Глава 1. Правовая система Республики Шри-Ланка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Территория Демократической Социалистической Республики Шри-Ланки (далее именуется - Шри-Ланка) составляет 65,6 тыс. кв. км (суша - 64740 кв. км, водное пространство - 870 кв. км). Численность населения составляет 21,28 млн. человек (на 1 июля 2011 г.), его плотность - 270 человек на 1 кв. км <1>. Официальная столица - г. Шри-Джаяварденапура-Котге, фактическая - г. Коломбо. Государственными языками являются сингальский, тамильский, английский. Конституционно закрепляется за буддизмом роль ведущей религии.

--------------------------------

<1> См.: Меламед И.И., Абрамов А.Л., Коржубаев А.Г. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции. Владивосток, 2011. С. 620.

 

§ 1. Государственное устройство

 

В соответствии с конституционной нормой - ст. 2 гл. I "Народ, государство и суверенитет" Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка является унитарным государством; по форме правления Шри-Ланка - президентская республика.

Президент Республики является главой государства, главой исполнительной власти и Верховным главнокомандующим вооруженными силами, избирающийся прямым голосованием сроком на шесть лет, однако никто не может занимать данный пост более чем два срока подряд. Полномочия Президента Шри-Ланки закреплены ст. 33 Конституции страны (назначение дипломатических представителей, осуществление помилования, назначение премьер-министра с одобрения Парламента и т.д.).

Высшим законодательным органом является однопалатный Парламент в 225 мест - Национальная государственная ассамблея, депутаты которой избираются на шесть лет на основе всеобщего избирательного права. Первая Конституция страны, предусматривающая создание выборного Парламента - Государственного Совета, была принята 22 мая 1931 г. Местопребыванием Парламента и официальной столицей признан г. Шри-Джаяварденапура-Котте. С 1931 г. конституционно были ликвидированы все формы политической зависимости страны от Великобритании.

В соответствии со ст. 75 Конституции Шри-Ланки Парламент страны имеет полномочия на принятие законов, включая законы, отменяющие, дополняющие или изменяющие любое положение Конституции. Однако Парламент не принимает законы, приостанавливающие действие Конституции или любой ее части или отменяющие Конституцию страны в целом. Президент вправе распустить Парламент в любое время и назначить новые выборы, однако он не вправе сделать это в течение года после избрания Парламента. Президент Республики вправе объявлять национальный референдум, в том числе по законопроектам, отвергнутым Парламентом. Вместе с тем у Президента нет права вето в отношении законодательных актов, принимаемых Парламентом.

Согласно ст. 9 Конституции страны Республика придает буддизму особое значение, поэтому обеспечение защиты и изучения учения Будды Сасаны является обязанностью государства при сохранении свободы исповедания других религий. По данным переписи 1953 г., по религиозному признаку население страны делилось следующим образом: буддисты - 64,4%; индуисты - 19,9%; христиане - 8,8%; мусульмане - 6,75%; прочие - 0,1% <1>. Согласно исследованиям С.В. Троицкого, по переписи 1981 г.: 95% сингалов - буддисты; 80% тамилов - индуисты; мавры исповедуют мусульманство; Христианская община включает в себя около 5% сингальского и 20% тамильского населения <2>.

--------------------------------

<1> См.: Современный Цейлон: Справочник / Под ред. А.М. Дьякова, В.Г. Яковлева. М., 1967. С. 36.

<2> См.: Троицкий С.В. Правовое регулирование национальных отношений в Шри-Ланке. Политические системы, государство и право в буржуазных и развивающихся странах: тенденции и проблемы (материалы Всесоюзного научно-координационного совещания). М., 1988. С. 81 - 83.

 

Судебная система включает в себя Верховный суд, Апелляционный суд и на основании гл. XVI Конституции страны судьи назначаются Советом Министров, члены Верховного суда - Президентом Республики. Судопроизводство в Шри-Ланке строится на основе голландского и римского права, а английское право широко используется, например, при рассмотрении споров по делам торговли и судоходства. Судебные органы первой инстанции - высшие и окружные суды и магистраты, единственной апелляционной инстанцией признан Верховный суд Шри-Ланки. Верховный суд является и органом конституционного контроля - согласно ст. 120 Конституции страны только Верховный суд Шри-Ланки вправе решать вопрос о соответствии законопроекта Конституции, указанный Суд обладает также исключительным правом толкования Основного закона страны.

Конституционно закреплено, что вмешательство в судебную деятельность или препятствие определенной деятельности является преступлением. Так, согласно ст. 111K Основного закона страны любое лицо, которое влияет или совершает попытку повлиять на решение или приказ Комиссии судебной системы, является виновным в преступлении и подлежит штрафу, не превышающему 1000 тыс. рупий, либо лишению свободы на срок, не превышающий три года. Согласно ст. 111 Конституции страны судьи Шри-Ланки назначаются Президентом по рекомендации Комиссии судебной системы, а такая рекомендация дается после консультации с Генеральным атторнеем.

Независимость судебной власти определяется ст. 107 Конституции Шри-Ланки, согласно п. 2 которой Главный судья, Председатель Апелляционного суда и каждый другой судья указанных судов не может быть смещен иначе как указом Президента, изданным после поддержанного большинством голосов от общего количества, представленного на основании доказанного проступка или неправоспособности послания Парламента. Для представления такого послания Парламент может предписать реализовать право соответствующего судьи присутствовать и быть выслушанным лично либо через представителя. Вместе с тем по рекомендации Комиссии судебной системы судьи могут быть смещены и стать объектом дисциплинарного контроля Президента; любой судья Высокого суда может отказаться от своей должности по заявлению, написанному на имя Президента страны. Парламент вправе посредством закона предписать положения, касающиеся ухода на пенсию судьи (судьи Верховного суда уходят на пенсию в возрасте 65 лет, а судьи Апелляционного суда - в возрасте 63 лет). Однако существующее конституционное ограничение для бывших судей касается того, что на основании п. 3 ст. 110 Конституции страны ни одно лицо, которое занимало должность постоянного судьи Верховного или Апелляционного судов, не может когда бы то ни было находиться, выступать, действовать или практиковать в каком-либо суде, трибунале или учреждении в качестве адвоката без письменного согласия Президента Республики.

В Конституции Шри-Ланки содержится полный перечень юридически защищенных прав и свобод граждан, однако признание в судебном порядке незаконности тех или иных государственных актов может быть отвергнуто в парламенте большинством в 2/3 голосов, а гражданские свободы могут быть временно приостановлены при введении чрезвычайного положения. Избирательным правом обладают лица старше 18 лет.

