Основные типы взаимосвязей в агробизнесе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вне зависимо­сти от избранной организационно-правовой формы не может осуществлять предпринимательскую деятель­ность само по себе. Исключение может составить мел­котоварное производство, не ставящее целью расширенное производство и получение прибыли, но, как отмечалось выше, такая деятельность и не может счи­таться предпринимательской. Что же касается сель­скохозяйственных предприятий, производящих про­дукцию на продажу, неизбежно образование различных экономических и хозяйственных связей. При этом все возникающие связи можно условно разделить на две большие группы:

1) межхозяйственные связи - это связи, возникающие в рамках агропромышленного комплекса и обуславливающие организацию процесса производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

2) внутриотраслевые связи - связи между различными субъектами сельскохозяйственного производства, обуславливающие повышение его эффективности.

Более подробно следует анализировать внутриотраслевые связи, то есть экономические и хозяйственные связи в агробизнесе.

Основной целью повышения эффективности производства является снижение его затратности. Основным затратным фактором в сельском хозяйстве (и не только в нем) можно считать схему организации управления предприятием, группой предприятии, отраслью. Совершенствование системы управления спо­собно существенно снизить уровень затрат, хотя и от­носимых на себестоимость продукции, но, по существу остающихся непроизводительными или малопроиз­водительными. В советский период именно это сооб­ражение явилось условием реформы, связанной с ук­рупнением колхозов и иных крестьянских хозяйств. Правда, новая схема управления была выбрана неудачно и переходу к ней сопутствовало не только снижение затрат на управление, но и резкое снижение производительности труда сельских товаропроизводи­телей. Этот результат ни в коей мере не свидетельствует о бесплодности любых попыток изменения сложившихся управленческих схем. Просто при принятии очередного подобного решения к оценке возмож­ных результатов следует подходить комплексно и учи­тывать не только факторы, подверженные точному расчету, но и некоторые элементы традиционной пси­хологии.

Таким образом, целесообразно последовательно рассмотреть виды внутриотраслевых хозяйственных связей, которые были разработаны и использованы (или хотя бы объявлены в качестве целей) в период плановой экономики и те виды связей, которые активно используются в экономике рыночной.

До недавнего времени наиболее эффективными считались следующие формы организации производст­ва в рамках отрасли:

q концентрация - процесс сосредоточения произ­водства на более крупных предприятиях. Концентрация может считаться генеральной тенденцией разви­тия промышленного производства. В развитых стра­нах Запада все наукоемкие производства сосредо­точены, как правило, в крупных промышленных центрах (наиболее яркий пример -производство компь­ютерных технологий в Силиконовой долине США). Применение концентрации производства в сельском хозяйстве весьма ограничено;

q специализация - концентрация однородного производства на основе разделения труда, которая вы­ражается в организации участков предприятий массо­вого и серийного производства. В сельском хозяйстве специализация предполагает создание предприятий, ориентирующихся на выпуск одного -двух видов сельскохозяйственной продукции. Обособление производ­ства определенной продукции предполагает создание особого производственного и управленческого аппара­та;

q кооперирование - норма производственных свя­зей между специализированными производствами, участвующими в совместном изготовлении определен­ной продукции;

q комбинирование - соединение в одном предпри­ятии разных производств, представляющих собой по­следовательные ступени обработки сырья, комплекс­ной переработки сырья или использование отходов производства.

В условиях рынка роль го­сударства в регулировании экономики существенно ослаблена и размещение промышленности происходит почти стихийно - каждый собственник при принятии решения об организации предприятия должен учиты­вать перечисленные факторы, насколько эффективно ему это удастся - вопрос квалификации того, кто принимает решение.

Охарактеризуем каждую из форм организации хозяйственных связей более подробно.

