо очевидно позитивных тенденций, которые несет в себе такое крупномасштабное кооперирование, неизбежны и определенные издержки, которые в ряде случаев способны серьезно нивелировать экономический эффект, получаемый от такой формы организации. В данном случае речь идет о неизбежном увеличении управленческих расходов, резком снижении экономической мобильности (маневра силами и средствами), а также вероятностью возникновения ситуации, при которой неправильное экономическое решение может сделать убыточными (или малорентабельными) десятки предприятий в различных отраслях.
Что же касается кооперирования на более низком уровне (внутриотраслевом или внутрихозяйственном), то здесь дополнительных комментариев не требуется. Само понятие кооперирования и требования по его эффективной организации являются прямым следствием политики специализации, разумеется, если таковая применялась.
Наконец, последний вид организации производства, который можно назвать традиционным, так как он осуществлялся в рамках государственных программ на протяжении более семидесяти лет - комбинирование. Эта форма организации предполагает объединение внутри одной хозяйствующей единицы различных технологических процессов, связанных единым сырьем или схожей готовой продукцией. Как следует из определения, комбинирование может осуществляться по одному из следующих направлений:
q последовательная переработка сырья вплоть до получения готового продукта. В настоящее время это направление развивается наиболее динамично и в сельском хозяйстве представляет собой производство продуктов питания от выращивания скота (в целях получения сырья для мясного или молочного производства) до упаковки продукции, готовой для реализации конечному потребителю. В некоторых хозяйствах предпринимаются усилия по развитию еще более глубокого комбинирования включения в производственный процесс всех этапов производства готовой продукции: выращивание сельскохозяйственных культур (фуражное зерно), откорм свиней и крупного рогатого скота, переработка полученных мясных или молочных полуфабрикатов и, наконец, реализация через систему собственных торговых точек. Для государств с рыночной экономикой данная форма комбинирования находит свою реализацию в создании концернов;
q выработка из одного вида сырья разных продуктов или полуфабрикатов (комплексная переработка сырья). Нетрудно убедиться, что это направление предполагает менее глубокое комбинирование и, в принципе, может быть ограничено рамками одного перерабатывающего комбината. Причем, наименование комбинат означает здесь только то, что на одном предприятии имеется несколько различных технологических линий, обеспечивающий различные процессы обработки одного и того же вида сырья. Данный вид комбинирования также развивается весьма активно. Однако, справедливости ради, следует заметить, что развитие это имеет количественную, а не качественную направленность. Несомненно, количество наименований готовой продукции, выпускаемой мясо- или молокоперерабатывающими комбинатами, в последние годы существенно увеличилось, но сама схема комбинирования осталась старой, испытанной и отлаженной еще в до-рыночный период. Разумеется, в отрасли собственно сельского хозяйства (растениеводство и животноводство) данное направление перспектив не имеет;
q использование отходов производства для выработки других видов продукции. Этот вид комбинирования в сельском хозяйстве также имеет свои особенности, существенно отличающие его от комбинирования в промышленности. Дело в том, что технология сельскохозяйственного производства практически не предполагает образования отходов (самый элементарный пример: солома, которая могла бы считаться отходами растениеводства, активно используется в животноводстве, а вплоть до недавнего времени не менее активно использовалась и в сельском строительстве). Таким образом, это направление комбинирования уже является составной частью сельскохозяйственного производства и, по-видимому, в дальнейшем развитии не нуждается.
Подведем некоторые итоги. Из перечисленных форм организации хозяйственных связей внутри аграрного сектора в настоящее время практически неприменимо только кооперирование на уровне агропромышленного комплекса в целом, осуществляемое государством. Остальные направления могут весьма успешно применяться с учетом специфики сельскохозяйственного производства. При этом наибольший эффект в кратчайшие сроки может дать комбинирование, предполагающее объединение в рамках одной организации разнородных технологических процессов либо выработки различных видов продукции из однородного сырья. Осуществление любого из выбранных направлений предполагает если не смену организационно-правовой формы предприятия, то создание каких-то союзов, ассоциаций и тому подобных объединений в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Так как в российском сельском хозяйстве в течение последних восьми лет проводится последовательная политика на сближение процессов, протекающих (организуемых) в этой отрасли с аналогичными отраслями в западных странах, то полезно будет ознакомиться и с формами межхозяйственных и внутрихозяйственных связей, традиционно получившими распространение в государствах с рыночной экономикой.