Официальными языками Шри-Ланки являются в настоящее время в соответствии с гл. IV Конституции как сингальский, так и тамильский язык, а английский язык является связующим языком. Все законы и подзаконные акты принимаются и публикуются на сингальском и тамильском языках одновременно с их переводом на английский язык (ст. 23). Сингальский и тамильский языки являются также языками административного управления. На всей территории Шри-Ланки сингальский и тамильский языки являются и языками судопроизводства, однако следует отметить, что сингальский язык является языком судопроизводства в судах, расположенных на территории любых областей Шри-Ланки, за исключением судов, расположенных на территории областей, где тамильский язык является языком административного управления (ст. 24).

Необходимо отметить, что на тамильском языке, относящемся к дравидийской семье и распространенном на юге Индии, говорят тамилы и большинство мавров. Сингальский язык принадлежит к индоевропейской семье и имеет черты сходства с языками Северной Индии. Английский язык используется бюргерами и евразийцами.

Следует выделить государственные атрибуты Шри-Ланки: на Государственном гербе Шри-Ланки в центре на красном поле изображен лев с мечом; сверху - колесо дхармы (в переводе с санскрита - долг или колесо судьбы, следуя которому можно соответствовать своему месту и сохранять душу в чистоте); снизу - луна, солнце и два снопа риса. Государственный флаг Шри-Ланки в нынешнем виде: темно-красное полотно с изображением льва, сжимающего в лапе саблю, обрамлено желтой полосой, где красный цвет - это символ буддизма, а желтая полоса - символ буддистского монашества. Лев на флаге олицетворяет прародителя цейлонцев, первого короля. По углам квадрата располагаются четыре листа священного буддийского дерева "пайпул", сидя под которым Будда, по преданию, получил просветление. Эти четыре листа дерева символизируют четыре свойства человеческой натуры: любовь, сострадание, взаимопонимание и самообладание. Зеленая и оранжевая полоски у древка флага олицетворяют еще две религиозные общины страны: мусульман и тамилов-индуистов.

Национальным цветком Шри-Ланки был утвержден лотос, символизирующий истину или правду, чистоту и самоорганизацию или самообладание. Примечательно, процесс рождения цветка начинается с момента, когда семена лотоса падают в болотную грязь и там пускают корни, - это символизирует страдание и человеческие пороки, преодолев которые, каждый может достичь цели. Стебель цветка, который символизирует связь с корнями каждого человека, растет в воде, где мало солнца, но сверху виден его свет - свет истины. Вместе с национальным цветком в 1986 г. утвердили и национальное дерево Шри-Ланки - "железное дерево" с красно-зелеными листьями, растущее во влажных тропических лесах и достигающее в высоту 30 м.

 

§ 2. История формирования правовой системы Шри-Ланки

 

Письменная история Шри-Ланки начинается с VI в. до н.э. с древнеиндийского эпоса "Рамаяна", согласно которому выходцы из Северной Индии во главе с принцем Виджаей в 543 г. высадились на острове. По преданию, принц назвал остров по имени своего рода "Синхаладвипа", т.е. "львиный остров", а расселившиеся на нем выходцы из Индии стали называться "сингалами" - львиноподобными. В последующем было еще несколько этапов миграции на остров выходцев из Индии. Оттеснив в джунгли и горную часть страны веддов и другие местные племена, они расселились на обширной, сравнительно сухой равнине в северо-западной и восточной частях острова, создав там крупный очаг поливного земледелия.

В III в. до н.э. сингальский правитель Деванампия Тисса объединил большую часть острова в единое государство. Во время его царствования сингалы приняли буддизм, проникновение которого оказало большое влияние на развитие национальной культуры. Благоприятное географическое положение острова способствовало тому, что уже в первых веках н.э. страна стала одним из крупных центров международной торговли, торгуя с Индией, Китаем и другими странами Азии. На побережье острова возникли многочисленные города, где иноземные купцы вели оживленную торговлю, и этот период считается "золотым веком" ланкийской истории. Однако междоусобные распри и войны привели в V в. к распаду государства, что благоприятствовало вторжению тамилов из Южной Индии. Они несколько раз захватывали власть на острове в свои руки, но во второй половине XI в. сингалы сумели начать борьбу против тамилов, за объединение страны. Эта борьба увенчалась успехом, и было создано новое государство со столицей Полоннарува.

В начале XIII в. на севере острова высадилась армия тамильского правителя Магхи. В результате ожесточенных кровопролитных боев страна оказалась поделенной между тамильскими и сингальскими правителями. В середине XIII в. ввиду продолжительных войн тамилы оказались оттесненными в северную часть страны на полуостров Джаффна и в прилегающие к нему районы. К началу XVI в. на острове насчитывалось около 30 феодальных княжеств, из которых крупными были сингальские королевства в Канди и Котте.

Внутренние беспорядки на острове облегчили завоевателям захват территории и организацию торговых факторий. Первой европейской колониальной державой, установившей контроль над частью островной страны, была Португалия. Став вассалом Португалии, король вынужден был платить ежегодную дань корицей, сапфирами и слонами. Португальцами было заложено ядро будущей столицы Шри-Ланки, история которой начинается с 1505 г. До середины XVI в. португальцы укрепились на острове, однако начало XVII в. в Европе характеризуется дальнейшим обострением борьбы за приобретение новых колоний среди таких стран, как Нидерланды, Англия и Франция. Остров Цейлон с его базами в Коломбо и Тринкомали был ценен как важный стратегический узел на океанских дорогах.

В 1602 г. после первого появления португальцев в прибрежные воды острова вошли голландские корабли. Нидерландская Ост-Индская компания получила от Генеральных штатов - верховного органа Нидерландов монопольное право торговать на всей территории от мыса Доброй Надежды на юге Африки до Магелланова пролива на юге Америки. Генеральные штаты Соединенных провинций, как тогда назывались Нидерланды, не только позволили ее руководству единолично торговать в Индийском и Тихом океанах, но и разрешили от имени правительства заключать договоры с зарубежными странами, строить на их территории крепости, содержать войска, вести военные действия и чеканить монету. В свою очередь, руководители компании были обязаны регулярно отчитываться перед Генеральными штатами, представлять им на одобрение договоры, заключенные с местными властями, а также сообщать, какие инструкции выданы губернаторам, оставленным в факториях.

Всеми коммерческими делами компании управляло общее собрание депутатов от ее палат - Совет директоров, из числа которых выбирали руководящую коллегию "Семнадцать господ". Капитал компании складывался из "акций", паев, однако инвесторы или пайщики не могли забрать вложенный капитал, но имели право продать свой пай на бирже или приобрести себе новые акции. Подобная политика помогала сохранить уставный капитал компании. Таким образом, она стала прообразом современных акционерных обществ.