Концентрация предполагает сосредоточение на предприятиях изготовления однородных по конструк­тивно-технологическим признакам изделий или полу­фабрикатов или же производство из одного вида сырья разных полуфабрикатов и изделий. Концентрация позволяет максимально использовать достижения науч­но-технического прогресса, то есть использовать наи­более производительное и высокоэффективное обору­дование. Как уже отмечалось выше, использование концентрации в собственно сельском хозяйстве весьма ограниченно в силу объективных причин. В растение­водстве концентрация затруднена по причине невоз­можности территориальной концентрации основного средства производства - земли. А это значит, что с увеличением мощности сельскохозяйственного пред­приятия будут нарастать негативные тенденции в управлении. Кроме того, западными учеными подме­чено, что чрезмерная концентрация производства рано или поздно приводит к преобладанию локальных ин­тересов отдельных структурных подразделений, рас­положенных на удалении от центрального офиса, над интересами всей организации. Однако в области пере­работки сельскохозяйственной продукции концентра­ция может оказаться весьма эффективной. Разумеет­ся, что при этом придется решать транспортную зада­чу, которая в общем виде может быть представлена формулой:

 

Зд + С + Зп + К * Ен → min ,

где Зд - затраты на доставку сырья до перерабаты­ вающего предприятия;

С - затраты на производство (себестоимость про­ дукции);

Зп - затраты на доставку готовой продукции до потребителей;

К - объем капитальных затрат, связанных с расширением производства;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

 

При этом следует иметь в виду, что с увеличением объемов производства элементы Зд и Зп имеют общую тенденцию к увеличению, а элемент С - к уменьше­нию, хотя и здесь не все однозначно. Использование более эффективных транспортных средств (например, перевозка железнодорожным транспортом, а не авто­мобильным в том случае, если потребитель также уве­личивает объемы производства или происходит рас­ширение числа потребителей, расположенных недале­ко друг от друга) может способствовать тому, что элементы Зд и Зп могут остаться на уровне, сопоста­вимом с уровнем до проведения концентрации.

В том случае, когда концентрацией охватываются процессы, не связанные между собой ни однородностью и последовательностью технологических процес­сов, ни комплексной переработкой сырья, такая фор­ма организации может оказаться неэффективной, так как ни один из факторов, обеспечивающих рацио­нальное использование материальных или трудовых ресурсов, в данном случае практически не использует­ся.

Специализация производства осуществляется в двух основных формах:

q предметной;

q детальной.

Предметная специализация означает сосредоточе­ние производства отдельных видов продукции конеч­ного потребления. Наиболее распространена в маши­ностроении, в рамках АПК это тракторостроение и сельхозмашиностроение. Тем не менее, собственно в сельском хозяйстве имеются большие резервы для осуществления предметной специализации. В отличие от концентрации, территориальный признак здесь имеет положительное значение - сельскохозяйствен­ные угодья, сосредоточенные в одной местности, име­ют одинаковые природно-климатические условия и, как правило, весьма схожие почвенные характеристи­ки. Это позволяет ориентировать сельскохозяйствен­ные предприятия, расположенные в одном или не­скольких административных районах, ориентировать на преимущественный выпуск одного вида сельскохо­зяйственной продукции. Положительным аспектом такой специализации является создание предпосылок для повышения эффективности процессов обеспечения предприятий материально-производственными запаса­ми (в силу их однородности и, следовательно, возмож­ности поставки запасов от одного поставщика боль­шими партиями с последующим распределением) и реализации готовой продукции (здесь также предпола­гается специализация смежного звена - торгово-сбытовых организаций). Разумеется, что специализа­ция производства предполагает и создание новых форм объединения сельских товаропроизводителей, самой характерной из которых в данном случае явля­ется синдикат (более подробно о синдикатах и иных формах объединений - чуть ниже).

Отрицательным фактором специализации является то, что большая часть земельных угодий в нашей стране находится в зоне рискованного земледелия. Следовательно, при наличии неблагоприятных при­родно-климатических факторов убыточными оказыва­ются все специализированные предприятия в данном регионе и, более того, все предприятия смежных от­раслей (поставщики в силу того, что сельскохозяйст­венные предприятия не могут рассчитаться по постав­кам материально-производственных запасов, а потре­бители - по причине отсутствия сырья для пере­работки). Поэтому, при принятии решения о специа­лизации ряда предприятий с целью минимизации по­добных рисков следует активно использовать гаран­тийные культуры. В этом случае, кстати, практически не пострадают и поставщики. Что же касается перера­батывающих предприятий, то им для минимизации негативных воздействий природно-климатических факторов следует предусматривать организацию про­изводства двойного назначения, то есть производства, позволяющего без существенных финансовых и мате­риальных затрат переориентироваться на переработку другого вида сельскохозяйственного сырья или на вы­пуск другого вида готовой продукции.

Детальная специализация предполагает сосредо­точение производства определенных полуфабрикатов, а также выполнение отдельных технологических про­цессов.