При объединении производственных единиц в условиях рыночной экономики используются два основных направления: горизонтальная и вертикальная интеграция, причем первая считается более примитивной формой, характерной для ранних стадий развития рынка. Тем не менее, все основные формы интеграции в той или иной мере используются и сегодня практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Первой, самой простой формой объединения, является картель. Картель создается несколькими предприятиями одной отрасли и предполагает заключение соглашений о ценах, рынках сбыта, квоте (доле каждого участника в общем объеме производства), обмене партнерами и т.п. В российском гражданском законодательстве картелю соответствует союз или ассоциация. Обращаем внимание, ни союз, ни ассоциация не являются субъектами предпринимательской деятельности. Это значит, что само объединение не может ставить своей целью систематическое получение прибыли. В последнее время (после начала рыночных реформ) объединения крестьянских (фермерских) хозяйств, а также более крупных хозяйственных единиц получили достаточно большое распространение. В отличие от западных картелей, цели, которые ставят перед собой участники ассоциаций крестьянских хозяйств, несколько шире, и в этом они приближаются к другим, более высоким формам объединения труда и капитала - синдикатам и трестам.
Создание картелей наиболее эффективно в условиях перепроизводства сельскохозяйственной продукции и, соответственно, риска резкого снижения цен на потребительском рынке. В истории развитых (и не очень развитых) стран Запада нередки были случаи, когда ни создание картелей, ни широкомасштабная государственная поддержка не могли спасти сельских товаропроизводителей от разорения в условиях экономического кризиса. Тем не менее, картели способствовали минимизации убытков и уменьшению количества разоренных фермеров.
В современных условиях форма объединения, аналогичная картелю, получила новый импульс развития - посредством объединения усилий сельские товаропроизводители весьма активно лоббируют принятие тех или иных решений на государственном и даже на транснациональном уровне. Так, например, в конце 2006 г., когда выяснилось, что большинство западных стран стоит перед угрозой кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции, представители агробизнеса различных стран (в первую очередь, США и Великобритании) смогли объединить свои усилия для принятия своими государствами решений, создающих более выгодные условия для экспорта продукции. Одновременно широко использовались средства массовой информации для создания мифа о надвигающемся голоде в России (как наиболее перспективном рынке сбыта). При этом предполагалось, что российским покупателям неизвестны принципы создания и расходования государственных стратегических запасов и что относительный неурожай может оказать более или менее серьезное воздействие на продовольственную ситуацию в стране только в том случае, если такая ситуация будет продолжаться ряд лет. Разумеется, без объединения усилий провести кампанию по продвижению своей продукции на российский рынок западным предпринимателям вряд ли удалось бы. И, хотя деятельность картеля (или иного координирующего органа) нигде не рекламируется, можно не сомневаться, что соответствующие соглашения были заключены.
Синдикат - форма объединения хозяйствующих субъектов, находящаяся между картелем и трестом. Объединение предприятий в синдикат предполагает, что при сохранении полной юридической и экономической состоятельности, хозяйствующие субъекты объединяют свою коммерческую деятельность, создавая при этом единые конторы по сбыту продукции. Синдикаты не являются для российской экономики чем-то абсолютно новым и чужеродным. В самом начале развития капитализма - в начале 20 в. синдикаты именно в России (и Франции) заняли ведущее место в экономике, в то время как в экономике Германии более популярными были картели, а в США - тресты. Возрождались синдикаты (конечно, не в прежних объемах) и в краткий период нэпа. Использование синдикатов с их специализированными предприятиями, ориентированными на скупку от сельскохозяйственных производителей и дальнейшую реализацию сельскохозяйственной продукции, имеет весьма хорошие шансы на развитие. В современных условиях довольно широкое распространение приобрела контрактация - договор, в соответствии с которым сельский производитель обязуется продать произведенную продукцию конкретной заготовительной организации по твердым (или плавающим в установленных пределах) ценам. Отрицательными элементами этого договора является то, что он, во-первых, двусторонний, что исключает возможность учесть интересы других производителей и позволяет заготовительным организациям (или физическим лицам) существенно снижать цены, а, во-вторых, этот договор не позволяет осуществлять эффективное планирование структуры и объемов производимой продукции на более или менее длительную перспективу. Для современного уровня развития межхозяйственных связей объединение товаропроизводителей на принципах синдиката представляется более предпочтительным.
В российском гражданском законодательстве синдикату более соответствует форма договора простого товарищества (совместной деятельности), при котором обязанности по реализации продукции могут быть возложены на одного из участников (ведущего общие дела), участие же остальных сводится к передаче части денежных средств и готовой продукции для реализации без предварительной оплаты.