Число торговых судов, нидерландских и английских, курсировавших между Северной Европой и Азией, стремительно росло. Ост-Индская компания заключала договоры с местными властями, правившими Явой, Калимантаном, Суматрой и другими островами и побережьями. К 1670 г. она обеспечила полную монополию на самые ценные специи: мускатный орех и гвоздику, вывозимые с островов Индонезии, а также корицу с Шри-Ланки. В 1638 - 1641 гг. голландцы заняли португальские крепости на острове, а также Малакку - важнейшую крепость в Малайзии; в 1656 - 1663 гг. - Коломбо и португальские фактории на Малабарском побережье Индии; в 1669 г. покорили султанат Макассар на острове Сулавеси, откуда стали вывозить макассаровое масло.

В 1638 г. официальный представитель компании заключил союз с кандийским правителем против португальцев, и последние к 1658 г. после ряда сражений на море и суше, выигранных голландцами с помощью кандийцев, были изгнаны с острова. Голландское управление Шри-Ланкой осуществлялось через губернатора и резидента в Коломбо, которые подчинялись соответственно генерал-губернатору и Совету по делам Индии в нынешней Джакарте, где размещалась штаб-квартира колониальных владений Нидерландов в Азии. Коменданты в Джаффне и Галле, подотчетные губернатору, контролировали территории на севере и юге острова. Голландцы заняли высшие административные посты, но более низкие должности остались за сингалами и тамилами из числа тех, кто лояльно относился к колониальной власти. Подобно тому, как было при португальцах, сохранились формы земельной собственности и налогообложения, но была введена монополия на торговлю рядом товаров. Голландцы завезли и новые культуры, кофе; поощрялось плантационное производство черного перца, корицы, кардамона.

При голландцах на острове была создана хорошо организованная система отправления правосудия, гласные суды разместились в Коломбо, Джаффне и Галле. Специальный сельский суд, ландраад, разбирал поступавшие из деревень иски. Одновременно использовалось римско-голландское право, вместе с тем на севере применялись тамильские законы.

Голландцы внедряли протестантскую религию, и этой церкви были переданы многие католические храмы, построенные при португальцах. Одновременно при протестантских церквях стали действовать начальные школы для сингалов и тамилов с преподаванием на родных языках. Голландские губернаторы запрещали населению смешиваться с португальцами, а португальским поселенцам - вести образ жизни аборигенов. На остров привлекали голландских переселенцев с семьями, которых наделяли земельными наделами, назначали на официальные должности. Были введены ограничения на браки голландских солдат с местными женщинами (женщины обязаны были принять христианство).

Голландское присутствие на Шри-Ланке длилось почти до конца XVIII в., с 1780 г. началась четвертая по счету англо-голландская война, и компания потеряла фактории в Индостане, а также весь остров.

Британская Ост-Индская компания установила контроль над приморскими районами острова в 1796 г. Чиновники этой компании, управлявшие подвластной территорией из Мадраса, неуважительно относились к традиционной системе организации сингальского общества, виду чего, когда Цейлон был объявлен английской колонией, Великобритания, пользуясь внутренней нестабильностью в Кандийском государстве, сместила его правителя и установила власть над островом. Последний королевский город, умело противостоявший голландцам и португальцам, столица Канди, поступил под власть Великобритании. 18 февраля 1815 г. король Викрама Раджа-сингхе был арестован, а 2 марта 1815 г. была подписана Кандийская конвенция, согласно которой король отрекся от престола, а Шри-Ланка полностью стала колонией Великобритании.

Следует отметить, что в 1833 г. была осуществлена административная реформа: учрежден законодательный совет - совещательный совет при английском генерал-губернаторе, состоящий из 15 членов. Из них девять европейцев назначались генерал-губернатором, шесть (три из них представляли сингалов, тамилов и бюргеров) избирались цейлонской буржуазией. Генерал-губернатор не был ответствен перед Законодательным советом, сохраняя свою неограниченную власть, лишь в области юрисдикции он был подчинен английскому Верховному суду. Вся территория острова была разделена на пять провинций, административные формы управления всех частей страны были унифицированы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Современный Цейлон: Справочник / Под ред. А.М. Дьякова, В.Г. Яковлева. С. 86.

 

Как отмечается в специальной литературе, англичане сумели создать сеть путей сообщения, связавших воедино всю страну, и постепенно построили единую административную систему: была отменена система феодального землевладения, ликвидированы все монополии, сняты ограничения на передвижения людей и товаров - создавался благоприятный климат для британских инвесторов. Земля предоставлялась в распоряжение коммерческих сельскохозяйственных предприятий, которые стали возникать к 1830 г. К концу XIX в. чай и каучук, копра и продукты кокосовой пальмы стали главными статьями экспорта из колонии.

В начале XX в. усилилась критика английских колониальных порядков со стороны цейлонской национальной буржуазии, возникли новые политические организации: Национальная ассоциация равнинных сингалов, Национальная ассоциация Джаффны, Политическая ассоциация района Чилоу. Их требования сводились к осуществлению конституционных реформ: созданию выборного большинства в Законодательном совете, сокращению бюджетных ассигнований на армию, введению принципа территориального представительства и др.

С 1909 г. организации Цейлона подавали петиции на имя английского госсекретаря по делам колоний с требованием предоставить местным имущим классам широкие возможности участия в управлении, в ответ на которые Специальная комиссия английского правительства рекомендовала увеличить число выборных мест для цейлонцев в Законодательном совете за счет расширения участия представителей различных национальностей страны, и эти рекомендации вошли составной частью в Конституцию 1912 г. Число сингалов и тамилов было уравнено, что вызывало недовольство сингальской буржуазии, так как тамилы составляли гораздо меньший процент населения.

Таким образом, конституционные реформы 1912 г. сохранили в неприкосновенности колониальный режим, но в 1919 г. по инициативе образованной сингальской и тамильской элиты возник Цейлонский национальный конгресс. И в годы Второй мировой войны Лондон пошел навстречу требованиям о полном самоуправлении: в 1945 г. конституционная комиссия рекомендовала предоставить конституционные гарантии выполнения указанных требований, сохранив за метрополией ответственность за оборону и внешнюю политику. В 1947 г. ограничения, предложенные английской стороной, были сняты, и согласно Акту о независимости Цейлона колония была объявлена доминионом в 1947 г., войдя 4 февраля 1948 г. в британское Содружество наций.

Таким образом, лишь в 1948 г. страна получила независимость в статусе доминиона и в 1972 г. была провозглашена Республикой Шри-Ланка, а с принятием действующей Конституции страны в 1978 г. - Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка.