Развитие детальной специализации означает со­кращение количества выполняемых на каждом произ­водстве разнородных операций и увеличение числа од­нородных с тем, чтобы обеспечить использование высокопроизводительной техники и упростить (а следо­вательно, и удешевить) процесс управления производ­ством. В сельском хозяйстве технологические особен­ности процесса производства обуславливают опреде­ленные сложности использования детальной специали­зации. Одной из форм, которая, безусловно, имеет право на существование и, как показывает опыт, при грамотной организации может быть весьма эффектив­на, является выделение в отдельное структурное под­разделение хозяйства, обеспечивающего подготовку, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техни­ки, а также обеспечение ее горюче-смазочными и рас­ходными материалами. Более того, возможно создание таких специализированных подразделений, обслужи­вающих (на договорной основе) сельскохозяйственные предприятия, не связанные между собой никакими обязательствами - создание так называемых машин­но-технологических станций. Возможно достижение высоких результатов при создании специализирован­ных предприятий, занятых семеноводством, агротех­ническим обеспечением производственного процесса, а также организаций, осуществляющих сбор, обработку и предоставление заинтересованным пользователям различной информации, необходимой для принятия управленческих решений (информационно-консульта­ционные центры).

Развитие специализации (как предметной, так и детальной) предполагает дальнейшее развитие унифи­кации и стандартизации продукции и требований, предъявляемых к различным технологическим про­цессам.

Кооперирование предполагает организацию и под­держание хозяйственных и производственных связей между предприятиями различных отраслей. Понятие агропромышленного комплекса предполагает именно кооперирование в масштабах государства. При этом в процесс кооперирования вовлекаются не только кон­кретные предприятия, но и целые отрасли, то есть и научные разработки, и сроки внедрения нового обору­дования, и развитие производственной базы, и многие другие элементы производственного процесса предпо­лагается развивать комплексно. Это обуславливает не­обходимость координации действий различных мини­стерств и ведомств, что, в свою очередь, предполагает снижение хозяйственной самостоятельности отдель­ных предприятий. То есть, в условиях рыночной эко­номики кооперирование в масштабах страны сопря­жено с проблемами правового и экономического свой­ства. Справедливости ради, следует заметить, что помимо очевидно позитивных тенденций, которые не­сет в себе такое крупномасштабное кооперирование, неизбежны и определенные издержки, которые в ряде случаев способны серьезно нивелировать экономиче­ский эффект, получаемый от такой формы организа­ции. В данном случае речь идет о неизбежном увели­чении управленческих расходов, резком снижении экономической мобильности (маневра силами и сред­ствами), а также вероятностью возникновения ситуа­ции, при которой неправильное экономическое реше­ние может сделать убыточными (или малорентабель­ными) десятки предприятий в различных отраслях.

Что же касается кооперирования на более низком уровне (внутриотраслевом или внутрихозяйственном), то здесь дополнительных комментариев не требуется. Само понятие кооперирования и требования по его эффективной организации являются прямым следствием политики специализации, разумеется, если тако­вая применялась.

Наконец, последний вид организации производства, который можно назвать традиционным, так как он осуществлялся в рамках государственных программ на протяжении более семидесяти лет - комбинирование. Эта форма организации предполагает объедине­ние внутри одной хозяйствующей единицы различных технологических процессов, связанных единым сырь­ем или схожей готовой продукцией. Как следует из определения, комбинирование может осуществляться по одному из следующих направлений:

q последовательная переработка сырья вплоть до получения готового продукта. В настоящее время это направление развивается наиболее динамично и в сельском хозяйстве представляет собой производство продуктов питания от выращивания скота (в целях получения сырья для мясного или молочного производства) до упаковки продукции, готовой для реализации конечному потребителю. В некоторых хозяйствах предпринимаются усилия по развитию еще более глубокого комбинирования включения в производственный процесс всех этапов производства готовой продукции: выращивание сельскохозяйственных культур (фуражное зерно), откорм свиней и крупного рогатого скота, переработка полученных мясных или молочных полуфабрикатов и, наконец, реализация через систему собственных торговых точек. Для государств с рыночной экономикой данная форма комбинирования находит свою реализацию в создании концернов;