Трест - высшая форма промышленных монополий, предполагающая объединение сбыта, производства и финансов отдельных предприятий. При этом, отдельные хозяйствующие субъекты фактически теряют экономическую и юридическую самостоятельность. По сути дела, речь идет о поглощении мелких товаропроизводителей одной крупной компанией. Цель создания треста — монополизация производства какого-либо вида продукции с целью установления монопольно высоких цен и, как побочный эффект, снижения затрат на управление, реализацию, рекламу и т.п. Эта форма объединения была весьма распространена в США в начале века. В настоящее время перспективы развития этой формы существенно ограничены антимонопольным законодательством. В России создание трестов не имеет объективных предпосылок. К тому же основы российского антимонопольного законодательства были созданы почти одновременно с началом реформ в аграрном и промышленном секторах экономики.
В последнее время все большее распространение принимает вертикальная интеграция (или комбинирование). О том, что этот вид хозяйственных связей весьма перспективен для российских условий, а также о тенденциях развития мы подробно говорили выше. Здесь же лишь приведем определение двух основных форм вертикальной интеграции, которые применяются в странах с рыночной экономикой.
Прежде чем приводить определения концерна и конгломерата, следует напомнить определение еще одного термина:
диверсификация капитала - это проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности. Охватывая первоначально смежные или близкие по технологии отрасли, диверсификация впоследствии распространяется далеко за ее пределы.
Концерн - крупная многоотраслевая корпорация, объединяющая несколько последовательных, взаимосвязанных производств различных отраслей. Таким образом, понятие концерна можно свести к определению комбината, действующего по первому из трех возможных направлений - последовательная переработка сырья вплоть до получения готового продукта.
Другой формой вертикальной интеграции является конгломерат - объединение предприятий разных отраслей, не имеющих между собой никаких производственных или функциональных связей. Главная цель такого объединения - получение дополнительной прибыли за счет игры на курсах акций объединяемых предприятий или на скачках цен в результате временного нарушения баланса спроса и предложения на рынке. Поэтому большая часть конгломератов недолговечна и распадается или трансформируется в другие формы в течение непродолжительного времени. В российском законодательстве организационно-правовых форм, соответствующих конгломерату, нет, но, с другой стороны, нет и запретов на их создание
То, что конгломераты экономически не могут быть жизнеспособными, является проблемой его организаторов. Но создание таких объединений при достаточно крупных объемах может нести и серьезную стратегическую угрозу производству отдельных видов продукции. Причем здесь речь идет не столько о субъективном желании руководителей конгломерата поглотить большую часть предприятий, занятых выпуском какого-либо вида продукции, с тем, чтобы впоследствии создать условия, препятствующие продолжению ее выпуска, а о весьма объективных причинах, вследствие которых участники конгломерата более заинтересованы в развитии производства тех отраслей, которые в ближайшей перспективе могут дать максимальный эффект. То есть предполагается возможность перетока капитала внутри конгломерата, в результате чего ранее самостоятельные предприятия либо гибнут, либо реорганизуются.
В заключение главы следует отметить, что организационно-правовые формы сельского предпринимательства и виды хозяйственных связей весьма многообразны. Некоторые из них имеют хорошие перспективы для развития, использование некоторых - весьма проблематично. Однако в условиях углубления рыночных отношений поиск наиболее эффективных путей организации сельскохозяйственного производства расширяется и совершенствуется.
2.5 Бизнес-план
Задачи бизнес-планирования
Основным бесспорным преимуществом малого предпринимательства перед крупным бизнесом является относительная легкость и быстрота освоения новых видов деятельности. Вместе с тем, высокая мобильность и трансформационная способность ставит целый ряд задач перед предпринимателями, важнейшей из которых является поиск новых форм и моделей планирования, обеспечивающих максимальную эффективность принимаемых решений.
Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:
q открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
q перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
q разработка перспективных проектов;
q подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
q обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
q составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
q выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Правильно составленный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для предпринимателя вопрос:
q стоит ли вкладывать деньги в это дело,
q принесет ли оно доходы,
q которые окупят все затраты сил и средств.
Это становится особенно важным именно для малого предприятия, ресурсы которого, как правило, жестко ограничены.