Именно с учетом приведенных исторических традиций правовая система страны имеет смешанный характер: большинство отраслей регулируются заимствованным у бывшей метрополии английским правом с некоторыми элементами римско-голландского права. Например, вопросы личного статуса (брак, развод, наследование и др.) регулируются каждой общиной по-своему (у индусов индусским правом; у мусульман - мусульманским и т.д.). В XVII - XIX вв. на Цейлоне действовало римско-голландское право, принесенное голландскими колонизаторами, однако сфера его применения была ограничена как территориально (приморскими районами), так и по кругу субъектов и правоотношений. Местное население, особенно в вопросах личного статуса, продолжало руководствоваться обычным правом. С приходом англичан римско-голландское право было признано действующим с 1799 г., однако стало постепенно дополняться, изменяться и вытесняться английским правом. С введением на острове нового Уголовного кодекса (1860 г.) действующее право было заменено английским в сфере уголовного законодательства. В итоге за римско-голландским правом остались лишь некоторые институты частного права. Следует отметить, что во внутренних районах острова (Канди) до настоящего времени сохранились старые кандийские законы, основанные на феодальном обычном праве.

Конституция независимого Цейлона 1948 г. была создана по образцу английской, согласно которой номинально государство возглавлял Генерал-губернатор, но исполнительная власть передавалась премьер-министру и его кабинету, ответственным перед двухпалатным парламентом. Первым премьером стал Дон Стивен Сенанаяке, который сумел учесть интересы разных общин и слоев населения и сплотить их ведущих представителей, образовав в 1946 г. Объединенную национальную партию (ОНП), которая доминировала в политической жизни независимого государства до 1956 г. ОНП дала стране трех первых премьер-министров, начиная с самого Сенанаяке. Руководимая лидерами из наиболее образованных слоев общества, эта партия проводила либеральный курс в политике и экономике.

В 1951 г. Соломон Бандаранаике, министр по делам местного самоуправления, вышел из состава Правительства и организовал Партию свободы Шри-Ланки (ПСШЛ). На выборах 1956 г. партия Бандаранаике победила, и ему было поручено создание коалиционного Правительства из членов Объединенного народного Фронта (ОНФ), образованного ПСШЛ и фракцией ПОР. Данное Правительство провело ряд фундаментальных реформ в соответствии со своей программой: сингальский язык заменил английский в качестве единственного государственного языка, оборонительный союз с Великобританией был разорван, ее военно-морские и военно-воздушные базы выведены с территории Цейлона, и страна объявила о проведении политики нейтралитета и неприсоединения к блокам. Правительство активно поддерживало буддийские и сингальские культурные мероприятия, в экономике проводился курс на национализацию транспорта и инфраструктуру порта Коломбо.

Политика Правительства ОНФ затронула интересы разных групп населения. Так, новый статус сингальского языка вызвал противодействие со стороны тамилов, и под руководством Федеральной партии они начали борьбу за признание государственным тамильского языка. Это обострило межобщинные распри и спровоцировало массовые волнения в 1958 г. Возникли трения в профсоюзах и конфликты в буддийских кругах. В этой обстановке политической нестабильности и социальной напряженности в 1959 г. Бандаранаике был убит буддийским монахом.

Новым главой Правительства стал бывший министр просвещения Виджаянанада Даханаяке, который в разгар противостояния в обществе назначил парламентские выборы на апрель 1960 г. ОНП, которая при Дадли Сенанаяке подверглась решительному обновлению и превратилась в ведущую партию, одержала победу, но все же не получила абсолютного большинства в нижней палате. После четырехмесячных попыток обеспечить работу Правительства меньшинства Сенанаяке объявил о новых выборах в июле 1960 г., которые выиграла Партия Свободы Шри-Ланки, реорганизованная вдовой бывшего партийного лидера Сиримаво Бандаранаике, которая и заняла пост премьер-министра. Г-жа Бандаранаике стала первой в мире женщиной премьер-министром и главой государства. Во время ее нахождения у власти были национализированы банки, порты, ряд отраслей промышленности, а также установлена государственная монополия на внешнюю торговлю.

Второе Правительство ПСШЛ продолжило реформы, начатые при Соломоне Бандаранаике. Чтобы удовлетворить требования буддистов, приходские школы, ранее принадлежавшие христианским общинам, перешли в собственность государства; было расширено использование сингальского языка как официального в государственных учреждениях и судах. Курс на национализацию частных предприятий распространился на такие секторы экономики, как страхование и сбыт нефтепродуктов. В 1964 г. ПСШЛ согласилась на коалицию с ПОР и Коммунистической партией. Образование коалиции вызвало оппозицию со стороны правого крыла ПСШЛ, что ускорило новые выборы в 1965 г. На выборах ОНП одержала убедительную победу, и Дадли Сенанаяке вновь возглавил Правительство. Впервые с 1956 г. тамилы вошли в состав Правительства, а тамильскому языку был придан официальный статус. ПСШЛ и группа марксистских партий образовали оппозиционный Объединенный левый фронт (ОЛФ).

На выборах в 1970 г. кресло премьер-министра вновь заняла Бандаранаике. Приобретя мандат на кардинальные преобразования, правительство ОЛФ заметно усилило государственный контроль над торговлей и промышленностью. В 1971 г. Бандаранаике ввела в стране чрезвычайное положение, которое сохранялось до 1977 г. и привело к ограничению многих гражданских свобод. Вместе с тем политика Правительства сместилась влево: в 1972 г. началась земельная реформа, а в 1975 г. были национализированы чайные плантации, принадлежавшие иностранным компаниям.

Партия Свободы Шри-Ланки отражала интересы сингальской общины, стремилась к укреплению позиций буддизма, ориентировала экономическую политику партии на активное участие государства в ведущих секторах экономики при упоре на принципы эгалитаризма. ПСШЛ стала ведущей политической силой в Шри-Ланке после победы на выборах в 1956 г., но партия утратила большинство мандатов в парламенте в 1965 г., восстановила свои позиции в 1970 г., но проиграла выборы 1977 г. Лишь в 1994 г. ПСШЛ вновь стала ведущей силой коалиционного Народного альянса и сумела провести своего кандидата Чандрику Кумаратунге в президенты, под руководством которой ПСШЛ заняла более умеренную позицию в национальном вопросе и склонилась вправо в экономической политике.

Необходимо отметить в связи с этим, что в стране действовали несколько левых партий, среди которых были троцкистская Партия общественного равенства (ПОР), Народная партия Шри-Ланки. Однако явно более мощной организацией оказался Фронт народного освобождения (ФНО).

Ланкийских тамилов представлял Объединенный фронт освобождения тамилов (ОФОТ), цель которого заключалась в предоставлении автономии территориям с тамильским большинством населения на севере и востоке Шри-Ланки. В 1983 г. группа молодых тамильских сепаратистов, отвергнув законопослушную линию ОФОТ, сформировали партизанское объединение Тигры освобождения Тамил Илама (ТОТИ) и подняли восстание на полуостров Джаффна. Создав свои лагеря и базы снабжения в южноиндийских штатах с тамильским населением, повстанцы ТОТИ установили контроль над полуостровом и вызвали вооруженные столкновения по всей стране. С 1987 по 1991 гг., в соответствии с соглашением между правительствами Индии и Шри-Ланки, в северных районах страны были размещены индийские воинские части. Вначале, приняв условие разоружиться и действовать как легальная политическая партия, ТОТИ быстро возобновили террористические акты, направив их против индийской армии и тамилов с иными взглядами. После вывода с севера страны индийских подразделений ТОТИ захватили Джаффну, но в 1996 г. были вытеснены оттуда правительственными войсками. Главным выразителем интересов индийских тамилов является Конгресс рабочих Шри-Ланки (КРШЛ), который также успешно выступал как профсоюз работников чайных и каучуковых плантаций.