q выработка из одного вида сырья разных продуктов или полуфабрикатов (комплексная переработка сырья). Нетрудно убедиться, что это направление предполагает менее глубокое комбинирование и, в принципе, может быть ограничено рамками одного перерабатывающего комбината. Причем, наименова­ние комбинат означает здесь только то, что на одном предприятии имеется несколько различных технологических линий, обеспечивающий различные процессы обработки одного и того же вида сырья. Данный вид комбинирования также развивается весьма активно. Однако, справедливости ради, следует заметить, что развитие это имеет количественную, а не качест­венную направленность. Несомненно, количество на­именований готовой продукции, выпускаемой мясо- или молокоперерабатывающими комбинатами, в по­следние годы существенно увеличилось, но сама схема комбинирования осталась старой, испытанной и отлаженной еще в до-рыночный период. Разумеется, в отрасли собственно сельского хозяйства (растениеводство и животноводство) данное направление перспектив не имеет;

q использование отходов производства для выра­ботки других видов продукции. Этот вид комбиниро­вания в сельском хозяйстве также имеет свои особен­ности, существенно отличающие его от комбинирова­ния в промышленности. Дело в том, что технология сельскохозяйственного производства практически не предполагает образования отходов (самый элементар­ный пример: солома, которая могла бы считаться отходами растениеводства, активно используется в животноводстве, а вплоть до недавнего времени не менее активно использовалась и в сельском строительстве). Таким образом, это направление комбинирования уже является составной частью сельскохозяйственного производства и, по-видимому, в дальнейшем развитии не нуждается.

Подведем некоторые итоги. Из перечисленных форм организации хозяйственных связей внутри аг­рарного сектора в настоящее время практически не­применимо только кооперирование на уровне агро­промышленного комплекса в целом, осуществляемое государством. Остальные направления могут весьма успешно применяться с учетом специфики сельскохо­зяйственного производства. При этом наибольший эф­фект в кратчайшие сроки может дать комбинирование, предполагающее объединение в рамках одной ор­ганизации разнородных технологических процессов либо выработки различных видов продукции из одно­родного сырья. Осуществление любого из выбранных направлений предполагает если не смену организаци­онно-правовой формы предприятия, то создание ка­ких-то союзов, ассоциаций и тому подобных объеди­нений в целях повышения эффективности сельскохо­зяйственного производства. Так как в российском сельском хозяйстве в течение последних восьми лет проводится последовательная политика на сближение процессов, протекающих (организуемых) в этой отрас­ли с аналогичными отраслями в западных странах, то полезно будет ознакомиться и с формами межхозяйст­венных и внутрихозяйственных связей, традиционно получившими распространение в государствах с ры­ночной экономикой.

При объединении производственных единиц в ус­ловиях рыночной экономики используются два основ­ных направления: горизонтальная и вертикальная ин­теграция, причем первая считается более примитивной формой, характерной для ранних стадий развития рынка. Тем не менее, все основные формы интеграции в той или иной мере используются и сегодня практи­чески во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Первой, самой простой формой объединения, является картель. Картель создается несколькими пред­приятиями одной отрасли и предполагает заключение соглашений о ценах, рынках сбыта, квоте (доле каж­дого участника в общем объеме производства), обмене партнерами и т.п. В российском гражданском законо­дательстве картелю соответствует союз или ассоциа­ция. Обращаем внимание, ни союз, ни ассоциация не являются субъектами предпринимательской деятельности. Это значит, что само объединение не может ставить своей целью систематическое получение при­были. В последнее время (после начала рыночных ре­форм) объединения крестьянских (фермерских) хо­зяйств, а также более крупных хозяйственных единиц получили достаточно большое распространение. В отличие от запад­ных картелей, цели, которые ставят перед собой уча­стники ассоциаций крестьянских хозяйств, несколько шире, и в этом они приближаются к другим, более высоким формам объединения труда и капитала - синдикатам и трестам.

Создание картелей наиболее эффективно в услови­ях перепроизводства сельскохозяйственной продукции и, соответственно, риска резкого снижения цен на по­требительском рынке. В истории развитых (и не очень развитых) стран Запада нередки были случаи, когда ни создание картелей, ни широкомасштабная государ­ственная поддержка не могли спасти сельских товаро­производителей от разорения в условиях экономиче­ского кризиса. Тем не менее, картели способствовали минимизации убытков и уменьшению количества ра­зоренных фермеров.

