Организационные структуры управления предприятием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Организационная структура управления определяет состав подраз­делений аппарата управления, их взаимозависимости и взаимосвя­зи. Группа руководителей и специалистов, на которую возложена от­ветственность за выработку и реализацию управленческих решений, составляет аппарат управления предприятием. Аппарат управления включает управленческий персонал в масштабе всего предприятия, а также его структурных подразделений.

Различают следующие структуры управления:

q линейную;

q функ­циональную;

q линейно-функциональную;

q линейно-штабную;

q продук­товую;

q инновационно-производственную;

q проектную;

q матричную;

q дивизиональную и др.

Линейная структура управления — структура, которая образуется в результате построения аппарата управления только из взаимопод­чиненных органов в виде иерархической лестницы. При таком по­строении управленческие решения образуют линейные связи. Эта структура предполагает, с одной стороны, организацию управления, а с другой стороны, процедуры принятия решений. Руководитель в такой структуре называется линейным и замыка­ет на себе как административные, так и другие функции. Причем об­ратная связь, информирующая руководителя о ходе выполнения ра­бот, может отсутствовать. Административные функции и процедуры могут делегироваться основным руководителем на более низкие уровни иерархии. Члены каждой из низших ступеней управления на­ходятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня. Применение данной структу­ры целесообразно на предприятиях с небольшой численностью пер­сонала и незначительными объемами и номенклатурой производства.

Функциональная структура управления — структура, при которой предполагается создание подразделений для выполнения определен­ных функций на всех уровнях управления. Управленческие решения при этом разделяются на линейные и функциональные, каждое из ко­торых обязательно для исполнения. В данной структуре линейные и функциональные руководители не вмешиваются в дела друг друга. Каждый руководитель замыкает на себя только часть функций. Об­ратная связь может отсутствовать.

Модификация этой структуры — функционально-объектная струк­тура управления, где в рамках функциональных отделов выделяются наиболее квалифицированные специалисты, ответственные за вы­полнение всех работ по конкретному объекту. Это усиливает пер­сонификацию ответственности за весь комплекс работ, тем самым препятствуя неоправданному повышению роли отдельных объектов в ущерб интересам предприятия в целом.

Линейно-функциональная структура управленияструктура, при которой управленческие воздействия разделяются нелинейные — обя­зательные для исполнения и функциональные — рекомендательные.

Руководители отдельных подразделений осуществляют линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функци­ональных (экономического, инженерно-технического и др.) отделов оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.

Линейно-штабная структура управления -  структура, предпола­гающая образование в помощь линейным руководителям специали­зированных функциональных подразделений — штабов для решения определенных задач (аналитических, координационных, сетевого планирования и управления, специальных и т.д.). Штабы не наделя­ются распорядительной функцией, а готовят рекомендации, предло­жения и проекты для линейных руководителей.

Продуктовая структура управления - структура, особенностью которой является обособление функций по выпускаемому продукту на производственном и обслуживающем уровне предприятия. Это позволяет вести отдельный учет, сбыт, снабжение и т.д.

Инновационно-производственная структура управленияструк­тура, предусматривающая четкое разделение руководства подразде­лениями, осуществляющими инновационные функции (стратеги­ческое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции) и функции повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий. Приме­нение такой структуры рационально при значительных масштабах производства периодически обновляемой продукции.

Проектная структура управленияструктура, ориентированная на обеспечение эффективного управления параллельным выполне­нием на предприятии ряда крупных проектов. При этом получают автономию определенные совокупности подразделений, участвую­щих в отдельных проектах во главе с руководителями этих проектов. Руководитель проекта несет всю ответственность за его своевремен­ную и качественную разработку и реализацию. Он наделяется всеми правами по управлению подчиненными ему подразделениями и не ' имеет в подчинении подразделений, непосредственно не связанных с подготовкой проекта.

Данные структуры могут создаваться в централизованной и де­централизованной формах. При децентрализованной форме функци­ональные и вспомогательные подразделения разделяются по проект­ным подразделениям и подчиняются руководителям проектов, а при централизованной — они становятся общими для всех проектных под­разделений и подчиняются руководителю предприятия.

Матричная структура управления - структура, сочетающая вер­тикальные линейные и функциональные связи управления с горизон­тальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководи­телей проектов или специальных штабов, советов и т.п., образованных для руководства отдельными проектами и работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители функциональных подразделений несут ответственность за их надле­жащее и своевременное выполнение. Эти структуры могут применять­ся в отдельных организациях, а также для систем организаций.

Дивизиональная структура управления характеризуется выделени­ем в составе организации практически самостоятельных единиц — «дивизионов» — по продукту, инновациям или рынкам сбыта. При­меняется в практике корпоративного управления, когда управляемая организация относится к разряду крупных и крупнейших по масштабам производства и численности работающих, а также характери­зуется разнообразием выпускаемой продукции, широтой рынков сбыта.

 

Управление предприятием

 

Управление - это направленное со стороны управляющего орга­на воздействие на объект управления в целях получения установлен­ного результата, согласования и корректировки действий исполни­телей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, конт­роль и регулирование процессов исполнения работ.

Управление, в строгом смысле слова, есть воздействие на работ­ников для достижения целей, стоящих перед предприятием и его чле­нами.

Система управления включает следующие компоненты:

q принципы и задачи управления;

q организационную структуру органов управления и его персонала;

q экономические и юридические методы и ограничения;

q информацию и технические средства ее обработки.

Управление предприятием состоит из ряда функциональных подсистем:

q стратегическое и текущее управление (предприятием);

q управление персоналом;

q планирование;

q управление производством;

q управление инвестициями;

q управление финансами;

q управление маркетингом.

Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.

К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на получение установленного текущего задания. В задачи управления персоналом в соответствии с реализацией стратегии развития предприятия, принятой на уровне стратегичес­кого управления и потребностей текущего производства, входят: обеспечение предприятия соответствующими кадрами, имеющи­ми нужную квалификацию, в необходимом количестве; обучение работников в соответствии с принятой технологией и организацией производства продукции; расстановка персонала по рабочим местам; проведение объективной оценки и оплаты результатов деятель­ности каждого работника как основы эффективной мотивации его труда; обеспечение прав и социальной защиты; обеспечение безопасности и нормальных условий труда.

Для реализации указанных задач в систему управления персоналом на крупном предприятии, как правило, входят отделы кадров, обучения, оценки персонала и оплаты труда, безопасности.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимают под предприятием?

2. Назовите принципы рационального построения предприятия?

3. Что понимают под структурой предприятия?

4. Охарактеризуйте организационную структуру управления предприятием

5. Назовите основные службы, которые включают в себя аппарат управления

6. Какие компоненты включает в себя система управления предприятием?



ГЛАВА 4

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.