В 1972 г. с принятием Конституции страны Правительство возглавила Бандаранаике, а последний генерал-губернатор Уильям Гопаллава стал Президентом. Однако в 1975 г. представители ПОР вышли из состава Правительства, а в 1976 г. коалицию покинули коммунисты. Лишившись поддержки большинства депутатов в парламенте, Бандаранаике была вынуждена назначить всеобщие выборы в 1977 г., на два года позже, чем предусматривалось конституционными нормами. Победу на выборах одержала ОНП. Согласно принятой в октябре 1977 г. поправке к Конституции Президент становился главой исполнительной власти и в 1978 г. этот пост занял лидер ОНП премьер-министр Джуниус Джаявардене.

7 сентября 1978 г. вступила в действие новая Конституция, включавшая поправку 1977 г. Правительство ОНП энергично взялось за оживление экономики. В 1982 г. Президент Джаявардене был переизбран на следующий срок, а в результате референдума полномочия парламента были продлены до 1989 г. Однако в 1983 г. страну потряс взрыв межобщинных столкновений - ввиду того, что тамильские повстанцы опирались на базы и центры снабжения в южноиндийских штатах, Правительство Индии тоже оказалось вовлечено в конфликт. К 1987 г. между странами было достигнуто соглашение, согласно которому ланкийские войска выводились из района Джаффны и заменялись индийскими миротворческими силами. Северную и восточную провинции Шри-Ланки намечалось объединить в Тамильскую автономную область, но через год жителям восточной провинции было предложено высказаться на референдуме по вопросу об автономии. Сингальские националисты резко выступили против автономии, восприняв ее как угрозу суверенитету Шри-Ланки и отказ от территориальной целостности страны.

Крупнейшая террористическая группировка ТОТИ развернула против индийских войск боевые операции, между тем как ДВП начала террористическую кампанию против умеренно настроенных сингалов и официальных лиц на юге страны. Несмотря на серьезный урон от акций ДВП, в декабре 1988 г. прошли президентские выборы, на которых победил кандидат от ОНП Ранасингхе Премадаса. В 1991 г. индийские войска покинули территорию Шри-Ланки, но гражданская война не прекратилась даже после того, как Правительство Индии запретило на своей территории деятельность ТОТИ. В 1991 г. оппозиционные партии попытались добиться отставки Премадасы, обвиняя его в коррупции и злоупотреблении властью. Фракция ОНП, которую возглавил бывший министр внутренних дел Лалитх Атхулатхмудали, поддержала требование об отставке президента. Фракция была исключена из ОНП и сформировала самостоятельную партию - Демократический объединенный национальный фронт (ДОНФ). В 1993 г. во время кампании поддержки кандидатов от ДОНФ на местных выборах Атхулатхмудали был убит. На следующей неделе произошло убийство Премадасы, ответственность за которое было возложено на ТОТИ. На местных выборах в столичном районе ПСШЛ нанесла поражение ОНП.

В 1994 г. коалиция Народный альянс во главе с ПОШЛ победила на парламентских выборах и ее кандидат Чандрика Кумаратунге была избрана Президентом Шри-Ланки. Премьер-министром она назначила свою мать Сиримаво Бандаранаике, но в августе 2000 г. Бандаранаике ушла в отставку, будучи в возрасте 84 года самой старшей в мире женщиной-политиком, уступив свой пост Ратнасири Викреманаяке. Народный альянс получил большинство голосов избирателей на выборах 1994 г. благодаря обещанию урегулировать национальный конфликт путем переговоров. Однако в 1995 г. ТОТИ отказались от соблюдения перемирия и возобновили боевые действия. Правительственная армия захватила полуостров Джаффну, основную базу повстанцев, однако они продолжают контролировать районы на севере и востоке страны.

Поворот произошел в политике Шри-Ланки в 2001 г., когда у власти было Правительство Викремезинга, и это был первый длинный перерыв в военных действиях с начала конфликта. Но Конституция 1978 г. отдавала премьер-министру немного власти: в марте 2004 г. Кумаратунга уволила Викремезинга и организовала новые выборы.

Избранный в 2005 г. Президент Махиндой Раджапакса взял курс на социально-демократические преобразования в экономике и социальной сфере, продолжение политики социального благополучия населения страны путем предоставления бесплатного образования и медицинского обслуживания населению. Правительство взяло курс на развитие малых и средних предприятий, а также на стимулирование развития сельского хозяйства, в том числе в частном секторе, и поиск новых рынков сбыта продукции. Особый акцент делался на действия по защите окружающей среды и заботе о животных. В социальной сфере было положено начало сдерживанию влияния и распространения табачной зависимости и алкоголя (алкогольные напитки во время народных и религиозных праздников запрещено продавать и употреблять во всех публичных местах), а также разработаны программы по предупреждению и борьбе с распространением наркотиков. Вместе с освобождением северо-восточных районов был установлен курс на ускоренное экономическое развитие этих регионов, а также на проведение в освобожденных провинциях демократических выборов и восстановления парламентских институтов власти. И новый курс государственной политики встретил мощный террор со стороны ТОТИ.

Следует отметить, что группировка ТОТИ не была признана более чем 52 странами и Шри-Ланка активно продолжала борьбу за прекращение угнетения северных провинций острова. В 2008 г. в связи с чередой вспышек вооруженных нападений на военные силы Шри-Ланки со стороны ТОТИ было отменено соглашение о прекращении огня и начата более активная борьба с террористами. В 2009 г. северный город, служивший около 10 лет командным пунктом для ТОТИ, был захвачен правительственными войсками. В мае 2009 г. все лидеры группировки ТОТИ были найдены мертвыми и 26-летняя война в Шри-Ланке окончена. 20 мая 2009 г. объявлен национальным днем Шри-Ланки.

С 6 по 9 февраля 2010 г. состоялся первый в истории рабочий визит в Россию Президента Шри-Ланки, в ходе которого прошла встреча М. Раджапаксе с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Было подтверждено обоюдное стремление и далее динамично развивать двусторонние отношения, подписаны межправительственное соглашение и меморандум.