В современных условиях форма объединения, аналогичная картелю, получила новый импульс развития - посредством объединения усилий сельские товаро­производители весьма активно лоббируют принятие тех или иных решений на государственном и даже на транснациональном уровне. Так, например, в конце 2006 г., когда выяснилось, что большинство западных стран стоит перед угрозой кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции, представители агро­бизнеса различных стран (в первую очередь, США и Великобритании) смогли объединить свои усилия для принятия своими государствами решений, создающих более выгодные условия для экспорта продукции. Одновременно широко использовались средства массовой информации для создания мифа о надвигающемся го­лоде в России (как наиболее перспективном рынке сбыта). При этом предполагалось, что российским по­купателям неизвестны принципы создания и расходо­вания государственных стратегических запасов и что относительный неурожай мо­жет оказать более или менее серьезное воздействие на продовольственную ситуацию в стране только в том случае, если такая ситуация будет продолжаться ряд лет. Разумеется, без объединения усилий провести кампанию по продвижению своей продукции на рос­сийский рынок западным предпринимателям вряд ли удалось бы. И, хотя деятельность картеля (или иного координирующего органа) нигде не рекламируется, можно не сомневаться, что соответствующие соглаше­ния были заключены.

Синдикат - форма объединения хозяйствующих субъектов, находящаяся между картелем и трестом. Объединение предприятий в синдикат предполагает, что при сохранении полной юридической и экономи­ческой состоятельности, хозяйствующие субъекты объединяют свою коммерческую деятельность, созда­вая при этом единые конторы по сбыту продукции. Синдикаты не являются для российской экономи­ки чем-то абсолютно новым и чужеродным. В самом начале развития капитализма - в начале 20 в. син­дикаты именно в России (и Франции) заняли ведущее место в экономике, в то время как в экономике Гер­мании более популярными были картели, а в США - тресты. Возрождались синдикаты (конечно, не в прежних объемах) и в краткий период нэпа. Исполь­зование синдикатов с их специализированными пред­приятиями, ориентированными на скупку от сельско­хозяйственных производителей и дальнейшую реали­зацию сельскохозяйственной продукции, имеет весьма хорошие шансы на развитие. В современных условиях довольно широкое распространение приобрела кон­трактация - договор, в соответствии с которым сель­ский производитель обязуется продать произведенную продукцию конкретной заготовительной организации по твердым (или плавающим в установленных преде­лах) ценам. Отрицательными элементами этого дого­вора является то, что он, во-первых, двусторонний, что исключает возможность учесть интересы других производителей и позволяет заготовительным органи­зациям (или физическим лицам) существенно снижать цены, а, во-вторых, этот договор не позволяет осуще­ствлять эффективное планирование структуры и объе­мов производимой продукции на более или менее дли­тельную перспективу. Для современного уровня раз­вития межхозяйственных связей объединение товаро­производителей на принципах синдиката представля­ется более предпочтительным.

В российском гражданском законодательстве син­дикату более соответствует форма договора простого товарищества (совместной деятельности), при котором обязанности по реализации продукции могут быть возложены на одного из участников (ведущего общие дела), участие же остальных сводится к передаче час­ти денежных средств и готовой продукции для реали­зации без предварительной оплаты.

Трест - высшая форма промышленных монопо­лий, предполагающая объединение сбыта, производст­ва и финансов отдельных предприятий. При этом, от­дельные хозяйствующие субъекты фактически теряют экономическую и юридическую самостоятельность. По сути дела, речь идет о поглощении мелких товаропро­изводителей одной крупной компанией. Цель создания треста — монополизация производства какого-либо вида продукции с целью установления монопольно высоких цен и, как побочный эффект, снижения за­трат на управление, реализацию, рекламу и т.п. Эта форма объединения была весьма распространена в США в начале века. В настоящее время перспективы развития этой формы существенно ограничены анти­монопольным законодательством. В России создание трестов не имеет объективных предпосылок. К тому же основы российского антимонопольного законода­тельства были созданы почти одновременно с началом реформ в аграрном и промышленном секторах экономики.

В последнее время все большее распространение принимает вертикальная интеграция (или комбиниро­вание). О том, что этот вид хозяйственных связей весьма перспективен для российских условий, а также о тенденциях развития мы подробно говорили выше. Здесь же лишь приведем определение двух основных форм вертикальной интеграции, которые применяются в странах с рыночной экономикой.