Все вышеуказанные задачи и условия работы субъектов малого предпринимательства свидетельствуют о необходимости применения системного подхода к бизнес-планированию, который также диктуется рядом следующих соображений:
q в самом процессе организации, становления и развития малого предприятия заложен высокий элемент неопределенности;
q у начинающего предпринимателя отсутствует собственный опыт - деловой, профессиональный, а также соответствующие связи с поставщиками и потребителями, что вынуждает его искать помощь в планировании развития своего предприятия и в определении той ниши, в которой будет оно функционировать;
q бизнес-планирование с периодической коррекцией, поправками, дополнениями и изменениями в процессе развития организации помогает предпринимателю формировать собственное стратегическое мышление, помогает развивать интуицию, творческие способности, видение будущего и его реализации;
q бизнес-план помогает максимально предусмотреть все события, как положительные, так и отрицательные, которые могут повлиять на ход организуемого бизнеса;
q бизнес-план описывает будущее дело, бизнес, коммерцию на языке, понятном для инвесторов.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить, по крайней мере, четыре принципиальные задачи:
q определить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции и услуг;
q оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления продукции и оказания услуг, а также для их сбыта;
q сопоставить расходы по предоставлению и доходы от реализации, тем самым, определив потенциальную прибыльность бизнес-проекта;
q обозначить проектные риски и предложить мероприятия по их минимизации;
q определить критерии и показатели, характеризующие успешность проекта.
Методика разработки бизнес-плана
Целью бизнес-плана может быть определение стратегических и тактических направлений и ориентиров малого предприятия в экономическом пространстве или привлечение к участию в проектах потенциальных инвесторов и партнеров, т.е. план может разрабатываться для использования внутри и вне компании.
Использование плана вне компании:
q получение банковского кредита; получение инвестиций;
q создание стратегических союзов; - получение большого контракта;
q получение совета консультантов, юристов, представителей государственных органов или неправительственных организаций.
Использование плана внутри компании:
q создание бизнеса;
q развитие уже существующего бизнеса (расширение имеющихся направлений или создание нового направления; использование бизнес-плана в качестве инструмента анализа и управления).
В зависимости от целей, для которых готовится бизнес-план, его конкретное содержание может варьироваться.
Поэтому, еще до начала разработки бизнес-плана необходимо решить ряд важных вопросов. К ним относятся:
q определение общих целей; понимание того, что руководители фирмы хотят получить;
q определение подхода к данному процессу;
q формулирование ключевых положений, на которых будет строиться план;
q определение конкретных целей, поддающихся количественному анализу, которые потом буду обоснованы в бизнес-плане;
q анализ прошлых успехов и неудач.
При составлении бизнес-плана должны учитываться все возможные препятствия при его осуществлении. Главным является четкое определение цели и задач проекта и возможности его реализации.
После завершения работы над планом разработчикам необходимо посмотреть на него критически (понятны ли основные положения, реален ли он), смоделировать возможные изменения в бизнесе (оценить наилучший и наихудший сценарии развития ситуации), создать план на случай непредвиденных обстоятельств, сформировать план действий (распределить обязанности, уточнить даты).
Требования и рекомендации к изложению материала
в бизнес-плане
План должен удовлетворять следующим требованиям:
q доступность изложения;
q точность и основательность;
q реалистичность и выполнимость.
Некоторые рекомендации:
q занимаясь планированием, постарайтесь отвлечься от повседневной деятельности компании;
q вовлеките в разработку плана большее количество людей для улучшения качества планирования и повышения заинтересованности в результатах;
q прежде чем готовить свой план, необходимо прочитать несколько других бизнес-планов;
q краткосрочные цели в плане должны быть детализированы и определены количественно, среднесрочные и долгосрочные – только сформулированы;
q степень подробности плана зависит от цели, с которой составляется план, более подробные сведения по разделам лучше вынести в приложения;
q использованные материалы не должны быть устаревшими;
q хорошо оформите титульный лист, если план разрабатывается не для внутреннего пользования;
q составьте подробное оглавление с указанием страниц для каждого раздела;
q резюме необходимо составлять, когда план уже закончен, тогда изложенная в резюме информация будет соответствовать содержанию самого бизнес-плана;
q на разработку потребуется больше времени, чем кажется сначала;
q только что созданные компании должны включить краткую биографию каждого руководителя компании с указанием опыта работы, достижений в соответствующей сфере деятельности.
Потенциального инвестора интересуют следующие моменты:
q положительный опыт в бизнесе,
q рыночные перспективы предприятия,
q собственность и юридическая форма организации бизнеса,
q вопросы управления персоналом,
q организация производства,
q снабжение сырьем и материалами,
q график финансирования проекта,
q график возврата денежных средств,
q коммерческая эффективность проекта,
q возможные риски проекта, предоставляемые гарантии.
Структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие разделы:
q исполнительное резюме;
q общее описание предприятия;
q продукция и услуги;
q маркетинг;
q производственный план;
q управление и организация;
q финансовый план;
q оценка рисков;
q приложения.
«Исполнительное резюме» является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.