 

§ 3. Источники права

 

Главным источником действующего права Шри-Ланки является вступившая в силу 7 сентября 1978 г. Конституция страны, значение которой является определяющим в системе действующего законодательства. В 1931 г. была принята Конституция страны, предусматривавшая создание первого выборного Парламента - Государственного совета, и одновременно было введено всеобщее избирательное право, в том числе впервые в Азии - для женщин. В дальнейшем ее сменили Конституции 1947, 1972, 1978 гг. Действующая Конституция страны воплотила в себе особенности американской, французской и британской систем правления <1>.

--------------------------------

<1> Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010. Т. 2. Средняя Азия и Индостан. С. 861.

 

Конституция состоит из преамбулы, 24 глав (172 статьи) и девяти приложений; за время действия Конституции в нее было внесено 17 поправок. В ст. 1 указанного правового акта высшей силы подчеркивается, что Шри-Ланка (Цейлон) является свободной, суверенной, независимой и демократической социалистической республикой. Основной закон исходит из того, что носителем суверенитета является народ, который пользуется им и осуществляет его; суверенитет включает в себя полномочия управления, основные права и избирательное право.

Основными источниками права в Шри-Ланке являются законодательные акты, во главе иерархии которых стоит Конституция, судебные прецеденты и обычаи, включая религиозные. Важную роль в качестве источника права играют мнения ученых-юристов (в римско-голландском, кандийском и мусульманском праве). Решения Верховного суда Шри-Ланки имеют обязательную силу прецедента для всех нижестоящих судов; решения Апелляционного суда имеют такую же силу для судов первой инстанции.

Особенностью правовой системы Шри-Ланки, живущей в условиях перманентной военно-политической конфронтации, вызванной неурегулированностью сингало-тамильского этнического конфликта, является активное использование чрезвычайных законов, нарушающих конституционные положения об основных правах и свободах граждан. Так, Конституция Шри-Ланки предусматривает, что Парламент может квалифицированным большинством принять законы, несовместимые с любым ее положением. Примером служит Закон Шри-Ланки "О предотвращении терроризма" (1979 г.), на основании положений которого в период действия чрезвычайного положения могут издаваться и чрезвычайные указы. В соответствии с Конституцией Шри-Ланки подобные указы Президента могут "отменять, изменять или приостанавливать действие любого закона, за исключением положений Конституции" (ст. 155). Чрезвычайные указы должны быть представлены на утверждение Парламенту страны в течение 10 дней с момента издания.

Провинции Шри-Ланки согласно 15-й поправке к Основному закону получили право издавать местные законодательные акты. Этой поправкой предусмотрено разграничение компетенции общегосударственных органов и провинциальных советов, а также совместная их компетенция. Президент государства имеет право вето по отношению к провинциальным законам, касающимся бюджета и распределения средств.

Отмечается, что с соответствии со ст. 15 Конституции страны если любое соглашение или договор между Правительством Шри-Ланки и Правительством любого иностранного государства для поддержки и охраны инвестиций в Шри-Ланке такого иностранного государства и его граждан имеет важное значение для национальной экономики и не затрагивает интересов национальной безопасности, и за одобрение его подано не менее 2/3 голосов всех членов Парламента, то такое соглашение или договор имеет силу закона. Никакая норма права и никакой акт исполнительного или административного органа не должны противоречить положениям такого соглашения или договора.

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

§ 1. Отрасли публичного права

 

Конституционное право

 

Основной закон - Конституция Демократической социалистической Республики Шри-Ланка исходит из того, что носителем суверенитета является народ, который пользуется им и осуществляет его следующим образом: законодательная власть осуществляется Парламентом, состоящим из избираемых представителей народа и народом путем референдума; исполнительная власть осуществляется избираемым народом Президентом Республики; судебная власть осуществляется Парламентом посредством судов, трибуналов и органов, создаваемых и учреждаемых Конституцией или создаваемых и учреждаемых на основании закона; основные провозглашенные и признанные Конституцией права соблюдаются, развиваются и защищаются всеми органами управления и не могут быть уменьшены, ограничены или запрещены, кроме как в порядке и объеме, установленном конституционно; избирательное право осуществляется путем выборов Президента Республики и членов Парламента, а также путем референдума.

В соответствии с гл. III основными конституционными правами признаны: свобода мысли, совести и вероисповедания (ст. 10); свобода от пыток (ст. 11), право на равенство, свобода от произвольного ареста, задержания и наказания, а также запрещение уголовного законодательства, имеющего обратную силу (ст. 13); свобода слова, собраний, объединений, передвижений (ст. 14) и др.

Президентом Республики Шри-Ланка на основании ст. 31 Конституции страны может быть выдвинут в качестве кандидата признанной политической партией любой гражданин, а также, в случае если он является избранным членом законодательного органа, - любой иной политической партией или избирателем. Ни одно лицо, избранное на должность Президента народом дважды, не может иметь права быть избранным на такую должность народом вновь. Права и обязанности Президента страны определены ст. 33 Конституции. Так, Президент Республики назначает с одобрения Парламента премьер-министра, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. Президенту Республики предоставлены иные широкие полномочия: право лично возглавлять Кабинет министров, распускать парламент и назначать новые выборы в любое время по истечении года работы высшего законодательного органа, вносить предложения об утверждении результатов всенародного референдума и др.

Парламент. Законодательным органом является Национальная Государственная Ассамблея - однопалатный Парламент, состоящий из 225 депутатов, избираемых сроком на шесть лет, но не обязательно в те же годы, что и Президент Республики. Все 225 парламентариев избираются от округов пропорционально численности населения.

Следует отметить, что на основании ст. 148 Конституции страны Парламент осуществляет полный контроль над государственным бюджетом: ни один налог или какой-либо иной сбор не может быть установлен каким-либо местным органом власти или каким-либо другим государственным органом власти, кроме как на основании или в силу закона, принятого Парламентом, или любого другого существующего закона. Все налоги, подать, местные налоги и обязательства, а также вся другая прибыль и получаемые финансовые средства Республики формируют единый Консолидированный Фонд.

Провинции. Шри-Ланка подразделяется на восемь административных провинций: Западную, Сабарагамува, Северо-Восточную, Северо-Западную, Ува, Северо-Центральную и Южную, и указанные провинции состоят из 23 округов. Провинциальные власти подотчетны выборным провинциальным советам.

Согласно гл. VIIA Конституции Шри-Ланки в каждой провинции учреждается Совет провинции и в каждой провинции страны учреждается должность губернатора, который назначается Президентом Республики посредством написанного от руки приказа и занимает свое место до тех пор, пока это не угодно Президенту. Совет провинции может с соблюдением Конституции представить Президенту заявление с рекомендацией смещения с должности губернатора на основании того, что он умышленно нарушил Конституцию, виновен в неправомерном поведении или коррупции, включая превышение своих полномочий или виновен во взяточничестве, преступлении, включающем в себя аморальные действия. Резолюция о представлении такого заявления должна быть принята не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета.