Прежде чем приводить определения концерна и конгломерата, следует напомнить определение еще одного термина:

диверсификация капитала - это проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые пря­мо не связаны с основной сферой ее деятельности. Ох­ватывая первоначально смежные или близкие по тех­нологии отрасли, диверсификация впоследствии рас­пространяется далеко за ее пределы.

Концерн - крупная многоотраслевая корпора­ция, объединяющая несколько последовательных, взаимосвязанных производств различных отраслей. Таким образом, понятие концерна можно свести к определению комбината, действующего по первому из трех возможных направлений - последовательная пе­реработка сырья вплоть до получения готового продукта.

Другой формой вертикальной интеграции является конгломерат - объединение предприятий разных отраслей, не имеющих между собой никаких произ­водственных или функциональных связей. Главная цель такого объединения - получение дополнитель­ной прибыли за счет игры на курсах акций объеди­няемых предприятий или на скачках цен в результате временного нарушения баланса спроса и предложения на рынке. Поэтому большая часть конгломератов не­долговечна и распадается или трансформируется в другие формы в течение непродолжительного времени. В российском законодательстве организационно-правовых форм, соответствующих конгломерату, нет, но, с другой стороны, нет и запретов на их создание

То, что конгломераты экономически не могут быть жизнеспособными, является проблемой его организа­торов. Но создание таких объединений при достаточно крупных объемах может нести и серьезную стратеги­ческую угрозу производству отдельных видов продук­ции. Причем здесь речь идет не столько о субъектив­ном желании руководителей конгломерата поглотить большую часть предприятий, занятых выпуском како­го-либо вида продукции, с тем, чтобы впоследствии создать условия, препятствующие продолжению ее выпуска, а о весьма объективных причинах, вследст­вие которых участники конгломерата более заинтере­сованы в развитии производства тех отраслей, которые в ближайшей перспективе могут дать максимальный эффект. То есть предполагается возможность перетока капитала внутри конгломерата, в результате чего ра­нее самостоятельные предприятия либо гибнут, либо реорганизуются.

В заключение главы следует отметить, что органи­зационно-правовые формы сельского предпринима­тельства и виды хозяйственных связей весьма много­образны. Некоторые из них имеют хорошие перспек­тивы для развития, использование некоторых - весьма проблематично. Однако в условиях углубления рыночных отношений поиск наиболее эффективных путей организации сельскохозяйственного производства расширяется и совершенствуется.

2.5 Бизнес-план

Задачи бизнес-планирования

Основным бесспорным преимуществом малого предпринимательства перед крупным бизнесом является относительная легкость и быстрота освоения новых видов деятельности. Вместе с тем, высокая мобильность и трансформационная способность ставит целый ряд задач перед предпринимателями, важнейшей из которых является поиск новых форм и моделей планирования, обеспечивающих максимальную эффективность принимаемых решений.

Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:

q открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

q перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

q разработка перспективных проектов;

q подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

q обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

q составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;

q выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Правильно составленный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для предпринимателя вопрос:

q стоит ли вкладывать деньги в это дело,

q принесет ли оно доходы,

q которые окупят все затраты сил и средств.

Это становится особенно важным именно для малого предприятия, ресурсы которого, как правило, жестко ограничены.

Все вышеуказанные задачи и условия работы субъектов малого предпринимательства свидетельствуют о необходимости применения системного подхода к бизнес-планированию, который также диктуется рядом следующих соображений:

q в самом процессе организации, становления и развития малого предприятия заложен высокий элемент неопределенности;

q у начинающего предпринимателя отсутствует собственный опыт - деловой, профессиональный, а также соответствующие связи с поставщиками и потребителями, что вынуждает его искать помощь в планировании развития своего предприятия и в определении той ниши, в которой будет оно функционировать;

q бизнес-планирование с периодической коррекцией, поправками, дополнениями и изменениями в процессе развития организации помогает предпринимателю формировать собственное стратегическое мышление, помогает развивать интуицию, творческие способности, видение будущего и его реализации;

q бизнес-план помогает максимально предусмотреть все события, как положительные, так и отрицательные, которые могут повлиять на ход организуемого бизнеса;

q бизнес-план описывает будущее дело, бизнес, коммерцию на языке, понятном для инвесторов.

Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить, по крайней мере, четыре принципиальные задачи:

q определить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции и услуг;

q оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления продукции и оказания услуг, а также для их сбыта;

q сопоставить расходы по предоставлению и доходы от реализации, тем самым, определив потенциальную прибыльность бизнес-проекта;

q обозначить проектные риски и предложить мероприятия по их минимизации;

q определить критерии и показатели, характеризующие успешность проекта.

 

Методика разработки бизнес-плана

Целью бизнес-плана может быть определение стратегических и тактических направлений и ориентиров малого предприятия в экономическом пространстве или привлечение к участию в проектах потенциальных инвесторов и партнеров, т.е. план может разрабатываться для использования внутри и вне компании.

Использование плана вне компании:

q получение банковского кредита; получение инвестиций;

q создание стратегических союзов; - получение большого контракта;

q получение совета консультантов, юристов, представителей государственных органов или неправительственных организаций.

Использование плана внутри компании:

q создание бизнеса;

q развитие уже существующего бизнеса (расширение имеющихся направлений или создание нового направления; использование бизнес-плана в качестве инструмента анализа и управления).

В зависимости от целей, для которых готовится бизнес-план, его конкретное содержание может варьироваться.

Поэтому, еще до начала разработки бизнес-плана необходимо решить ряд важных вопросов. К ним относятся:

q определение общих целей; понимание того, что руководители фирмы хотят получить;

q определение подхода к данному процессу;

q формулирование ключевых положений, на которых будет строиться план;

q определение конкретных целей, поддающихся количественному анализу, которые потом буду обоснованы в бизнес-плане;

q анализ прошлых успехов и неудач.

При составлении бизнес-плана должны учитываться все возможные препятствия при его осуществлении. Главным является четкое определение цели и задач проекта и возможности его реализации.

После завершения работы над планом разработчикам необходимо посмотреть на него критически (понятны ли основные положения, реален ли он), смоделировать возможные изменения в бизнесе (оценить наилучший и наихудший сценарии развития ситуации), создать план на случай непредвиденных обстоятельств, сформировать план действий (распределить обязанности, уточнить даты).

 

Требования и рекомендации к изложению материала

в бизнес-плане

План должен удовлетворять следующим требованиям:

q доступность изложения;

q точность и основательность;

q реалистичность и выполнимость.

Некоторые рекомендации:

q занимаясь планированием, постарайтесь отвлечься от повседневной деятельности компании;

q вовлеките в разработку плана большее количество людей для улучшения качества планирования и повышения заинтересованности в результатах;

q прежде чем готовить свой план, необходимо прочитать несколько других бизнес-планов;

q краткосрочные цели в плане должны быть детализированы и определены количественно, среднесрочные и долгосрочные – только сформулированы;

q степень подробности плана зависит от цели, с которой составляется план, более подробные сведения по разделам лучше вынести в приложения;

q использованные материалы не должны быть устаревшими;

q хорошо оформите титульный лист, если план разрабатывается не для внутреннего пользования;

q составьте подробное оглавление с указанием страниц для каждого раздела;

q резюме необходимо составлять, когда план уже закончен, тогда изложенная в резюме информация будет соответствовать содержанию самого бизнес-плана;

q на разработку потребуется больше времени, чем кажется сначала;

q только что созданные компании должны включить краткую биографию каждого руководителя компании с указанием опыта работы, достижений в соответствующей сфере деятельности.

Потенциального инвестора интересуют следующие моменты:

q положительный опыт в бизнесе,

q рыночные перспективы предприятия,

q собственность и юридическая форма организации бизнеса,

q вопросы управления персоналом,

q организация производства,

q снабжение сырьем и материалами,

q график финансирования проекта,

q график возврата денежных средств,

q коммерческая эффективность проекта,

q возможные риски проекта, предоставляемые гарантии.

Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие разделы:

q исполнительное резюме;

q общее описание предприятия;

q продукция и услуги;

q маркетинг;

q производственный план;

q управление и организация;

q финансовый план;

q оценка рисков;

q приложения.

«Исполнительное резюме» является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.

В «Общем описании предприятия» необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.

Раздел «Продукция и услуги» содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.

Цель раздела бизнес-плана «Маркетинг» - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).

Раздел «Производственный план» содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

В разделе «Управление и организация» нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.

Цель  «Финансового плана»  заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.

Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов. В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).