В «Общем описании предприятия» необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел «Продукция и услуги» содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
Цель раздела бизнес-плана «Маркетинг» - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
Раздел «Производственный план» содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
В разделе «Управление и организация» нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
Цель «Финансового плана» заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов. В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).
В разделе «Оценка рисков» требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
В «Приложения» включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.
Анализ инвестиций в структуре бизнес-плана
Инвестиции - совокупность затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода и (или) достижения иного полезного эффекта. Компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, в обновление изношенного и устаревшего оборудования для улучшения эффективности по затратам, увеличить расходы по продвижению товаров на рынок с целью получения коммерческой прибыли от большего объема деятельности.
Необходимо оценить целесообразность вложения средств, как в производство, так и в ценные бумаги, сравнив привлекательность данного проекта с альтернативными возможностями вложения средств с целью максимизации доходов при приемлемом уровне риска. Важно учитывать в оценках временной фактор – чем больший период времени затрагивает проект, тем выше степень риска и неопределенность последствий.
При разработке финансовой части бизнес-плана необходимо помнить, что основные элементы финансовой модели проекта - план движения денежных средств, план прибылей и убытков, балансовый план, финансовые показатели – должны быть взаимоувязаны и не содержать противоречивых данных.
Существует несколько методов анализа инвестиционных проектов:
q метод расчета периода окупаемости проекта;
q метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли;
q метод чистой дисконтированной стоимости;
q метод внутренней нормы рентабельности.
Каждый метод дает возможность рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Методы отличаются по сложности в понимании и применении, доступности исходной информации, количеству учтенных факторов, надежности результатов. Их комплексное применение дает наиболее точную оценку эффективности проекта.
Ошибки бизнес-планирования
Бизнес-планирование является объектом для изучения, существуют рекомендации, научные работы на эту тему, компании, специализирующиеся на разработках бизнес-планов. Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.
Основные причины ошибок бизнес-планирования на малых предприятиях следующие:
q недостаток средств у предпринимателя для обращения к
q услугам профессиональных проектировщиков;
q недостаточность знаний и опыта для самостоятельной
q разработки бизнес-плана;
q недостаток времени для тщательной проработки разделов плана.
Типичными ошибками бизнес-планирования являются следующие:
q занижение затратной части (не учтено вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, пуско-наладочные работы; занижены издержки, связанные со сбытом; не учтена профилактика оборудования, обслуживание оргтехники, вывоз мусора; не учтен расход электроэнергии; неверно учтены налоги);
q завышение доходной части (завышена конечная цена продукции, не учтены скидки, завышены план производства и прогноз продаж);
q ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений всевозможных разрешений, фактор сезонности,
q фактор сопротивления персонала вводимым изменениям);
q недостаточная проработка юридических вопросов;
q проведение маркетинговых исследований только «кабинетным способом».
Реализация бизнес-плана
Независимо от того, для каких целей создается план, он становится бесполезным, если компания не работает над его воплощением постоянно.
Некоторые рекомендации:
q составьте график реализации бизнес-плана, который объединит различные стадии реализации в последовательную схему действий; определите продолжительность каждой стадии;
q распределите обязанности сразу же, как сформировали план, сразу же начинайте контролировать;
q документируйте все данные реализации для последующей корректировки планов;
q учитесь на ошибках и старайтесь не повторять их;
q разрабатывайте несколько альтернативных прогнозов изменения значений исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития ситуации.
Главная задача бизнес-плана – сделать планирование неотъемлемой частью деятельности, осуществлять постоянный мониторинг и контроль. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это итерационный процесс, точные детали плана меняются компанией каждый год, цели пересматриваются и уточняются.
При реализации бизнес-плана, скорее всего, Вы столкнетесь с сопротивлением персонала вводимым изменениям, которое объясняется страхом перемен, отсутствием убежденности в необходимости нововведений и заинтересованности в изменениях.
Можно ли уменьшить сопротивление персонала при реализации бизнес-плана? Да, если заранее подумать об этом и осуществить некоторые мероприятия:
q вовлечь в разработку плана большее количество людей для улучшения качества планирования и повышения заинтересованности в результатах;
q своевременно информировать и привлечь к проводимым преобразованиям сотрудников, которые не были заняты в формировании плана;
q использовать материальные и нематериальные стимулы;
q формализовать отношения между подчиненными (с помощью четко прописанных должностных инструкций).
Бизнес-план - это не гарантия успеха, но он уменьшает риск неудач, это остов, который служит основой для генерации идей, наиболее эффективного их воплощения и получения прибылей.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 308.