 

Уголовное право и процесс

 

Основным источником уголовного права на Шри-Ланке является индийский Уголовный кодекс (УК) (1860 г.), который был введен по указанию английских колониальных властей на смену римско-голландскому праву. Наряду с УК в Шри-Ланке действует ряд законодательных актов, изданных в дополнение к нему. В частности, в 1962 г. был издан Закон об уголовном праве, который предусмотрел новую редакцию специальные положения ст. 115 УК. В соответствии с указанной статьей каждый, кто готовится, покушается свергнуть законное Правительство Цейлона, подлежит смертной казни или тюремному заключению на срок от 10 до 20 лет с конфискацией имущества.

В связи с этим следует отметить, что среди видов наказания, предусмотренных УК, - смертная казнь, строгое заключение (с каторжными работами), простое заключение, порка плетьми, конфискация собственности и штраф. По УК Шри-Ланки смертная казнь как обязательная мера наказания предусматривается за убийство (разд. 296), доведение до самоубийства (разд. 299), дачу или фабрикацию ложного свидетельства, если оно повлекло осуждение и казнь невиновного лица (разд. 191). Кроме того, смертная казнь в качестве альтернативной меры наказания, предусматривается за попытку свержения правительства; покушение на убийство Президента Республики или члена Правительства, полицейского, военнослужащего или должностного лица государства (ст. 23 Правил о чрезвычайном положении); уничтожение имущества, если это повлекло или было направлено на лишение жизни, ограбление или злоупотребление (ст. 24 Правил о чрезвычайном положении); за незаконную перевозку или хранение опасного оружия или веществ (ст. 35 Правил о чрезвычайном положении). Законом о ядах, опиуме и опасных наркотиках в 1984 г. смертная казнь была установлена за хранение наркотиков или их изготовление.

УК Шри-Ланки в целом основан на английской модели, значительные отступления от демократических стандартов судопроизводства были сделаны в связи с активной террористической деятельностью тамильских сепаратистов. Еще в 1962 г. указанный Закон об уголовном праве предоставил генеральному инспектору полиции или любому уполномоченному им чиновнику право подвергать аресту без судебного приказа любое лицо, подозреваемое в подготовке или совершении любого преступления против государства, - такое лицо может содержаться под арестом в течение 60 дней.

В 1973 г. Парламент Республики принял Закон об отправлении правосудия, призванный заменить унаследованный от колониальных времен судебный процесс на более упрощенный и быстрый и отменивший 13 законов и ордонансов, включая Ордонанс о судах и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) (1898 г.), охватив судебную власть, уголовное, завещательное и апелляционное производство и аннулирование протоколов судебного заседания. Позднее две главы Закона об отправлении правосудия (об уголовном и апелляционном производстве) были заменены Законом об Уголовно-процессуальном кодексе (1979 г.), а третья (о судах) была существенно изменена действующей Конституцией.

В ст. 13 Конституции провозглашено запрещение уголовного законодательства, имеющего обратную силу, а также гарантируется в числе основных свобод личности свобода от произвольного ареста и задержания и наказания. Однако арест, содержание под стражей, задержание или иное лишение лица свободы, совершенное на основании судебного приказа о высылке из страны, или приказа о депортации, изданного на основании положений Акта об эмигрантах и иммигрантах, или Акта об Индо-Цейлонском соглашении (реализации) от 1967 г. N 14, не противоречат положениям указанной статьи. Согласно действующему законодательству задержанный и арестованный должны быть доставлены судье в течение 24 часов и имеет право на освобождение до суда под залог и во всех делах обвиняемый имеет право на помощь адвоката.

Большинство уголовных дел рассматривается судами магистратов, высокие суды слушают дела о преступлениях, влекущих заключение на срок более двух лет или штраф более 1500 рупий. Суд присяжных, состоящий из семи человек, предусмотрен только по наиболее серьезным делам: о преступлениях против государства, умышленных убийствах, изнасилованиях, он выносит обвинительный вердикт не менее чем пятью голосами. Следует отметить, что Закон о предупреждении терроризма (1979 г.) приостановил деятельность суда присяжных в отношении дел о тяжких преступлениях, совершенных на почве этнической розни. Обвинение поддерживается генеральным атторнеем, генеральным солиситором или государственным адвокатом. Основной апелляционной инстанцией является Апелляционный суд, решения которого могут быть обжалованы в Верховный суд Шри-Ланки только по существенным вопросам права.

Следует выделить, что гражданские и некоторые уголовные дела в Шри-Ланке должны сначала поступать в примирительное ведомство до передачи на судебное разбирательство.

 

§ 2. Отрасли частного права

 

Гражданское право

 

Шри-Ланка имеет несколько систем частного права, при действии которых римско-голландское право, измененное законами и по-новому (в английском духе) истолкованное судами, официально является основной, базовой частноправовой системой страны. Английское общее право применяется к торговым контрактам, торговой собственности и ко многим другим торговым и гражданско-правовым отношениям. Практически все статутное право основано на английских нормах, но римско-голландское право продолжает сохранять сильные позиции в сфере семейного права и права собственности. Из английского общего права заимствован институт траста. Некоммерческие контракты также в целом подчиняются римско-голландскому праву, но деликтное право имеет в зависимости от вида деликтов как римско-голландское, так и английское происхождение.

Тамилы в вопросах личного статуса и ряде других руководствуются своим персональным правом, основанным преимущественно на индуистских традициях. В отношении некоторых вопросов вещного права, к примеру сервитутов, оно является территориальным и применяется ко всем, кто владеет собственностью в северной провинции, где тамилы составляют большинство населения.

Кандийское и мусульманское право применяется соответственно к кандийским сингалам и мусульманам в вопросах личного статуса (брак, развод, наследование и др.). В 1995 г. был принят Закон о повышении минимального брачного возраста для женщин с 12 до 18 лет, однако это требование не распространяется на браки, заключаемые среди мусульман. У сингалов и особенно у тамилов сохраняются пережитки кастового строя, хотя закон признает полное равноправие всех каст. Общие правила наследования по закону кодифицированы в Ордонансе о брачных правах и наследовании (Matrimonial Rights and Inheritance Ordinance), изданном еще в колониальный период. Помимо этого, действуют специальные законы для лиц, подчиняющихся тамильскому, кандийскому и мусульманскому праву.

Денежная единица - рупия Шри-Ланки; основные статьи экспорта - текстиль, одежда, чай, драгоценные камни, каучук, кокосовые орехи. Коммерческое (торговое) право имеет почти целиком английское происхождение. Ордонанс об акционерных обществах (1961 г.) и Ордонанс о компаниях (1938 г.) были копиями соответствующего британского законодательства и действуют с незначительными изменениями. В настоящее время эта сфера регулируется Законом о компаниях (1982 г.), кооперативы действуют на основе Закона о кооперативных обществах (1972 г.). Принятый в колониальное время Ордонанс о векселях (Bills of Exchange Ordinance) основан на Английском законе о векселях (English Bills of Exchange Act). Вместе с тем вексельная правоспособность подчиняется римско-голландскому праву. Ланкийское законодательство о банкротстве основано на Английском законе о банкротстве (1849 г.).