В разделе «Оценка рисков» требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

В «Приложения» включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.

 

Анализ инвестиций в структуре бизнес-плана

Инвестиции - совокупность затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода и (или) достижения иного полезного эффекта. Компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, в обновление изношенного и устаревшего оборудования для улучшения эффективности по затратам, увеличить расходы по продвижению товаров на рынок с целью получения коммерческой прибыли от большего объема деятельности.

Необходимо оценить целесообразность вложения средств, как в производство, так и в ценные бумаги, сравнив привлекательность данного проекта с альтернативными возможностями вложения средств с целью максимизации доходов при приемлемом уровне риска. Важно учитывать в оценках временной фактор – чем больший период времени затрагивает проект, тем выше степень риска и неопределенность последствий.

При разработке финансовой части бизнес-плана необходимо помнить, что основные элементы финансовой модели проекта - план движения денежных средств, план прибылей и убытков, балансовый план, финансовые показатели – должны быть взаимоувязаны и не содержать противоречивых данных.

Существует несколько методов анализа инвестиционных проектов:

q метод расчета периода окупаемости проекта;

q метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли;

q метод чистой дисконтированной стоимости;

q метод внутренней нормы рентабельности.

Каждый метод дает возможность рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Методы отличаются по сложности в понимании и применении, доступности исходной информации, количеству учтенных факторов, надежности результатов. Их комплексное применение дает наиболее точную оценку эффективности проекта.

 

Ошибки бизнес-планирования

Бизнес-планирование является объектом для изучения, существуют рекомендации, научные работы на эту тему, компании, специализирующиеся на разработках бизнес-планов. Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.

Основные причины ошибок бизнес-планирования на малых предприятиях следующие:

q недостаток средств у предпринимателя для обращения к

q услугам профессиональных проектировщиков;

q недостаточность знаний и опыта для самостоятельной

q разработки бизнес-плана;

q недостаток времени для тщательной проработки разделов плана.

Типичными ошибками бизнес-планирования являются следующие:

q занижение затратной части (не учтено вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, пуско-наладочные работы; занижены издержки, связанные со сбытом; не учтена профилактика оборудования, обслуживание оргтехники, вывоз мусора; не учтен расход электроэнергии; неверно учтены налоги);

q завышение доходной части (завышена конечная цена продукции, не учтены скидки, завышены план производства и прогноз продаж);

q ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений всевозможных разрешений, фактор сезонности,

q фактор сопротивления персонала вводимым изменениям);

q недостаточная проработка юридических вопросов;

q проведение маркетинговых исследований только «кабинетным способом».

 

Реализация бизнес-плана

Независимо от того, для каких целей создается план, он становится бесполезным, если компания не работает над его воплощением постоянно.

Некоторые рекомендации:

q составьте график реализации бизнес-плана, который объединит различные стадии реализации в последовательную схему действий; определите продолжительность каждой стадии;

q распределите обязанности сразу же, как сформировали план, сразу же начинайте контролировать;

q документируйте все данные реализации для последующей корректировки планов;

q учитесь на ошибках и старайтесь не повторять их;

q разрабатывайте несколько альтернативных прогнозов изменения значений исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития ситуации.

Главная задача бизнес-плана – сделать планирование неотъемлемой частью деятельности, осуществлять постоянный мониторинг и контроль. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это итерационный процесс, точные детали плана меняются компанией каждый год, цели пересматриваются и уточняются.

При реализации бизнес-плана, скорее всего, Вы столкнетесь с сопротивлением персонала вводимым изменениям, которое объясняется страхом перемен, отсутствием убежденности в необходимости нововведений и заинтересованности в изменениях.

Можно ли уменьшить сопротивление персонала при реализации бизнес-плана? Да, если заранее подумать об этом и осуществить некоторые мероприятия:

q вовлечь в разработку плана большее количество людей для улучшения качества планирования и повышения заинтересованности в результатах;

q своевременно информировать и привлечь к проводимым преобразованиям сотрудников, которые не были заняты в формировании плана;

q использовать материальные и нематериальные стимулы;

q формализовать отношения между подчиненными (с помощью четко прописанных должностных инструкций).

Бизнес-план - это не гарантия успеха, но он уменьшает риск неудач, это остов, который служит основой для генерации идей, наиболее эффективного их воплощения и получения прибылей.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.