Отношения интеллектуальной собственности регулируются основанным на английском праве Кодексом об интеллектуальной собственности (1979 г.), регулирующим промышленные образцы, патенты, торговые марки, авторское право, фирменные наименования и иные виды интеллектуальной собственности.

Действующая Конституция Шри-Ланки, следуя индийскому образцу, установила, что развитие страны должно осуществляться посредством публичной и частной экономической деятельности при их планировании и контроле. В период независимости приняты Закон о Национальном совете планирования (1956 г.), Закон о страховых корпорациях (1961 г.), национализировавший страховое дело, Закон о защите потребителей (1979 г.), Закон о Комиссии по ценным бумагам (1987 г.) и др.

Можно отметить, что Закон Шри-Ланки об аграрной реформе (1972 г.) установил максимальный размер собственности сельскохозяйственных земель в 50 акров.

С конца 1970-х гг. Шри-Ланка приступила к полномасштабным рыночным реформам, что способствовало расширению объема инвестиций в экономику страны. В 1978 г. был принят Закон об иностранных инвестициях, направленный на их привлечение. В настоящее время Шри-Ланка имеет шесть свободных экономических зон, именуемых также зонами экспортного производства или поощрения инвестиций. Следует отметить в связи с этим, что в 2010 г. ВВП Шри-Ланки достиг 106,50 млрд. долл., ВВП на душу населения - 1,1 тыс. долл. Уровень инфляции в 2010 г. составил 5,9% (3,4% в 2009 г.); уровень безработицы - 5,2% (5,8% в 2009 г.); уровень бедности - 7,6% (15% в 2007 г.). В 2010 г. объемы экспорта выросли на 13,3% и составили 8,029 млрд. долл., расходы на импорт выросли на 34,9% и составили 13,772 млрд. долл. <1>. Ключевыми статьями экспорта являются продукция швейной промышленности, чай, каучук, драгоценные камни, кокосовые орехи. Главные позиции импорта - высокотехнологичная продукция, промышленное и бытовое оборудование, продукция машиностроения, нефть и нефтепродукты, товары широкого потребления и продукты питания.

--------------------------------

<1> См.: Меламед И.И., Абрамов А.Л., Коржубаев А.Г. Указ. соч. С. 620.

 

Основными организационно-правовыми формами предприятий, регистрируемых в Шри-Ланке, являются: закрытая компания с ограниченной ответственностью, открытая компания с ограниченной ответственностью, народная компания, партнерство, совместное предприятие, оффшорная компания, холдинги, дочерние компании. Так, например, согласно требованиям Закона Шри-Ланки о компаниях оффшорная компания не имеет статуса юридического лица. Она выступает в качестве представительства, дочерней компании или филиала иностранной компании. Как правило, оффшорная компания занимается проверкой качества продукции, решает маркетинговые задачи, анализирует местный рынок, ищет и поддерживает связи с поставщиками и т.д.

Оффшорные компании освобождаются от налогообложения в Шри-Ланке, если весь бизнес ведется за пределами страны. Статус оффшорной компании может получить любое предприятие независимо от того, было ли оно учреждено на территории Шри-Ланки или за ее пределами. Такие компании должны быть зарегистрированы в Реестре. После уплаты требуемой суммы и предоставления свидетельства из банка о внесении на счет компании суммы в размере 100 тыс. долл., которая пойдет на оплату расходов предприятия, регистратор выдает ему свидетельство о регистрации. Оффшорные компании освобождаются от необходимости несения других расходов. Все предприятия, ведущие свою деятельность на территории Шри-Ланки, независимо от своей организационно-правовой формы, должны периодически подавать финансовые и иные отчеты, которые заверяются местными аудиторами.

Вопросы, связанные с иностранными инвестициями, находятся в компетенции Управления инвестициями Шри-Ланки. В целом для иностранных инвесторов нет ограничений на участие в местных предприятиях, за исключением некоторых видов деятельности, доля иностранного капитала в которых может быть лимитирована. Например, в банковских учреждениях доля иностранного капитала не может превышать 49%; в компаниях, которые осуществляют жилищное строительство и занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых, - не более 40%; в страховых компаниях допустимая доля иностранного капитала определяется в каждом конкретном случае Правительством страны. Управление инвестициями имеет полномочия определять для компаний с иностранными инвестициями различные налоговые льготы, а также освобождать их от таможенных пошлин и валютного контроля.

Кроме того, зарубежные инвесторы имеют право на свободный перевод прибыли в соответствии с требованиями Закона о контроле импорта и экспорта и на ряд иных преимуществ. После получения предприятием этих преимуществ они сохраняются на протяжении всего срока существования компании и не могут быть отменены даже последующими правительственными постановлениями. Налоговые и другие льготы предоставляются компаниям, которые работают в сфере высоких технологий, предприятиям, инвестирующим в строительство новых заводов, в средства производства и оборудование. Резидентные компании (т.е. те, которые были учреждены на территории Шри-Ланки или полностью контролируются офисом, который расположен на территории страны), а также иностранные компании, получающие доход из источников в Шри-Ланке, облагаются подоходным налогом по ставке 35% на чистую прибыль.

Кроме того, в стране взимается налог с денежных переводов. Он составляет 1/3 от общего объема переводов за границу или 1/9 налогооблагаемой прибыли компании в зависимости от размера суммы. Дивиденды до вычета налогов, получаемые акционерами-нерезидентами (физическими и юридическими лицами) от компаний-резидентов, облагаются налогом, который удерживается с источника выплат, в размере 15%. Размер налога на импорт товаров и услуг составляет 12,5%. Шри-Ланка подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения с рядом государств, включая Россию. К примеру, Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 150-ФЗ ратифицировано Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и подписанное в г. Москве 2 марта 1999 г.

 

Трудовое право

 

Трудовое право Шри-Ланки не кодифицировано: в этой сфере действуют более 50 законодательных актов, в том числе Ордонанс о компенсациях трудящимся (1934 г.), Ордонанс о занятости женщин, молодежи и детей (1956 г.), а также Закон о праздничных днях (1959 г.) и др. За работниками законодательно закреплены и соблюдаются на практике права на объединение в профсоюзы, коллективные переговоры, забастовку. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка относится к странам со средним ИРЧП (0,658), занимая 91-е место в мире после Китая и Сальвадора, за ней следуют Таиланд и Габон <1>. По индексу качества жизни Шри-Ланка с показателем 53 на 121-м месте в мире после Белоруссии, России и Замбии <2>.

--------------------------------

<1> http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2010_RU

<2> http://www.linternationalliving.com/qofl2010

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 310.